ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
На сегодняшний день дети с интеллектуальной недостаточностью – одна из наиболее встречающихся категорий детей с отклоняющимся развитием, они составляют более 2,5% от общего числа детей. Основным последствием этого явления является затруднение в социально-психологической адаптации, которая проявляется в агрессивном поведении таких детей. Именно поэтому эта проблема требует пристального внимания в области построения профилактической и коррекционной работы.

Многие исследователи, изучавшие проблематику агрессивного поведения (Н.Д. Левитов, Д.И. Фельдштейн, Ю.М. Антонян, А.Е. Личко, А.А. Реан, Л.М. Семенюк, Т.Г. Румянцева, С.А. Беличева, И.А. Фурманов, С.Н. Ениколопов, Е.В. Ольшанская, В.Т. Кондрашенко, Г.М. Миньковский, И.А. Невский и другие), считают, что на агрессивность детей следует обращать внимание еще в школьном возрасте, чтобы избежать проблем в подростковом периоде. Данные авторы отмечают, что агрессивность затрудняет приспособление детей к условиям жизни в обществе и играет значительную роль в отклоняющемся поведении детей. У агрессивных детей часто наблюдаются значительные эмоциональные нарушениях. Они, как правило, импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, что затрудняет их общение с окружающими и создает значительные трудности с точки зрения их воспитания.

Исследования уровня агрессивного поведения у подростков с интеллектуальной недостаточностью осуществлялось нами с помощью опросника «Агрессивное поведение» (детский вариант), созданного отечественным психологом Л.Г. Почебут. Данный опросник состоит из 40 вопросов, которые позволяют дифференцировать пять видов агрессивного поведения: вербальная агрессия(ВА); физическая агрессия(ФА); предметная агрессия(ПА); эмоциональная агрессия(ЭА); самоагрессия(СА).

Исследование проводилось на базе Государственного казенного общеобразовательного учреждения города Москвы "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №102". В исследовании приняли участие дети подросткового возраста, имеющие диагноз F70 – легкая умственная отсталость, F71 – умеренная умственная отсталость.

Данные проведенного исследования позволили вывить следующие уровни агрессивного поведения. У 80% респондентов в возрасте 11-15 лет (5, 7 классы) наблюдается средний уровень агрессии и адаптации (16-20 баллов). У 16% высокий уровень агрессии и низкий уровень адаптации (25-27 баллов). У оставшихся 4% - низкий уровень агрессии и высокий уровень адаптации (6-10). Далее по шкалам: ВА- средний балл 5,ФА-4 балла, ПА-3 балла, ЭА- 2 балла, СА- 3 балла. Исходя из этого, можно сказать, что сильнее всего проявляется вербальная агрессия ( у 70% средний балл 5), у и слабее всего эмоциональная агрессия и предметная агрессия (2-3 балла у 95%). Все эти данные говорят о том, что у данной группы подростков отсутствуют серьезные проблемы в чрезмерном проявлении агрессивности, но и полном ее отсутствии говорить нельзя.

При этом совершенно иная картина наблюдается у подростов 15-16 лет(8 класс). У 90% мы видим высокий уровень агрессии и низкий уровень адаптации(23 балла). Если посмотреть на средние баллы по шкалам, то мы увидим следующее: ВА- 7 баллов;ФА-6 баллов; ПА-2 балла; ЭА- 5 баллов; СА- 5 баллов. В данной группе ярче всего наблюдаются вербальная агрессия и физическая агрессия. Данный факт говорит о наличии проблем в поведении исследуемой группы респондентов.

Полученные результаты будут использоваться нами при разработке психолого-педагогического сопровождения, направленного на коррекцию агрессивного поведения младших подростков с интеллектуальной недостаточностью.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект «Социально-психологическое обеспечение безопасности детей и подростков с нарушениями интеллекта в условиях мегаполиса» № 16-36-01088.

Список литературы

  1. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. – М. – 1995. – с. 23-45.

  2. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. – М.: Просвещение, 1994.

  3. Платонов Ю.П. Основы этнической психологии. Учеб. пособие. – СПб.: Речь, 2003, с. 383-385.

Просмотров работы: 285