СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОСОЗНАНИЯ НЕСОВЕРШЕНОЛЕТНИХ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ПРАВОСОЗНАНИЯ НЕСОВЕРШЕНОЛЕТНИХ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

Артищева Д.А. 1
1Московский Педагогический Государственный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям, мы выяснили, что девиантное поведение среди подростков является глобальной проблемой современной социально-педагогической практики. Вопросами правосознания несовершеннолетних занимаются представители различных наук – социологии, педагогики и психологии, юриспруденции и права. Правосознание – механизм, с помощью которого человек принимает существующие в социуме нормы права и законы того государства, в котором он живет. Оно включает в себя представления человека о правовой, его убеждения, политические настроения, осведомленность о своих правах и обязанностях (правовую грамотность); отношение индивида к существующему и желаемому правовому устройству и к поведению окружающих в сфере права. Как социально-педагогический феномен правосознание трактуется как некая система свойств и качеств каждой личности, определяющая социальные установки этой личности, ее готовность к достижению индивидуальных и общественно значимых интересов с учетом принятых в обществе правовых и моральных норм. Актуальным для современной юридической психологии является вопрос о формировании правосознания личности и об уровнях его сформированности у подростков с девиантным поведением.

В «Основах государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» отмечается, что одним из факторов, влияющих на формирование позитивного типа правосознания, является высокий уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида, в том числе закрепление и развитие у учащихся основ правосознания (пункт 12).

Е.Н Катышева определяет подростковый возраст как наиболее сензитивный период для формирования и закрепления позитивного правосознания личности и приводит следующие аргументы: 1) готовность подростка к активному усвоению правовых ценностей и норм, стандартов законопослушного поведения; 2) актуальность для подростков данной сферы общественной культуры, обладающей потенциалом вхождения в сферу личностных интересов; 3) опасность развития деформаций правосознания в случае отсутствия целенаправленной работы по его формированию.

Несформированность правосознания в подростковом возрасте может привести к трансформации личности и возникновению у подростка девиантного и поведения. Развитие у подростков позитивного правосознания, помощь в освоении своих прав и обязанностей, понимание подростками правовой системы общества, может послужить профилактикой девиантного поведения среди несовершеннолетних. Именно поэтому мы отводим важное место в современной социально-педагогической науке правовому воспитанию подростков.

Нами было проведено исследование, в котором мы выяснили, какие особенности правосознания существуют у подростков с девиантным поведением.

Программа исследования. Целью исследования было изучение социально-педагогических особенностей правосознания несовершеннолетних с девиантным поведением, изучение уровня сформированности их правосознания и осведомленности о своих правах и обязанностях. Таким образом, в наши задачи входило определить социально-психологические аспекты феномена «правосознание», определить ключевые особенности правосознания в подростковом возрасте и выявить социально-педагогические особенности правосознания несовершеннолетних с девиантным поведением. В нашем исследовании мы предположили, что подростки с девиантным поведением отличаются низким уровнем осведомленности о своих правах и обязанностях и находятся на уровне правотворчества (Дж. Тапп и Ф. Левин).

Объектом нашего исследования было правосознание девиантных подростков. В исследовании приняло участие 11 подростков 13-15 лет различных по гендерному признаку, обучающихся в специальном образовательном учреждении для воспитанников с противоправным поведением города Москвы.

Предметом исследования явились социально-педагогические особенности правосознания девиантных подростков.

В качестве эмпирических методов исследования применялись тестовые методики: разработанная анкета «Мои права и обязанности» и Опросник «Правосознание», сравнительный анализ эмпирических данных, обработка данных.

Анкета «Мои права и обязанности» позволяет определить уровень осведомленности подростка о своих правах и обязанностях. Она состоит из 16 вопросов, каждый из которых содержит в себе ключевые моменты законов о несовершеннолетних и о человеке в целом. Анкета разработана с учетом особенностей данного возраста и предназначена для проведения на несовершеннолетних 13-16 лет.

В процессе разработки анкеты было выделено три уровня осведомленности в вопросах законодательства РФ, своих прав и обязанностей: 1.Высокий уровень (от 16 до 12 правильных ответов); 2.Средний уровень (от 11 до 7 правильных ответов); 3.Низкий уровень (от 7 и меньше правильных ответов).

Вторая методика – Опросник «Правосознание», составленный по теории Дж. Таппа и Ф. Левина. Опросник позволяет определить уровень правосознания подростка (правоподдержание, правопослушание или правотворчество). Так же опросник необходим для выявления особенностей правосознания и мышления подростка в целом.

Изучив теорию Дж. Таппа и Ф. Левина, можно сказать, что на всех трех уровнях правосознания они выделяют ключевые моменты. А именно: 1.На уровне правопослушания (A), ключевым является «предотвращение» преступлений. Человек находящийся на этом уровне считает, что законы необходимо соблюдать, при любых ситуациях. 2.На уровне правоподдержания (B) ключевым является «поддержание» (порядка, системы, общества). И ради этого законы могут быть изменены и нарушены, но только ради «поддержания» порядка в обществе и т.д. 3.На уровне правотворчества (C) на первом месте вовсе не закон и право, а своя «мораль». Всё, что аморально – незаконно, а значит ради восстановления баланса можно преступить закон.

После изучения этой теории и делая вывод из вышесказанного, можно определить такую интерпретацию для этого опросника: A – ответы, соответствующие уровню Правопослушания. B – ответы, соответствующие уровню Правоподдержания. C – ответы, соответствующие уровню Правотворчества. Соответственно, при подсчете результатов необходимо подсчитать, какие ответы преобладают у испытуемого (А, В или С).

После того, как обе методики были обработаны, нами получены следующие результаты.

По методике «Мои права и обязанности» было выявлено, что 63% подростков имеют низкий уровень осведомленности о своих правах и обязанностях и 37% - средний уровень. Высокого уровня осведомленности в ходе исследования выявлено не было.

По второй методике «Правосознание» (по теории Дж. Таппа и Ф. Левина) были получены следующие результаты: 1.Правопослушание – 18 % респондентов. Основная функция законов – предотвращение преступлений путем их запрещения. По мнению человека, принадлежащего к данному уровню, люди следуют законам потому, что хотят избежать наказания и поэтому подчиняются власти. 2. Правоподдержание – 27% респондентов. Человек считает, что законы нужны для сохранения структуры социума, частью которого он является. 3.Правотворчество – 54%. Человек оправдывает своё поведение системой своих моральных норм, соотнося их с существующими законами. Несоответствие принципов человека нормам социума приводит к игнорированию индивидом законов и желанию изменить их тем или иным путем.

В связи с вышесказанным можно сделать вывод, что наше предположение подтвердилось и цель была достигнута. Особенности правосознания, которые мы определили для подростков с девиантным поведением – правотворчество и низкий уровень осведомленности в своих правах и обязанностях имеют место быть.

Список литературы

  1. Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утв. Президентом РФ 28.04.2011 № Пр-1168) // Российская газета. 2011, 14 июля.

  2. Катышева Е.Н. Формирование правосознания подростков средствами социально-гуманитарных дисциплин [Текст]/ Е.Н. Катышева // Человек и образование – 2009. –№ 4 (21). - С. 71-74.

  3. Гулевич О.А. Психологические основы юриспруденции: учебное пособие — М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный институт, 2009. — 512 с

Просмотров работы: 619