ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И КАЧЕСТВА МЫШЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И КАЧЕСТВА МЫШЛЕНИЯ

Жанчикова Т.М. 1, Михалева А.Б. 1
1Северо-Восточный федеральный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Цель работы: изучить особенности видов мышления.

Мышление - это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира. Виды мышления: Теоретическое - это мышление, с помощью которого одни знания выводятся из других знаний путем оперирования понятиями, в содержании которых эти знания представлены. Практическое - это мышление, предполагающее реальные действия человека с материальными предметами. Наглядно-образное мышление - это вид мышления, которое опирается на восприятие или представления. Наглядно-образное - при протекании этого вида мышления, человек привязан к действительности, использует конкретные образы для решения возникшей ситуации, а сами необходимые для мышления образы представлены в его кратковременной и оперативной памяти. Словесно-логическое – это вид мышления, опосредованный знаками, из которых непосредственно складываются понятия [1, с.262].

Все перечисленные виды мышления у человека сосуществуют, могут участвовать в одной и той же деятельности. В зависимости от ее характера и конечной цели в мышлении человека, связанном с данной деятельностью, может преобладать тот или иной вид мышления. По степени сложности, по требованиям, которые разные виды мышления предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все они, за исключением наглядно-действенного и наглядно-образного, не уступают друг другу. Однако наличие в мышлении логики делает его более точным и обоснованным.

Научное мышление - это всегда логическое мышление. Его принципиальное отличие от мышления, основанного на здравом смысле, образно подчеркнул немецкий психолог К. Дункер. В одной из своих работ он писал: «У здравого смысла прекрасный нюх, но зато старчески тупые зубы». С этим трудно не согласиться, имея в виду, что мышление в его высших творческих человеческих формах не сводится ни к жизненному опыту, ни к тому чувству, которое составляет основу здравого смысла. Отсутствие строгой логики делает такое мышление бездоказательным и не гарантирует от ошибок. Во всяком случае, ошибку в интуитивном или основанном на здравом смысле мышлении обнаружить гораздо труднее, чем в логически выдержанном и последовательном мышлении. Логические операции входят в структуру развитого мышления. Соответственно в логике мышления можно выделить следующие операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция, обобщение и конкретизация. Сравнение-это логическая операция, которая обнаруживает общее и различное в сравниваемых друг с другом объектах, а результатом сравнения, как логической операции, становится точное описание того, в чем сходны и в чем различны сравниваемые между собой объекты. Анализ - логическая операция расчленения сложного предмета на элементы с последующим выяснением связей, существующих между этими элементами в составе сложного целого. Синтез-это логическая операция, противоположная анализу. Она заключается в соединении элементов или частей друг с другом в единое целое с последующим изучением свойств образованного таким образом целого. Анализ и синтез обычно дополняют друг друга и осуществляются вместе. «Анализ и синтез,- писал С.Л. Рубинштейн,- «общие знаменатели» всего познавательного процесса. Они относятся не только к отвлеченному мышлению, но и к чувственному восприятию. В плане чувственного познания анализ выражается в выделении какого-либо чувственного свойства объекта, до того должным образом не выделявшегося. Познавательное значение анализа связаны с тем, что он вычленяет и «подчеркивает», выделяет существенное». Абстракция (или абстрагирование) - это выделение какой-либо стороны или аспекта некоторого объекта или явления с целью их отдельного изучения. Обобщение - выступает как выделение общего, существенного в том или ином классе предметов или явлений. Конкретизация - выступает как логическая операция, обратная обобщению. Она проявляется, например, в том, что из общего понятия выводится суждение о принадлежности данного или иного конкретного свойства определенному предмету или явлению.

Кроме рассмотренных видов и операций мышления имеются и процессы мышления, которые в логике называют его формами. К ним относятся суждение, умозаключение, определение понятий, индукция, дедукция. Суждение - это высказывание, содержащее в себе определенную мысль. Умозаключение - представляет собой серию логически связанных высказываний, из которых выводится новое знание (1, с. 212). Определение понятий рассматривается как суждение о некотором классе предметов (явлений), выделяющее их наиболее общие признаки. Индукция и дедукция - это способы производства умозаключений, отражающие направленность мысли от частного к общему и наоборот.

Хотя логические операции органически входят в состав высокоразвитого мышления человека, оно не всегда выступает как процесс, в котором действуют только логика и разум. В это процесс вмешиваются и нередко существенно на него влияют потребности и эмоции людей. Мышление, регулируемое эмоциями, считают менее совершенным и менее развитым, чем мышление, регулируемое логикой. Вот что по этому поводу писал С.Л. Рубинштейн: «Подчиняясь деспотическому господству слепого чувства, мысль начинает порой регулироваться стремлением к соответствию с субъективным чувством, а не с объективной реальностью… следует «принципу реальности»… Эмоциональное мышление с более или менее страстной предвзятостью подбирает доводы, говорящие в пользу желанного решения».

Эмоции, однако, способны не только искажать, но и направлять, стимулировать мышление. Известно, что чувство придает мысли большую страстность, напряженность, остроту, целеустремленность и настойчивость в поисках истины. Без возвышенного чувства продуктивная мысль столь же мертва и невозможна, как и без строгой логики. Вопрос только в том, насколько чувство сильно и не подавляет ли оно собой разум человека.

В процессах мышления эмоции особенно бывают выраженными в моменты нахождения человеком решения трудной задачи, над которой он давно и безуспешно размышлял. Здесь эмоции выполняют эвристическую роль и стимулирующую функцию. Эвристическая функция эмоций заключается в выделении (эмоциональной фиксации) некоторой «зоны оптимального поиска», в пределах которой находится искомое решения задачи. При появлении ощущения, что принцип решения задачи найден или вот-вот будет обнаружен, у человека появляется состояние эмоционального подъема. По этому поводу О.К. Тихомиров пишет: «Состояние эмоциональной активации выступает как указание на то, «где» должно быть найдено то, что еще не найдено, оно выступает как не конкретизированное предвосхищение принципа решения (или окончательного решения). Это эмоциональное предвосхищение принципиального решения задачи… переживается как «чувство близости решения».

Кроме обычных, логически последовательных видов мышления, приводящих к правильным выводам, есть и особые мыслительные процессы, дающие неточное, искаженное представление о действительности. Они обнаруживаются у маленьких детей, которые еще не владеют логикой, а также у больных или умственно отсталых людей. Один из видов необычного мышления, получивший название аутистического мышления, встречается у больных шизофренией. Первооткрыватель и исследователь этого видов мышления Э. Блейлер замечал относительно данного виды мышления следующее: «Шизофренический мир сновидений наяву имеет свою форму мышления… свои особые законы мышления…».

Реалистическое мышление правильно отражает действительность, делает поведение человека разумным, в то время как аутистическое мышление представляет в виде идей в основном то, что соответствует потребностям или аффектам человека. Целью операций логики, участвующих в реалистическом мышлении, является создание правильной картины мира, нахождение истины. Последняя из задач - поиск и нахождение истины - перед аутистическим мышлением не стоит; его направленность - это удовлетворение потребности, снятие вызванного ею напряжения. Аутистическое мышление, образно говоря, продолжает заблуждение, а не находит истину. Однако аутизм, считал Э. Блейлер, имеет и положительную ценность. Он снимает излишнюю напряженность у человека, успокаивает его, а иногда усиливает и стремление к позитивной цели. «Нужно представлять себе цель более желанной, чем она есть на самом деле, чтобы повысить свое устремление к ней; не нужно детально представлять себе все трудности их преодоления; в противном случае человек не сможет приступить к действию… и его энергия ослабеет».

Помимо общих видов мышления, описанных выше и встречающихся у многих людей, есть и индивидуально своебразные, по-своему уникальные виды мышления. Так, например, одну из классификаций типов мыслительной деятельности людей по признакам экстраверсии и интроверсии, доминирования рационального и иррационального, эмоционального и логического в процессах мышления предложил К.Г. Юнг. Он, в частности, выделил следующие типы людей по своебразию их мышления: Интуитивный тип характеризуется преобладанием эмоций над логикой и доминированием правого полушария головного мозга над левым. Мыслительный типу свойственны рациональность и преобладание левого полушария мозга над правым, приоритет логики над чувством.

Перед тем, как начать раскрывать вопросы о стратегиях мышления, необходимо понять, что же такое стратегия. Стратегия – это долгосрочный план действий, разработанный для того, чтобы достичь определенной цели, в основном победы. Понятие стратегия отличается от понятия тактики и немедленных действий. Стратегия рассчитана на то, чтобы сделать существующую проблему более легкой для понимания с целью её конечного разрешения.

Одним из подходов, указанный Брунером и Левиным, является «случайный перебор». При такой стратегии случайным образом формулируется гипотеза либо осуществляется выбор, а затем оценивается их правомерность, и в случае отрицательной оценки выдвигается новое предположение; так продолжается до тех пор, пока не будет найдено решение. Главный недостаток данной стратегии мышления состоит в том, что поиск ведется несистематично и поэтому может оказаться неполным и привести либо к отказу от дальнейших попыток, либо к неприятным последствиям.

По степени новизны и оригинальности различают мышление: репродуктивное, творческое. Репродуктивное мышление - мышление на основе образов и представлений, почерпнутых из каких-то определенных источников. Продуктивное мышление - мышление на основе творческого воображения.

По функциям различают мышление: критическое, творческое. Критическое мышление направлено на выявление недостатков в суждениях других людей. Творческое мышление связано с открытием принципиально нового знания, с генерацией собственных оригинальных идей, а не с оцениванием чужих мыслей.

Можно выделить индивидуальные стили мышления. Синтетический стиль мышления проявляется в том, чтобы создавать что-то новое, оригинальное, комбинировать несходные, часто противоположные идеи, взгляды, осуществлять мысленные эксперименты. Идеалистический стиль мышления проявляется в склонности к интуитивным, глобальным оценкам без осуществления детального анализа проблем. Особенность идеалистов - повышенный интерес к целям, потребностям, человеческим ценностям, нравственным проблемам, они учитывают в своих решениях субъективные и социальные факторы, стремятся сглаживать противоречия и акцентировать сходство в различных позициях. Прагматический стиль мышления опирается на непосредственный личный опыт, на использование тех материалов и информации, которые легко доступны, стремясь как можно быстрее получить конкретный результат (пусть и ограниченный), практический выигрыш. Аналитический стиль мышления ориентирован на систематическое и всестороннее рассмотрение вопроса или проблемы в тех аспектах, которые задаются объективными критериями, склонен к логической, методичной, тщательной (с акцентом на детали) манере решения проблем. Реалистический стиль мышления ориентирован только на признание фактов и «реальным» является только то, что можно непосредственно почувствовать, лично увидеть или услышать, прикоснуться и т.п. Реалистическое мышление характеризуется конкретностью и установкой на исправление, коррекцию ситуаций в целях достижения определенного результата. Таким образом, можно отметить, что индивидуальный стиль мышления влияет на способ решения проблемы, на линию поведения, на личностные особенности человека.

Индивидуальные особенности и качества мышления: Глубина. Проявляется в степени проникновения в сущность явления, процесса. Самостоятельность. Выражается в умении увидеть новую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими силами. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается в его самостоятельности. Гибкость. Проявляется в умении изменять намеченный план действий, если он не удовлетворяет условиям, которые обнаруживаются в ходе решения задачи. Критичность. Отражает способность человека правильно оценить как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наиболее отвечающий условиям деятельности. Быстрота. Проявляется в способности находить правильные, обоснованные решения и реализовывать их в условиях дефицита времени (1, с. 328).

Изучив научную и учебную литературу, мы пришли к следующим выводам:

Мышление-это социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, познания отношений и закономерных связей между предметами и явлениями окружающего мира.

Особенности мышления: мышление всегда имеет опосредованный характер. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах явлений. Мышление исходит из «живого созерцания», но не сводится к нему.

В целом, мы согласны с тем, что индивидуальный стиль мышления влияет на способ решения проблемы, на линию поведения, на личностные особенности человека.

Список литературы:

  1. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. – М., 2007.

  2. Немов Р.С. Психология. – М., 2003.

Просмотров работы: 1320