ПУТИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ НА ОСНОВЕ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПУТИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОБЛОЖЕНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ В РОССИИ НА ОСНОВЕ ОПЫТА ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН

Идрисов Б.Р. 1
1ФГБОУ ВО «Башкирский государственный аграрный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях более широко обсуждаются перспективы развития налога на доходы физических лиц с целью максимизации его фискальных функций и достижения справедливости налогообложения. Первым шагом на пути реализации реформы должно стать изучение зарубежного опыта налогообложения доходов физических лиц. Рассмотрим подробнее, каким образом зарубежные страны решают проблему справедливости налогообложения доходов физических лиц при разработке налоговой политики.

Подоходный налог уплачивается резидентами Швеции независимо от местонахождения источника доходов, в свою очередь нерезиденты платят налог только с доходов, полученных на территории Швеции. Предельная ставка по подоходному налогу в этой стране наивысшая в мире – 57 %, при этом налогоплательщики исправно платят налог. Объясняется это высокой социальной направленностью государственных расходов, налоговая система используется в качестве эффективного регулятора перераспределения доходов населения. Важно отметить, что при существующей в Швеции практике налогообложения доходов лица, получающие крупные доходы, теряют большую их часть, а пенсионеры и одинокие родители, наоборот, получают из бюджета больше, чем платят. Таким образом, налицо эффективная система использования подоходного налога в качестве мощнейшего инструмента перераспределения доходов. В свою очередь налог в Швеции подразделяется на муниципальный и национальный. Ставки национального налога составляют от 31 до 57 % в зависимости от размера дохода, кроме того, доход от капитала облагается по ставке 30 %. Местный подоходный налог исчисляется по плоской шкале налоговых ставок, которые составляют в разных муниципалитетах от 28,89% до 34,17 %. Налоговая система Швеции предусматривает вычеты из налогооблагаемой базы, которые представляют собой затраты на получение дохода, подлежащего налогообложению. Кроме того, взносы граждан на обязательное медицинское страхование и пенсионное обеспечение также могут служить предметом уменьшения налогооблагаемой базы.

Важно отметить также уровень налогового администрирования в Швеции, где каждый гражданин имеет свой ID, который оформлен как обычный расчетный счет, на нем отражаются все суммы внесенных налогов и полученных возвратов. Налог уплачивается на основании налоговой декларации, которая заполняется налоговым органом. Налоговые органы имеют доступ ко всем базам данных о доходах налогоплательщиков и самостоятельно исчисляют налог, подлежащий уплате. Налогоплательщику остается либо подписать декларацию, либо опровергнуть в вышестоящем налоговом органе содержащуюся в ней информацию. Кроме того, законодательством страны предусмотрены довольно крупные штрафы в случае обнаружения налоговыми органами недоплаты по итогам декларационной кампании. [6] Напротив, в случае обнаружения переплаты данная сумма подлежит возврату с начисленными процентами. Шведская экономика является классическим примером смешанной экономики, где государствоактивно вмешивается в жизнь общества с целью обеспечить социальную защищенность и стабильность. Подоходный налог при этом позволяет аккумулировать денежные средства в руках государства и направлять их непосредственно на реализацию социальной политики исходя из самой природы налога как налога с физических лиц.[1]

Во Франции на подоходный налог возложены функции стимулирования вкладов населения в сбережения, недвижимость и покупку акций. Все это создает сложную систему расчета налога и применения многочисленных льгот и вычетов. При расчете налога из налогооблагаемой базы вычитаются все расходы физического лица, которые осуществлены в связи с получением доходов, а также расходы на содержание престарелых родителей и на благотворительность, расходы по охране дома, расходы на обучение детей и пр. Для исчисления суммы подлежащего уплате налога используется прогрессивная шкала налоговых ставок, ежегодно шкала уточняется, позволяя учесть инфляционные процессы. В 2011 г. налоговые ставки составляют от 0 до 41 % в зависимости от размера доходов. Во Франции применяется система семейного налогообложения доходов, в качестве налоговой базы признается совокупный годовой доход семьи. Если плательщик холост, для налога это семья из одного человека. При этом под “семьей” понимаются супруги и их дети, не достигшие 18 лет, а также дети, не состоящие в браке и моложе 21 года, либо студенты моложе 25 лет. Кроме того, недееспособные и проходящие военную службу лица, независимо от возраста, имеют право присоединить свой доход к доходу одного из родителей. В целомсистема налогообложения физических лиц во Франции ориентирована на мобилизацию доходов для выполнения государством своих функций в социальной сфере, на поддержку социально незащищенных слоев населения, на стимулирование расходов на благотворительность, стимулирование вкладов и сбережений.[2]

Для Дании характерна дифференциация ставок налога на доходы физических лиц в зависимости от вида дохода: личный доход, доход от капитала, от акций, налогооблагаемый простой доход. К личным доходам относятся заработная плата, суммы возвращенного налога, стоимость бесплатного жилья, а к чистому в свою очередь доходы от предпринимательской деятельности, пенсия. Доход от капитала включает в себя чистые проценты, полученную арендную плату за предоставляемое внаем жилье, дивиденды от зарубежных компаний в случае, если налог иностранного государства меньше налога, удерживаемого в Дании, а также прибыль, возникающая от операций по акциям, находящимся во владении менее трех лет. Личный доход и доход от капитала в совокупности за минусом льгот, вычетов и освобождений составляют налогооблагаемый простой доход. Доход от акций - это налогооблагаемая прибыль при продаже акций (в случае, если они находились в собственности более трех лет), дивиденды от датских компаний, доходы, распределяемые инвестиционными трастами.

Подоходный налог Дании состоит из трех составляющих: государственный, муниципальный и церковный налоги. Ставки муниципального налога составляют от 22,8% до 27,8%, церковный налог в Дании добровольный, его платят только приверженцы лютеранской церкви по ставке от 0,44% до 1,5%. Ставки государственного налога дифференцированы в зависимости от размера дохода, базовая ставка составляет 3,76 % для дохода от 42 900 датских крон (примерно 230 000 руб.) до 389 900 датских крон (примерно 2 100 000 руб.). В случае если простой доход составляет более 389 900 датских крон, он дополнительно облагается по ставке 15%. Доход менее 42 900 датских крон облагается налогом по ставке 0%. Здесь имеет смысл сравнение с налогообложением доходов физических лиц в России, в частности, стоит обратить внимание на тот факт, что в России все доходы граждан независимо от их размеров облагаются по единой ставке 13 %, в то время как в Дании доход, примерно равный среднему по России, который составляет 253 080 руб. по итогам 2015 г., фактически налогом не облагается. Подоходный налог в Дании уплачивается авансовыми платежами в течение года, а суммы переплаты возвращаются налогоплательщикам начислением дополнительных 4 % в дату направления налогового извещения, размеры недоплаты перечисляются налогоплательщиками в налоговые органы также с доплатой за несвоевременность уплаты в виде пеней в размере 9% в месяц от суммы недоимки. Вся информация о начисленных и уплаченных суммах налогов формируется и хранится на федеральном уровне и содержит, помимо деклараций и платежных документов, также данные из всех других источников, которые влияют на формирование налогооблагаемой базы по каждому налогоплательщику. Таким образом, налогообложение доходов граждан Дании отличается довольно высокими процентными ставками, сложной системой определения налогооблагаемой базы, дифференциацией налоговых ставок в зависимости от вида дохода и его суммы, а также высоким уровнем налогового администрирования, что позволяет в полной мере реализовать фискальную и регулирующую функции налога одновременно.[4]

Учитывая природу подоходного налога как налога, взимаемого с физических лиц, а также его непосредственное влияние на социальную сферу, целесообразным является рассмотрение практического опыта в этой области тех стран, для которых характерен наиболее высокий показатель уровня жизни. Все рассмотренные выше страны входят в рейтинг стран с наиболее высоким уровнем жизни в соответствии с Докладом ООН о человеческом развитии в 2015 г. Налогообложение доходов физических лиц в вышеназванных странах имеет определенные схожие черты, в частности, в подавляющем большинстве зарубежных государств применяется прогрессивная шкала налоговых ставок, налоговая база определяется путем вычета из полученного дохода расходов, направленных на его получение. При этом больше половины доходов бюджетов в рассмотренных странах формируется за счет подоходного налога. Вместе с тем стоит также обратить внимание на определенные особенности подоходного налогообложения, характерные для различных зарубежных стран.

Манипулирование налоговыми ставками, налоговыми вычетами и льготами, а также другими элементами налога позволяет разным странам по-разному использовать подоходный налог в качестве регулятора социальной сферы. [3] Например, в Швеции за счет данного налога в бюджет государства поступают существенные денежные ресурсы, которые впоследствии направляются на финансирование социальных расходов. Во Франции, напротив, подоходный налог призван стимулировать расходы граждан на социальную сферу, в частности, путем установления налоговых вычетов в суммах, направленных на содержание престарелых родителей, на благотворительность и т.д.

Некоторые элементы подоходного налога, используемые в зарубежных странах, могут быть применены в практике подоходного налогообложения в России, при этом внедрение данных элементов в налоговое законодательство необходимо осуществлять поэтапно. Переход к прогрессивной шкале налоговых ставок в настоящее время очевидно требуется, однако данное нововведение следует реализовывать постепенно, и представляется целесообразным начать с установления необлагаемого минимума, соответствующего на начальных этапах реформы прожиточному минимуму, официально установленному для соответствующего субъекта. В дальнейшем необлагаемый минимум подлежит увеличению с параллельным установлением прогрессивной шкалы налоговых ставок в зависимости от размера получаемого дохода. При этом в процессе реализации данных преобразований необходимо осуществлять постоянный контроль статистических данных об уровне доходов граждан и при установлении ставок прогрессии исходить из их размеров, чтобы избежать несоблюдения одного из основных принципов налогообложения - учета финансовых возможностей налогоплательщика.[5] Параллельно преобразованию шкалы налоговых ставок следует осуществлять постепенный переход к качественно новому уровню налогового администрирования, что является основополагающим элементом новой системы подоходного налогообложения.

Таким образом, в настоящее время реализовывать регулирующую функцию налога необходимо по примеру Франции. Дополнительным нововведением может стать налогообложение совокупных доходов семьи, что позволит учитывать личные потребности и особенности финансового положения каждого налогоплательщика, такие как необходимость содержания иждивенцев, престарелых родителей, неработающих членов семьи, несовершеннолетних детей и т.п. Регулирующая функция налога может и должна быть использована в отечественном налогообложении, особенно в современной российской экономике, для которой характерно бурное развитие новых или традиционно высокодоходных производств с максимальным извлечением прибыли и крайне медленное развитие всех прочих отраслей. Отчасти именно этим обусловлен значительный разрыв в доходах граждан, на сокращение которого должна быть направлена предстоящая реформа. Для реализации названной задачи необходимо тщательно, с учетом зарубежного опыта и особенностей российской экономики и социальной сферы осуществлять плавный переход к такой системе подоходного налогообложения, которая будет обеспечивать высокими доходами бюджет и способствовать перераспределению национального дохода в пользу наименее социально защищенных слоев населения.

Библиографический список

  1. Кашин В.А., Абрамов М.Д. О налоговых системах Ирландии и Швеции // Налоги и налогообложение. – М: Дело и Сервис,– 2013.– C. 48-52.

  2. Попова, Л.В.Налоговые системы зарубежных стран[Текст] учебно-методическое пособие/ Л.В. Попова. – М: Дело и Сервис,–2013. – С. 101-102.

  3. Галаутдинова, А.И. Проблемы взаимоотношения региональных и местных бюджетов [Текст] / Галаутдинова А.И., Т.Р. Галлямова. // Экономика и социум.– 2014. – №2(11). — С. 1085-1087.

  4. Галлямова, Т.Р.Налоговый контроль как один из факторов финансовой безопасности государства [Текст] /Т.Р. Галлямова // Профессия бухгалтера - важнейший инструмент эффективного управления сельскохозяйственным производством: сборник научных трудов по материалам III Международной научно-практической конференции, посвященной памяти профессора В.П. Петрова. – Казань: Издательство Казанского ГАУ, 2015.– С. 25-29.

  5. Галлямова, Т.Р.Налоговая нагрузка: понятие и характеристика ее составляющих, определение налоговой нагрузки на материалах ОАО «УАПО» г.Уфы[Текст] /Т.Р. Галлямова, Рыбаков А.А. // Закономерности и тенденции развития бухгалтерской науки:материалы Всероссийской научно-практической конференции . –Казань: Издательство Казанского ГАУ, 2015. –С. 19-21.

  6. Идрисов Б.Р. Налогообложение транспортных средств в РФ и пути его совершенствования[Текст] /Идрисов Б.Р., Т.Р. Галлямова // Аграрная наука в инновационном развитии АПК : сборник научных трудов по материалам XXVIМеждународной научно-практической конференции"Агрокомплекс-2016". –Уфа: Издательство Башкирского ГАУ, 2016.–С. 260-263.

© Б.Р.Идрисов

Сведения об авторах

1.Идрисов Булат Раисович - магистр кафедры экономики, Башкирский Государственный аграрный университет, г. Уфа, 50-летия Октября, 34, тел: +7(937)53632303, е-mail: [email protected].

Author’spersonaldetails

1.Idrisov Bulat Raisovich - pastmasterstudentdepartmentofeconomics, Bashkir State Agrarian University. 34, 50-letiya Oktyabrya St., Ufa, 450001, Russia. Phone +7(937)53632303, е-mail: [email protected].

Просмотров работы: 412