ОРГАНИЗАЦИЯ МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧЕРЕЖДЕНИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕР ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧЕРЕЖДЕНИИ

Куренкова А.В. 1
1Оренбургский Государственный Педагогический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
История терроризма уходит в глубокую древность. Одно из его первых упоминаний связано с терактами, совершёнными в 66—73 годах до н.э. еврейской политической группировкой зелотов, боровшихся насильственными методами против римлян за автономию Фессалонии.

В современных условиях терроризм в любых его формах приобретает политическое звучание, так как он: подрывает систему государственной власти; криминализирует общество; оказывает негативное морально- психологическое воздействие на население.

Правовую основу борьбы с терроризмом составляют: Конституция РФ, УК РФ, Федеральный закон «О борьбе с терроризмом», другие федеральные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, указы и распоряжения Президента РФ, постановление Правительства РФ «О мерах по противодействию терроризму», а также принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ. Кроме того, правовое регулирование борьбы с террористической деятельностью осуществляется на основе следующих международных договоров:

Декларация о мерах по ликвидации международного терроризма (утверждена резолюцией 49/60 Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1994 г., дополнения утверждены резолюцией 51/120 Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1996 г.);

Международная Конвенция о борьбе с захватом заложников (принята 17 декабря 1979 г.).

Понятие “терроризм” произошло от латинского слова “tеггог” — страх, ужас. Характерной особенностью и вместе с тем бесчеловечной сущностью терроризма является то, что для достижения своих целей террористы ис­пользуют страх, ужас, а зачастую и гибель совершенно других, большей частью не причастных людей или материальных ценностей. Рассмотрим два определения понятию терроризм:

Террорист – лицо, участвующее в осуществлении террористической деятельности в любой форме.

Борьба с терроризмом – деятельность по предупреждению, выявлению, пресечению, минимизации последствий террористической деятельности [3].

Заложник – физическое лицо, захваченное и (или) удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое-либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия при условии освобождения удерживаемого лица[16].

В Российской Федерации борьба с терроризмом осуществляется Федеральной службой безопасности (ФСБ), Министерством внутренних дел (МВД), Министерством обороны (МО), Службой внешней разведки (СВР), Федеральной службой охраны (ФСО), Федеральной пограничной службой (ФПС), а также другими органами исполнительной власти. Общее руководство осуществляет Правительство Российской Федерации.

Борьба с терроризмом в Российской Федерации осуществляется в целях:

1) защиты личности, общества и государства от терроризма;

2) предупреждения, выявления, пресечения террористической деятельности и минимизации её последствий;

3) выявления и устранения причин и условий, способствующих осуществлению террористической деятельности [2].

Федеральным законом «О борьбе с терроризмом» № 130-ФЗ от 25 июля 1998 г. Определены основные принципы борьбы с терроризмом: законность; приоритет мер предупреждения терроризма; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; сочетание гласных и негласных методов борьбы с терроризмом; комплексное использование профилактических правовых, политических, социально экономических, пропагандистских мер; приоритет защиты прав лиц, подвергающихся опасности в результате террористической акции; минимальные уступки террористам; единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; минимальная огласка технических приемов и тактики проведения контртеррористических операций, а также состава участников указанных операций [4].

Основным субъектом руководства борьбы с терроризмом и обеспечения ее необходимыми силами, средствами и ресурсами является Правительство Российской Федерации.

Для снижения последствий возможных террористических актов, с применением взрывоопасных предметов, должностным лицам всех уровней необходимо проводить разъяснительную работу со школьниками, которая должна быть направлена на исключение или сведение к минимуму человеческих жертв, нанесения ущерба здоровью людей и материальных потерь. Она организуется представителями образовательных учреждений МЧС, МВД, ФСБ и Министерства обороны России. Должностные лица и население при этом должны быть проинформированы о: видах взрывоопасных предметов (ВОП), которые могут встретиться в данной местности, их внешнем виде, основных характеристиках; возможных причинах, приводящих к взрыву; возможных последствиях взрыва (радиусы поражения людей, разрушения объектов); допустимых расстояниях и правилах безопасности при обнаружении ВОП; порядке эвакуации населения из опасных зон, местах укрытия и о лицах, ответственных за эвакуацию и укрытие населения; ответственности лиц за хищение, хранение, незаконное приобретение, изготовление и сбыт ВОП.

Учитывая возможность совершения террористических актов и иных преступлений на территории общеобразовательного учреждения (далее – объектов), их руководителям надлежит совместно со специалистами МЧС, ФСБ и МВД России разработать инструкции и планы действий на случай возникновения различных видов чрезвычайных ситуаций.

В целях уменьшения вероятности их возникновения на территории ОУ рекомендуются следующие меры предупредительного характера ужесточение элементов пропускного режима при входе и въезде на территорию объекта, установка систем сигнализации, аудио– и видеозаписи;ежедневный обход территории общеобразовательного учреждения и осмотр мест сосредоточения ценных или опасных веществ на предмет своевременного выявления ВУ или подозрительных лиц и предметов;периодическая комиссионная проверка складских помещений;более тщательный подбор и проверка кадров, индивидуальная работа с отдельными учащимися;организация и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий по действиям в чрезвычайных ситуациях;при заключении договоров на сдачу складских помещений в аренду в обязательном порядке включать пункты, дающие право администрации ОУ при необходимости осуществлять проверку сдаваемых помещений по своему усмотрению .

Полезно изучить помещения, узлы, агрегаты, установленные (построенные) в здании или вблизи его и по всему периметру, выяснить, кем они обслуживаются (заняты), кто несет ответственность за их эксплуатацию и содержание. Следует узнать телефоны съемщиков и владельцев помещений и оборудования, телефоны вышестоящих организаций.

Рекомендуется также изучить места возможного заложения взрывных устройств, складирования взрывоопасных веществ или создания взрывоопасных воздушных или сыпучих смесей; знать в лицо работников коммунальных служб, обслуживающих общеобразовательные учреждения; не оставлять без внимания появление посторонних лиц, не имеющих отношения к общеобразовательному учреждению, их стремление обследовать объект, получить сведения о территории, режиме работы, сотрудниках и учащихся общеобразовательного учреждения; обращать особое внимание на стоянку возле общеобразовательного учреждения незнакомых, безнадзорных автомобилей, загруженных или закрытых контейнеров и других подозрительных предметов; своевременно устанавливать и ремонтировать системы оповещения и взаимной информации, кнопки тревожной сигнализации. подготавливать и выпускать инструкции и памятки по темам «Действия обучающихся и сотрудников при возникновении экстремальных и чрезвычайных ситуаций», «Техника безопасности» [1].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Дикаев, С. П. Терроризм: некоторые проблемы квалификации/С.П. Дикаев // Российская юстиция. – 2003. – №11. – С.13-15.

  2. Косован, О. А. Понятийно - терминологический аспект противодействия преступности / О.А. Косован // Журнал российского права. – 2005. – № 4. С. – 14-18.

  3. Лебедев, В. И. Экстремальная психология: Учебник / В.И. Лебедев. – М.: ЮНИТИ Дана, 2001. – 431 с.

  4. Чикенева, И.В. Профилактика молодежного экстремизма в общеобразовательной организации : методические рекомендации / И.В. Чикенева, Л.А. Акимова, Е.Е. Лутовина. – Оренбург: ОГПУ, 2016. – 66 с.

[email protected]

Просмотров работы: 463