МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМ СООБЩЕСТВОМ (НА ПРИМЕРЕ Г. БАРНАУЛА) - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА КАК ФОРМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ С ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМ СООБЩЕСТВОМ (НА ПРИМЕРЕ Г. БАРНАУЛА)

Бачурина Ю.А. 1, Капустян Л.А. 1
1Алтайский государственный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Тема развития малого бизнеса в России в рамках модернизации экономики сейчас очень актуальна. И не только в России — предпринимательство важно для любой страны. Это и занятость населения, здоровая экономическая конкуренция, обновление рынка товаров и услуг и прочее. Однако при значимости такого бизнеса предпринимателей поддерживают в разных странах совершенно по-разному: где-то недоразвита законодательная база, где-то недостаточно развита система финансирования.

С 1 января 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 24 июня 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», который стал важнейшим звеном системы государственной поддержки малого и среднего бизнеса во всех сферах предпринимательства.

Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - СМСП) города Барнаула в течение последних лет характеризуется рядом позитивных тенденций.

На сегодняшний день хозяйственную деятельность осуществляют 42 тыс. 211 субъектов (средние предприятия – 117, малый бизнес – 1652, микро бизнес – 21255, крестьянско-фермерские хозяйства - 8 и индивидуальные предприниматели - 19179).

Таким образом, в структуре предпринимательства города Барнаула доля малого бизнеса (с учетом микропредприятий) составляет 54,3%, среднего бизнеса 0,3%, КФХ и ИП – 45,5%.

В 2015 году наблюдается существенный прирост количества малых предприятий – 113%. Это связано с принятием и реализацией муниципальной целевой программы «Развитие предпринимательства в городе Барнауле на 2011-2014 годы». В 2016 году наблюдается снижение количества малых предприятий на 5,3%. Это также может быть связано с нововедениями федерального законодательства в социальной и налоговой сфере.

В 2016 году по сравнению с 2015 годом количество индивидуальных предпринимателей снизилось на 3%, а в 2016 уже на 17,3%.

Субъекты предпринимательства вносят значительную долю в формирование доходной части бюджета города.

Отраслевая структура предпринимательства в Барнауле является оптимальной за счет равного распределения сфер производства, торговли и услуг, что, в свою очередь, предопределяет динамичное развитие экономики города в целом.

Развитие предпринимательства также способствует положительной динамике социально-трудовой сферы города Стабилизация деятельности организаций города, увеличение урбанизации на территории Алтайского края обеспечивает ежегодных рост численности человек, занятых в экономике города Барнаула.

Созданные бизнес-сообществом новые рабочие места, позволили достигнуть рекордно низкого уровня безработицы – 0,3% по отношению к численности трудоспособного населения.

За период реализации целевой программы «Развитие предпринимательства на 2011-2014 годы» (далее - Программа) размер среднемесячной заработной платы одного работника стабильно увеличивался. Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника на малых предприятиях увеличилась с 12947 рублей в 2012 году до 15850 рублей по состоянию на 01.01.2015. В 2014 году на малых предприятиях прирост заработной платы составил 6,3%, а на микропредприятиях 10,9%.

Основным показателем оценки инвестиционной активности хозяйствующих субъектов территории является объем инвестиций в основной капитал. В городе Барнауле наблюдается положительная динамика инвестиций в основной капитал малого бизнеса.

Для создания благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства в городе создана инфраструктура поддержки предпринимательства, в нее входят 19 организаций и учреждений. Возглавляет данную инфраструктура институт Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Алтайском крае.

Комитет по развитию предпринимательства, потребительскому рынку и вопросам труда является органом администрации города Барнаула и осуществляет свою деятельность под общим руководством заместителя главы администрации города по экономической политике. Комитетом налажены партнерские отношения с профильным управлением Алтайского края, краевыми государственными бюджетными учреждениями, работающими с предпринимателями, учебными и консультационными центрами.

Муниципальная политика в области стимулирования развития малого и среднего предпринимательства в городе Барнауле на данный момент осуществляется в соответствии с долгосрочной целевой программой «Развитие предпринимательства в городе Барнауле на 2015-2020 годы».

Поддержка оказывается на безвозмездной основе, и в случае соблюдения договорных обязательств, не подлежит фактическому возврату получателем поддержки. Предполагается, что данные денежные средства вернутся в бюджеты разных уровней посредством уплаты субъектом предпринимательства налогов.

Что касается текущей Программы, ее финансирование будет осуществляться за счет бюджета города и внебюджетных источников. Общий объем финансирования из бюджета города планируется в размере 98530 тыс. рублей.

Система поддержки малого и среднего бизнеса на различных уровнях является динамичной и постоянно эволюционирует. Данную динамику обеспечивают прежде всего органы государственной и муниципальной власти, анализируя изменения внешней среды и обеспечивая своевременную реакцию в определенных ситуациях. Разработка новых видов поддержки малого бизнеса и актуализация существующих механизмов является одним из необходимых направлений деятельности органов власти и местного самоуправления для обеспечения развития и повышению эффективности этой сложной системы.

Несомненно муниципальная целевая программа оказывает позитивное воздействие на соответствующие сферы, однако мы можем констатировать, что применение данного инструмента требует совершенствования, так как можно выявить следующие недостатки разработки и реализации программы:

–недостаточно глубокий анализ сферы реализации программы;

–отсутствие анализа влияния внешней среды на ход реализации программы и рисков невыполнения заявленных показателей результативности;

–несовершенная методика оценки мероприятий финансовой поддержки;

–преобладание компенсаторных мероприятий финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;

–присутствие мероприятий финансовой поддержки с низкой бюджетной эффективностью и результативностью, дублирующих мероприятия поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства регионального уровня;

–некоторые задачи, выполняемые комитетом не зафиксированы в программном документе, хотя соответствуют выделенным в нем направлениям.

Среди главных позитивных моментов, можно отметить то, что муниципальная программа как инструмент реализации поддержки малого и среднего бизнеса в городе Барнауле не является статичным алгоритмом и постоянно совершенствуется.

Выявленные недостатки были учтены при разработке проекта «Развитие предпринимательства в городе Барнауле на 2015-2020 годы».

Просмотров работы: 338