ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСНОВЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Гормакова Л.Д. 1
1Государственное бюджетное образовательное учреждение Школа № 648
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Единственный путь, ведущий к знаниям, - это деятельность".

Бернард Шоу

Согласно проведенным исследованиям, успех в современном мире определяется во многом способностью организовать свою жизнь как инновационный проект: выстроить востребованную, интересную для себя и окружающих перспективу, найти и привлечь ресурсы, наметить программу действий и, осуществляя ее, оценить выполнение поэтапно сформулированных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в разных отраслях науки - это люди, обладающие современным проектным типом мышления. В образовательных организациях есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности педагогов и обучающихся – проектно- исследовательской деятельности. Глобализация экономических и социальных процессов развития общества ставит учителя в особые условия: индивидуализация обучения, владение технологией самостоятельного анализа и проектирования образовательных процессов, организация активной познавательной деятельности обучающихся, формирование личности обучающегося как участника общественной жизни. Учитель должен иметь «пять степеней» значимости в образовательной организации: учитель – личность, учитель – профессионал, учитель – наставник, учитель – исследователь, учитель - гражданин. Модель профессионального ретренинга педагогов (переподготовки, пересмотра требований к профессионализму в новых условиях) объединяет в себе формирование и развитие общих акмеологических инвариант профессионализма, развитие личностно-деловых качеств, развитие психологических профессионально важных качеств (духовность, нравственность, культура), повышение потребности в самореализации и достижениях, расширение кругозора.

Ретренинг - новое понятие, которое ориентирует педагога, учителя на новый уровень века технологий, формирование новых компетенций для решения принципиально новых задач в повышении педагогической квалификации, по существу, переподготовки другого уровня с ориентацией на эффективность результатов нового века в образовании. Что же изменяется? В условиях обесценивания человеческой жизни, незащищенности перед будущим, политических и экономических кризисов, неустойчивого развития социальной сферы духовные аспекты профессиональной проектной деятельности современного педагога не теряют актуальности в настоящее время, а приобретают новый смысл и особую духовно-нравственную значимость. Проектно- исследовательская деятельность педагога теряет смысл если она не пронизана идеей высокой практической значимости. Раскрытие этой стороны педагогической деятельности важное звено формирования профессионализма педагога современной образовательной организации. В обществе нельзя ограничиваться позицией «надо», констатацией факта высокой значимости духовно-нравственных и этических норм человеческого общества. Мега подход к знаниям, интегральный подход к поиску решений ставит современного человека в условия выбора более быстрого продвижения в познании вселенских законов, космических технологий, разгадок непознанных явлений в природе и в обществе. Восприятие анализ, понимание, предвидение а затем уже решение проблем или проектирование этих решений. Необходимо научное познание этих интегральных понятий, да и духовной жизни общества в целом, конкретных процессов и явлений, которые имеют место в педагогической практике, именно они должны служить мерилом значимости, эффективности педагогического труда.

Необходимо обратиться к некоторым аспектам истории данного вопроса. Проблема проживания по Законам нравственности очень сложна и важна, как проблема духовности. Уложить в алгоритм действий эту проблему практически невозможно, так же как невозможно создать какие- либо схемы или структуры. Но проанализировать, понять природу феномена духовности, нравственности педагогу необходимо. Философский аспект педагогики, философии образования ставит задачу перед педагогом: в творческой деятельности, в исследовательской и познавательной деятельности определить ключевые понятия, которые должны пронизывать смысл жизни и деятельности педагога и его окружения, обучающихся и их родителей. Культура, человек, деятельность, профессионализм, духовность, нравственность, ценности, внутренний мир личности, воспитание, гуманизация, развитие - это ключевые смысловые термины педагога в его деятельности, в любой профессиональной деятельности, которая решает современные задачи формирования деятельностной личности выпускника образовательной организации, активного участника жизни общества. Чаще всего формирование активной личности обучающегося происходит через привлечение его к проектной деятельности, до сих пор еще не сформировалось представление о том, какой же она должна быть. Проектом называют работу самого различного жанра: от обычного реферата и нестандартного выполнения стандартного задания (ответ по истории или биологии, исполнение песен и танцев изучаемой страны или эпохи) до действительно серьезного исследования с последующей защитой по принципу курсовой, конкурсной или дипломной работы, в которой присутствуют исследование и продукт проекта. Результативнее с позиции формирования личности не индивидуальный, а групповой проект. Работа в команде становится востребованной с позиции формирования навыков культуры общения, коммуникаций с партнерами, нравственных основ отношений в социуме.

Культура….. В словарях можно найти более 10 разных определений этого понятия. Какое же из них ближе к педагогическому труду, к педагогическому проектированию: культура общения, культура слова, культура труда, культура исследования, культура письма, культура оформления, культура быта, культура жизни…? Этот набор терминов вынуждает дополнить список ключевых слов, что бы приблизиться к пониманию нравственности как одной из сторон духовности. Необходимо понимать связь между культурой, нравственностью, духовностью и такой категорией, которой является педагогический труд.

Разработанный еще в первой половине XX века метод проектов вновь становиться актуальным в современном информационном обществе. Однако внедрение проектной деятельности в школьную практику временами наталкивается на определенные трудности, которые на уровне чувственного понимания человеком и профессиональным пониманием педагогом должны нести важный смысловой аспект Человека. Представитель немецкой классической философии Г. Гегель, раскрывая сущность важнейшего вида человеческой деятельности труда, пришел к пониманию: Человек - это результат его собственного труда. Согласно Г. Гегелю, человек становиться человеком только тогда, когда он ставит между потребностью и ее удовлетворением свою деятельность, свой труд. Становление Человека происходит в процессе труда. (см. Гегель Г. Феноменология духа. –М., 1956). Таким образом, труд превращает ребенка в Человека, труд превращает педагога в профессионала. Ретренинг – переподготовка в соответствии с современными требованиями….. формирование и развитие общих акмеологических инвариант профессионализма, развитие личностно-деловых качеств, развитие психологических профессионально важных качеств (культура, духовность, нравственность).

Из ключевых слов, важных для формирования современного Человека можно обратить внимание на понятие профессионализм. Профессионализм –это «совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда».(См. Роль культуры в формировании деятельности / Под ред. Е.М. Бабосова и др. – М., 1980.С.39.). Круг замыкается: успешность и эффективность труда зависит от черт личности педагога, его восприятия мира, уровня культуры, духовным потенциалом. Согласно Г. Гегелю, Человек не ничтожный раб труда, а производитель, благодаря своему труду становится, действительно, исторической силой. Надо учесть, что Гегель в философии Человека представляет в виде самосознания, деятельности безотносительно к объекту. Другой субъект может выступать в виде такого же самосознания, которое выражается в духовности, нравственности. Философия труда, деятельности более близка к педагогической с точки зрения С.Л. Рубинштейна. По его мнению, человеческая деятельность есть взаимодействие объекта с субъектом

В. Франкл в книге «Человек в поисках смысла» определяет понятие духовность. «Духовность-это не просто характеристика человека, а его констатирующая особенность» и еще «Духовное не только присуще человеку наряду с телесным и психическим, которые свойственны и животным. Духовное- это то, что отличает человека, что присуще ему и только ему одному» (В. Франкл «Человек в поисках смысла».-М. 1990._ с.93). таким образом, самосознание, самопонимание, самоощущение, самодуховность отличают человека от человека. Этим отличается и педагог от другого педагога.

Э. Фомм называет духовность «гуманистической религией» (отличая ее от церковной и авторитарной). В центре этой веры находится Человек, егоуниверсальные способности и его силы самопознания, самоопределения. Встает вопросс: духовность – это религия или понятие вне религии? Может это глубоко светское философское определение познания человека в мире?

Анализируя формирование личности учителя-профессионала, который формирует личность обучающегося, неудивительно, что подчас учитель, педагог не справляется с поставленными задачами образования даже применяя современные технологии труда. Чтобы избежать этих проблем обучение педагога должно основываться на деятельностно- философской проектно- исследовательской основе познания окружающего мира. Только изучив основы культуры, духовности, нравственности, профессионализма педагогического труда возможно эффективное обучение и формирование человека Человека Будущего, Человека XXI века, который уже наступил, и откладывать эти задачи на потом нельзя!

Просмотров работы: 379