ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЕТЕЙ: ПРОГНОЗ ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ПРИРОДЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ДЕТЕЙ: ПРОГНОЗ ЕЕ ВЛИЯНИЯ НА СОСТОЯНИЕ ПРИРОДЫ

Визерская Т.А. 1
1ФГБОУ ВО "Курганский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сегодня взаимодействие человека и природы превратилось в одну из актуальных тревожных проблем, поэтому важной задачей общества является формирование экологической культуры подрастающего поколения.

Экологическая культура - одна из фундаментальных общечеловеческих ценностей, суть которой состоит в урегулировании научными, нравственными, художественными средствами системы экологических отношений, в превращении негативных проявлений, ведущих к экологическому кризису, в позитивную деятельность.

Экологическое воспитание личности предполагает формирование экологической культуры уже с дошкольного возраста.

Актуальность данной работы в том, что в наше время экология очень ухудшилась и дальнейшее ее состояние зависит не только от нас, но и от подрастающего поколения. Поэтому изучение данной проблемы необходимо для прогнозирования экологического состояния природы.

Экологическая культура детей очень значима для всего мира в целом. Так как знания и соблюдение экологических правил по сохранению окружающей среды помогут сохранить нашу планету.

Цель: изучить проблему состояния экологической культуры детей, теоретически обосновать ее влияние на состояние природы.

Задачи:

  1. Диагностическая:

  • Выявить факторы, влияющие на экологическую культуру детей

  1. Теоритическая:

  • Обоснование влияние уровня экологической культуры детей на сохранение природы

  • Обосновать методику исследования

  1. Опытно-экспериментальная:

  • Провести наблюдение и мониторинг состояния экологической культуры детей

  1. Сделать выводы и прогноз

Объект исследования: состояние экологической культуры.

Предмет исследования: влияние экологической культуры детей на сохранение природы.

Гипотезы идейного типа

  1. Уровень экологической культуры влияет на ОС и способность сохранения ОС.

  2. Существует необходимость использования дополнительных мероприятий для формирования экологической культуры.

  3. Уровень образования повысит экологическую культуру.

  4. Экологическая культура начинает свое развитие в семье.

  1. Теоретическое обоснование экологической культуры и ее влияния на сохранение природы
Экологическая культура и ее компоненты

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть осознание человеком своей принадлежности к окружающему его миру, единства с ним, осознание необходимости принять на себя ответственность за ощущение самоподдерживающего развития цивилизации и сознательное включение в этот процесс.

Экологическая культура часть общей культуры является процессом, который связан с освоением и наращиванием знаний, опыта, технологий и передачей их старшим поколением младшему в виде нравственных императивов. В то же время экологическая культура есть результат воспитания, который выражается в умении индивида достигать гармоничных отношений с окружающим миром и самим собой. В детстве это умение формируется в процессе усвоения специальных знаний, развития эмоциональной сферы и практических навыков экологически целесообразного взаимодействия с природой и социумом [1].

Основные компоненты экологической культуры учащихся:

  • Аксиологический

  • Мотивационный

  • Когнитивный (экологическое сознание и мышление)

  • Деятельностный

Аксиологический компонент представлен ценностями-целями - абсолютная ценность жизни человека и всего, что его окружает (биосфера, ноосфера, природа), здоровье, устойчивое развитие человека и природы, самореализация, самосовершенствование и др.; ценностями-средствами - экологические знания, умения, неразрушительные, безущербные способы жизнедеятельности и поведения, созидание, отношение к человеку и природе как взаимозависимым и взаимообусловленным компонентам среды; ценностями-качествами - доброта, ответственность, самоограничение и др. [2].

Мотивационный компонент включает отношение человека к природной среде, интегрированное в систему доминирующих мотивов деятельности и поведения: убежденность в необходимости сохранения природной среды как важнейшей общечеловеческой ценности; развитый интерес к проблемам окружающей среды; осознание личной причастности к решению проблем взаимодействия человека и природы. Этот компонент характеризует позитивное отношение личности к экологической деятельности, заинтересованность, увлеченность, волевое напряжение в решении проблем окружающей среды, достижение оптимизации отношений человека и природы [2].

Экологическое сознание выступает в виде системы научных экологических знаний, знаний о явлениях окружающего мира, их ценности для человека; системы норм и правил отношения к природе. Содержание экологических знаний определяется следующими ведущими идеями: развитие и целостность природы в сфере жизни, взаимосвязь истории общества и природы, изменение природы в процессе труда, влияние окружающей среды на здоровье человека, оптимизация взаимодействия человека, общества и природы. Система знаний личности является фундаментом формирования ее экологических умений, которые отражают готовность выполнять экологическую деятельность, готовность к осознанным природоохранным действиям.

Экологическое мышление представляет собой умение правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.

Деятельностный компонент экологической культуры представлен специфическими способами жизнедеятельности в процессе решения разнообразных задач взаимодействия с окружающей средой. Необходимой характеристикой экологической деятельности выступают безущербный, преобразующий характер взаимодействия с окружающей средой в интересах сохранения и устойчивого развития природы и общества, охрана окружающей среды и рациональное природопользование.

Данный компонент также включает экологическое поведение личности в быту, в процессе производственной деятельности, на отдыхе и др. которое должно быть экологически оправданным и целесообразным.

Многоплановость экологической культуры указывает на то, что она не может иметь единого универсального критерия. В соответствии с сущностью и выделенными компонентами структуры экологической культуры были определены критерии и показатели оценки ее сформированности: мотивационно-ценностный, когнитивный, деятельностно-практический (таблица 1) [2].

Критерии сформированности экологической культуры

Таблица 1

#

Критерии

Содержание

1

1

Мотивационно-ценностный критерий

- потребность в постоянном общении с природой;- проявление интереса к экологическим проблемам;- наличие экологических ценностей;- мотивы экологической деятельности;- положительный эмоциональный фон экологической деятельности

22

Когнитивный критерий

- глубина и системность экологических знаний;- способность к переносу экологических знаний в ситуации экологической деятельности;- умение анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности;- самооценка уровня экологической культуры, ее адекватность

33

Деятельностно-практический критерий

- адекватность экологического сознания и поведения;- активность, инициатива и творчество в экологической деятельности;- осознанное поведение и деятельность школьников в природе

Все компоненты экологической культуры между собой тесно взаимосвязаны и как их формирование, так и существование невозможны друг без друга. Таким образом, экологическая культура школьников определяется наличием у них экологических знаний, ценностей, норм, а также способов поведения, выбирая которые ученик демонстрирует стремление поступать в соответствии с усвоенными социальными нормами, внешними по отношению к нему.

Системообразующим компонентом экологической культуры учащихся является аксиологический компонент. Диагностика и анализ сформированности личностных подструктур и качеств школьников позволили выделить три уровня сформированности этого компонента у старшеклассников: интуитивный, когнитивный, рефлексивно-творческий.

Интуитивный уровень ценностного отношения к природе характеризуется отсутствием положительной мотивации к экологической деятельности. Учащиеся группы в большей степени руководствуются стратегией «ухода от неудач», чем стратегией «достижения успеха». Они социально пассивны, не уверенны, имеют неадекватную самооценку, не способны к рефлексии. На этом уровне компоненты ценностного отношения к природе обрывчатые, не систематизированные. Отсутствуют знания об экологической обстановке, о значимости природы для жизни человека, отсутствует интерес к различным формам защиты окружающей среды, не владеют знаниями о факторах ценностного отношения к природе. Учащиеся данной группы интуитивно говорят о важности и необходимости защиты природы, однако в ценностной структуре личности экологические ценности имеют низкий рейтинг.

Когнитивный уровень развития ценностного отношения к природе характеризуется недостаточной сформированностью ценностно-мотивационного компонента экологической культуры. Подросток владеет некоторыми рефлексивными умениями и навыками, владеет теоретическими знаниями об экологии и значении экологической культуры в жизни человека. Данные знания обуславливают положительное отношение к вопросам развития ценностного отношения к природе. Однако их активность проявляется не постоянно, а время от времени [2].

Психологические особенности детского возраста

Существенным моментом в воспитании культуры школьников является изменение в их сознании представления о приоритете человека над природой и формирование нового мироощущения, способствующего восприятию природы и человека во взаимной самоценности природы как таковой, а не с точки зрения её полезности или вреда для людей, невозможно изменить положение человечества как подобия инородной, а то и враждебной природе силы. Чтобы преодолеть духовное отчуждение от жизни земной природы, человеку необходимо научиться воспринимать и ценить прекрасное в природе, людях, творениях рук человеческих [10].

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребенка, характеризующийся преобладанием эмоционально-чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют ее сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребенка к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребенком. Отсюда преимущественно умозрительное, без предметной раздробленности истолкование мира, рассматриваемого в его целостности. Ребенок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить свое место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиций законов, принятых в обществе [1].

  1. Методы и приемы воспитания экологической культуры в детском возрасте

Особенностью непрерывного экологического образования является обязательность его на первых стадиях обучения: в семье, детском саду, начальной школе. Именно эти ступени оказываются решающими для формирования экологической культуры будущего человека. Мало осознавать суть проблемы необходимо предложить и конкретные технологии. Это способы преподавания экологии на самых ранних ступенях обучения, программы и пособия для учителя и учащихся начальной школы. Здесь нет многовековой отработки, эту базу нужно строить. Ведь экологические знания необходимы и вполне цивилизованному, казалось бы, совершенно оторванному от природы человеку. Он все равно остаётся одним из зоологических видов планеты, причём, весьма деятельным, своей работой, как никто другой преобразующий среду. Люди общаются с множеством других живых организмов, они участники цепей питания, обмена информацией, а также других взаимодействий, влияющих на целостность и устойчивость биоценозов. Следовательно, важнейшая информация, которую должны получать дети – экологическая [14].

Экология – это (греч. «йокос»– дом, жилище, родина, «логос» – понятие, учение) наука о взаимодействии живых организмов и со средой, в которой они обитают. Под живым организмом можно понимать и микроб, и слона, и человека. Под средой обитания - и почву, в которой живёт тот или иной организм, и лес, взаимодействующий со своими обитателями, и воздух, без которого не могут существовать животные и растения, то есть всё, что окружает организм и с чем он взаимодействует. Понятие «экология» ввёл в 1866 году Эрнест Геккель, выдающийся немецкий естествоиспытатель. Он считал предметом исследования экологии связь живых существ со средой обитания.

Воспитание в широком смысле слова – процесс и результат развития личности, под воздействием целенаправленного обучения и воспитания.

Обучение – процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется воспитание человека.

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодёжью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует чёткого определения всех его звеньев, выявления связей и зависимостей [12].

Термин «экологическое воспитание» появился в педагогической науке сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли.

Под экологическим воспитанием понимается формирование у широких слоёв населения экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением.Экологическое воспитание - воздействие на сознание людейв процессе формирования личности и в последующее время с целью выработки социально-педагогических установок и активной гражданской позиции бережного отношения к совокупности природных и социальных благ (например, природным ресурсам, условиям окружающей среды человека, памятникам культуры, экосистемам). Оно достигается с помощью комплекса природоохранного и экологического обучения, включающее воспитание в узком смысле слова, как социализацию личности, школьное просвещение и пропаганду экологическую и природоохранную. В воспитании бережного отношения к живому в практике часто используются игры, которые затрагивают эмоции детей, вызывают радостные переживания. Дети осваивают экологические представления более легко. Грамотное руководство игровой деятельностью позволяет расширить кругозор детей, вовлечь в природоохранную работу большое количество детей, помогает воспитывать чувство ответственности за состояние родной природы. Здесь важны не отдельные мероприятия, а хорошо продуманный непрерывный процесс деятельности по изучению, сохранению и улучшению природной среды [7].

Выделяют ряд принципов, специфических для экологического образования и воспитания:

  • Процесс формирования ответственного отношения к природе является составной частью общей системы воспитания, актуальным её направлением.

  • Процесс формирования экологической культуры строится на взаимосвязи глобального, регионального и краеведческого подходов к раскрытию современных экологических проблем.

  • В основе формирования бережного отношения к природе лежит единство интеллектуального, эмоционального восприятия окружающей среды и практической деятельности по её улучшению.

  • Процесс формирования экологической культуры школьников опирается на принципы систематичности, непрерывности и междисциплинарности в содержании и организации экологического образования.

Культура – совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человечеством.

При этом под экологической культуройпонимается качество личности, включающее в себя следующие компоненты:

  • экологические знания;

  • понимание, что природа является источником жизни и красоты;

  • богатство нравственно-эстетических чувств и переживаний, порождённых общением с природой;

  • ответственность за её сохранение;

  • способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека;

  • глубокая заинтересованность в природоохранной деятельности и грамотное её осуществление

Систему экологического образования составляют звенья:

  • экологическое воспитание в семье

  • экологическое воспитание в дошкольных учреждениях

  • экологическое воспитание в школе (в учебной и внеурочной работе)

  • экологическое воспитание в детских внешкольных учреждениях

В экологическом воспитании не меньшую роль, чем нравственное, играет эстетическоевоспитание, в которое существенный вклад вносят естественно – научные предметы. На этих уроках учащиеся обогащаются новыми эстетическими впечатлениями. Этому способствуют разнообразные средства обучения (картины, кинофильмы…), формирующие образы территорий, различных объектов природы, развивающие у детей эмоциональную восприимчивость к красоте вообще, прекрасному в природе и эстетическое восприятие окружающей среды. Сухомлинский считал, что «нужно, чтобы ребенок жил в мире прекрасного, чувствовал, создавал и сохранял красоту в природе и в человеческих взаимоотношениях, потому что духовная жизнь в мире прекрасного рождает потребность быть красивым» [3].

Формы, методы и средстваорганизации экологического воспитания различают:

  • традиционные;

  • инновационные

Форма обучения – это организация учебно-познавательной деятельности учащихся, соответствующая различным условиям её проведения (в классе, на природе), используемая учителем в процессе воспитывающего обучения.

В связи с особенностями содержания курса окружающего мира, задачами, решаемыми в учебно-воспитательном процессе, различают следующие организационные формы изучения окружающего мира младшими школьниками:

  • Массовые;

  • Групповые;

  • Индивидуальные

К массовым формам относится работа учащихся по благоустройству и озеленению помещений и территории школы, массовые природоохранные компании и праздники, конференции, экологические фестивали, ролевые игры, работы на пришкольном участке.

К групповым – клубные, секционные занятия юных друзей природы, факультативы по охране природы и основам экологии, кинолектории, экскурсии, туристические походы, экологический практикум.

Индивидуальная форма предполагает деятельность учащихся по подготовке докладов, бесед, лекций, наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, рисование, лепка.

Основным критерием эффективности работы по формированию экологической культуры школьников является единство их сознания и поведения. Поэтому очень важно укрепить в сознании каждого школьника понимание того, что человек принадлежит природе и его долг и обязанность – заботиться о ней.

Ведущие методы преподавания:

  • Наблюдение;

  • Эксперимент;

  • Моделирование

Названные методы определяют формы организации учебнойдеятельности учащихся, специфические для данного учебного предмета:

  • экскурсии;

  • уроки с раздаточным материалом;

  • практические и лабораторные работы в классе, в уголке живой природы, в природе;

  • самостоятельные наблюдения детей.

Важный аспект в воспитании экологической культуры – развитие гуманного отношения к природе, способность воспринимать и чувствовать её красоту, умение бережно относиться ко всем природным явлениям.

Таким образом, успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм и методов работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и окружающей среды. Содержание школьного курса естественнонаучных дисциплин способствует экологическому воспитанию школьников и имеет для этого огромные возможности [3].

  1. Методы исследования
Метод анкетирования

Анкетирование — психологический вербально-коммуникативный метод, в котором в качестве средства для сбора сведений от респондента используется специально оформленный список вопросов — анкета [4].

Анкетирование в психологии используется с целью получения психологической информации, а социологические и демографические данные играют лишь вспомогательную роль. Контакт психолога с респондентом сведён здесь к минимуму. Анкетирование позволяет наиболее жёстко следовать намеченному плану исследования, так как процедура «вопрос-ответ» строго регламентирована.

Анкета является основным инструментом опроса и представляет собой социологический документ, содержащий структурно-организованный набор вопросов, каждый из которых связан с задачами проводимого исследования. Эта связь выражается в необходимости получения информации, отражающей характеристики изучаемого объекта [17].

При помощи метода анкетирования можно с наименьшими затратами получить высокий уровень массовости исследования. Особенностью этого метода можно назвать его анонимность (личность респондента не фиксируется, фиксируются лишь его ответы). Анкетирование проводится в основном в случаях, когда необходимо выяснить мнения людей по каким-то вопросам и охватить большое число людей за короткий срок [18].

Цель анкетирования:

Поучить информацию от определенного количества людей и их возраста.

Виды анкетирования:

  • Групповое анкетирование — опрашиваются несколько респондентов;

  • Аудиторное анкетирование — методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;

  • Массовое анкетирование — участвуют от сотни до нескольких тысяч респондентов (на практике работа трудоёмкая, а результаты менее корректны) [4].

Для данного исследования было проведено аудиторное анкетирование. Оно происходило на территории санатория «Сосновая Роща» корпус I «Берёзка», где в аудитории было собрано определенное количество детей разных школьных возрастов. Школьникам выдали чистые листы и ручки, и по заранее созданному критерию вопросов было произведено анкетирование. В домашних условиях был проведен подсчет ответов детей на каждый вопрос и сделан вывод.

Вопросы в анкете:

  •  
    1. Ваш пол?

    2. Ваш возраст?

    3. Место рождения?

    4. Ваша национальность?

    5. Любите ли Вы отдыхать на природе?

  1. Да

  2. Нет

  •  
    1. Знаете ли Вы о правилах поведения на природе?

  1. Да

  2. Нет

  •  
    1. Соблюдаете ли вы правила поведения на природе?

  1. Да

  2. Нет

  3. Частично

  •  
    1. Замечали ли Вы когда-нибудь мусор на местах отдыха?

  1. Да

  2. Нет

  •  
    1. После отдыха, что Вы делаете с отходами (мусором)?

  1. Отставляю на месте отдыха

  2. Убираю в пакет и увожу с собой

  3. Закапываю

  4. Сжигаю

  •  
    1. От кого Вы узнали о правилах поведения на природе?

  1. От родителей

  2. От учителей

  3. От друзей

  4. Я не слышал о правилах поведения на природе

  •  
    1. Как Вы считаете, чисто ли в городе, в котором вы живете?

  1. Чисто

  2. Нормально

  3. Грязно

  4. Не знаю, не обращал внимания

  •  
    1. Хотели бы Вы сделать нашу планету чище?

  1. Да

  2. Нет

  3. Мне всё равно

  •  
    1. Где Вам больше всего понравилось отдыхать?

  1. В местах отдыха своего города

  2. В санатории «Сосновая роща»

  3. В других местах отдыха

  1. Метод наблюдения

Наблюдение — организованное, целенаправленное, фиксируемое восприятие психических явлений с целью их изучения в определённых условиях.

Этапы наблюдения:

  1. Определение предмета наблюдения, объекта, ситуации.

  2. Выбор способа наблюдения и регистрации данных.

  3. Создание плана наблюдения.

  4. Выбор метода обработки результатов.

  5. Собственно наблюдение.

  6. Обработка и интерпретация полученной информации [20].

Средства наблюдения:

Наблюдение может осуществляться непосредственно исследователем, либо посредством приборов наблюдения и фиксации его результатов. В их число входит аудио-, фото-, видеоаппаратура, особые карты наблюдения.

Наблюдение противопоставляется эксперименту. Это противопоставление основано на двух положениях:

  1. Пассивность наблюдателя - наблюдатель не изменяет окружающую реальность.

  2. Непосредственность - наблюдатель фиксирует в протоколе то, что видит [19].

Преимущества метода наблюдения:

  • Наблюдение позволяет непосредственно охватить и зафиксировать акты поведения.

  • Наблюдение позволяет одновременно охватить поведение ряда лиц по отношению друг к другу или к определённым задачам, предметам и т. д.

  • Наблюдение позволяет произвести исследование независимо от готовности наблюдаемых субъектов.

  • Наблюдение позволяет достичь многомерности охвата, то есть фиксации сразу по нескольким параметрам — например, вербального и невербального поведения

  • Оперативность получения информации

  • Относительная дешевизна метода [5]

Наблюдение проводилось во дворах города Кургана в течение недели. Приходилось внимательно следить за поведением детей и даже их родителей, все результаты были отмечены в тетради. Далее в домашних условиях проанализированы и обработаны ситуации поведения детей на природе и сделаны выводы.

  1. Результаты исследования
  1. Результаты изучения экологической культуры отдыхающих санатория «Сосновая Роща» корпус I «Берёзка»

Для данного исследования была проведена работа на территории санатория «Сосновая Роща» корпус I «Берёзка» на тему «экологическая культура детей».

Всего опрошенных было 113 человек. Из них 85 человек из санатория «Сосновая роща» возраста от 8 до 17 лет. Из города Кургана 28 человек возраста от 8 до 18 лет. Каждый из них ответил на 13 вопросов. После проведенного опроса, был сделан анализ ответов в виде диаграмм:

  1. Демографическая характеристика респондентов

Рис. 1. Диаграмма полового соотношения.

На диаграмме видно, что из числа опрощенных преобладает женский пол – 53 девочки, а мальчиков всего 32.

Возраст?

Рис.2 Диаграмма возрастного критерия детей.

Как видно на диаграмме из всех опрошенных людей больше всего детей 14 и 15 лет, так же этот возраст преобладает среди девочек. Самое наименьшее количество отпрошенных было 8 и 9 лет. Самое наименьшее число девочек оказалось 8 и 9 лет, а наибольшее количество мальчиков 11 летнего возраста.

Из числа всех опрошенных:

  • Дети 8 лет: 3 человека (2 девочки, 1 мальчик)

  • Дети 9 лет: 1 человек (мальчик)

  • Дети 10 лет: 6 человек (4 девочки, 2 мальчика)

  • Дети 11 лет: 4 человека (2 девочки, 2 мальчика)

  • Дети 12 лет: 6 человек (4 девочки, 2 мальчика)

  • Дети 13 лет: 7 человек (5 девочек, 2 мальчика)

  • Дети 14 лет: 20 человек (9 девочек, 11 мальчиков)

  • Дети 15 лет: 22 человека (16 девочек, 6 мальчиков)

  • Дети 16 лет: 12 человек (9 девочек, 3 мальчика)

  • Дети 17 лет: 4 человека (2 девочки, 2 мальчика)

Место рождения?

Рис.3. Диаграмма месторождения детей.

Большинство отдыхающих в лагере из Екатеринбурга – 58 человек; из Кургана – 15 человек и из других городов всего 12 человек из общего числа опрошенных.

Национальность?

Рис.4 Диаграмма национального состава детей.

Из 85 опрошенных человек русских – 73, украинцев – 5, татар – 3, башкир – 2 и люди с другой национальностью – 2 человека.

О любви к природе

5 вопрос: Любите ли Вы отдыхать на природе?

Рис. 5. Диаграмма любителей отдыхать на природе.

Из числа детей абсолютно все ответили, что любят отдыхать на природе.

6 вопрос: Знаете ли Вы о правилах поведения на природе?

На этот вопрос большинство опрошенных ответило, что знает о таких правилах, но встретились и такие , которые даже не слышали, что подобные правила существуют.

Рис. 6 Диаграмма знания правил поведения на природе.

7 вопрос: Соблюдаете ли вы правила поведения на природе?

Рис. 7. Диаграмма соблюдения правил отдыхающих на природе.

В этом вопросе мнения разделились, практически равное количество ответов набрали два варианта: соблюдают и частично соблюдают. И всего 7 человек из 85 признались, что не соблюдают правила поведения на природе.

8 вопрос: Замечали ли Вы когда-нибудь мусор на местах отдыха?

Рис. 8 Диаграмма видения мусора

По результатам данного вопроса видно, что большинство детей замечали мусор во время отдыха на природе.

9 вопрос: После отдыха, что Вы делаете с отходами (мусором)?

  1. Отставляю на месте отдыха

  2. Убираю в пакет и увожу с собой

  3. Закапываю

  4. Сжигаю

Рис. 9. Диаграмма утилизации мусора отдыхающими после отдыха на природе.

После отдыха, большое количество анкетируемых ответило, что забирают отходы с собой, сжигают мусор 16 человек из 85, и небольшое равное количество людей ответило, что оставляют мусор на месте либо закапывают.

10 вопрос: От кого Вы узнали о правилах поведения на природе?

  1. От родителей

  2. От учителей

  3. От друзей

  4. Я не слышал о правилах поведения на природе

Рис.10 Диаграмма, показывающая, от кого дети узнали о правилах поведения на природе.

На диаграмме видно, что большинство детей узнали о правилах поведения на местах отдыха от родителей. Так же достаточно большое количество опрашиваемых ответило, что узнали о правилах поведения от родителей и учителей, небольшое количество человек ответило, что узнали в школе, от учителей и всего 6 человек признались, что не слышали вообще о правилах поведения на природе.

11 вопрос: Как Вы считаете, чисто ли в городе, в котором вы живете?

  1. Чисто

  2. Нормально

  3. Грязно

  4. Не знаю, не обращал внимания

Рис.11.Диаграмма мнений о чистоте города опрашиваемых.

Большое количество человек ответило, что город, в котором они живут не грязный и нечистый – нормальный, так же не малое количество детей ответило, что в городе грязно, чисто – ответили всего 13 человек, и 5 людей вообще не обращали своего внимания на степень чистоты города.

12 вопрос: Хотели бы Вы сделать нашу планету чище?

  1. Да

  2. Нет

  3. Мне всё равно

Почти все дети – 74 человека, ответили, что хотели бы внести свой вклад для улучшения степени чистоты на планете в целом, 8 людям оказалось всё равно, и 3 человек не хотели бы улучшать чистоту планеты.

Рис.12 Диаграмма, показывающая хотели бы дети сделать чище нашу планету.

13 вопрос: Где Вам больше всего понравилось отдыхать?

  1. В местах отдыха своего города

  2. В санатории «Сосновая роща»

  3. В других местах отдыха

Рис.13 Диаграмма любимого места отдыха детей.

Больше всего понравилось отдыхать детям в иных местах отдыха, нежели в «Сосновой рощи» и местах отдыха своего города. Небольшое количество детей ответило, что им нравится отдыхать в своем городе – 17 человек, и практически такое же количество людей ответило, что им очень нравится отдыхать в санатории «Сосновая роща» - 19 человек.

Вывод по результатам исследования в детском лагере «ЭКОС» на территории сосновой рощи

По результатам опроса в детском лагере «ЭКОС» на территории сосновой рощи можно сделать вывод, что дети в возрасте от 8 до 12 лет знают и соблюдают правила поведения на природе и места отдыха. Мусор после отдыха увозят с собой, нежели дети возраста от 13 до 17 лет, они хоть и утверждают, что знают правила поведения на природе, но не соблюдают их, либо только частично.

Большинство людей после отдыха на природе собирают мусор в пакет и увозят с собой с дальнейшей утилизацией, но также встретились дети, которые оставляют мусор на месте отдыха, либо закапывают.

Стало ясно, что дети узнают о правилах поведения на отдыхе/природе в основном в школе от учителей, это подтверждает то, что в учебных заведениях также обращают внимание на экологическую культуру, которая в наше время очень необходима.

Выяснилось, что опрошенным детям не безразлично на окружающую среду, и они все хотели бы внести свой вклад в улучшение экологического состояния планете. Отсюда следует, что экологическая культура детям детского лагеря «ЭКОС» на территории санатория «Сосновая роща» знакома и они не только знают правила поведения на природе, но и соблюдают их, что очень важно.

  1. Результаты анкетирования детей города Кургана

После опроса детей лагеря «ЭКОС» на территории санатория «Сосновая роща», был проведен тот же самый опрос детей во дворах города Кургана, чтобы сравнить их экологическую культуру. В Кургане удалось опросить 28 человек возраста от 8 до 18 лет. Ответы были проанализированы

Демографическая характеристика

1 вопрос: Ваш пол?

Рис.14 Диаграмма распределения опрашиваемых по полу

Из 28 опрошенных детей, преобладает мужской пол – 16 человек, а женского пола – 12 человек.

2 вопрос: Ваш возраст?

Рис. 15 Диаграмма возрастного критерия детей.

Из общего количества опрошенных в возрасте от 8 до 18 лет, преобладают дети 11, 15, 16 лет. Человек 18-ти лет был встречен только один. Наибольшее количество мальчиков, встретилось в возрасте 11-ти лет, наименьшее – 8 лет. Равное количество девочек было опрошено 10, 14, 15, 16 лет, наименьшее - 8, 11, 12 лет.

Из числа всех опрошенных:

  • Дети 8 лет: 2 человека (1 девочка, 1 мальчик)

  • Дети 9 лет: 2 человек (2 мальчика)

  • Дети 10 лет: 3 человек (2 девочки, 1 мальчик)

  • Дети 11 лет: 4 человека (1 девочка, 3 мальчика)

  • Дети 12 лет: 2 человек (1 девочка, 1 мальчик)

  • Дети 13 лет: 2 человек (2 мальчика)

  • Дети 14 лет: 2 человек (2 девочки)

  • Дети 15 лет: 4 человека (2 девочки, 2 мальчика)

  • Дети 16 лет: 4 человек (2 девочки, 2 мальчика)

  • Дети 17 лет: 2 человека (2 мальчика)

  • Дети 18 лет: (1 девочка)

3 вопрос: Место рождения?

Рис. 16. Диаграмма месторождения детей.

Так как опрос детей походил в городе Кургане, поэтому наибольшее число опрошенных - уроженцы этого города - 14 человек, но и встретились приезжие из Челябинска – 5 человек, Тюмени- 4 человека и других городов- 5 человек.

4 вопрос: Ваша национальность?

Рис. 17 Диаграмма национального состава детей.

По национальному составу опрошенных, преобладают русские – 19 человек, в городе встретились казахи – 6 человек и дети другой национальности – 3 человека.

П. О любви к природе

5 вопрос: Любите ли Вы отдыхать на природе?

  1. Да

  2. Нет

Рис. 18 Диаграмма любителей отдыхать на природе.

Большинство опрошенных, ответили, что любят отдыхать на природе – 26 человек и только 2-е сказали, что не любят.

6 вопрос: Знаете ли Вы о правилах поведения на природе?

  1. Да

  2. Нет

Рис.19 Диаграмма знания правил поведения на природе.

В городе Кургане о правилах поведения на отдыхе знает 21 человек и 7 из общего количества не знает о подобных правилах.

7 вопрос: Соблюдаете ли Вы правила поведения на природе?

  1. Да

  2. Нет

  3. Частично

Рис. 20 Диаграмма соблюдения правил отдыхающих на природе.

Хоть правила поведения знают большее количество опрошенных, но полностью соблюдают их всего 6 человек, равное количество людей соблюдают правила частично либо вообще не соблюдают – по 11 человек.

8 вопрос: Замечали ли Вы когда-нибудь мусор на местах отдыха?

  1. Да

  2. Нет

Рис. 21 Диаграмма, о видении мусора на местах отдыха.

Большинство детей замечали мусор на местах отдыха – 18 человек, но 10 человек признались, что не замечали мусор.

9 вопрос: После отдыха, что Вы делаете с отходами/мусором?

  1. Отставляю на месте отдыха

  2. Убираю в пакет и увожу с собой

  3. Закапываю

  4. Сжигаю

Рис. 22 Диаграмма утилизации мусора отдыхающими после отдыха на природе

После отдыха дети забирают с собой мусор либо оставляют на месте. Небольшое количество людей закапывает либо сжигает его.

10 вопрос: От кого вы узнали о правилах поведения на природе?

  1. От родителей

  2. От учителей

  3. От друзей

  4. Не слышал о правилах поведения на природе.

Рис. 23 Диаграмма, показывающая, от кого дети узнали о правилах поведения на природе.

Дети узнали о правилах поведения в школе от учителей – 16 человек, от родителей – 7 человек и 5 человек вообще не слышали о подобных правилах.

11 вопрос: Как Вы считаете, чисто ли в Вашем городе?

  1. Чисто

  2. Нормально

  3. Грязно

  4. Не обращал внимания

Рис. 24. Диаграмма мнений опрашиваемых о чистоте города

По диаграмме видно, что 8 человек считают, что в городе грязно. Нормально – ответило 10 человек, чисто – 7 человек и 3 человека не обращали внимания на чистоту города.

12 вопрос: Хотели бы Вы сделать нашу планету чище?

  1. Да

  2. Нет

  3. Мне всё равно

Рис.26 Диаграмма, показывающая хотели бы дети сделать чище нашу планету.

18 человек хотели бы сделать нашу планету чище, а 10 человек ответили, что им всё равно.

13 вопрос: Где Вам больше всего понравилось отдыхать?

  1. В местах отдыха своего города

  2. В другом месте

Рис. 27 Диаграмма любимого места отдыха.

Детям больше нравится отдыхать в иных местах отдыха, нежели в пределах своего города.

Выводпо результатам исследования в городе Кургане

Проанализировав ответы на анкету, стало ясно, что в городе Кургане дети знают о правилах поведения на природе/отдыхе, но не соблюдают их. Это очень плохо, так как если младшее поколение ничего не делает для чистоты нашей планеты, то, следовательно, их родители тоже ничего подобного не делают, поэтому их детям не с кого брать пример.

Мусор на местах отдыха замечают не все, практически равное количество людей замечают и не замечают отходы.

После отдыха большое количество детей ответило, что оставляют мусор на месте отдыха, не убирая за собой, что не является также положительным результатом.

На этих основаниях можно сделать вывод, что дети в городе Кургане не имеют экологической культуры, хоть и знают, что это такое.

  1. Результаты наблюдения

Во дворах города Кургана было проведено наблюдение за поведением на природе играющих и гуляющих на детских площадках детей.

Наблюдая за обстановкой в течение недели, было замечено, что дети, играя в песочнице, находили там крышки от бутылок, разные бумажки и окурки сигарет. В одном из дворов города, был такой случай: на лавочке сидели подростки и кушали чипсы, после того, как пачка опустела, она была выкинута не в мусорный бак, который стоял неподалеку от лавочки, а просто на землю. Были ситуации, когда родители, гуляя со своим детьми, так же бросали мусор на территорию двора. Однако наблюдалась и положительная ситуация, дети в возрасте 9-10 лет, кушали мороженное и выкинули упаковку в мусорный контейнер.

За всю неделю наблюдения, можно сделать вывод, что дети, подростки и их родители не хотят соблюдать чистоту не только на улицах родного города, но и собственных дворах. Люди, не задумываясь, выбрасывают мусор за пределы мусорных контейнеров, так и не понимая, что загрязняют свой «дом». Неприятно находиться и гулять во дворах города, где повсюду лежат бумажки от шоколадок, мороженного, чипсов, и другого мусора.

Проведение субботников может улучшить ситуацию, но ненадолго, так как невоспитанность и незнание экологической культуры снова приведет к загрязнению дворов. Поэтому нужно, чтобы дети и их родители, знали и понимали все те последствия, которые могут настать с таким отношением к окружающей среде.

Заключение

По данным исследования можно сделать вывод, что акцент на детях должен быть с самого раннего возраста. Нужно проводить обучение, показывать наглядные примеры, что можно и чего нельзя делать на природе, за пределами собственного дома, но видимо, родителям все равно на природную среду, поэтому дети так же наплевательски относятся к окружающему себя миру, не понимая, что природа – это наш дом и мусорить в нём также нельзя, как и своей квартире/доме (этому, почему то, родители учат своих детей). Поэтому, чтобы сделать наш мир чище, нужно начинать обучение экологической культуре, не только детей, но и взрослых, только тогда мы все вместе сможем уменьшить деградацию нашей планеты антропогенным воздействием.

В сравнительной характеристике между ответами детей лагеря «ЭКОС» и детей города Кургана, понятно, что дети из Сосновой рощи знают экологическую культуру, соблюдают ее, чего, к сожалению, нельзя сказать о городских детях.

Прогнозируется, что в течение нескольких грядущих десятилетий население индустриальных стран будет все в большей степени сталкиваться с такими болезнями как рак, болезни системы кровообращения, костно-мышечной системы и соединительной ткани, нейропсихические расстройства. В развивающихся странах основными причинами заболеваемости и смертности будут инфекционные и паразитарные болезни (туберкулез, СПИД, венерические болезни, малярия, детские болезни — полиомиелит, дифтерия, корь и др.), респираторные инфекции, осложнения родов и беременности. Также может проявиться рецидив старых болезней, которые считаются побежденными. Все это может произойти из-за загрязнения окружающей среды человеком [21].

Для того чтобы, если не избежать катастрофы, а хотя бы ее отдалить, нужно наряду с другими направлениями работы, сконцентрировать усилия на таком важном участке, как формирование экологической культуры и повышение ответственности личности за сохранение природной среды. И начинать экологическое воспитание надо с детства, так как с детства приобретенные знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения и нравственные ценности.

Если дети в дальнейшем также будут относиться к природе, то есть, не знать правил поведения не только на отдыхе, но и в ежедневных ситуациях на природе, то через некоторое время уже следующее поколение совсем не будет знать, что такое экологическая культура, мусор будет на каждом шагу. Следовательно, планете будет нанесен большой урон, что приведет к вымиранию растений, животных, насекомых, а вследствие и самих людей. Чтобы избежать данной ситуации, нужно незамедлительно использовать все методы для передачи знаний по экологической культуре, донести до детей, то, что будущее всего живого зависит не только от нас, но и от них.

Проявление интереса и потребности в изучении экологических знаний, прочное овладение экологическими знаниями, усвоение умений и навыков применения теоретико-экологических знаний в практической деятельности, умение анализировать сущность происходящих в природе и обществе изменений, установление связи между отношениями в обществе и природно-географическими, климатическими изменениями, их оценка и прогнозирование, социальная активность в пропаганде экологических знаний, соблюдение нравственных норм по отношению к природе, активное участие в массовых мероприятиях по защите окружающей среды по месту проживания – все это поможет сохранить окружающую природную среду.

От того, какова экологическая культура людей, во многом зависит не только состояние природной среды, но и будущее человечества.

Список литературы
  1. Буковская Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников. – Москва, 2002 г, 192с.

  2. Сайт дистанционного образования. Компоненты экологической культуры // http://do.irort.ru

  3. Латышина Д. И. История педагогики и образования. – Москва, 2007 г, 527 с.

  4. Википедия. Метод анкетирования // https://ru.wikipedia.org

  5. Википедия. Наблюдение // https://ru.wikipedia.org

  6. Социальная сеть работниковобразования nsportal.ru. Воспитание экологической культуры у детей // http://nsportal.ru

  7. Учебно-методический кабинет. Формирование экологической культуры личности ребенка // http://ped-kopilka.ru

  8. Молодой ученый. Формирование экологической культуры у детей // http://www.moluch.ru

  9. Дошкольный сайт для всей семьи. Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста // http://doshkolnik.ru

  10. МААМ.RU Международный образовательный портал. Воспитание экологической культуры детей // http://www.maam.ru

  11. Diplomba Каталог научных работ. Проблема воспитания экологической культуры детей // http://diplomba.ru

  12. Bestreferat.ru. Формирование экологической культуры у детей // http://www.bestreferat.ru

  13. DisserCat-электронная библиотека диссертаций // http://www.dissercat.com

  14. Nasledie.ru. Формирование основ экологической культуры // http://old.nasledie.ru

  15. Фестиваль педагогических идей. Воспитание экологической культуры школьников // http://festival.1september.ru

  16. Center-YF Центр управления финансами. Методы исследования // http://center-yf.ru

  17. Www.Grandars.ru. Анкетирование // http://www.grandars.ru

  18. Психологос Энциклопедия практической психологии. Анкетирование // http://www.psychologos.ru

  19. Психологос Энциклопедия практической психологии. Наблюдение: метод исследования в психологии // http://www.psychologos.ru

  20. Www.Grandars.ru. Наблюдение // http://www.grandars.ru

  21. Воспитание экологической культуры // http://econf.rae.ru

2

Просмотров работы: 1427