ИСКУССТВО БИСЕРА В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПЕРСОНАЖА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИСКУССТВО БИСЕРА В СОЗДАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПЕРСОНАЖА

Абаимова Н.В. 1, Ершова Л.В. 1
1Шуйский филиал ИвГУ, факультет искусств
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В наши дни одним из популярных видов рукоделия является вышивка бисером и бисероплетение. Изделия из бисера становятся интересны не только как женские украшения, но как бисерные картины, иконы или декор предметов быта и т.д. Подчеркнем, что работа с бисером - это вид декоративно-прикладного искусства, и она не носит лишь занимательный, досуговый характер. Изделия из бисера, созданные нашими предшественниками и современниками занимают достойное место в музеях, им посвящены специальные исследования, написаны научные работы. Цель данной статьи раскрыть возможности бисера в создании художественного образа сказочного персонажа. В ходе исследованияпроведенанализ и обобщение научной литературы, выявлена динамика изменений стилистики украшений из бисера в разные исторические эпохи, проведен анализ современных направлений и техник в изготовлении украшений из бисера, выявлены оптимальные средства художественной выразительности для создания образа драгоценных камней в женских аксессуарах из бисера. Проведенное исследование показало, что первые попытки организовать бисерное производство в России относится к концу 17 века, но только М. В. Ломоносову удалось организовать его (1754-1770гг.). Однако, изготовление качественной, конкурентоспособной продукции было налажено спустя годы, лишь в 1883 году в Одессе, где открылась стеклярусная фабрика Ронигера. Существовало несколько способов производства бисера. Наиболее древним и простым был способ вытягивания нити из стекломассы с помощью металлического прутика, введенного в расплавленное стекло. Стекло прочно приставало к прутику. Затем нить навивали на тонкий медный стержень, толщина которого соответствовала отверстию для нанизывания. Стержень извлекали, а бусинку подвергали повторному разогреву с последующей ручной обработкой при помощи простейших инструментов. Был и другой способ: вытянутую нить расплющивали в полоску и обвивали ею медную проволоку. Боковой продольный шов сглаживали, а трубочку разрезали на кусочки необходимой длины и обрабатывали отдельные бусинки вручную.Во второй половине XIX в. были изобретены машины, которые ускорили процесс изготовления бисера и сделали его более дешевым. Исследование позволило выявить комплекс качеств, с помощью которых можно создавать любые образные фантазии. Во-первых, современный бисер производится из разных материалов (стекло, керамика, пластмасса или металл), благодаря чему он разнообразен и обладает уникальными фактурными свойствами, необходимыми в художественном творчестве. Во-вторых, бисер окрашивают в самые разные цвета и оттенки, делают бисеринки двухцветные, трехцветные из цветного стекла, из бесцветного стекла, снаружи покрытого перламутровой краской и т.д. В-третьих, размер и форма бисеринок также имеет большое разнообразие (круглый, который является наиболее распространенным; каплеобразный, отверстия которого расположены не по центру, а смещены к краю; богемский - мелкий бисер, ограненный как большой круглый кристалл, граненый и витой стеклярус (трубочки длиной от 3 до 7 мм). Богатство свойств бисера, блеск и красота его крупинок, способность к мерцанию и утонченности - вот далеко неполный перечень качеств этого материала, благодаря которым ему подвластны любые художественные образы. Вот, к примеру, образ Хозяйки Медной горы, который известен нам больше всего из творчества П. П. Бажова, его цикла сказов, объединенных образом Малахитницы. Медной горы Хозяйка повелевает камнем и металлами. Повелевает Малахитница и живыми существами: ящерками – и зелеными, и голубыми, и синими, и коричневыми, и песочного цвета с золотыми крапинками, и цвета поблекшей травы, и узорами изукрашенными. И сама Малахитница может оборачиваться в ящерицу с зелеными лапами, черной полоской по хребту и с человечьей головой. К созданию этого образа обращается один из современных российских художников по костюмам Наталья Дзюбенко. Она создала комплект костюмов и аксессуаров с использованием бисера в гармонии с самоцветами для фильма "Книга мастеров" (режиссер В. Соколовский) по мотивам сказов П.П. Бажова. Художник с помощью бисера пыталась раскрыть характер героев сказов, внося во внешность, костюм персонажей изменений, в зависимости от соответствующей ситуации. И ей это удалось. Бисерные аксессуары помогли дизайнеру создать впечатление сказочного стиля и места действия. Таким образом, весь костюмный комплекс, в совокупности с аксессуарами из бисера является органичным элементом для выражения внутреннего мира персонажа в фильме или спектакле. Сказы П.П. Бажова, яркие, фантастичные интересовали не только кинорежиссеров. По мотивам сказов существуют различные театральные постановки - балет, спектакли, фильмы и мультфильмы. Для создания образов Каменной княжны и передачи образа горной породы, самоцветов, костюмеры, работающие в разных сферах искусства, не могут обойти бисерное богатство при изготовлении сценических костюмов. Благодаря своим многочисленным свойствам, бисер способен наиболее полно передать характер цвета и текстуру камня, узор и даже блеск или матовость настоящего камня. Таким образом, можно сказать, что бисер обладает безграничными возможностями в создании художественных образов. В свою очередь, можно отметить, что доступность, красота и простота этого материала делает его незаменимым в развитии творческих способностей детей, эстетического вкуса, цветовосприятия, внимание, терпение, мелкой моторики.
Просмотров работы: 384