ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Степанченко О.В. 1, Муромская Е.И. 1
1ФГБОУ ВО Орловский государственный институт культуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших далеких предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек. В третьем тысячелетии актуализировалась необходимость поиска механизма формирования у подрастающего поколения сознательного отношения к вопросам личной безопасности.

Под безопасностью понимается такой уровень опасности, с которым на данном этапе научного и экономического развития можно смириться. Безопасность — это приемлемый риск.

Сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу человечество испытывает за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Специалистами разных научных направлений отмечается, что механизмом формирования ответственного отношения человека к своей безопасности должно быть образование (Н.А. Едимская, М.А. Котик, Л.А. Михайлов, С.А. Проскурин, Ю.В. Репин и др.). Данная подготовка должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста (Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина, Т.Г. Хромцоваи др.). Задача педагогов и родителей, по мнению Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р.Б. Стеркиной, состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, но и опасными жизненными ситуациями. Ю.В. Репин призывает педагогов прививать детям дошкольного возраста нормы безопасного поведения в окружающей обстановке.

В дошкольном образовании указанная проблема является недостаточно изученной. Дошкольное детство в силу специфики возраста и особенностей развития ребенка остается недооцененным в становлении культуры безопасности жизнедеятельности человека, культуры его здоровья. В связи с этим целью данной работы является: обоснование проектной идеи формирования культуры безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников. Нами был разработан проект«Путешествие маленьких Робинзонов».Вид проекта: долгосрочный групповой комплексный с заданным практическим результатом для детей 6 – 7 лет.

География проекта: МБДОУ д/с № 56 г. Орла.

Кадровые ресурсы:

заместитель заведующего по методической работе;

музыкальный руководитель;

педагоги дополнительного образования;

воспитатели старших групп.

Содержание проекта. Инновационным в данном проекте является то, что в его реализации принимают участие дети дошкольного возраста разных возрастных категорий: младший дошкольный возраст (дети до 4 лет) и старшие дошкольники (дети 6 – 7 лет). Воспитанники старших групп выступают в роли наставников и, реализуя свой творческий потенциал, усваивая основные уроки безопасности жизнедеятельности презентуют результаты учебно-творческого процесса младшим дошкольникам.

Целью работы становится поиск эффективных способов передачи старшими дошкольниками освоенных ими знаний младшим группам. Это определяет выбор различных творческих форм работы.

Каждый из этапов проекта представляет собой завершенный цикл, имеющий свою тематическую направленность и относится к одному из видов: исследовательские, творческие, игровые, информационные, практико-ориентированные проекты.

Цель проекта. Сформировать у дошкольников модели безопасного поведения в различных условиях.

Задачи:

- сформировать у детей знаниевые основы культуры безопасности;

- способствовать систематизации представлений и опыта детей, связанных с безопасностью жизнедеятельностью;

- сформировать у детей базовые познавательно-исследовательские компетенции, элементарные навыки работы с информацией;

- создавать условия для осмысления и применения детьми знаний, умений, навыков по проблемам безопасного поведения;

- способствовать развитию коммуникативных качеств;

- развивать творческие способности детей, изобразительные, артистические, двигательные умения.

Структура проекта. В рамках каждого тематического периода, раскрывающего содержание разделов проекта, предусматривается решение определенных задач.

Названия разделов и тем

Задачи

Презентация результатов

Раздел «Природа и безопасность».

Тема «Правила сбора растений и грибов»

Познакомить младших дошкольников с грибами, элементарными правилами безопасности, связанными с их качествами

Показ спектакля по сказке «Война грибов». Даль В.И.

Викторина.

Раздел «Безопасность на улице».

Тема «Правила дорожного движения»

Познакомить младших дошкольников с участниками дорожного движения, правилами безопасного поведения у дороги

Выставка рисунков «Правила дорожного движения».

Игровая программа.

Раздел «Безопасность в общении».

Тема «Контакты с незнакомыми людьми на улице»

Познакомить младших дошкольников с моделями поведения в различных ситуациях, обогащать их коммуникативный опыт

Квест «Приключения мышонка»

с участием родителей.

Раздел «Безопасность в помещении»

Тема «Безопасный дом»

Формировать у младших дошкольников представления о потенциально опасных предметах и ситуациях, о безопасных способах выполнения определенных действий, трудовых операций.

Формировать у младших дошкольников начальные представления о причинах возникновения пожара, познакомить с правилами безопасного поведения при пожаре

Интерактивный спектакль с элементами импровизации «Один дома».

Выставка рисунков «Отчего бывает пожар».

Тема «Пожарная безопасность»

Раздел «Безопасность на улице»

Тема «Безопасность на игровой площадке в зимний период»

Знакомить младших дошкольников с моделями безопасного поведения на игровой площадке в зимний период. Учить их обращать внимание на свое состояние, сообщать о проблемах взрослым

Серия совместных прогулок с элементами игры «Безопасность на игровой площадке».

Раздел «Природа и безопасность».

Тема «Природные явления и безопасность в зимний период».

Раздел «Безопасность в помещении».

Тематический период «Безопасность в общественных местах»

Формировать у детей начальные представления об общественных местах, факторах потенциальной опасности, познакомить с наиболее общими правилами поведения

Фото-проект «Правила поведения в общественных местах» (творческая домашняя работа)

Раздел «Безопасность в помещении».

Тема «Потенциально опасные предметы».

Формировать у младших дошкольников навыки безопасного использования различных предметов быта, учить безопасно выполнять элементарные трудовые операции

Совместная работа в творческой мастерской.

Раздел «Природа и безопасность».

Тема «Природные явления»

Познакомить младших дошкольников с потенциально опасными ситуациями, возникающими на улице в зимний период, учить избегать их. Знакомить с моделями безопасного поведения в гололед.

Совместная прогулка «Осторожно, гололед!»

Раздел «Безопасность на улице».

Тема «Безопасность на игровой площадке».

Раздел «Безопасность в общении».

Тема «Я ничего не боюсь».

Формировать у младших дошкольников начальные представления о личностных качествах людей

Спектакль по сказке Е. Каргановой «Волшебная булавка»

Раздел «Безопасность в общении».

Тема «Моя семья».

Формировать у младших дошкольников начальные представления о семье. Учить включаться в игровую деятельность, выполнять элементарные ролевые действия

Совместная игровая деятельность, сюжетно-ролевая игра «Семья»

Раздел «Безопасность в общении».

Тема «Дружба – наше богатство».

Познакомить детей с понятием «дружба», учить понимать суть игровой ситуации, оценивать действия персонажей с точки зрения их безопасности

Кукольный театр по сказке В. Сутеева «Цыпленок и утенок»

Раздел программы:

Природа и безопасность.

Тема: Дикие животные.

Познакомить младших дошкольников с потенциально опасными ситуациями, которые могут возникнуть в природе

Рассказы-инсценировки о поведении при встрече с дикими зверями

Раздел программы:

Природа и безопасность.

Тема: Безопасность у водоемов в летний период

Учить детей соблюдать элементарные правила личной безопасности в жаркую погоду, следить за своим состоянием

Совместная прогулка «Хорошо летом!»

На этапе практической деятельности по реализации проекта большое внимание уделяется самостоятельной поисковой, исследовательской, творческой деятельности детей, организации взаимодействия участников проекта. Очень важно пробудить в детях интерес к общению, собственной безопасности, учить их действовать безопасно для себя и для окружающих.

Педагогическая составляющая проекта должна обеспечить каждому участнику возможность проявить себя, добиться ощутимых результатов в работе и саморазвитии.

Презентация итогов по каждому этапу проекта происходит в различных формах в соответствии с их направленностью (см. таблицу). С большим интересом старшие дошкольники принимают участие в подготовке для малышей интерактивных представлений, выполняют рисунки, ориентируясь на понимание младшими дошкольниками, с удовольствием подбирают книги для них. В ходе подготовки итоговых мероприятий естественным образом осуществляется анализ проделанной работы, восстанавливается ее ход, выявляются пути достижения результата, отмечается вклад каждого в общее дело. Таким образом, достигаются основные задачи рефлексивно-оценочного этапа проекта.

Важно подвести и общий итог, определить, достигнута ли цель. Необходимо акцентировать внимание детей на чувстве гордости, которое они испытывают, сделав полезное дело, показать, что благодаря освоенным ими знаниям, своей отзывчивости, они смогли стать настоящими наставниками малышей.

Просмотров работы: 340