Цель построения контрольной карты Шухарта — выявление точек выхода процесса из стабильного состояния для последующего установления причин появившегося отклонения и их устранения.
Задачи построения контрольной карты Шухарта: 1)определить границы системной вариабельности процесса; 2)спрогнозировать поведение процесса в ближайшем будущем на основе прошлых данных о процессе.
Так если данные образуют некий ряд, не подлежащий группировке, применяются карты индивидуальных значений и скользящего размаха. Они получили название X- и R-карт. Скользящий размах есть модуль разности последовательных значений.
Если на карте нет точек, выходящих за нижнюю или верхнюю границу, значит — процесс имеет порядок, упорядочен. Иначе — процесс не имеет порядка.
Признаки особой изменчивости сигнализируют о нарушении стабильности (управляемости) процесса:
выход точек за верхнюю или нижнюю границы контрольной карты
7 или более точек подряд лежат по одну сторону от средней линии
более 6 точек монотонно возрастают или убывают
Есть и другие признаки (см. книгу Уилера, Чамберса). Установившегося общепринятого набора дополнительных правил чтения контрольных карт нет, поэтому рекомендуется использовать в первую очередь правило Шухарта (выход точек за границы), а все прочие вводить по мере накопления опыта при необходимости.
Программная реализация построения карт Шухарта выглядит следующим образом:
Рисунок 1. Ввод значений выборки и построение R-карты.
Рисунок 1. Ввод значений выборки и построение X-карты.
Выходящий параметр процесса всегда имеет изменчивость вследствие воздействия различных факторов (кратковременных отклонений входов и внутренних параметров). Таких факторов обычно много, и поэтому они частично компенсируют друг друга. Вследствие этого в стабильном состоянии выходы процесса лежат в определённом коридоре - зоне системной вариабельности процесса. Вероятность выхода параметра за пределы этого коридора не равна нулю, но, как правило, мала.
При введении контрольных карт в организации важно определить первоочередные проблемы и использовать карты там, где они наиболее необходимы. Сигналы о проблемах могут исходить от систем управления дефектами, от претензий потребителей, от любых процессов организации.
Список используемой литературы.
Уилер Дональд, Чамберс Дэвид. Статистическое управление процессами: Оптимизация бизнеса с использованием контрольных карт Шухарта // «Альпина Паблишер», 2009. — С. 310.