ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИННОВАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ.

Ягода О.Д. 1
1Московский Педагогический Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям сделан вывод, что для социально-педагогической работы необходимо изучение инновационных моделей социально-педагогической работы за рубежом.

Социально-педагогическая работа – включает в себя социальную работу, под которой понимается гуманное отношение к человеку; социально-педагогическая работа включает и педагогическую деятельность, направленную на помощь клиенту в самоорганизации, на установление нормальных отношений в социуме.

На современном этапе развития социально-педагогической работы отечественные социологи ставят перед собой ряд вопросов:

  1. Возможно ли применять на себе опыт зарубежных стран?

  2. Какую социальную модель можно брать за основу, и в каких пределах ее использовать?

  3. Как действует педагогическая помощь и поддержка за рубежом?

На данный момент в социальной педагогике за рубежом активно развиваются условия по оказанию педагогической помощи и поддержки клиента, в случаях, когда он в этом нуждается

В современной зарубежной педагогике все большее распространение получает модель инновационного типа воспитания на основе совершенствования «поддерживающего» типа обучения и воспитания.

В целях повышения эффективности социально-педагогических технологий в сфере социально-педагогической работы необходимо сочетать различные модели социальной работы.

  1. Инновационность в воспитании: социально-философский взгляд.

В последние годы инновационность по отношению к воспитанию личности привлекает к себе внимание социологов и социальных философов. В 20-м столетии авторы доклада Римскому клубу «Нет пределов образования» сформировали идею о трех типах социализации личности, понимая это явление как процесс приращения индивидуального и социокультурного опыта:

- поддерживающее воспитание, как процесс и итог такой образовательной, а следовательно и воспитательной деятельности, которая направлена на поддержание, воспроизводство существующей культуры, социального опыта, социальной системы;

-Инновационное воспитание – процесс и результат такой образовательной деятельности, которая стимулирует инновационные изменения в существующей культуре, социальной среде с учетом динамики развития общества. Такой тип образовательного процесса помимо поддержания существующих традиций стимулирует активный отклик на возникающее перед обществом проблемные ситуации.

В современной зарубежной педагогике все большее распространение получает ориентация на инновационный тип воспитания на основе совершенствования «поддерживающего» типа обучения и воспитания, так как разрыв между типами просто не возможен из-за чисто социально-ценностной ориентации части общества, которые не сразу готовы отказываться от тех ценностей, которые доминировали в период их социальной адаптации.

Репродуктивная ориентация в зарубежной педагогике связана с такими именами А. Ронишовски, англичанин, который осуществил анализ общих образовательных целей и задач на основе материалов отчетов, предоставленных правительству Великобритании; Т.Гилберт, (США), который много занимался проблемами сформированности определенного жизненного опыта в процессе образования у подростков; Б. Блум (США), который посвятил свою деятельность исследованию четкости формулировок педагогической цели на их реализацию в микросоциуме.

  1. Педагогическая помощь и поддержка в социуме за рубежом.

Сегодня в социальной педагогике за рубежом доминирует тенденция создания условий по оказанию педагогической помощи и поддержки в тех случаях, когда человек в этом нуждается.

Интересный опыт раскрывает Джон Романо – доктор, профессор педагогической психологии международного института консультирования Университета Миннесоты (США) в своей статье «Подготовка и практика профессиональных консультантов» (Новые ценности образования 2000. №3). В основе работы таких консультантов – помощь ребенку или подростку сохранить его психическое здоровье.

Внимательно к процессу социализации относятся и англичане. Они считают, что образование – это больше чем простое накопление знаний и опыта, но и формирование того особенного состояния, когда человек не просто на рациональном уровне управляет своими потребностями. Но и эмоционально сопереживает успехам и неудачам своей страны. Коллин Маклафлин (Исследование системы педагогической помощи и поддержки в школах Англии и Уэлса. М.1998) считает, что образование должно базироваться на обязательности идеи благосостояния или благополучия личности, что в Англии называют «пасторской заботой». Большую роль в социализации подростка играет церковь и ее служители, которые закрепляют позитивные установки через: 1. Качество усвоения знаний; 2. Характер отношений среди участников образовательного процесса; 3. Организацию отслеживания личных и академических успехов воспитанников, их социального развития; 4. Деятельность в микросоциуме, в том числе в школе.

В Финляндии, как отмечает доктор Юха Хамалайнен (Социальное исключение молодежи: его предупреждение – требование общества / Новые ценности образования. 1996. Вып.6.), - особое внимание уделяется проблеме социального исключения людей из системы общественных отношений. Он считает, что это явление не статично, а динамично и проявляется как длительный процесс связанный с биографией человека. Это ситуация когда человек смещается в социально и культурно значимой и позитивно оцениваемой позиции на те или иные формы крайней позиции в обществе. Им разработана система оказания комплексной помощи молодежи:

 

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Формирование социально значимых ценностей.

СЛУЖБА

СОЦИАЛЬНОГО

ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Осуществл. матер. поддер-ки

ШКОЛА:

Процесс обучения на базе формирования личной заинтересованности

 

 

БОЛЬНИЦА

СЛУЖБА ЗАНЯТОСТИ

ДОСУГОВЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ

МОБИЛЬНАЯ СЛУЖБА

МОЛОДЕЖЬ

 

 

ЦЕРКОВЬ

 

 

СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

 

Кроме того зарубежные социальные педагоги ищут возможности решать самые немыслимые задачи:

- научить детей протягивать руку помощи друг другу;

- формировать у них заботу и отзывчивость;

- упростить адаптационный период в школе.

Литература:

  1. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века./ Новые ценности образования. 1996 №6.

  2. Иванян Р.Г. Проблемы социальной работы с молодежью. Европейский и российский опыт: учебное пособие для студентов специальности 040101.65 (350500) «Социальная работа». - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011.

  3. Клемантович И.П. Формирование профессиональной культуры социального педагога в процессе вузовского образования. М.,2001.

  4. Клемантович И.П. Основы социально-педагогической деятельности. М., 2005.

  5. Клемантович И.П. Службы помощи для несовершеннолетних с отклоняющимся поведением в Германии. Журнал «Воспитание школьников», №9, 2012. Стр. 6

  6. Клемантович И.П., Степанов В.Г. Опыт решения в Германии социально-педагогических проблем подростков из семей мигрантов / Журнал «Воспитание школьников» №6, 2011. С.61-64

  7. Социальная работа в Германии: учебное пособие / В.И. Дубинский. - М.: ИНФРА-М, 2012.

Просмотров работы: 421