ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА ТЕРРИТОРИИ ДЕТСКОГО РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА Г. КУРГАНА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И РАЗРАБОТКА ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА ТЕРРИТОРИИ ДЕТСКОГО РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА Г. КУРГАНА

Бардина Н.В. 1
1ФГБОУ ВО "Курганский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Проблема отношения человека и окружающей среды – это одна из наиболее сложных проблем общества: человек – биосоциальное существо. Человек в процессе жизнедеятельности непрерывно взаимодействует со средой обитания, со всем многообразием факторов, характеризующих среду. В процессе систематического обмена продуктами с природной средой и существует глубинная, фундаментальная связь нашего органического существования с природой. А функция психики и состоит, собственно, в отображении, удержании, воспроизведении и развитии этого динства всех существенных сил природы. Тот факт, что наше тело и его психика включены во всеобщую связность мировых процессов и как-то удерживают в себе природу вообще как целое, предполагает существенное непосредственное влияниеэ того целого на нашу психику, влияние природных пульсаций и ритмов на наш организм и наши психические состояния.

Среди многочисленных видов и форм взаимодействия человека со средой обычно наиболее явно выявляются два аспекта. Один из них, наиболее изученный и постоянно дополняемый, – это влияние окружающей природы на человека, на его физические и психические функции, его здоровье и благополучие. Второй аспект – это влияние человека на среду и отражение этого влияния, преображающего, окультуривающего, но порой приводящего к деградации среды в сознании человека, т. е. осознание и осмысление антропогенного воздействия. Оба эти аспекта тесно связаны с поведением человека. Для нас представляет интерес такой вопрос, какая зависимость поведения человека, его психического состояния от качества окружающей среды.

Не случайно, экологи считают, что в современном городе человек должен быть не оторван от природы, а как бы растворен в ней. Поэтому общая площадь зеленых насаждений в городах должна занимать больше половины его территории.

Цель: разработать проект ландшафтного дизайна территории детского реабилитационного центра, способствующий развитию эстетического восприятия, и реабилитации школьников и детей дошкольного возраста.

Задачи:- проанализировать литературу по теме исследования

- подобрать методику ландшафтного проектирования территории.

- провести предпроектную оценку территории ДРЦ

- подобрать элементы согласно предпроектной оценке

-оформить паспорт проекта ландшафтного дизайна территории ДРЦ

Объект: территория Детского реабилитационного центра.

Предмет: создание проекта ландшафтного дизайна территории ДРЦ города Кургана.

Гипотеза:ландшафтный дизайн территории детского реабилитационного центра будет эстетически привлекательным, если учитывать при его проектировании совокупность показателей, таких как: уникальность, пейзажность и экзотичность.

Теоретическое значение работы: теоретически обоснован ландшафтно-проектный метод при разработке ландшафтного дизайна территории ДРЦ.

Практическое значение работы: разработан проект ландшафтного дизайна территории ДРЦ г. Кургана по ул. Войкова, 26.

Глава I. Проектирование и разработка ландшафтного дизайна детского центра

Ландшафтное проектирование – это очень ответственный этап в процессе озеленения и благоустройства территории [21]. Составление проекта ландшафтного дизайна дает возможность рационально использовать пространство, создать композицию, правильно рассчитать и задействовать трудовые и экономические ресурсы, а также заранее увидеть весь образ обновленной территории при помощи проектных чертежей, планов и 3D-моделирование ракурсов участка [14].

Ландшафтное проектированиетерритории включает в себя не только инженерный аспект, но и биологический, экологический, географический, исторический и философский. Главными составляющими проекта ландшафтного дизайна являются простота, удобство и практичность, а также эстетика.

Проектирование ландшафта территории включает в себя следующие этапы:

1. Предпроектная оценка территории включает в себя эколого – биологическую оценку, геолого – географическую оценку:

- изучение состояния территории: описание ландшафта (описание имеющихся элементов ландшафта территории);

- описание и изучение почвы (изучение и описание состава почвы, определение кислотности почвы, определение типа почвы);

- определение залегания уровня грунтовых вод;

- изучение и описание растительности (описание имеющихся ярусов, описание состава растительных сообществ);

- построение ландшафтного профиля исследуемой территории по результатам измерительных работ;

- определение уровня антропогенной нагрузки исследуемой территории (определяется на глаз);

- определение уровня шума;

- определение уровня радиации.

Уровни антропогенной нагрузки:

1. Высокий уровень антропогенной нагрузки:

- высокий уровень асфальтированности территории (примерно 70 % территории – асфальт);

- количество вытоптанных человеком тропинок велико, примерно составляет от 10 - 20 тропинок на территории;

- растительные сообщества находятся в угнетенном состоянии, примерно 70 % растении не хватает питательных микроэлементов, проявляется в пигментации и некрозах стеблей, листьев и соцветий.

- большое количество для данной территории построек и архитектурно – ландшафтных элементов (здания различного назначения, например, хозяйственные корпуса, гаражи и иные архитектурные постройки);

- большое количество мусора на территории.

2. Средний уровень антропогенной нагрузки:

- степень вытоптанных тропинок – средняя до 10 тропинок на территории;

- количество пораженных, угнетенных растений составляет 20 - 30%;

- количество асфальтированной территории - 30 – 40%;

- количество построек небольшое;

- количество мусора на территории - 5 – 10%.

3. Низкий уровень антропогенной нагрузки:

- уровень тропиночной сети низкий (2 – 3 тропинки по всей территории);

- количество архитектурных построек на территории 2 – 3;

- количество пораженных, угнетенных растений небольшое – 5 – 10%;

- асфальта на территории примерно 20 %;

- мусора на территории нет;

- примерно 70% территории составляют растения.

2. Разработка ландшафтного дизайна территории.

Этап разработки ландшафтного дизайна территории характеризуется творческой работой архитектора или ландшафтного дизайнера по проектированию территории.

Проектирование территории:

- подбор элементов ландшафта (архитектурно – ландшафтных элементов, подбор растений) согласно рекомендациям предпроектной оценки территории;

- разбивка территории на участки (зонирование территории);

- разработка дендроплана;

- разработка генерального плана участка.

3. Зонирование территории: разбивка территории на участки и определение на данных участках элементов ландшафта.

В первую очередь делаются замеры территории и на основании сделанных замеров строится разбивочный чертеж на планировку в соответствующем масштабе (обычно, это масштаб 1:100 либо 1:200) с расстановкой всех размеров. На чертеже отражаются только постройки и система мощения .

Немаловажным в ландшафтном дизайне участка является проектирование дорожно-тропиночной сети, которое включает в себя план мощения и виды садового мощения. Именно дорожки и вымощенные площадки определяют структуру территории и создают композицию [18].

4. Конструирование проекта ландшафта: подбор оптимальных элементов ландшафта согласно проведенной предпроектной оценки, подбор растений и разработка цветочных клумб, подбор оптимальных кустарниковых и древесных форм растений (все растения перечислить и описать, почему были выбраны именно они), разработка схем – конструкции растительных сообществ и архитектурно – ландшафтных строений, описание их и определение месторасположения их на территории, разработка дендроплана участков территории. Разработка план – схем примерного расположения элементов участка (можно разработать цвето-схему каждого участка территории).

На этапе разработки дендроплана территории определяется местоположение деревьев и кустарников, при этом составляется ассортиментная ведомость, а так же разбивочно-посадочный чертеж. Ассортиментная ведомость включает в себя перечень растений, их количество и основные характеристики (высота, диаметр кроны, тип корневой системы и пр.). Разбивочно-посадочный чертеж строится в соответствующем масштабе и с расстановкой всех размеров. Примечание: проекты цветников и проекты декоративных групп растений (при участии в них цветов) выносятся на отдельные листы [33].

Для создания клумб, теплиц или просто высаживания растений в открытый грунт, необходимо учитывать не только их эстетическую привлекательность, но и их размеры, совместимость с другими растениями, а так же период цветения и ядовитость растений. Возможно создание не только красивых, но и необычных цветочных композиции. Даже на небольшом участке при использовании 2-3 растении, возможно, сделать яркую и необычную цветочную композицию. К примеру: флоксы - красивоцветущие травянистые растения, достаточно высокие с нежными цветами. Разместить их можно на заднем плане или по центру, вокруг флоксов разместить солнцецвет, а понизу посадить тимьян, получиться очень привлекательная композиция (рис 1).

Рис.1 Цветочная композиция (цвето – схема цветочной клумбы)

Озелененный участок способствует благоприятному микроклимату, уменьшает запыленность и загазованность воздуха, регулирует его влажность, снижает уровень шума, особенно в городах.

В целях безопасности выбирают неколючие виды деревьев, кустарников. Предпочтение отдают наиболее типичным растениям для данной местности. Желательно, чтобы они были разными по высоте, окраске листьев, сроках цветения, созревания плодов и семян [25].

При подборе растений для детского центра необходимо руководствоваться следующими требованиями безопасности:

1. подбор цветов для композиции и цветников. Определенные требования существуют и к цветникам на территории детского центра. Следует подобрать однолетние, двухлетние и многолетние растения, которые будут цвести одно за другим с ранней весны до поздней осени. Лучше, если они будут неприхотливыми и не требующими сложного ухода [5].

Из однолетних специалисты рекомендуют петунию, настурцию, календулу, львиный зев, бархатцы, душистый табак. Из двухлетних – гвоздику турецкую, незабудки, маргаритки, анютины глазки. Лучшие многолетники – тюльпаны, нарциссы, примулы, пионы, флоксы, георгины, ирисы, гладиолусы.Цветущие растения лучше расположить вдоль дорожек, которые ведут к основному зданию и к другим строениям. Вдоль дорожек хорошо разбить бордюры шириной 30-50 см и рабатки до 50 см-1 м шириной. Красиво смотрятся цветочные посадки партерами, то есть квадратами или прямоугольниками, засаженными одинаковыми растениями [10].

2. подбор овощных культур. Прекрасно, если на территории детского центра будут устроены зеленые газоны и даже небольшой огородик, где дети, смогут работать вместе с воспитателями (преподавателями) и выращивать самые простые овощи. Газон засевают мятликом луговым, овсяницей красной, райграсом пастбищным. В дальнейшем его можно подсевать клевером, люцерной – примерно на 1/10 части травостоя.Грядки на огороде разбивают на участки длиной 2,5-3 м, шириной 60-70 см. Между ними оставьте расстояние в полметра[18].

На огородике высаживают и высевают лук, горох, бобовые, редис, картофель, то есть такие растения, которые быстро растут, дают урожай и знакомы детям. Также не лишними будут морковь, укроп, репа, различные салаты. А с каким интересом дети следят за развитием арбузов, дынь, кабачков, кукурузы, подсолнухов! Это все происходит на их глазах и с их участием. Можно выделить место и для выращивания злаковых культур – пшеницы, овса, ячменя.

Общение с природой помогает развитию самих детей, расширяет их кругозор, воспитывает трудолюбие и бережное отношение ко всему живому [23].

3. подбор древесных культур. Какими же деревьями можно украсить и в то же время защитить территорию детского центра от ветров и неблагоприятных условий? Конечно же, в первую очередь, березами, липами, кленами, которые красивы в любое время года. Размещают на территории детского центра ели, лиственницы, рябину, а также кустарники: сирень, жасмин, калину, смородину, аронию черноплодную, яблони, вишни и другие, отвечающие требованиям безопасности. [25].

Нельзя ни в коем случае высаживать любые разновидности тисса – ягодный, дальневосточный, остроконечный (употребление его листьев и семян приводит к остановке сердца), бирючину, самшит, разновидности вереска. Очень опасны плоды волчеягодников, глицинии и так называемого «золотого дождя»[30].

5. Моделирование ландшафта территории: разработка генерального плана, разработка модели ландшафта территории, представленная в виде макета, презентативного материала дизайна ландшафта всей территории оформленного в компьютерной программе.

На данном этапе ландшафтного проектирования создается главный план участка, отражающий все элементы сада: постройки и сооружения, насаждения растений, водоемы, дорожки и т.д. Генеральный план участка – это конечный вариант планировки садового пространства, который является неотъемлемой частью любого проекта ландшафтного дизайна [16].

Визуальный эффект разработанного проекта ландшафтного дизайна территории, можно достичь путем трехмерного моделирования ландшафта. Именно на этом этапе проектирования можно увидеть внешний вид будущего участка и даже совершить виртуальную прогулку по территории [15].

Метод 3D – моделирования с помощью компьютерной программы «Наш сад. Рубин» позволяет разработать 3D модель проекта ландшафтного дизайна определенной территории, посмотреть размещение архитектурных и декоративных элементов ландшафта.

6. Материальная оценка проекта ландшафтного дизайна участка. Реализация проекта.

Материальная оценка проекта ландшафтного дизайна участка включает в себя перечень затрат на необходимые материалы для создания дизайна участка.

На этапе реализации проекта можно разработать экологическую тропу согласно ландшафтному дизайну территории.

Глава II. Методика ландшафтного проектирования по реконструкции территории ДРЦ

Ландшафтно – проектный метод – метод позволяющий разработать и реализовать дизайн ландшафта определенной территории, соответствующий требованиям благоустройства и достаточного озеленения, с применением таких подходов как конструирование и моделирование. Ландшафтно – проектный метод позволяет разработать дизайн ландшафта с наименьшей антропогенной нагрузкой на окружающую среду данной территории [2].

Ландшафтно – проектный метод включает в себя эстетическую оценку территории.

Эстетика ландшафта – одно из прикладных направлений в ландшафтоведении, которое изучает процесс отражения красоты природной среды в форме чувственного образа (перцепции). Перцепция (чувственное восприятие) влияет на психику и состояние здоровья человека [31].

Эстетическая оценка ландшафта происходит при совместном использовании методов, существующих в психологии, социологии и географии на основе ландшафтного картографирования.

Содержание и форма восприятия человеком эстетических свойств ландшафта зависит от его культуры, социального положения и жизненного опыта. Наряду с этим – это процесс, в котором происходят определенные психофизические реакции раздражения: световые, вкусовые, обонятельные, гаммы звуковых импульсов и т.д [4].

В комплексе подходов и показателей эстетичности ландшафта выделено три основных: пейзажное разнообразие, экзотичность и уникальность (рис. 2). Эти особенности важны при ландшафтном планировании и проектировании.

В 2002 году специалисты Киевского эколого-культурного центра разработали методические рекомендации по проведению эстетической оценки территории с целью охраны. Кратко суть данных рекомендаций можно обозначить следующим образом. После полевых исследований, члены комиссии сообща заполняют бланк географо-эстетических критериев оценки ландшафта (оцениваются по 2-бальной шкале). К таковым относятся:

- гармония природных и антропогенных объектов;

- наличие на участке живописных урочищ, уютных «уголков»;

- наличие на участке достопримечательностей;

- наличие обзорных площадок;

- выразительность рельефа;

- выразительность водных объектов;

- разнообразие и чередование растительных сообществ;

- разнообразие животного мира участка и др [22].

 

Эстетика ландшафта

 

 

пейзаж

экзотичность

уникальность

 

 

цвет в ландшафте

форма объектов и элементов ландшафта

сочетание цвета и формы

 

Рис. 2 Эстетика ландшафта

1. Цвет в ландшафтном дизайне

Цвет – это наиболее важный, хотя и требующий грамотного использования инструмент ландшафтного дизайнера. Цвет может добавить ландшафту привлекательности, подчеркнуть его своеобразие, но ландшафтный дизайн – понятие гораздо более широкое, и цвет – это лишь одна из его составляющих.

Цвет используется в дизайне :

- с целью привнести в ландшафт естественности и добавить впечатлений:

- сделать акцент на какой-то важной части территории или участка;

- подчеркнуть цвет других растений;

- создать настроение;

- обеспечить разнообразие и добавить декоративности участку в течение всего сезона.

Цвет воспринимается нами по-разному, но одно мы должны признать: цвет может влиять на наше эмоциональное состояние и настроение. Цвет также может оказывать влияние на нашу работоспособность и даже здоровье.

Именно теплые цвета привлекают наше внимание в первую очередь и определяют направление нашего взгляда. Это активные цвета, которые сложно совмещать друг с другом, поэтому иногда возникают сложности с использованием их в ландшафтном дизайне. [4].

Баланс – это равное распределение визуальной нагрузки. В формальном саду мы размещаем элементы симметрично и тем самым достигаем баланса. Пейзажный стиль предусматривает асимметрию, баланс при которой достигается зрительным уравновешиванием общей картины с использованием различных растений и цветовых элементов. Для этого необходимо повторять цвета, находящиеся в поле нашего зрения с одной стороны, подобными по активности сочетаниями цветов с другой стороны обзора.

Ритм – это движение в пределах заданного, периодически повторяющегося мотива. Наш взгляд скользит вдоль заданного направления, и это достигается повторением выбранного цвета или сочетания цветов через равные интервалы. Например, с определенной периодичностью в цветнике высаживают привлекающие взгляд растения - это и есть ритм. Единично же высаженное привлекательное растения будет восприниматься нами как фокальная точка.

Помимо цветов у растений могут быть привлекательными цвет и фактура коры, плоды, листья или осенняя окраска. Все эти элементы могут быть использованы в дизайне сада, позволив цвету создавать уникальные картины на участке или территории[34].

2. Формы объектов и элементов ландшафта. Природное окружение несет определенную информацию о ее состоянии – через форму, цвет, звук. Информация усваивается, оказывает существенное влияние на организм и поведение человека, если она имеет значение для личности. Так эстетически привлекательная форма природного предмета возбуждает определенное отношение к нему, что сопровождается сильными положительными эффектами: переживанием радости, удовольствия, любви, наслаждения. Эти переживания включаются в жизненные процессы личности, создавая ощущение бодрости, желания и потребности действовать[28].

Психологическое восприятие визуальной среды как прекрасного способствует улучшению общего состояния человека и всех систем его органов.

Открытые и закрытые пространства, особенности рельефа, нагромождение построек, цвета местности создают успокаивающее или возбуждающее воздействия на организм и поведение человека, влияют на его физическое и психическое здоровье.

Любые нарушения жизненной среды неизбежно влекут за собой отрицательные последствия, которые нередко выражаются в ухудшении состояния здоровья и социального фактора.

Деревья и кустарники не только способствуют очищению воздуха различными способами: механическим (удерживают пыль) и химическим (выделяют летучие вещества, уничтожают бактерии), но благодаря выразительности форм и оттенков колорита стимулируют или успокаивающе действуют на психику человека.

Деревья разнообразны по высоте, форме кроны, характеру ветвей и обладают различным психологическим воздействием на человека.

Посредством зрительного анализатора сосредотачивается внимание, развивается воображение. Это необходимо как для отдыха, так и для творческой работы. Одни формы деревьев стимулируют деятельность людей, а другие, напротив, располагают к статическому, пассивному поведению. К активным формам относятся те, которые обладают в большей или меньшей степени свойством динамизма, стимулирования [8].

В теории пластического искусства горизонтальная линия считается успокаивающей, вертикальная – придаёт нарастающую, восходящую динамику. Эта динамика совершенна и хорошо уравновешена. Наклонная линия – самая неспокойная, неуравновешенная, производящая впечатление падающей, она самая динамическая.

3. Оптимальное сочетание формы и цвета объектов и элементов ландшафта. В социоприродной среде должно быть оптимальное сочетание цвета и форм объектов и элементов среды, это обеспечивает наилучшее визуальное восприятие, вызывает определенные эмоции у человека, способствует развитию эстетического вкуса. Пейзажность, как городской, так и природной среды должна быть колоритна, уникальна, богата разнообразием форм и цветов (например, сочетание округлых и квадратных форм с разнообразной цветовой палитрой)[9].

Глава III. Комплексная оценка территории детского реабилитационного центра«Модельный эксперимент»

Объект исследования и его характеристика: Детский реабилитационный центр, находится по адресу: Курганская область, г. Курган, ул. Войкова 25. Его площадь составляет 5000 квадратных метров, окруженного со всех сторон частным сектором По периметру центра выбраны пять точек в разных частях территории: “Зона сада» (юго-восток), «МП» (восток), «Зона леса» (восток) «Ёлочки» (северо-восток), «спортплощадка» (северо-запад). Взяты образцы почв, которые в дальнейшем подвергались анализу(Рис.3).

Рис. 3 Карта отбора проб

Точки взятия проб почв: 1 точка «Зона сада»

2 точка «Зона леса»

3 точка «МП-материнская порода»

4 точка «Елочки»

5 точка «Спорт плошадка»

Химический состав почвы.

Почвы на территории кислые, бедны подвижными элементами, для культурных растений создаются неблагоприятные условия т.к. питательных веществ не достаточно. Следовательно, изменяется физико-химическое состояние клеток, ухудшается рост корневой системы, использование растениями питательных веществ почвы и удобрений ухудшается.

В почве выявлен недостаток содержания фосфора - это отражается в появление на листьях синих и фиолетовых оттенков, листья загибаются вверх. При избытке фосфора листья желтеют, появляются некрозные пятна, растение быстро стареет. На территории ДРЦ наименьшее содержания фосфора выявлено в искусственных грунтах("елочки","МП")(Рис.5).

В почве минерализация серы осуществляется микроорганизмами(серобактериями-аэробами), которые в аэробных условиях доводят ее до сульфатов, а анаэробных – восстанавливают серосодержащие белки до сероводорода. При недостатке серы растения отстают в развитии, окраска листьев становиться кремовая или желтая. Почвы ДРЦ в основном содержат достаточное количество серы. Наименьшее в почвах "зоны сада»..

На исследуемой территории гумус в достаточном количестве обнаружен в точке "МП" и на спорт площадке. Органики, в том числе гумуса до 15,5%. Гумус содержит основные элементы питания растений. Если почвы богаты гумусом, то плодородие данной территории высокое. Уменьшение содержания гумуса ведет к снижению плодородия и в итоге к опустыниванию. На территории ДРЦ такими почвами являются искусственные грунты у "елочки" 2,6%.

Результаты санитарно-микробиологического контроля

Таблица 1

Культивирование микроорганизмов на питательном агаре и среде Сабуро (на 1 г почвы)

Название

точки сбора материала

ПА (к-к)

Сабуро (споры ,грибы)

Общее число спор

Плесневые грибы

Дрожжи

Спортплощадка

301075

4731

129032

133763

МП у края

356456

4050

202531

206581

Зона Леса

1000000

500000

52000

552000

Зона Сада

778000

-

886000

886000

Елочки

21855

-

44123

44123

При культивировании микроорганизмов выявлены: микромицеты (грибы, актиномицеты) и сапротрофы. Наибольшее количество актиномицетов выявлено в точке «Зона Сада» Следовательно здесь в большей степени будет происходить синтез и разложение органо-минеральных веществ, т. к. актиномицеты питаються субстратами: плодов и листьев, выделениями растений, мёртвой фитомассой и т. Д(Табл.1).

В точке «Зона леса» большое число плесневых грибов,колонии которых в основном вырастают на теплых и влажных питательных средах,а так же при свободном доступе кислорода и кислой почвенной среде. Грибы могут вызывать аллергические реакции,которые обусловлены вдыханием или попаданием частиц грибов на слизистые оболочки.

В точке «Зона леса» выявлено наибольшее число бактерии, которые разлагают белковые вещества на более простые (гнилостные бактерии или аммонификаторы), поэтому в результате разложения белков в среде накапливается аммиак.

Исходя из данных показателей табл. 1-1.1 и табл.2 можно сделать вывод, что на территории ДРЦ при их сравнении выявлено недостаточное количество бактерий, поддерживающих физиологические процессы растений, способных синтезировать всевозможные витамины, ферменты и другие активные физиологически вещества.

Большая группа почвенных сапрофитных грибов (Mucor, Penicillium, Aspergillus) в ризосфере растений способна ограничивать развитие различных возбудителей заболеваний растений, в том числе паразитных грибов (Aspergillus). Эти грибы используются в качестве биологических мер в борьбе против возбудителей болезней растений в сельском хозяйстве. Дрожжи влияют на разрушение субстратов, таких как опад мёртвых веток и стволов деревьев, внося вклад в биологические циклы углерода и азота, важная роль в минерализации органических соединений. Наибольшее распространение в лесных почвах и подстилке.

Вывод: актуальная кислотность почвенных образцов исследуемой территории в основном слабощелочная, за исключением образца «МП» (Материнская порода), который находиться рядом с образцом «Зона Леса» на глубине 0,5 метра и характеризуется слабокислой реакцией почвенного раствора. (Рис.8)

Проведя исследование кислотности почвы подбираем растения свойственные этим почвам(Табл.3);(Табл.3.1);(Табл.3.2).

Таблица 3

Определение типа почвы и согласование их с растениями.

Зона

Почва

Растение

Растение по латыни

Солнечная

Средний суглинок

Кизильник,

Карагач,

Гортензия,

Хризантема,

Бальзамин,

Гиацинт,

Тагетес (бархатцы),

Флокс,

Вербена.

cotoneaster ,

elm,

Hydrangea ,

Chrysanthemum ,

Impatiens ,

Hyacinth ,

Tagetes (marigolds)

Phlox ,

Verbena .

Лесная

Средний суглинок

Гибискус

Азалия

Вербейник

Гиацинт

Кизильник

Гортензия

Люпин

Портулак

Петуния

Папоротник

Клен

Боярышник

Сосна

Колокольчик

Самшит

Тыква

Сирень

Hibiscus

Azalea

Loosestrife Hyacinth cotoneaster Hydrangea

Lupine

Purslane

Petunia

Fern

Maple

Hawthorn

Pine

Bell

boxwood

Pumpkin

Lilac

Водная

Средний суглинок

Вишни

Сирень

Эшшольция

Тагетес (бархатцы)

Турецкая гвоздика,

Астра

Барбарис

Осина

Кубышка

Водный клевер

Cherries

Lilac

eschscholzia

Tagetes (marigolds)

Sweet William ,

Aster

Barberry

Aspen

spatter-dock

Water clover

Спортивная

Средний суглинок

-

-

Дорожно-разметочная

Средний суглинок

-

-

Таблица 3.1

Подбор растений для кислых почв:

Растение

Латынское название

Азалия

Лютик едкий

Вереск

Виола болотная

Мох

Калина

Гортензия

Люпин многолистный

Фотергилла Гардена

Ландыши

Бадан

(Azalea)

(Ranúnculus ácris),

(Calluna vulgaris),

(Viola palustris),

(отдел Bryophyta),

(Viburnum),

(Hydrangea),

(Lupinus polyphyllus),Fothergill Gardena

(Convallaria majalis)

(Bergenia),

Таблица 3.2

Подбор растений для щелочных почв:

Растение

Латинское название

Барбарис

Бирючина обыкновенная

Боярышник

Бузина черная

Гибискус сирийский

Лаванда узколистная

Самшит вечнозеленый

Спирея, или таволга

Тамарикс, гребенщик

(Berberis),

(Ligustrum vulgare),

(Crataegus),

(Sambucus nigra),

(Hibiscus syriacus),

(Lavandula angustifolia),

(Buxus sempervirens),

(Spiraea),

(Tamarix).

3.3Паспорт проекта ландшафтного дизайна территории ДРЦ

Нами разработан проект дизайна ландшафта детского реабилитационного центра «Райский уголок».

Генеральный план

Рис.9 Генеральный план

Дендрологический план

Рис.10 Дендрологический план

Детский реабилитационный центр – психолого – педагогический центр помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Именно опираясь на функции данного центра, мы разработали дизайн – проект.

Функции эстетической привлекательности ландшафта территории в детском реабилитационном центре:

- функция психолого – эмоциональной разгрузки (функция психолого – педагогической помощи детям);

- художественно – эстетическая функция;

- просветительская функция;

- культуросообразная функция;

- функция здоровьесбережения.

Цель проекта: разработать план по благоустройству и реконструкции территории детского реабилитационного центра способствующий эстетическому восприятию.

Направления деятельности на территории с предложенным ландшафтным дизайном:

- познавательная деятельность (изучение видового биоразнообразия, освоение правил экологической безопасности, правил поведения в природе, правил дорожного движения, организация познавательно – игровой деятельности для детей дошкольного и младшего школьного возраста, изучение природы родного края);

- проектно – исследовательская деятельность (организация исследовательской деятельности, разработка творческих проектов детей);

- культурно – досуговая деятельность (организация досуга детей, организация творческой деятельности);

- спортивно – оздоровительная деятельность (организация игровой деятельности, спортивно – оздоровительных мероприятий, организация отдыха детей, реабилитационная деятельность);

- природоохранная деятельность (экологически безопасная деятельность, деятельность по благоустройству территории, организация деятельности по уходу за растениями, уборка территории);

- художественно-эстетическая (формирование и развитие эстетического вкуса, организация творческой деятельности).

Территория детского реабилитационного центра разделена нами на участки (территориальные зоны):

1. Зона «Солнечная»

В «Солнечной» зоне основной идеей послужила – детская игровая площадка. Данная зона самая яркая, расположенная на солнечной стороне от детского реабилитационного центра. Для создания условий для психо – эмоциональной разгрузки детей, способствующей поднятию настроения, а также возможностью для интеллектуального развития, необходимо озеленить и добавить интересные элементы декора.

Функции «Солнечной» зоны:

-познавательно – просветительская;

-художествено-эстетическая;

- игровая;

Рис. 11«Солнечная» зона

- спортивно – оздоровительная;

- психолого – разгрузочная.

Выведена цветосхема зоны для наглядности, подобраны цвета способствующие реабилитации. Присутствие желтого цвета способствует выработке гормона веселья и радости, создавая ощущение воздушности и легкости. Зеленый цвет улучшает работоспособность. Голубой успокаивает и снижает артериальное давление. В этой зоне предлагаются следующие элементы по благоустройству территории:

  • фонтан;

  • беседка;

  • декоративная плитка;

  • корабль;

  • горка;

  • реконструкция качели;

  • рукоходы.

Объекты:

-по экзотичности: растение в форме пирамидки;

-по уникальности: фонтан, игровой элемент в форме корабля;

-по пейзажности: эстетическое и сенсорное восприятие.

Рис. 12 «Лесная» зона

2. «Лесная» зона

Данная зона предназначена для культурного, эстетического, исследовательского и оздоровительного значения. Дети смогут узнать много нового о растениях, а так же принять непосредственное участие по уходу за ними. Лесная зона представлена растениями леса, которые способствуют очищению воздуха и укреплению здоровья, выделяя фитонциды. В данной зоне выбраны цвета красный и оранжевый способствующие активности и жизнерадостности, а так же зеленый успокаивающий и влияющий на работоспособность.

В этой зоне предлагаются следующие элементы по благоустройству территории:

- реконструкция водоема;

- вазоны;

- «Деревенский уголок»;

- декоративная плитка;

- скамейка;

- фигурка гномика.

Объекты:

-по экзотичности: деревья в форме шара, мини водопад, «Деревенский уголок»;

-по уникальности: лесной массив, фигура гнома;

-по пейзажности: эстетическое и сенсорное восприятие.

3. «Водная» зона:расположены элементы способствующие расслаблению и психологической разгрузки детей.

Представлена небольшим водоемом (пруд) и водными растениями. Основными цветами выбраны зеленый –успокаивающий и удушающий работоспособность. И голубой придающий легкость и воздушность элементам, снижающий артериальное давление, способствует эстетическому восприятию среду.

В этой зоне предлагаются следующие элементы по благоустройству территории:

- пруд;

- игровая площадка.

Объекты:

-по экзотичности: беседка в японском стиле;

-по уникальности: пруд;

-по пейзажности: эстетическое и сенсорное восприятие.

Рис.13 «Водная»зона

4. «Спортивная» зона

Представлена футбольным полем и баскетбольной площадкой для укрепления физического здоровья детей, а так же в спортивных целях. Цвета выбраны красный и оранжевый, способствующие активности и жизнерадостности, а так же голубой придающий конструкциям легкости и воздушности, способствующий снижению артериального давления.

В этой зоне предлагаются следующие элементы по благоустройству территории:

-баскетбольная площадка.

Объекты:

-по экзотичности: покрытие спортплощадки, газон;

-по уникальности: баскетбольная площадка с ограждением;

-по пейзажности: эстетическое и сенсорное восприятие.

Рис.14. «Спортивная» зона

5. «Дорожно - разметочная» зона

Предназначена для изучения дорожных знаков и разметки в целях безопасности, а так же в спортивно-познавательных целях. В этой зоне возможны катания на роликах, самокатах, велосипедах и др. В зимний период катания на лыжах. Данной зоне присвоен серый цвет, ассоциирующийся с безопасностью, надежностью и интеллектуальным развитием, Направления деятельности в данной зоне:

- ознакомление с правилами экологической безопасности и правилами оказания первой помощи.

- детская парковка, указательные дорожные знаки.

- организация игровой, спортивно – оздоровительной, познавательной деятельности.

Объекты: стена с дорожными знаками, дорожная разметка.

В этой зоне предлагаются следующие элементы по благоустройству территории:

- велопарковка;

- дорожная разметка;

- фонари;

- размещение дорожных знаков

Объекты :

-по экзотичности: рекомендуем поставить вазоны с цветами

-по уникальности: пожарный гидрант, разнообразие дорожных знаков

-по пейзажности: эстетическое и сенсорное восприятия.

Рис. 15«Разметочная» зона

Рекомендации по реализации проекта «Райский уголок»:

- своевременный осмотр игровых элементов;

- подбор безопасного материала для конструкции ( не выделяющие токсичные вещества, без острых углов и др.);

- исключить растения, которые имеют ядовитые плоды или листья, а так же растения с шипами;

- для экономии денежных средств возможно использование подручных материалов;

- детская площадка должна развивать, укреплять физическое, психическое здоровье ребенка и в тоже время быть безопасной, исключающей травматизм, удаленной от мусорных контейнеров, озелененной и являться ярким цветовым акцентом в окружающей среде.

Таблица 7

Материальная оценка территории

Оборудование

Материал

Цена(руб.)

Шт.

Игровой комплекс(горка с качелей)

Корабль

пластик

55000

1

Рукоходы

металл

20000

2

Фонтан

Камень

6000

1

Фонари

Металл

10000

8

Пруд

Камень

10000

1

Вазоны

Полимер-песчаный

2500

5

Плитка декоративная

Керамо-гранит

9000

30

Колодец декоративный

Дерево

1000

1

Декоративная печь

Камень

3500

1

Садовые фигуры

Полистоун

5000

4

Дорожные знаки

Пластмасс

2000

4

Стоянка для велосипедов

Железо

10000

2

Пруд с мостиком

Камень,дерево

3500

1

Баскетбольные корзины

 

2800

2

Покрытие для спорт.площадок

Резина

От 300р/м2

 

Итог:

 

+/- 140300

 

Таблица 8

Материальная оценка растений

Саженцы

Цена (шт)

Кизильник

25

Карагач

100

Гортензия

17

Хризантема

15

Бальзамин

25

Гиацинт

43

Тагетес (бархатцы)

8

Флокс

24

Вербена

15

Гибискус

23

Вербейник

21

Гиацинт

40

Кизильник

160

Люпин

Портулак

25

16

Петуния

23

Боярышник

300

Тыква

24

Эшшольци

10

Турецкая гвоздика

10

Астра

10

Барбарис

34

Заключение

Среди многочисленных видов и форм взаимодействия человека со средой обычно наиболее явно выявляются два аспекта. Один из них, наиболее изученный и постоянно дополняемый, – это влияние окружающей природы на человека, на его физические и психические функции, его здоровье и благополучие. Второй аспект – это влияние человека на среду и отражение этого влияния, преображающего, окультуривающего, но порой приводящего к деградации среды в сознании человека, т. е. осознание и осмысление антропогенного воздействия. Оба эти аспекта тесно связаны с поведением человека. Для нас представляет интерес такой вопрос, какая зависимость поведения человека, его психического состояния от качества окружающей среды.

В ходе работы над проектом ландшафтного дизайна территории ДРЦ по ул. Войкова, 26, города Кургана нами решены следующие задачи:

- проанализирована литература по ландшафтному проектированию и дизайну сада, детских площадок;

- подобрана методика ландшафтного проектирования территории, основанная на ландшафтно-проектном методе;

- проведена предпроектная оценка территории, проведен модельный эксперимент по изучению почвенных условий территории ДРЦ;

- подобраны элементы ландшафтного дизайна согласно результатам предпроектной оценке территории;

- оформлен паспорт проекта ландшафтного дизайна территории ДРЦ «Райский уголок».

Разработанный проект ландшафтного дизайна территории детского реабилитационного центра отвечает требованиям эстетической привлекательности, соблюдена совокупность показателей таких, как: уникальность, пейзажность и экзотичность. Согласованность компонентов ландшафта позволить развить эстетическое восприятие окружающего мира, в связи с этим влияние среды на человека минимизировано и способствует его реабилитации.

Нами разработаны рекомендации по реализации проекта:

Рекомендации по реализации проекта «Райский уголок»:

- своевременный осмотр игровых элементов;

- подбор безопасного материала для конструкции ( не выделяющие токсичные вещества, без острых углов и др.);

- исключить растения, которые имеют ядовитые плоды или листья, а так же растения с шипами;

- для экономии денежных средств возможно использование подручных материалов.

- детская площадка должна развивать, укреплять физическое, психическое здоровье ребенка и в тоже время быть безопасной, исключающей травматизм, удаленной от мусорных контейнеров, озелененной и являться ярким цветовым акцентом в окружающей среде.

Теоретическое значение работы: теоретически обоснован ландшафтно-проектный метод при разработке ландшафтного дизайна территории ДРЦ.

Практическое значение работы: разработан проект ландшафтного дизайна территории ДРЦ г. Кургана по ул. Войкова, 26.

Список литературы

1Агде Г., Нагель А., Рихтер ЮПроектирование детских игровых площадок,1985-с.34-52

2. . Базыма Б.А.Взаимосвязь цветовых предпочтений и идентификации с цветом. -: http://www.colorpsy.boom.ru/Colorident.htm - Загл. с экрана.

3. Бояринова С. «Главные правила сочетания цветов» М.: Астрель: АСТ: Полиграфиздат, 2010. — 96 с.

4. Базыма Б.А. Цвет и психика. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.psy-files.ru - Загл. с экрана.

5. Базыма Б.А., Густяков Н.А. О цветовом выборе как индикаторе эмоциональных состояний в процессе решения малых творческих задач // Вестник ХГУ, выпуск №320, 1988, - с. 22-25

6. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Художественное проектирование текстильных изделий» / Н.П.Бесчастнов. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. - 271 с.

7. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник / Ю.Б. Борев - М.: Высш. шк., 2002. - 511 с.

8. Васютинский Н.А. Золотая пропорция. - М.: Молодая гвардия, 1990.

Дедю И.И. «Экологический энциклопедический словарь», Кишинев,1989г.

9. Горева Г.В. «Цветоведение» Учебное пособие. - Минск: ГИУСТ БГУ, 2011. - 88 с.

10. Грачева, А.В. Основы зеленого строительства. Озеленение и благоустройство территории, страницы 10-12

11. Дунина М. М. Экологическая деятельность в центре «Гандвиг», «Мир природы – глазами ребенка».

12. Долгов К.М. Эстетика природы. - М., 1994. - 230с.

13. Кондратьева К.А. Дизайн и экология культуры. – М.: Московский государственный художественно-промышленный университет им. С.Г. Строганова, 2000. – 106с.

14. Колбовский Е. Ю. Ландшафтное планирование : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Издательский центр "Академия", 2008. - 336 с.

15. Международный образовательный портал Маам. 2010 - 2015Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-57008 Учредитель: Фонов Д.В. Главный редактор: Вовченко Е.А.

Методические рекомендации по оформлению экологических и научных троп на ООПТ г. Москвы. М.: изд. Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, 2004.

16. Нехуженко Н.А. «Основы ландшафтного проектирования и ландшафтной архитектуры» Санкт-Петербург ИД «Нева» 2004 г.

17. Немова Л. «Стилистика сада», изд-во «Фитон +», 2007 г

18. Нестерова Д. В. "Клумбы и живые изгороди"Издательство «Вече», 2002г

19. Николаев В.А. Ландшафтоведение: Эстетика и дизайн: Учеб. пособие. - М.: Аспект Пресс, 2005. - 176 с.

20 О сочетаемости цветов. - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.566.org/~masha/collor.html - Загл. с экрана

21. Павленко Л. «Ландшафтное проектирование. Дизайн сада», изд-во «Феникс», 2005 г.

22. Проективная методика «Три дерева». - Электронный ресурс. - Режим доступа: http://www.psy-files.ru - Загл. с экрана.

23. Розенсон И.А. Основы теории дизайна: Учебник для вузов. - СПб.: «Питер», 2005.

24. Серов Н.В. Лечение цветом. Архетип и фигура. - СПб., 2005

25. Серов Н.В. Эстетика цвета. Методологические аспекты хроматизма. - СПб., ФПБ - ТОО «БИОНТ», 1997. - 64 с.

26. Сесин В. Эстетическая оценка территории с целью охраны - опыт использования. - Эл. ресурс. - Режим доступа: http://www.ecoethics.ru/b54-2/estetika_rus.doc - Загл. с экрана.

27. Слободчиков В.И. О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. Вторая Российская конференция по экологической психологии. Тезисы. (Москва, 12–14 апреля 2000 г.). М.: Экопсицентр РОСС, 2000.

28. Суетина М.Ю., Тукаева И.А. «Современный дизайн вашего участка», изд-во «Мир книг», 2009 г.

29. Чижова В.П. Петрова Е.Г. Рыбаков А.В. Экологическое образование (учебные тропы)- Сб. «общество и природа» МГУ, 1981

30. Эрингис К.И., Бурдюнас А.Р. Экология и эстетика ландшафта. - Вильнюс: Минтис (1975).

31. Эстетика: Словарь / Абрамов А.И. и др. Под общ. ред. А.А.Беляева. - М.: Политиздат, 1989. - 445 с.

32. Яргина З.Н. Эстетика города. - М., 1991. - с.68

33. Чинь, Франсис Д.К. «Архитектура: форма, пространство, композиция»– М.: Астрель, 2005.- 399 с.

34. Чидзиива Х. «Гармония цвета. Руководство по созданию цветовых комбинаций» М.: Астрель, АСТ, 2003. — 142 с.

Приложение 1

Фото с территории Детского реабилитационного центра

Рис.6 Зона «Водная» Рис.7 Зона «Спортивная»

Рис.8 Зона «Солнечная» Рис.9 Зона «Леса»

Ландшафтный профиль.

Рис. 10Ландшафтный профиль

Этот ландшафтный профиль включает в себя две зоны «Солнечную» и Зону «Леса».

Зона «Солнечная» распологается от 1 до 15м .Игровая часть распологается от 1-6,песочница и беседка от 7-12,часть с эстетическими компонентами от 12-15.Далее распологается дорожка от 15-16 и начинается Зона «Леса» от 16-19 с фонтаном и вазонами, от 19-23 зона отдыха , от 23-25 игровая часть и 25-30 участок с лесными сообществами.

Ландшафтный профиль включающий «Водную» зону и «Спортивную» зону .

«Водная» зона находиться в промежутке от 1-13 , в промежутке от 3-5 будет находиться искусственный водоем,от 5-9 пространство для отдыха с беседкой, вазонами, садовыми фигурами,далее от 9-13 будет игровая зона.От 13-30 будетут распологаться спортивные сооружения включающие в себя футбольное поле и бескедбольную площадку .В промежутке от 20-23 распологается гараж,который будет обставлен вазонами

Ландшафтный профиль включающий «Водную» зону и «Спортивную» зону .

Рис.11 Ландшафтный профиль

Приложение 2

Основы цветоведения. Цветовойшар

Представление о возможностях проявления цвета в его семи контрастах изображено на рисунке 3 двенадцатичастный цветовой круг, который базируется на трех основных цветах - жёлтом, красном и синем в их постепенном переходе от одного к другому. Однако эта схема недостаточна для всеобъемлющего обзора всей цветовой системы. Вместо круга здесь необходим тот самый шар, который уже Филиппом Отто Рунге был представлен как наиболее подходящая форма для проведения цветовой систематизации. Шар является элементарной объёмной и симметричной формой, позволяющей наиболее полно выразить многообразные свойства цвета. Он позволяет составить отчётливое представление о законе дополнительных цветов и наглядно показать все основные взаимоотношения хроматических цветов, а также их взаимодействие с чёрным и белым цветом. Если мы представим себе цветовой шар прозрачным, в каждой точке которого находится определённый цвет, то у нас сразу появится возможность представить все цвета в их взаимоподчинённости. Каждая точка шара может быть определена с помощью своего меридиана и своей параллели. Для отчетливого представления о цветовом порядке нам понадобиться шесть параллелей и двенадцать меридианов.

Для того чтобы сразу увидеть всю поверхность цветового шара, мы должны представить себе более тёмное полушарие разрезанным по меридианам и спроецированным на плоскости осветлённых тонов. В результате мы получаем двенадцатиконечную звезду, показанную на рисунке 48. В её центре находится белый цвет. К нему примыкают зоны осветлённых тонов, за которыми следуют зона чистых цветов и две зоны затемнённых, с чёрным цветом на самом конце лучей этой цветовой звезды[3].

На рисунке мы видим общую поверхность цветового шара. В её экваториальной зоне расположены чистые цвета, которые постепенно в два этапа осветляются и сливаются с белым поясом. Тоже происходит и в противоположном "полушарии", где чистые цвета также постепенно в два этапа затемняются и переходят в чёрный цвет. На рисунке 50 подобный же процесс показан на обратной стороне шара, и вся его поверхность,таким образом, становится полностью охваченной.

Если же мы хотим понять, что происходит внутри шара, то должны произвести его рассечение. На рисунке 51 даётся горизонтальное сечение цветового шара по экватору, где мы замечаем зону нейтрального серого цвета в центре и кольцо из чистых цветов по внешней стороне. В двух зонах между чистыми цветами и серым идут мрачные тона смесей дополнительных цветов. Если мы возьмём два противоположных цвета экваториальной зоны, то получим все степени затемнения, которые были представлены на рисунках 23-28 в разделе дополнительных цветов. Подобные поперечные сечения могут быть произведены по линии любых пяти поясов шара[6].

В центре шара по его вертикальной оси от белого полюса к чёрному проходит ряд серых тонов. Наше изображение ограничивается семью ступенями осветления, и поэтому четвёртая ступень серых тонов должна соответствовать среднему серому тону между белым и чёрным, причём этот серый цвет образует середину шара. Подобный же серый цвет может быть получен путём смешивания любых двух дополнительных цветов. На рисунке 52 показано вертикальное сечение цветового шара по цветовой зоне красно-оранжевый - сине-зелёный. В экваториальной части этого сечения слева располагается сине-зелёный цвет и справа - красно-оранжевый в их предельной яркости. Затем в сторону центральной оси идут по две ступени их смешанных вариантов, а вся экваториальная цепочка в целом постепенно осветляется к белому полюсу и затемняется - к чёрному. Следует обратить внимание на то, что цветовая насыщенность осветлённых и затемнённых ступеней должна быть равной и соответствовать серому тону каждой их них. Упражнения с цветовыми градациями в горизонтальных и вертикальных сечениях совершенствуют наше представление о цвете. В горизонтальных рядах организуются чистые цвета, в вертикальных даются их градации в сторону осветления и затемнения. Эта систематизация позволяет развить нашу чувствительность к цвету, как с точки зрения его восприятия, так и с точки зрения ощущения степеней осветлённости и затемнённости цвета. Цветовой шар дает возможность представить:

- чистые призматические цвета, расположенные по экватору сферической поверхности; - смешанные цвета дополнительных пар, распложенные в горизонтальных сечениях; - смеси любых пар дополнительных цветов, осветлённых по направлению к белому полюсу и затемнённых по направлению к чёрному. Предположим, что мы имеем магнитную стрелку, закреплённую в центре цветового шара. Если мы направим конец стрелки на какую-либо точку шара, то другой её конец будет направлен на симметричную точку и цвет, дополнительный к первому. Если конец стрелки будет указывать на вторую ступень светлоты красного цвета, а именно - на розовый цвет, то другой конец стрелки будет указывать на такую же ступень затемнённого дополнительного зелёного цвета. Если мы направим конец стрелки на вторую затемнённую ступень оранжевого цвета, а именно - на коричневый цвет, то другой конец магнитной стрелки укажет нам вторую ступень осветления синего цвета. Таким образом, мы узнаем, что не только противолежащие цвета, но и ступени их светлоты находятся в тесной взаимосвязи друг с другом[7][8]. На рисунке 53 показаны пять основных способов перехода между двумя контрастирующими цветами. Если мы хотим работать с парой дополнительных цветов, например, оранжевым и синим, и начнём искать тона, которые их объединяют, то мы должны сначала локализовать оба эти цвета на цветовом шаре. Оранжевый, расположенный на экваториальной линии, будет двигаться к красному и далее к фиолетовому, это в одном направлении, а в другом - к жёлтому и зелёному, переходя в синий. Это - горизонтальные варианты движения цвета. Но тот же самый оранжевый, следуя по меридиану, будет объединяться с синим через светло-оранжевый, белый и светло-голубой, это в одном направлении, а в другом - через тёмно-оранжевый, чёрный и тёмно-синий. И это - вертикальный путь их взаимосвязи. Если следовать от оранжевого к синему по диаметру цветового шара, то оба дополнительных цвета могут быть соединены с помощью серого цвета или других смесей оранжевого с синим в следующем порядке: оранжево-серый, серый и сине-серый. И это - диагональный путь их взаимодействия. Эти пять главных направлений будут являться самыми кратчайшими и простейшими линиями соединения двух дополнительных (комплиментарных) цветов[10].

Если предположить, что данная систематизация устраняет все трудности в овладении цветом, то это не так. Мир цвета обладает невероятными внутренними возможностями, богатство которых лишь частично может быть сведено к элементарной систематизации. Каждый цвет сам по себе есть целый космос. Но здесь мы должны удовлетвориться лишь изложением его элементарных основ.

Цветовые созвучия. Понятие "цветового созвучия" подразумевает возмож-ность закономерного появления цветовых сочетаний, ко-торые служат основой общей цветовой композиции. Поскольку рассмотреть все цветовые комбинации невозможно, то мы ограничимся лишь изложением некоторых принципов цветового созвучия или цветовой гармонии. Цветовые созвучия могут быть построены на основе двух, трёх, четырёх или большего числа цветов. Рассмотрим на примере четырех цветовых созвучий[9].

Созвучие четырех цветов. Если из двенадцатичастного круга выбрать две пары дополнительных цветов, соединяющие линии которых перпендикулярны друг другу, то мы получим фигуру квадрата, как это показано на рисунке 55. При этом возникает три четверозвучия: жёлтый, красно-оранжевый, фиолетовый, сине-зелёный; жёлто-оранжевый, красный, сине-фиолетовый, зелёный; оранжевый, красно-фиолетовый, синий, жёлто-зелёный.

Другие четырёхцветные созвучия легко определить благодаря фигуре прямоугольника, объединяющего две пары дополнительных цветов, как например: жёлто-зелёный, красно-фиолетовый, жёлто-оранжевый, сине-фиолетовый; жёлтый, фиолетовый, оранжевый, синий. Третья фигура для получения четырёхзвучия - трапеция. Два цвета расположены рядом друг с другом, а два противоположных находятся справа и слева от их дополнительных цветов. Подобные сочетания стремятся к симультанному изменению, хотя и являются гармоничными, образуя при смешении серо-чёрный цвет. Вписывая фигуры, показанные на рисунке 55, в цвето-вой шар и поворачивая их, можно получить очень большое число новых цветовых сочетаний[11].

Приложение 3

Компоновать в цвете значит расположить рядом два или несколько цветов таким образом, чтобы их сочета-ние было предельно выразительным. Для общего решения цветовой композиции имеет значение выбор цветов, их отношение друг к другу, их место и направление в пределах данной композиции, конфигурация форм, симультанные связи, размеры цветовых площадей и контрастные отношения в целом. Тема цветовой композиции настолько многообразна, что здесь возможно отразить только некоторые из её основных положений. В разделе, посвящённом цветовым созвучиям, уже говорилось о возможностях создания гармоничной композиции. При рассмотрении выразительных свойств цвета мы установили необходимые конкретные условия и отношения, которые могли бы выявить в каждом цвете характерную для него выразительность. Характер и воздействие цвета определяется его расположением по отношению к сопутствующим ему цветам. Цвет никогда не бывает одинок, он всегда воспринимается в окружении других цветов. Чем дальше по цветовому кругу один цвет удалён от другого, тем сильнее они контрастируют друг с другом. Однако ценность и значение каждого цвета в картине определяется не только окружающими его цветами. Качество и размеры цветовых плоскостей также чрезвычайно важны для впечатления, производимого тем или иным цветом[13][14].

В композиции картины важно также место расположения цвета и направление цветового мазка. Синий цвет в композиции производит различное впечатление в зависимости оттого, расположен ли он в верхней или нижней части картины, слева или справа. В нижней части композиции синий цвет тяжёл, в верхней же кажется лёгким. Тёмно-красный цвет в верхней части картины производит впечатление чего-то тяжёлого, неминуемо-го и грозного, а в нижней - он кажется спокойным и само собой разумеющимся. Жёлтый в верхней части произведения производит впечатление лёгкости и невесомости, в нижней же - он бунтует словно в заточении. Одной из самых существенных задач композиции является обеспечение равновесия цветовых масс. Подобно тому, как коромыслу весов для равновесия нужна точка опоры, так и в картине необходима вертикальная ось равновесия, по обе стороны которой распределяется "вес" цветовых масс.

Существуют различные способы акцентирования направлений внутри пространства картины - горизонтальные, вертикальные, диагональные, круговые или их сочетания. Каждое из этих направлений имеет свой особый выразительный смысл. "Горизонтальное" - подчёркивает тяжесть, протяженность пространства и его ширину. "Вертикальное" является полной противопо-ложностью "горизонтальному" и выражает лёгкость, высоту и глубину. Точка пересечения горизонтали и вертикали предстает особо акцентированным местом. Оба эти направления носят плоскостной характер и при одновременном использовании создают чувство равновесия, прочности и материальной устойчивости. "Диагональные" направления создают движение и развивают пространство картины в глубину[14].

Одна из особенностей нашего зрения заключается в том, что оно склонно объединять подобное с подобным и воспринимать их вместе. Эти тождества фиксируются в цвете, в размерах, в сравнении тёмных пятен, в фактурах и в акцентированных центрах композиций. На основе этих подобий в глазах зрителя при рассматривании произведения образуется своеобразная "конфигурация", свой образ. Его можно считать "симультанным", ибо этот образ возникает на основе умозрительного объединения зафиксированных подобий и не имеет материальной выраженности. Симультанные формы могут возникать даже при обозрении двух участков различного цвета и размера. С другой стороны, глаз, склонный видеть одинаковые цвета вместе, в ситуации сложного колорита может порождать сразу несколько симультанных образов. От характера направлений и расстояний симультанных форм зависит общее воздействие композиции. Все возникающие симультанные формы должны занимать по отношению друг к другу своё определённое положение. Тот факт, что тождества создают свои симультанные формы, означает появление в картине ещё и дополнительных систем порядка и разграничения. То есть совершенно так же, как человеческое сообщество объединяет людей по принципу родства крови, мировоззрениям или общественному положению, так и родственные тождества в картине определяют её собственный внутренний порядок[12]. Порядок в картине кроме этого может быть достигнут и за счёт организации холодных и тёплых, светлых и тёмных цветовых групп в чётко определённые пятна и массы. Предпосылкой удачной композиции является ясное и четкое расположение и распределение главных контрастов. Совсем особое значение в организации картины имеет согласованность направлений или параллелей. С их помощью могут быть связаны между собой самые разные изобразительные группы. Когда цвет используется как масса или пятно, он может быть усилен посредством так называемых "перемещений". Красный и зелёный цвет образуют две массы, которые могут быть внедрены одна в другую, и если часть красного перемещается на зелёный, то и часть зелёного должна войти в красное. Главное, чтобы эти перемещения масс и пятен не разрушали ни друг друга,ни основного замысла [15].

Столь же важно решить, должна ли цветовая форма быть статичной, динамичной или свободно парящей. Так, одна форма может свободно парить в пространстве и не быть ничем связанной. Подобная же форма может быть "прикреплённой" слева и справа к краям картины, или к верхнему, или нижнему её краю, или сразу к обоим. Это "прикрепление" называется "растяжением" цвета или формы. В настенной живописи этот приём имеет важное значение для стабилизации композиции. И это особенно заметно во фресках Джотто. Та же самая устойчивость может быть достигнута и за счёт подчёркивания вертикалей или горизонталей внутри любой свободной формы. Эти акценты, благодаря их параллельности краям картины, также обеспечивают чувство устойчивости. Построенные по такому принципу картины кажутся замкнутыми в себе мирами. В тех же случаях, когда подобное отчуждение нежелательно и картина должна быть объединена с окружающим миром и бесконечностью его форм и цвета, границы произведения не акцентируются и картина компонуется по возможности без акцентирования чётко выраженной направленности ограничивающих линий. Здесь было перечислено много способов создания цветовых композиций. Однако при реализации замысла поток интуитивных ощущений не должен сдерживаться строгими правилами, поскольку замыслы всегда не столь однозначны[16].

42

Просмотров работы: 789