СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, КАК КОМПОНЕНТА КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТСКОГО РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИ БЕЗОПАСНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ, КАК КОМПОНЕНТА КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТСКОГО РЕАБИЛИТАЦИОННОГО ЦЕНТРА

Бабушкина Н.А. 1
1ФГБОУ ВО "Курганский государственный университет"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Введение

Актуальность исследования: сегодня актуальны вопросы экологической безопасности окружающей среды. Немало важно, чтобы окружающая человека среда была безопасна.

Разработка экологически безопасной образовательной среды и подбор оптимальных элементов может способствовать не только развитию знаний, но и оздоровлению и реабилитации граждан. Компонентом комплексной образовательной среды может выступить - экологическая тропа, созданная на территории образовательного учреждения.

Тема исследования: Создание экологически безопасной образовательной среды, как компонента комплексной системы безопасности детского реабилитационного центра.

Цель исследования: разработать проект экологической тропы в детском реабилитационном центре, отвечающая требованиям экологической безопасности.

Задачи исследования:

- проанализировать литературу по ландшафтному дизайну природной и городской среды;

- провести предпроектную оценку территории детского реабилитационного центра;

- подобрать экологически безопасные материалы и оборудование экологической тропы;

- оформить паспорт экологической тропы.

Объект исследования: территория ДРЦ г. Кургана, ул. Бульвара Мира,20.

Предмет исследования: проект экологической тропы, как компонента комплексной образовательной среды.

Проблема исследования: создание экологически безопасной образовательной среды в детском реабилитационном центре, требует комплексного подхода к ее разработке.

Гипотеза исследования: создание экологически безопасной образовательной среды в детском реабилитационном центре, будет более эффективно тогда, когда:

- будет проведена комплексная оценка территории, включающая оценку природных условий;

- разработанная экологическая тропа будет отвечать требованиям экологической безопасности.

Методы исследования:

- теоретический анализ литературы;

- проектирования, моделирования (построение 3D моделей в компьютерной программе «Наш сад Рубин»);

- методы полевого исследования (работа с измерительными приборами).

Теоретическое значение исследования: обобщен теоретический материал по проектированию ландшафтного дизайна территории детского образовательного учреждения.

Практическое значение исследования: разработан проект экологической тропы детского реабилитационного центра города Кургана.

Глава 1 Экологическая безопасность городской и природной среды

Безопасность ландшафта – это состояние защищенности наиболее значительных или характерных черт ландшафта, продиктованных его значимостьюкак наследия, которая вытекает из его естественной конфигурации и (или) является результатом человеческой деятельности [49].

Экологическая безопасность ландшафта социоприродной среды определяется рядом факторов (рис. 1):

- безопасность окружающей среды и её компонентов;

- комфортность окружающей среды;

- безопасность и комфортность визуальной среды.

 

Экологическая безопасность ландшафта социоприродной среды

 

 

Безопасность окружающей среды

Комфортность окружающей среды

 

 

Безопасность визуальной среды

Безопасность компонентов окружающей среды

Комфортность социоприродной среды

Комфортность природных условий

 

 

Комфортность ландшафта

Безопасность ландшафта

 

 

Уникальность и эстетичность компонентов и элементов ландшафта

Безопасность компонентов и элементов ландшафта

 

 

Комфортность компонентов ландшафта

 

Рис. 1 Экологическая безопасность ландшафта социоприродной среды

Безопасность визуальной среды – один из главных компонентов жизнеобеспечения человека. До тех пор пока человек большую часть времени пребывал в естественной природной среде, проблем в области видеоэкология практически не было. Но процессы урбанизации внесли существенные изменения в нашу жизнь. И касается это не только плохого воздуха, загрязненной воды и повышенной радиации, о которых много и часто говорят в связи с экологическими проблемами. Резко изменилась видимая нами среда, ее цветовая гамма, структура окружающего пространства [49].

Безопасность компонентов окружающей среды - безопасность, системы безопасности. Все опасности тогда реальны, когда они воздействуют на конкретные объекты (объекты защиты). Объекты защиты, как и источники опасностей, многообразны. Каждый компонент окружающей среды может быть объектом защиты от опасностей. В порядке приоритета к объектам защиты относятся человек, общество, государство, природная среда (биосфера), техносфера и т.п.

Комфортность природных условий - определённое сочетание температуры внутренних поверхностей ограждающих конструкций, температуры, влажности, чистоты и подвижности воздуха, светового режима, создающее благоприятные условия для пребывания людей.

Комфортность социоприродной среды – сложное и многоаспектное понятие. А.Ф. Лебедев, В.С. Преображенский, Е.Л. Райх, обратив внимание на множественность и иерархичность понятия «человек» в системе «человек – среда», одними из первых выявили различия систем этого понятия, выделенных по биологическому и социально-экономическому признакам, акцентируя внимание на том, что каждому уровню рассмотрения (индивид, популяция, общество и т. д.) соответствует своя среда и свои способы адаптации к ней [17].

Комфортность ландшафта – мера эколого-биологической и социально-психологической благоприятности условий жизни людей в данном ландшафте (комфортные, дискомфортные). Это существенная характеристика ландшафта как окружающей человека среды учитывается при решении вопросов рационального использования ресурсов и охраны среды жизни [17].

Безопасность компонентов и элементов ландшафта - облик ландшафта зависит от слагающих его элементов и компонентов и расположения их в пространстве.

Под элементами ландшафта понимаются участвующие в его образовании отдельные:

1) материальные объекты: определенный набор видов и форм растений, деревьев, кустарников, трав;

2) характер рельефа: откосы, холмы, кочки, террасы, камни, каналы, озера, ручьи, реки;

3) определенные виды животных, птиц, инженерные и архитектурные сооружения.

Под компонентами ландшафта понимается более сложные материальные объекты, состоящие из взаимосвязанных элементов ландшафта, например сложные формы земной поверхности: долина, овраг, пойма реки, растительность в виде определенных ценозов, например, сосновый бор, ельник, ансамбль архитектурных сооружений. Состав элементов и компонентов, их связь в ландшафте не случайны, они обусловлены всей предшествующей историей данного географического ландшафта [35].

Комфортность компонента ландшафта - мера медико-биологической и социально-психологической благоприятности условий жизни людей в данном ландшафте.

Уникальность и эстетичность компонентов и элементов ландшафта - эстетика ландшафта – одно из прикладных направлений в ландшафтоведении, которое изучает процесс отражения красоты природной среды в форме чувственного образа (перцепции). Перцепция (чувственное восприятие) влияет на психику и состояние здоровья человека [35].

 

Безопасность объектов среды

 

 

 

Комфортность и безопасность ландшафта

 

 

Уровень безопасности и комфортности окр.ср.

Факторы окружающей среды

 

 

Комфортность объектов среды

 

Рис. 2. Модель безопасности ландшафта

Средовые факторы и природно – климатические условия окружающей среды оказывают огромное влияние на безопасность и комфортность ландшафта определенной территории (городского, природного ландшафта). Безопасность и комфортность жизни напрямую зависит от условий и тех природно-территориальных комплексов, в которых находится человек (рис. 2). Компоненты природной среды - составные части экосистем: воздух, поверхностные и подземные воды, недра (включая грунты, горные породы), почвы, растительный и животный мир . Одним из негативных факторов окружающей среды выступают кислотные осадки [34].

Кислотные осадки оказывают вредное воздействие не только на отдельные предметы или живые существа, но и на их совокупность. В природе и в окружающей среде образовались сообщества растений и животных, между которыми, как и между живыми и неживыми организмами, существует постоянный обмен веществ. Эти сообщества, которые можно также называть экологической системой, обычно состоят из четырех групп: неживые объекты, живые организмы, потребители и разрушители.

Влияние кислотности в первую очередь сказывается на состоянии пресных вод и лесов. Обычно воздействия на сообщества бывают косвенными, т.е. опасность представляют не сами кислотные осадки, а протекающие под их влиянием процессы (например, высвобождение алюминия). В определенных объектах (почва, вода, ил и т.д.) в зависимости от кислотности могут возрасти концентрации тяжелых металлов, так как в результате изменения pH изменяется их раствори­мость. Через питьевую воду и животную пищу, например, через рыбу в организм человека также могут попасть токсичные металлы. Если под действием кислотности изменяются строение почвы, ее биология и химия, то это может привести к гибели растений (например, отдельных деревьев). Обычно эти косвенные воздействия не являются местными и могут влиять на расстоянии нескольких сотен километров от источника загрязнения [13].

Кислотные осадки, их причины и последствия. Меры их предотвращения

Кислотные осадки - выпадение осадков в виде дождя и снега с повышенной степенью кислотности в результате антропогенного химического загрязнения атмосферы, что приводит из-за подкисления водоемов и почвы к снижению плодородия почв и угрожает существованию жизни в водоемах.

Двуокись серы - основной загрязнитель, обусловливающий появление кислых осадков. В присутствии паров воды сернистый ангидрид превращается в раствор серной кислоты. Таким же образом из двуокиси углерода и окислов азота образуются угольная и азотная кислоты. К ним примешиваются органические кислоты и некоторые другие соединения, что в сумме и дает раствор с кислой реакцией (кислые или кислотные осадки).

Доля SO2 в образовании кислых осадков составляет около 70%. 20-30% кислых осадков связано с другими выбросами. Появлению кислых осадков способствует также СО2. Из-за ее постоянного присутствия в атмосфере нормальной является pH осадков равная 5,6.

Кислотные осадки - не новое явление. Впервые они зарегистрированы еще в 1907-1908 годах в Англии. К настоящему времени отмечены случаи выпадения осадков с pH 2,2-2,3. Такие значения близки к кислотности лимонного сока или бытового уксуса.

Наиболее распространены кислые осадки в северном полушарии. Здесь значительны выбросы кислых веществ и благоприятны условия для их мокрого осаждения в виде дождей, снега, туманов [22].

Длительные периоды с отрицательными температурами усугубляют продолжительность действия кислых осадков. Дело в том, что последние в значительной мере нейтрализуются аммиаком. Зимой же его выделение из почв, органики, минеральных удобрений и других источников незначительны вследствие прекращения действия микроорганизмов-аммионификаторов.

Кислые осадки особенно типичны для Скандинавских стран, а также Англии, ФРГ, Бельгии, Дании, Польши, Канады, северных районов США. Не единичны случаи конфликтных ситуаций из-за их трансграничных переносов. Так, отдельные районы Норвегии, Финляндии, Исландии, Дании, по имеющимся данным, на 80-90% загрязняются со стороны ФРГ и Люксембурга. Для Швеции доля осадков извне близка к 70%. В России очаги образования кислых осадков приходятся на Кольский полуостров, Норильск, Челябинск, Красноярск и другие районы. В наши дни в Санкт-Петербурге pH дождя колеблется от 4,8 до 3,7, в Красноярске - от 4,9 до 3,8, в Казани - от 4,8 до 3,3. В городах до 70-90% загрязнений в атмосферу, в том числе и для образования кислых осадков, поставляет автотранспорт.

Отрицательное влияние кислых осадков разнообразно. Они действуют на почвы, водные экосистемы, растения; памятники архитектуры, строения и другие объекты [12].

Действие кислых осадков на почвы. На почвы кислые осадки оказывают наиболее ощутимое отрицательное воздействие в северных и тропических районах. В первом случае это связано с тем, что подкисляются и без того кислые (подзолистые и их разновидности) почвы. Эти почвы, как правило, не содержат природных соединений, нейтрализующих кислотность (карбонат кальция, доломит и др.) [18].

Тропические почвы, хотя и имеют нейтральную и щелочную реакцию, но также не содержат веществ - нейтрализаторов кислотности в силу интенсивного и постоянного промывания дождями.

Попадая в почву, кислые осадки увеличивают подвижность и вымывание катионов, снижают активность редуцентов, азотофиксаторов и других организмов почвенной среды. При pH, равной 5, и ниже в почвах резко увеличивается растворимость минералов, из них высвобождается алюминий, который в свободной форме ядовит. Кислые осадки также повышают подвижность тяжелых металлов (кадмия, свинца, ртути). В ряде мест кислые осадки и продукты их действия (алюминий, тяжелые металлы, нитраты и др.) проникают в грунтовые воды, а затем в водоемы и водопроводную сеть, где также способствуют высвобождению из труб алюминия и других вредных веществ. Результатом этого является ухудшение качества питьевой воды [11].

Действие кислых осадков на водные экосистемы. Попадая в водные источники, кислые осадки повышают кислотность и жесткость воды. Многие гидробионты очень чувствительны к изменению этих показателей. При pH водной среды ниже 6 обычно сильно подавляется деятельность ферментов, гормонов и других биологически активных веществ, от которых зависит рост и развитие организмов. При этом взрослые организмы менее зависимы от pH среды. Отрицательное действие pH проявляется в основном на яйцеклетках и молоди. В данном случае гибель чаще наступает не от прямого действия загрязнителей на организмы, а через невозможность их размножения [11].

В настоящее время на Земле насчитываются тысячи озер, в значительной мере лишившихся своих обитателей. Около 20% рек и озер Швеции, Норвегии и Канады (а это несколько десятков тысяч) потеряли более половины обитающих в них организмов. Так, в Швеции в 14 тыс. озер уничтожены наиболее чувствительные виды, а 2200 озер практически безжизненны. В США около 1000 озер заметно подкислено, а более 3 тыс. имеют кислотность, не благоприятную для многих обитателей.

Действие кислых осадков и атмосферных загрязнений на леса. Колоссальный вред кислые осадки или компоненты, их образующие, оказывают на леса. Механизм влияния в данном случае наиболее многообразен. Кислые осадки способствуют выщелачиванию из растений биогенов (особенно кальция, магния и калия), сахаров, белков, аминокислот. Они повреждают защитные ткани, увеличивают вероятность проникновения через них патогенных бактерий и грибов, способствуют появлению вспышек численности насекомых. Конечный результат таких воздействий - снижение фитоценозами продуктивности, а нередко и их массовая гибель [48].

Появляется все больше данных об отрицательном влиянии кислых осадков на растения через почву. Это влияние наиболее ощутимо в результате увеличения подвижности алюминия и тяжелых металлов. Свободный алюминий повреждает молодые корни, создает очаги для проникновения в них инфекций, а также вызывает преждевременное старение деревьев (болезнь Альцгеймера).

Наиболее сильно повреждаются хвойные леса. Это в первую очередь связано с большой продолжительностью жизни их хвои (4-6 лет), что способствует накоплению в ней токсикантов.

Первым признаком поражения хвойных лесов газами и кислыми осадками является сокращение сроков жизни хвои и уменьшение ее размера. Наиболее сильно повреждаются леса в трудных условиях (на бедных почвах, в гористых местностях, в зоне туманов и т.п.). Кроме хвойных, высокой поражаемостью отличается также бук, граб и другие твердолиственные виды.

Очень высокой чувствительностью к загрязнению атмосферы характеризуются многие виды лишайников. Они обычно первыми исчезают из экосистем и являются индикаторами неблагоприятного состояния среды.

Большие площади пораженных и погибших от загрязнения атмосферы почв лесов имеются в ФРГ, Швеции, Финляндии, Австрии, Польше, Канаде, на севере США и в других регионах. В ФРГ массовое поражение лесов зарегистрировано в начале 80-х гг. В хвойных лесах, особенно пихтовых, повреждения отмечались у 80-90% деревьев, а в среднем у 10% всех видов древесных растений. В России повреждено около 1,5-2 млн. га лесов. Основные очаги поражения расположены в районе Норильска, Мончегорска, Братска [1].

В последнее время много внимания уделяется поражению лесов в результате совместного действия традиционных загрязнителей (SO2, NO2) и озона. Последний является в основном продуктом фотохимического смога. Показано, что в его присутствии интенсивно разрушается хлорофилл как в результате прямого влияния, так и через ускорение расходования витамина С, который является важным агентом защиты хлорофилла от окисления [4].

3. Безопасность игрового оборудования детской площадки

Из года в год в прессе появляются сообщения о несчастных случаях на детских игровых площадках в ДОУ. При расследовании таких происшествий нередко выявляются нарушения монтажа и эксплуатации игрового оборудования. Узнать, какие требования предъявляются к игровому оборудованию детских площадок, можно с помощью электронной системы "Образование" (далее - ЭСО) [9].

Требования к безопасности игрового оборудования

Комплекс мер по обеспечению безопасности детей на детской площадке включает в себя соблюдение требований:

  • к качественным характеристикам игрового оборудования;

  • условиям его размещения на детской площадке;

  • способам и методам контроля за техническим состоянием оборудования;

  • контролю взрослых за поведением детей при использовании игрового оборудования [9].

1. Требования к качественным характеристикам игрового оборудованияИгровое оборудование должно соответствовать анатомо-физиологическим особенностям разных возрастных групп и требованиям санитарно-гигиенических норм, охраны жизни и здоровья ребенка, быть удобным в технической эксплуатации и эстетически привлекательным (пп. 2.7.1 и 2.7.2 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утв. приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 613 (далее - Методические рекомендации по благоустройству))[9].

Детское игровое оборудование должно быть изготовлено из прочных и безопасных для здоровья детей материалов. При производстве детского игрового оборудования не допускается применение полимерных легковоспламеняющихся материалов (группа В3 по государственному стандарту РФ "Материалы строительные. Метод испытания на воспламеняемость. ГОСТ 30402", утв. постановлением Минстроя России от 24.06.1996 № 18-40), материалов опасных по токсичности продуктов горения (п. 4.20 межгосударственного стандарта "Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения. ГОСТ 12.1.044-89", утв. постановлением Госстандарта СССР от 12.12.1989 № 3683), новых материалов, свойства которых недостаточно изучены (п. 4.2.1 государственного стандарта РФ "Оборудование детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования. ГОСТ Р 52169-2003", утв. постановлением Госстандарта РФ от 26.12.2003 № 394-ст; далее - ГОСТ Р 52169-2003). Деревянное оборудование должно быть выполнено из твердых пород дерева со специальной обработкой, предотвращающей гниение, усыхание, возгорание, сколы; быть отполировано, острые углы должны быть закруглены (п. 2.7.3 Методических рекомендаций по благоустройству). Металлические конструкции должны иметь надежные соединения, влагостойкую покраску и антикоррозийное покрытие (таблица 1) [9].

Таблица 1

Оценка безопасности материалов используемых при дизайне участка

Материалы

Отвечают требованиям безопасности

Оценка пригодности для дизайна участка

Резина

Изделия санитарно- гигиенические из латекса, резины и силиконовых эластомеров должны соответствовать требованиям химической и механической безопасности.

В целом пригоден

Дерево

Безопасно

Пригоден

Пластмасса

Изделия из пластмассы не должны иметь острых (режущих, колющих) кромок.

Пригодна

Ткань

Отвечает

Пригодна

Рекомендуется использовать игровое оборудование, в котором применяется металлопластик, т. к. он не травмирует детей, не ржавеет и морозоустойчив.

При использовании бетонных и железобетонных элементов в оборудовании следует обращать внимание, чтобы они были выполнены из бетона марки не ниже 300, морозостойкостью не менее 150, иметь гладкие поверхности.Конструкция детского игрового оборудования должна быть такой, чтобы риск, предполагаемый в игре, был явным для ребенка, и он мог его предвидеть. Если ребенку стало плохо при игре, конструкция должна позволять взрослому беспрепятственно проникать внутрь оборудования для оказания помощи ребенку.

В конструкции игрового оборудования должны быть полностью исключены такие отверстия и сочленения поверхностей, которые могут привести к застреванию частей тела ребенка и предметов его одежды, а также их попаданию под элементы оборудования в состоянии движения. Кроме того, подвижные и неподвижные элементы оборудования не должны образовывать сдавливающих или режущих поверхностей [9].

Для предотвращения застревания одежды (элементов одежды) применяют прокладки или специальные уплотнения. Конструкция горок и шестов не должна допускать застревание пуговиц. Данные требования распространяются на веревочные элементы, тросы, цепи. Вращающиеся части оборудования должны иметь защиту, предотвращающую застревание одежды и волос.

Сварные швы должны быть гладкими. Углы и края любой доступной для детей части оборудования должны быть закруглены. Минимальный радиус закругления - 3 мм. Угол между стенками V-образных зазоров и щелей должен быть не менее 60°. Выступающие концы болтовых соединений должны быть защищены (разд. 4 ГОСТ Р 52169-2003).

Поручни оборудования должны полностью охватываться рукой ребенка, т. е. пальцы руки должны смыкаться (п. 2.7.4 Методических рекомендаций по благоустройству).

Дополнительные требования безопасности установлены к игровому оборудованию для детей младше трех лет. Они предполагают особые условия конструкции ограждений, перил, лестниц и трапов [9].

Перила для оборудования, труднодоступного для детей младше трех лет, оборудуют, если игровая поверхность располагается на высоте от 1000 до 2000 мм. Высота перил от опорной поверхности должна быть не менее 600 и не более 850 мм (подп. 4.3.22.3 ГОСТ Р 52169-2003). Для детей младше трех лет оборудуют защитные ограждения высотой не менее 700 мм (высота игровой поверхности не более 600 мм). На лестницах, доступных детям младше трех лет, перила оборудуют, начиная с первой ступени (подп. 4.3.28.8 ГОСТ Р 52169-2003). Если трап предназначен для детей младше трех лет, ограждение оборудуют при высоте свободного падения более 600 мм (п. 4.3.30.4 ГОСТ Р 52169-2003).2. Размещение игрового оборудования на детской площадке. При размещении игрового оборудования на площадке необходимо соблюдать минимальные расстояния безопасности, приведенные к Методическим рекомендациям по благоустройству. В пределах указанных расстояний на участках территории площадки не допускается размещение других видов игрового оборудования, скамей, урн, бортовых камней и твердых видов покрытия, а также веток, стволов, корней деревьев. Кроме того, размеры минимального пространства для размещения оборудования и безопасные расстояния от оборудования до поверхности игровой площадки должны быть указаны в паспорте оборудования.

Правило. Оборудование монтируют и устанавливают так, чтобы обеспечить безопасность играющих детей (п. 4.2 национального стандарта РФ "Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования. ГОСТ Р 52301-2004", утв. приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 № 151-ст (далее - ГОСТ Р 52301-2004)). В игровой зоне не должно быть препятствий, которых ребенок не ожидает и которые могут стать причиной травмы (подп. 4.3.25.2 ГОСТ Р 52169-2003).

Монтаж детского игрового оборудования может проводиться предприятием-изготовителем или другими юридическими и физическими лицами, располагающими необходимой для этого квалификацией. Монтаж осуществляют в соответствии с инструкцией, которая содержится в паспорте детского игрового оборудования. Не допускается оставлять не заглубленными в землю металлические перемычки игрового оборудования (например, у турников и качелей). При реконструкции площадки нельзя оставлять остатки старого, срезанного оборудования (стоек, фундаментов), находящегося над поверхностью земли.Осветительное оборудование площадки рекомендуется размещать на высоте не менее 2,5 м (подп. 2.12.7.5 Методических рекомендаций по благоустройству) [9].

Пользоваться оборудованием, не обеспечивающим безопасность детей, запрещается. В том случае, если не завершена установка игрового оборудования, оборудование ремонтируется, отсутствует ударопоглощающее покрытие или техническое обслуживание не может обеспечить безопасность, дети на игровую площадку допускаться не должны 3. Контроль за состоянием игрового оборудования. Перед вводом оборудования в эксплуатацию проводится осмотр и проверка оборудования согласно инструкции по осмотру и проверке оборудования перед началом эксплуатации совместно поставщиком оборудования и руководством ДОУ.Контроль за техническим состоянием оборудования и контроль соответствия требованиям безопасности, техническое обслуживание и ремонт осуществляет эксплуатант (владелец) оборудования (п. 6.2 ГОСТ Р 52301-2004).

Контроль технического состояния оборудования включает в себя:

- осмотр и проверку оборудования перед вводом в эксплуатацию;

- регулярный визуальный осмотр;

- функциональный осмотр;

- ежегодный основной осмотр (п. 6.4 ГОСТ Р 52301-2004). Регулярный визуальный осмотр заключается в проверке оборудования, позволяющей обнаружить очевидные опасные дефекты, вызванные актами вандализма, неправильной эксплуатацией и климатическими условиями [30].

Периодичность регулярного визуального осмотра устанавливает ДОУ на основе учета условий эксплуатации. Оборудование детских игровых площадок, подвергающееся интенсивному использованию, требует ежедневного визуального осмотра. При ежедневном осмотре проверяют прочность деревянных конструкций, а также узлы крепления. Функциональный осмотр представляет собой детальный осмотр с целью проверки исправности и устойчивости оборудования, выявления износа элементов его конструкции. Осмотр проводят с периодичностью один раз в 1-3 месяца в соответствии с инструкцией изготовителя. При функциональном осмотре проверяют устойчивость конструкции, а также степень износа поверхности скольжения (горки), прочность узлов крепления.

В процессе визуального и функционального осмотра определяют:

- чистоту и внешний вид поверхности игровой площадки и оборудования;

- соблюдение расстояний от частей оборудования до поверхности игровой площадки;

- наличие выступающих частей фундаментов;

- наличие дефектов/неисправностей элементов оборудования;

- отсутствие деталей оборудования;

- чрезмерный износ подвижных частей оборудования;

- структурную целостность оборудования.

Ежегодный основной осмотр для целей оценки соответствия технического состояния оборудования требованиям безопасности проводят с периодичностью не более одного раза в 12 мес.В ходе ежегодного основного осмотра определяют:

- наличие гниения деревянных элементов;

- наличие коррозии металлических элементов;

- влияние выполненных ремонтных работ на безопасность оборудования.

Ежегодный основной осмотр проводит компетентный персонал ДОУ в строгом соответствии с инструкцией изготовителя.

В целях контроля периодичности, полноты и правильности выполняемых работ при осмотрах различного вида ДОУ разрабатывает графики проведения осмотров.

При обнаружении в процессе осмотра оборудования дефектов, влияющих на его безопасность, дефекты немедленно устраняют. Если это невозможно, то принимают меры, обеспечивающие невозможность пользования оборудованием, либо оборудование демонтируют и удаляют с игровой площадки [36].

ГЛАВА 2. Компоненты ландшафтного дизайна

2.1. Эле­мен­ты ланд­шафт­но­го ди­зай­на

  • Сами здания, формирующие центр ландшафтного проекта, основная цель которого — сгладить неестественность геометрически правильных конструкций, смягчить их давление на окружающую природу, убрать строительный мусор, замаскировать дефекты и изъяны. Здания могут быть одно- или многоэтажными, одиночными или комплексными, частными или коммерческими, типовыми или стилизованными, предназначенными для самых разнообразных целей.

  • Газонное покрытие, формируемое разного рода травами.

  • Зелёные насаждения в форме отдельных деревьев, кустарников, цветов, а также их комбинаций и целых ансамблей (сад, клумба, рабатка и т. д.)

  • Различные крупные декоративные элементы (озеро, пруд, ручей, фонтан, камни, скульптура).

  • Более мелкие художественные детали (музыкальная подвеска, светильник, свечи и т. д.)[5].

Зелёные насаждения

Зе­лё­ные на­саж­де­ния — это со­во­куп­ность дре­вес­ных, ку­стар­ни­ко­вых и тра­вя­ни­стых рас­те­ний на опре­де­лен­ной территории.

Ос­но­ва и глав­ный фонвсех на­саж­де­ний ланд­шафт­но­го ди­зай­на — газон или га­зон­ное по­кры­тие. Различаются:

  • Английский газон — составлен из осоки и родственных злаковых трав; имеет правильный, подстриженный, но несколько неестественный вид, быстро «надоедает» глазу, больше подходит для индустриально-деловых и профессионально-спортивных секторов.

  • Мавританский газон — в его состав, помимо трав, входят и полевые цветы, имеет асимметричный и довольно яркий, нарядный вид, косится лишь пару раз в год, больше подходит для застроек частного сектора с индивидуальной планировкой для рекреационно-развлекательных целей[39].

Деревья и кустарники

Ку­стар­ни­ки — это рас­те­ния сред­ней вы­со­ты, обыч­но не более метра. У них твер­дые и гиб­кие стеб­ли, ко­то­рые на­чи­на­ют вет­вить­ся у самой земли. Обыч­но ку­стар­ни­ки рас­тут в за­суш­ли­вых и жар­ких рай­о­нах, и по­это­му у мно­гих из них мел­кие и жест­кие ли­стья, из ко­то­рых не так быст­ро ис­па­ря­ет­ся влага, и корни, ухо­дя­щие глу­бо­ко в землю, спо­соб­ны до­бы­вать воду из самых ниж­них слоев почвы, где она со­хра­ня­ет­ся во время засухи [14].

Вода и водоёмы

При со­зда­нии во­до­е­ма осо­бое зна­че­ние иг­ра­ют ма­те­ри­а­лы, из ко­то­рых он из­го­тов­лен. Можно вы­де­лить гиб­кие изо­ля­ци­он­ные по­кры­тия и жест­кие формы, от­ли­ча­ю­щи­е­ся друг от друга сро­ком служ­бы, тех­но­ло­ги­ей уста­нов­ки (уклад­ки) и даль­ней­шей экс­плу­а­та­ции. В ка­че­стве ос­нов­ных ма­те­ри­а­лов для со­зда­ния во­до­е­мов используют:

  • полиэтилен;

  • стеклопластик;

  • пленку из ПВХ;

  • бутилкаучуковую резину.

Пруды из полиэтилена от­лич­но под­хо­дят для со­зда­ния де­ко­ра­тив­но­го во­до­ё­ма неболь­шо­го раз­ме­ра и объ­ё­ма (130—4200 л). Жест­кие формы из пласт­мас­сы удоб­ны в уста­нов­ке и устой­чи­вы к вред­но­му воз­дей­ствию УФ-лу­чей и низ­ких тем­пе­ра­тур. Срок служ­бы таких пру­дов более 10 лет. В ка­че­стве недо­стат­ка вы­сту­па­ет нерав­но­мер­ная тол­щи­на сте­нок (нерав­но­мер­ность за­ви­сит от при­ме­ня­е­мой при из­го­тов­ле­нии тех­но­ло­гии и со­блю­де­ния про­из­во­ди­те­лем кон­тро­ля ка­че­ства го­то­вой продукции)[40].

Пруды из стеклопластика иде­аль­но под­хо­дят для со­зда­ния во­до­ё­мов неболь­шо­го объ­ё­ма (от 350 до 1200 л). В уста­нов­ке они также про­сты, как и формы из пласт­мас­сы, но они более устой­чи­вы к вред­но­му воз­дей­ствию окру­жа­ю­щей среды. Срок служ­бы таких форм до 30 лет. К до­сто­ин­ствам пруда из стек­ло­пла­сти­ка можно от­не­сти воз­мож­ность его ре­мон­та и выбор раз­ных цве­тов при из­го­тов­ле­нии. Встре­ча­ют­ся пруды из стек­ло­пла­сти­ка и боль­ше­го раз­ме­ра (до 4000 л), но их уста­нов­ка тре­бу­ет вы­со­ко­го уров­ня профессионализма[40].

Плен­ка из ПВХ от­ли­ча­ет­ся тем, что с по­мо­щью дан­но­го ма­те­ри­а­ла можно со­здать во­до­ём любой формы и лю­бо­го раз­ме­ра. Для пру­дов пло­ща­дью менее 15 кв.м. и глу­би­ной не более 0,7 м ис­поль­зу­ет­ся плён­ка тол­щи­ной 0,5 мм. Для во­до­ё­мов боль­шей пло­ща­дью и глу­би­ной до 1,5 м ис­поль­зу­ет­ся плён­ка тол­щи­ной 1 мм. Срок служ­бы — не менее 10 лет, плен­ка под­ле­жит ремонту.

Бу­тил­ка­у­чу­ко­вая резина (EPDM мем­бра­на) — ма­те­ри­ал схо­ден с плен­кой ПВХ, но имеет более вы­со­кие по­ка­за­те­ли по проч­но­сти и на­дёж­но­сти. Осо­бен­но хо­ро­шо под­хо­дит для со­зда­ния во­до­ё­мов боль­шо­го раз­ме­ра. Срок служ­бы 10-30 лет, ре­монт осу­ществ­ля­ет­ся с по­мо­щью спе­ци­аль­ных лент и клеев. Сей­час стало модно устра­и­вать ис­кус­ствен­ные во­до­е­мы в саду. Любой, даже неболь­шой во­до­ем при­вле­ка­ет к себе вни­ма­ние и де­ла­ет сад непо­вто­ри­мым. Как пра­ви­ло, во­до­ем укра­ша­ют есте­ствен­ным кам­нем. Также во­круг во­до­е­ма са­жа­ют мно­го­лет­ние рас­те­ния, ко­то­рые со­зда­ют плав­ный пе­ре­ход от га­зо­на к воде. Летом во­до­ем яв­ля­ет­ся ис­точ­ни­ком све­же­сти и охла­жда­ю­щей влаж­но­сти воз­ду­ха. По­это­му он при­тя­ги­ва­ет к себе че­ло­ве­ка. Чтобы пруд вы­гля­дел хо­ро­шо, нужно тща­тель­но по­до­брать рас­те­ния, ко­то­рые со­зда­дут тень для во­до­е­ма, не давая ему перегреваться [47].

Ручьи и каскады

Ручей — неболь­шой во­до­ток, обыч­но ши­ри­ной от несколь­ких де­сят­ков сан­ти­мет­ров до несколь­ких мет­ров. Обыч­но длина ручья не пре­вы­ша­ет несколь­ко ки­ло­мет­ров, а глу­би­на редко пре­вы­ша­ет 1,5 метра. Ско­рость ру­чьёв как пра­ви­ло до­ста­точ­но ве­ли­ка (несколь­ко мет­ров в секунду) [44].

Фонтаны

Фон­тан — (итал. fontana, от лат. fons, fontis — ис­точ­ник, ключ) — со­ору­же­ние, слу­жа­щее ос­но­ва­ни­ем или об­рам­ле­ни­ем для бью­щих вверх или сте­ка­ю­щих вниз струй воды. Пер­во­на­чаль­но фон­та­ны со­ору­жа­лись пре­иму­ще­ствен­но толь­ко как ис­точ­ник пи­тье­вой воды. Затем со­че­та­ние дви­жу­щей­ся воды с ар­хи­тек­ту­рой, скульп­ту­рой и зе­ле­ны­ми на­саж­де­ни­я­ми стало одним из средств со­зда­ния раз­лич­ных ре­ше­ний в ар­хи­тек­ту­ре и са­до­во-пар­ко­вом ис­кус­стве. Фон­та­ны были из­люб­лен­ным укра­ше­ни­ем го­род­ских пло­ща­дей в ан­тич­ных, сред­не­ве­ко­вых за­пад­но­ев­ро­пей­ских го­ро­дах, в стра­нах Ближ­не­го и Сред­не­го Во­сто­ка, в Индии. В 16-18 вв. со­зда­ва­лись гран­ди­оз­ные си­сте­мы фон­та­нов на вил­лах и двор­цо­во-пар­ко­вых ком­плек­сах. Со­вре­мен­ным фон­та­нам при­да­ет­ся де­ко­ра­тив­ный ха­рак­тер, ко­то­рый уси­ли­ва­ет­ся элек­три­че­ской под­свет­кой и му­зы­кой в ве­чер­ние часы (Барселона) [20].

Садовые аквариумы

Са­до­вый ак­ва­ри­ум — это со­вре­мен­ное ре­ше­ние для ланд­шафт­но­го ди­зай­на. Са­до­вым ак­ва­ри­умом яв­ля­ет­ся неболь­шой ис­кус­ствен­ный во­до­ем пра­виль­ной гео­мет­ри­че­ской формы, пред­на­зна­чен­ный для вы­ра­щи­ва­ния де­ко­ра­тив­ных и про­мыс­ло­вых рыб (кар­пов кои, ка­ра­сей, осет­ров и др.) и лю­бо­ва­ния ими. Пло­щадь вод­но­го зер­ка­ла со­став­ля­ет от 5 до 15 м2, глу­би­на от 150 до 250 см. Дно устра­и­ва­ет­ся с ко­нус­ным укло­ном при­мер­но 5° к месту рас­по­ло­же­ния дон­но­го слива. Са­до­вый ак­ва­ри­ум может иметь стек­лян­ные грани для на­блю­де­ния за ры­ба­ми и место для корм­ле­ния рыбы.Так как са­до­вый ак­ва­ри­ум пред­на­зна­чен для раз­ве­де­ния рыб, к ка­че­ству воды предъ­яв­ля­ют­ся по­вы­шен­ные тре­бо­ва­ния. Необ­хо­ди­мо ис­поль­зо­вать Уф-лам­пы для обез­за­ра­жи­ва­ния воды, пру­до­вые филь­тры или пол­но­цен­ные си­сте­мы филь­тра­ции воды со­от­вет­ству­ю­щие раз­ме­рам водоёма [43].

Малые архитектурные формы

По­ня­тие малых ар­хи­тек­тур­ных форм (ко­рот­ко МАФ) воз­ник­ло давно, и под ним по­ни­ма­ют со­ору­же­ния, обо­ру­до­ва­ние и ху­до­же­ствен­но-де­ко­ра­тив­ные эле­мен­ты внеш­не­го бла­го­устрой­ства, до­пол­ня­ю­щие ос­нов­ную за­строй­ку на­се­лён­ных мест. К МАФ от­но­сят све­тиль­ни­ки на­руж­но­го осве­ще­ния (или как их сей­час модно на­зы­вать — ланд­шафт­ные све­тиль­ни­ки), са­до­во-пар­ко­вые со­ору­же­ния, фон­та­ны, обе­лис­ки, ме­мо­ри­аль­ные доски, го­род­скую улич­ную ме­бель, урны и т. д. [29].

К со­вре­мен­ным малым фор­мам при про­из­вод­стве и по­куп­ке предъ­яв­ля­ют­ся сле­ду­ю­щие требования:

  • Экономичность. Оценивается дешевизна малых архитектурных форм, это требование экономического характера.

  • Эстетичность МАФ. Она должна учитывать архитектурные, композиционные, художественные закономерности пространства городской среды.

  • Безопасность малых форм, то есть они должны обладать низкой травмоопасностью.

  • Функциональность МАФ. Заранее должны быть определены габариты, подобраны материалы, разработаны определённые конструктивные решения с учетом назначения и возможных особенностей использования малых форм.

  • Технологичность МАФ. То есть должны быть учтены особенности применяемых материалов и технологии процесса изготовления.

  • Ещё можно назвать универсальность малых форм. В них должен быть минимум деталей, чтобы эти изделия могли собрать даже не подготовленные люди [26].

Организация освещения

Со­зда­ние ланд­шафт­но­го осве­ще­ния на­чи­на­ет­ся с плана участ­ка где ука­зы­ва­ют­ся все раз­ме­ры и на­но­сят­ся: часто по­се­ща­е­мые места (зоны ак­тив­но­сти), точки при­вле­че­ния вни­ма­ния (ин­тен­сив­но осве­щен­ные участ­ки), места ко­то­рые долж­ны быть под­све­че­ны (до­рож­ки, сту­пень­ки, мосты, ла­воч­ки), точки пи­та­ния электроэнергией [6].

Су­ще­ству­ют несколь­ко ос­нов­ных при­е­мов ланд­шафт­но­го освещения:

  • подсветка сверху вниз

  • подсветка снизу вверх

  • подсветка путей (пешеходные дорожки, подъездные пути)

  • задняя или контражурная подсветка (используется для создания силуэтов, теней)

  • точечное освещение (используется для привлечения внимания)

  • подводное освещение

Дру­гие при­е­мы осве­ще­ния (на­при­мер, ко­лы­ха­ю­щи­е­ся «пламя», ани­ми­ро­ван­ные про­ек­ции) обыч­но носят де­ко­ра­тив­ный ха­рак­тер, ос­но­вы­ва­ют­ся на осо­бен­но­стях ланд­шаф­та и огра­ни­чен­ны в использовании [21].

2.2. Реабилитационная направленность городского и природного ландшафта

Человек является автором среды своего обитания, ибо материальная сфера города, его архитектура - это результат деятельности человека, как социального существа. Человечество издавна строило города с учетом природных особенностей - наличия водоемов и рек, живописного рельефа, господствующих ветров. О тесных взаимодействиях природы и архитектуры высказывались многие выдающиеся философы и архитекторы. Города доиндустриальной эпохи, особенно Русские города XVI-XVII века достаточно надежно выполняли биосферные функции, вписывались в круговорот природных процессов. Однако научно-техническая революция привела к невиданным сдвигам в темпах и направленности эволюции биосферы[30]. Важнейшей особенностью этого процесса является появление наряду с естественной природной средой - искусственной среды «второй природы» (урбоэкосистемы). Основную роль в ее развитии играют процессы урбанизации. Урбанизированная среда является важнейшей пространственно-временной формой взаимодействия общества и природы. Город - это, прежде всего, сложная система, динамического взаимодействующего сочетания двух субсистем: природной и антропогенной. Природные комплексы, сохраняемые в естественном или близком к естественному состоянии, играют главную природоохранную и оздоровительную роль (национальные парки, заповедники, заказники, водоохранные леса, лесные угодья). Природные комплексы в городе могут выдержать воздействия негативных факторов без разрушения и изменения природных процессов, что собственно является обязательным условием эволюции природной среды.Взаимосвязь города с природным окружением [38].

Обычно выделяют два блока взаимодействия города с природным окружением: 1. Антропогенное воздействие городской среды на природное окружение; 2. Экологическое воздействие природной среды и ее компонентов на окружающую человека городскую среду, на условия его здоровья, труда, досуга.

Антропогенное влияние на компоненты природы связаны с изменением почвенных горизонтов в городе, засоление почв в результате многолетнего применения противогололедных реагентов, уплотнение почв в результате их «запечатывания» асфальтированием и бетонированием открытого грунта. Изменяется пластика рельефа, гидрохимический и биологический состав подземных и поверхностных вод, изменяется тепловой и влажностный режим городской среды, загрязненные атмосферный воздух и водные ресурсы неблагоприятно влияют на состояние растительности. И все же в какой-то степени природа в городе «берет свое» существуя в своеобразной урбанизированной среде, где компоненты природного и искусственного происхождения, взаимодействуя, создают условия для существования один другому, и в результате возникают природно-технические образования – урбоэкосистемы [46].

Следует отметить, что городская среда чрезвычайно специфична и сильно отличается от природной. Основное ее отличие заключается в том, что она очень дискретна, т.е. свойства ее сильно различаются на незначительных по протяженности участках, и эта дискретность определяется антропогенными факторами, влияющими в свою очередь на развитие природных процессов.

Несмотря на то, что озелененные городские территории созданы из элементов живой природы - деревья кустарники и травянистые растения - это все искусственные образования, которые характеризуются упрощенной структурой, отсутствием сбалансированных внутриценотических связей и, главное, присущей природным экосистемам способностью к саморазвитию и саморегуляции. Они нуждаются в постоянном уходе и искусственном восстановлении[46]. Например, в подмосковных лесах липа доживает до 400 лет, в Московском парке до 150 лет. Ученые установили, что без рекультивации почв, и других приемов ухода за растениями время жизни городского ландшафта не более 25 лет. Экологические взаимосвязи «город-природа» имеют две основные группы связей: пространственные и функциональные. Первая группа связей характеризуется территориальным «наступлением» (экспансией) города на природу. Территориальное наступление города на природное окружение определяется направленностью и интенсивностью его основных структурных элементов (селитебной, промышленной, коммуникационной, инженерно-транспортной и др.). Подчас такое стихийное наступление на природу приводит к сокращению размеров и целостности природных комплексов, образованию раздробленной (ячеистой) структуры и снижению устойчивости природных экосистем. Нередко происходит изменение самого облика природного окружения, теряется его единственный характер, ухудшается визуально-пространственные характеристики природного ландшафта [45].

Вторая группа взаимосвязей - функциональные - заключается в наличии взаимообусловленных процессов на отдельных участках территории города - например, формирование рекреационных зон отдыха, внутриквартальное озеленение, озеленение примагистральных территорий, реабилитация нарушенных земель и др. В нашей стране по настоящее время отсутствует правовая база для развития ландшафтного планирования, развития его средств и методов. Вместе с тем, представления об экологических аспектах организации территории городов, дали определенный «толчок» к признанию культурного ландшафта [42].

В последние годы ландшафтное проектирование шагнуло за рамки традиционного (узковедомственного) принципа выборочного озеленения отдельных участков города, считая базовой концепцией формирование городского ландшафта как целостной пространственной системы, получившей различные наименования в разных странах: Национальная экологическая сеть (Нидерланды), Национальный траст (Великобритания), сеть Развития природы (Франция). В России в течение последних 10 лет достаточно полно обоснована идеология и методология разработки природного каркаса как одного из основополагающих документов генерального плана города (Н.С. Краснощекова. «Природный каркас в генеральном плане города Саратова»), сформулированы основные принципы конструирования природного каркаса, которые получили признание при разработке природных каркасов городов Саранска, Саратова, Ярославля и др. Природный каркас разрабатывается опережающе по отношению к стадии градостроительного функционального зонирования территории города[8].

Одним из основных принципов природного каркаса является - принцип непрерывности природно-ландшафтной структуры города. Природный каркас включает в себя площадные (крупноареальные), линейные и точечные элементы.

Крупноареальные элементы - заповедники, заказники, национальные и природные парки, леса, памятники природы, водохранилища, территории с особым режимом использования - являются территориями высокой экологической активности - «ядрами» природного каркаса.

Линейные элементы - долины, русла и поймы рек, водотоки, защитные лесопарки - служат «экологическими коридорами», обеспечивают возможность миграций и перемещения животных и растений. Точечные элементы - скверы, парки, бульвары, набережные, придомовые пространства, внутриквартальное озеленение - образуют «узлы экологической активности») [6].

В систему природного каркаса включаются некоторые зоны специального регулирования («буферные зоны»): водоохранные зоны, охранные зоны водозаборов, санитарно-защитные зоны, зоны охраны бальнеологических объектов, а также памятников природы.

Природный каркас выступает как существенная часть ландшафтно-планировочной структуры города. Природоохранный каркас определяет природоохранную концепцию преобразования и развития города, с выявлением основных ландшафтных доминант, природных осей. Каркас определяет в определенной степени режимы регулирования градостроительной деятельности, освоенности городских территорий их функционального назначения. В границах каркаса определяются участки с опасными природными явлениями и процессами, несущими угрозу, как здоровью населения, так и функционированию материальных объектов [19].

Основным структурным элементом природного каркаса являются охраняемые природные территории (ООПТ), которые способствуют воспроизводству и поддержанию биосферного потенциала на территории города. Наряду с этим, охраняемые территории имеют огромное культурно-социальное, оздоровительное и рекреационное значение. Например, национальные парки несут познавательную информацию. Научно-познавательныи туризм или экологический туризм в Европе популярен достаточно давно. В России он в последние годы начинает интенсивно развиваться.

В последнее время в европейских странах созданы специализированные экотропы для маломобильных групп населения. В России экоцентр «Заповедники» разработал проект для незрячих и слабовидящих людей. Благотворительный фонд «Качество жизни» разработал проект «Мосты в природу» для детей с ограниченными возможностями. Наиболее сложные ситуации возникают при организации и эксплуатации ООПТ; при определении принадлежности ООПТ; при организации взаимодействия между муниципальными образованиями и различными ведомствами, граничащими с ООПТ.

Тормозятся процедуры перевода земель в границах заповедников и национальных парков в категорию «земли особо охраняемых территорий и объектов» и внесения сведений об их площадях и границах в Государственный земельный кадастр. Имеет место случаи изъятия земель из заповедных территорий. Одним из самых губительных видов антропогенного воздействия является «эрозия краев» природных территорий, захламление пойменных территорий отходами, расчленение автомагистралями. Индивидуальная коттеджная застройка в ряде случаев играет роль «агрессора» по отношению к природным территориям, провоцируя размещение по границам лесных насаждений автостоянок, технических объектов, вырубка насаждений. Земля в пределах береговых линий водоемов, на лесных опушках, территорий вблизи мест размещения коттеджной и малоэтажной застройки буквально укатаны колесами автомашин. Для противостояния этим негативным тенденциям необходимы конструктивные мероприятия, в том числе реконструкция лесных экосистем, расширения номенклатуры зеленых насаждений, облесения площадей вырубок, обеспечение связи лесных массивов смежных областей для беспрепятственной миграции диких животных. В природном каркасе важные экологические функции несут «экологические коридоры», в том числе, речные долины, поймы рек, озера, пруды, водотоки, обводненные карьеры. При прочих равных условиях пейзажи, в которых присутствуют водные объекты, имеют большую эстетическую ценность. При ландшафтной оценке водных объектов учитывается характер их размещения, доступность, величина и просматриваемость. В ряде водоемов гнездятся лесные птицы, сохранились редкие виды растений и насекомых, водится рыба. Необходимо отметить, что сохранение в городской среде разнообразия животного мира, рассматривается как показатель высокой экологической культуры общества [23].

Глава III. Методика ландшафтного проектирования экологически безопасной образовательной среды

2.1 Основные этапы проектирования и озеленения городской среды

Строительство и реконструкция сооружений выполнения всех видов работ по благоустройству осуществляется по утвержденным проектам. Проектирование – это первый этап зеленого строительства, один из наиболее ответственных и необходимых. Проекты разрабатываются специальными государственными организациями – институтами и бюро по проектированию государственно-областного или местного значения. На небольшие объекты проекты могут разрабатываться частными фирмами [24].

При разработке проектов озеленения решаются следующие вопросы:

1) планировка озеленяемой территории, т.е. размещение площадок, зданий, сооружений, направление и ширина дорог;

2) конструкции, архитектурное решение и оборудование всех зданий и сооружений;

3) определение перечня растений, подлежащих посадке и их размещение;

4) технология подготовки почвы для посадки этих растений, характер и техника осуществления всех видов благоустройства территории; 5)стоимость всех видов работ. Эти вопросы должны быть решены комплексно и в органической взаимосвязи [32].

Задача проектировщиков заключается в том, чтобы предложенное ими решение обеспечивало:

1) полное соответствие озеленяемой территории целевому назначению;

2) высокое архитектурно-художественное качество отдельных элементов и всего объекта в целом;

3) возможность осуществления проекта в кратчайшие сроки передовыми методами и с наименьшими затратами;

4)долговечность объекта.

Тематика проектных работ в зеленом строительстве обширна и разнообразна. Она может быть объединена в 3 группы: 1)проект системы озеленения данного города в целом; 2)проекты создания новых насаждений различных категорий (парков, скверов, бульваров, жилых дворов); 3)проекты реконструкции существующих насаждений различных категорий. В зависимости от тематики меняется объем и характер проектных работ. При составлении схемы озеленения города решаются наиболее принципиальные вопросы, определяется перечень, количество, размеры и размещение в населенном пункте различных категорий насаждений, устанавливается общая потребность в посадочном материале [32].

Проектирование сложных объектов зеленого строительства обычно проводят в 2 стадии: 1) технический проект; 2) рабочие чертежи – разрабатывают после утверждения технического проекта. Для проектирования менее сложных объектов допустимо одностадийное проектирование – разработка техно-рабочего проекта, представляющего собой совмещение технического проекта и рабочих чертежей [41].

Любая проектная работа предполагает 2 предварительных этапа:

1) исследовательский (предпроектный этап);

2) этап эскизных решений.

От успешного проведения этих этапов во многом зависит качество всего проекта. Исследовательский этап предполагает ряд исходных материалов: необходимо знать существующее функциональное зонирование, размещение построек, наличие внешнего транспорта, расположение инженерных сетей (канализации, теплотрассы и т.д.), данные о количестве населения, этажности застройки; надо собрать сведения о климате, рельефе местности, тип почв, наличие водоемов, гидрологию, залегание подземных вод и т. д [41].

Этап эскизных решений включает в себя следующие документы:

1) опорный план;

2) генплан – чертеж представляет собой план территории в проектируемых границах, на котором показаны существующие и проектируемые насаждения с обозначением типа посадок (деревья, кустарники, здания, площадки, дороги, входы, водоемы, мосты, лестницы, подпорные стенки, фонтаны). На плане указываются основные размеры, ширина дорог, габариты площадок, зданий, цветочного оформления;

3) дендроплан – в масштабе генплана, на котором показывается ассортимент и размещение растений;

4) поперечные и продольные архитектурные профили – в масштабе 1:200, 10:500. Они разрабатываются на всей территории проектируемого объекта или для ее части в наиболее характерных местах. На этих чертежах дается объемное решение насаждений и сооружений, вертикальная планировка сооружений;

5) проекты по всем видам благоустройства в составе планов, разрезов и конструкторных деталей, а также следующий расчетов: по водоснабжению, канализации, теплофикации и горячему водоснабжению, электроснабжению и электроосвещению, водостокам и дренажам, вертикальной планировке и дорогам;

6) пояснительная записка – содержит все необходимые пояснения по проекту;

7) сводная смета – полная стоимость работ по проекту; 8)проект организации строительства – календарный график работ; графики потребности в рабочей силе, материалах, транспорте и т.д.; план участка в м 1:500 (строительный генплан) [42].

2.2 Методика организации экологической тропы в ДРЦ

1. Прокладка маршрута на экологической тропе.

Протяженность тропы может определяться по продолжительности экскурсий.

  • Продолжительность экскурсий будет зависеть от состава группы, от цели преподавателя. Например, могут проводиться ознакомительные экскурсии на части учебной тропы продолжительностью 40–50 мин. для детей младшего возраста.
  • Для детей постарше можно проходить весь маршрут тропы, изучая, исследуя все экскурсионные объекты на интересующих, полюбившихся стоянках можно останавливаться подольше.
  • Таким образом, продолжительность экскурсии определяется общей протяженностью маршрута, набором объектов, которые включаются в изучение или ознакомление.
Дети могут изучать объекты и явления природы, ознакомиться с богатством и разнообразием местной флоры и фауны, с различными типами биогеоценозов – водоемом и т. д. Кроме этого, могут изучать антропогенное воздействие на объекты природы, на сообщества.

2.Определение цели и задач экологической тропы.

3. Выделение узловых станции тропы и наиболее интересных объектов на экологической тропе. Объект экологической тропы – более интересный для изучения или эстетически привлекательный объект, например, цветник, клумба, муравейник, водоем и т.д.

4. При проведении учебной экологической тропы, необходимо разработать задания для посетителей тропы, например, разгадать ребусы или загадки на одной из станций экотропы.

5. Организация различных видов деятельности на тропе: познавательной, оздоровительной, игровой.

6. Составление паспорта тропы:

- название тропы;

- местонахождение экологической тропы;

- цель и задачи тропы;

- протяженность тропы;

- функции экологической тропы;

- направления деятельности на тропе;

- описание маршрута тропы и узловых станции (указать название станций экологической тропы);

- описание выделенных объектов экологической тропы;

- план – схема (карта – схема) экологической тропы;

- рекомендации по проведению и организации познавательной деятельности на экологической тропе.

2.3 Компоненты комплексной системы безопасности детского реабилитационного центра

Территория Детского реабилитационного центра экологическая тропа. Находится по адресу бул. Мира 20. Частный сектор. Окружают его жилые дома.

Располагая экологическую тропу на территории ДРЦ, необходимо учесть следующие условия:

Рис.3 Модель разработки дизайна экологической тропы детского реабилитационного центра

Экологическая тропа включает следующие компоненты и элементы ландшафта:

- природные компоненты;

- архитектурные компоненты;

- декоративные элементы ландшафта.

При подборе элементов и компонентов в ландшафтном дизайне необходимо руководствоваться требованиями безопасности:

- подбирать растения (цветочные композиции) согласно имеющимся условиям среды, а также отбирать не ядовитые растения и кустарники;

- элементы декорирования подбирать из экологических материалов (дерева, допускается резина и пластик);

- выполняя интерьер детской площадки, необходимо учесть, что павильоны, веранды или теплицы, которые содержат стеклянные элементы, должны быть заменены небьющимися;

- для дизайна садовых дорожек, а точнее в качестве их покрытия необходимо использовать такие материалы, как опилки, кору, песок.[28]

Задачи обеспечения безопасности образовательного учреждения приобрели особую злободневность и значимость. Учреждения образования относятся к числу наиболее уязвимых структур, т.к. последствия чрезвычайных ситуаций в них отличаются рядом особенностей по тяжеловесности, часто откликаются сильным политическим и социальным резонансом в стране и за её пределами. Способы разумной жизнедеятельности человека в области обеспечения безопасности формируют культуру безопасности, влияют на результаты этой жизнедеятельности и степень развития личности в этой области . Достижение цели формирования культуры безопасности обучаемых осуществляется через решение следующих задач:

• формирование правильных, с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности, поведенческих мотивов;

• развитие качеств личности, направленных на безопасное поведение в окружающем мире;

• формирование способностей принятия безопасных решений в быту;

• привитие знаний, умений, навыков по снижению индивидуальных и коллективных рисков;

• выработка морально-психологической устойчивости в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций. Основными направлениями формирования культуры безопасности жизнедеятельности в сфере деятельности МЧС России являются: формирование государственной политики в этой области; обучение всех категорий населения в области гражданской защиты; духовно-нравственное, психологическое и патриотическое воспитание; надзор и контроль над формированием культуры безопасности в области гражданской защиты.[29]

Глава IV. Опытно-экспериментальная работа и разработка экологической тропы в ДРЦ города Кургана

4.1 Предпроектная оценка территории ДРЦ. Модельный эксперимент

Местом сбора исследуемого материала является территория Детского реабилитационного центра. По периметру были выбраны пять точек:

образец №1 с территории детской площадки, возле забора ближе к дороге булл. Мира 20.

образец №2 с территории детской площадки, возле ели булл. Мира 20.

образец №3 с территории возле спортивной площадки булл. Мира 20.

образец №4 с территории возле цветника булл. Мира 20.

образец №5 с детской площадки, возле лодки булл. Мира 20.

С каждой точки были взяты образцы почв, которые в дальнейшем использовались для анализа.

 

АТМОСФЕРНЫЙ ВОЗДУХ

 

 

СОСТАВ БИОЦЕНОЗА

ФИТОЦЕНОЗ

ПОЧВА

 

 

ВОДА

СОЛНЦЕ

 

Рис.4 Модель влияние факторов на фитоценоз

На предпроектном этапе разработки экологической тропы было оценено влияние внешних факторов на фитоценоз и состав биоценоза.

Предположительно на фитоценоз оказывают воздействие фоновые факторы: атмосферный воздух, выхлопы автотранспорта; солнце, солнечная активность; вода, степень увлажнения растений. Лимитирующим фактором является почва( почвенные условия; рН, минеральное питание, загрязнением тяжелыми металлами). Для подтверждения и обоснования модели влияния факторов на фитоценоз.

4.2 Паспорт экологической тропы Детского реабилитационного центра города Кургана

  1. Экологическая тропа:«Сказки природы»

2. Территория Детского реабилитационного центра экологическая тропа. Находится по адресу Бульвар Мира, 20. Частный сектор.

3. Протяженность тропы может определяться по продолжительности экскурсий.

  • Продолжительность экскурсий будет зависеть от состава группы, от цели преподавателя. Например, могут проводиться ознакомительные экскурсии на части учебной тропы продолжительностью 40–50 мин. для детей младшего возраста.
  • Для детей постарше можно проходить весь маршрут тропы, изучая, исследуя все экскурсионные объекты на интересующих, полюбившихся стоянках можно останавливаться подольше.
4. Главная цель - сформировать основы экологической безопасности, осознанного и безопасного поведения, деятельности и отношения к явлениям и объектам живой и неживой природы.

Задачи:

- развитие восприятия красоты окружающего мира;

- расширение кругозора знаний об окружающей среде;

- сохранение и укрепление здоровья детей;

- формирование двигательной активности у детей;

- развитие интереса к познавательной и исследовательской деятельности;

- развития внимания, воображения, фантазии;

- научить видеть, замечать различные проявления антропогенного фактора, которые можно наблюдать в зоне маршрута тропы, и уметь комплексно оценивать среду;

- научить безопасному поведению в окружающей среде.

5.Функции:

1.спортивно – оздоровительная;

2.познавательно – просветительская;

3.художественно – эстетическая;

4.проектно – исследовательская;

5.реабилитационная.

Основной маршрут: познавательно – оздоровительный.

Экологическая тропа «Сказки природы» включает в себя следующие станции:

1) Станция «Олимпийский парк».

Объект станции: спортивная площадка.

Цель: развитие здоровья детей, продолжать формировать устойчивую привычку к режиму двигательной активности.

Оборудование: площадка с травяным покрытием, баскетбольные щиты, стойки для натягивания сетки, тренажеры, ворота для футбола, клумба в виде олимпийских колец, медведь.

Направление деятельности: формирование у детей первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни, о человеческом организме, влиянии на него солнечного света, воздуха, воды, движения. Развитие двигательной активности.

2) Станция «Чистый водоем».

Объекты станции: водоем, фигурка лебедя, клумба с цветами.

Цель: совместно с педагогом определить значение воды в жизни человека, животных и растений. Закрепить знания, где и в каком виде существуют вода в природе.

Оборудование: водоем, вокруг которого выложена цветочная клумба, лебеди, лягушки, кувшинки.

Направление деятельности: оборудованный искусственный водоем позволяет воспитанникам узнать о водоёмах, особенностях растений и животных, проживающих в воде. С детьми проводятся беседы о загрязнении водоёмов, последствиях неграмотного поведения людей для их обитателей. Разыгрываются ситуации: "Загрязнение. Что произойдёт с растениями и животными?", "Как исправить последствия загрязнения?"

Схема экологической тропы

 

Экологическая тропа

«Сказки природы»

 

 

«Зона чудес»

«Олимпийская зона»

«Цветочная зона»

 

 

«Микромир»

«Вальс цветов»

«Чистый водоем»

«Олимпийский парк»

 

 

 

«Золотая рыбка»

«Поляна сказок»

 

 

«Песочные часы»

 

 

«Африканский континент»

 

Общий вид маршрута

3) Станция «Вальс цветов»

Объект станции: цветник.

Цель: знакомство с садовыми цветами, закрепить знания и умение по уходу за растениями.

Оборудование: клумбы, в которых посажены садовые цветы. Такие как петуния, бархатцы, астра, настурция, агератум, дельфиниум, ясколка, маттиола, василек синий, ромашка.

Направление деятельности: на прогулке в летнее время дети поливают цветы, рыхлят землю, собирают семена.

4) Станция «Микромир».

Объект станции: муравейник.

Цель: учить детей различать насекомых, называть части строения тела, дать представления о ценности любой жизни на планете.

Оборудование: линейка, лупа, тетради.

Направление деятельности: дети учатся наблюдать за насекомыми, постигают нравственные и моральные ценности.

Погляди на молодцов-

Веселы и бойки,

Волокут со всех сторон

Материал для стройки.

Вот один споткнулся вдруг

Под тяжелой ношей,

И спешит на помощь друг,

Тут народ хороший!

Без работы, хоть убей,

Жить не может муравей.

5) Станция «Золотая рыбка»

Объекты станции: фонтан, скамейки, фигурка золотой рыбки.

Цель: представление возможности для психологической разгрузки.

Оборудование: альбомные листы, краски, карандаши.

Направление деятельности: исследовательская и познавательная деятельность, во время экскурсии дети располагаются вокруг фонтана, наблюдают за движением воды, загадывают желания. Развитие художественного вкуса детей.

6) Станция «Песочные часы»

Объекты станции: песочницы.

Цель: развивать любознательность, исследовательские способности, желание познавать окружающий мир.

Оборудование: ванночки с песком, водой, природными материалами.

Направление деятельности: проектно – исследовательская, игровая деятельность

7) Станция «Африканский континент»

Объекты станции: фигурки животных (слоненок, жираф, зебра), клумбы с цветами.

Цель: ознакомиться с животным миром.

Оборудование: книжка с загадками, сказками.

Направление деятельности: игровая и познавательная деятельность, дети знакомятся с животным миром, придумывают, рассказы, сочиняют сказки, загадки.

8) Станция «Поляна сказок».

Объект станции: детская игровая площадка.

Цель: развитие творческих способностей детей, воспитание эстетической культуры.

Оборудование: песочницы, ракета, качели, кораблик, сказочные персонажи (Вини пух, пяточек, сова, дедушка со старушкой, Маша и медведь), беседка.

Направление деятельности:игровая, познавательная деятельность, летнее время воспитатели рассказывают сказки в беседке, обыгрываются различные сценки из знакомых сказок.

На территории детского реабилитационного центра выделены три участка (территориальные зоны):

1.«Олимпийская» зона

Олимпийская зона предназначена для развития физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); накопление обогащения двигательного опыта детей (овладение основными движениями); формирование у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. В олимпийскую зону входят такие элементы ландшафта как клумба в виде олимпийских колец, олимпийский медведь и спортивная площадка (Приложение 2).

В олимпийскую зону входит одна станция - «олимпийский парк».

2.«Цветочная» зона

Цветочная зона - это украшение на территории детского реабилитационного центра, используется не только в декоративных целях, но и в дидактических целях. Цветочная зона представлена разноцветием цветочных клумб (Приложение 2).

В цветочную зону входят следующие станции: «Чистый водоем», «Вальс цветов», «Микромир».

3.Зона Чудес.

Зона чудес - детская площадка направлена на умственное и физическое развитиедетей в игровой активной форме. Детская площадка – это место для первых социальных контактов малыша, место для общих ролевых и подвижных игр. В песочнице можно строить общий город или готовить обед для кукол, прокладывать дороги для машин и строить мосты. Хорошо, если на площадке есть возможность для игры в прятки и в догонялки. На детской площадке дети любят играть с песком, испытывать разные ощущения – качаться, кружиться, скатываться с горок, карабкаться ввысь и тренировать свою ловкость на всевозможных турниках.

В удивительную зону входят четыре станции – «Золотая рыбка», «Поляна сказок», «Песочные часы», «Африканский континент».

Презентация станций тропы

Общий вид «Детского реабилитационного цента»

Олимпийская зона

Станция «Олимпийский парк»

Цветочная зона

Станция «Чистый водоем»

Станция «Вальс цветов»

Станция «Микромир»

Зона Чудес

Станция «Золотая рыбка»

Станция «Песочные часы»

Станция «Африканский континент»

Станция «Поляна сказок»

Заключение

Создание и разработка экологически безопасной образовательной среды и подбор оптимальных элементов может способствовать не только развитию знаний, но и оздоровлению и реабилитации граждан. Компонентом комплексной образовательной среды может выступить - экологическая тропа, созданная на прилегающей территории образовательного учреждения.

В ходе работы над проектом по разработке экологически безопасной образовательной среды – экологической тропы, нами решены следующие задачи:

- проведен теоретический анализ литературы по ландшафтному дизайну природной и городской среды;

- проведена предпроектная оценка территории детского реабилитационного центра города Кургана по ул. Бульвара Мира. 20;

- подобраны экологически безопасные материалы и оборудование для экологической тропы;

- разработана экологическая тропа на территории ДРЦ, отвечающая основным требованиям экологической безопасности;

- оформлен паспорт экологической тропы.

В нашем понимании под экологической тропой следует понимать специально оборудованный образовательный маршрут, отвечающий основным требованиям экологической безопасности:

- подбирать растения (цветочные композиции) согласно имеющимся условиям среды, а также отбирать не ядовитые растения и кустарники;

- элементы декорирования подбирать из экологических материалов (дерева, допускается резина и пластик);

- выполняя интерьер детской площадки, необходимо учесть, что павильоны, веранды или теплицы, которые содержат стеклянные элементы, должны быть заменены небьющимися;

- для дизайна садовых дорожек, а точнее в качестве их покрытия необходимо использовать такие материалы, как опилки, кору, песок.

Теоретическое значение исследования: обобщен теоретический материал по проектированию ландшафтного дизайна территории детского образовательного учреждения.

Практическое значение исследования: разработан проект экологической тропы детского реабилитационного центра города Кургана по ул. Бульвара Мира, 20.

Список используемой литературы

  1. Агаджанян Н.А. «Человек и биосфера», Москва, изд-воЗнание, 1996г.-96с.

  2. Аксянова Т.Ю., Козлова Л.Н., Романова А.Б., Гапонова Г.А. «Ландшафтное проектирование» Учебное пособие. — Красноярск: СибГТУ, 2003. -152 с.

  3. Бауэр Н.В. «Ландшафтное проектирование» Учебное пособие. — Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2013. -256 с.
  4. Беттен Л. «Погода в нашей жизни», Издательство «Мир», Москва, 1985г.224с.

  5. Бриджуотер Алан и Джилл. «Ландшафтный дизайн» : Клуб семейного досуга, 2010. — 112 с.
  6. Бурдейный М. А. «Декоративное мощение своими руками». Год-2008- 144с.

  7. Бурдейный М. А. «Освещение сада». Год: 2014 Издание: Фитон+ 144с.

  8. Гарнизоненко Т. С.«Справочник современного ландшафтного дизайнера» Издательство: Феникс Год: 2005 – 320с.

  9. Григорьев А.Д. «Проектирование. Детские игровые площадки» Учебное пособие. — Магнитогорск: МаГУ, 2012. — 234 с.
  10. Доронина Н. В. Ландшафтный дизайн: Выбор стиля. Планировка и подбор растений. Дизайнерские решения. / Н. В. Доронина. – М: ЗАО «Фитон+», 2006. – 144 с.

  11. Дрейер О.К., Лось В.А. Развивающийся мир и экологические проблемы. М.: Знание, 1991. - 64 c.

  12. Ермаков А.Н., Пурмаль А.П. Физическая химия кислотных дождей // Энергия. №9 1999г. −С.22-28.

  1. Заиков Г.Е., Маслов С.А., Рубайло В.Л. Кислотные дожди и окружающая среда. М.: Химия, 1991.- 142 с.

  2. Заитова И.Л., Мочалов И.В. Декоративные древесные группы. Альбом для садового дизайнера М.: Брунс Пфланцен, 2004. — 49 с.
  3. Заушинцена А.В. Организация научных исследований на пришкольном учебно-опытном участке: учебно-методическое пособие / А.В. Заушинцена, Е. Е. Лапсина. – Кемерово : Изд-во КРИПКиПРО, 2009. - 252 с.

  4. Золотарев А.И. Методическое пособие, «Методология проектирования игрушек и игровой среды», Золотарев А.И., 2012г.- 37c.

  5. Иванова Л. Проектирование в обучении / Л. Иванова // Учитель. – 2004. – № 6. – С. 3-7.

  6. Исаев, А. А. Экологическая климатология.- 2-еизд. исп. и доп.- М.: Научный мир, 2003.- 470с.

  7. Корепанова Г.А. «Благоустройство и озеленение городских и сельских территорий» Библиогр. указатель литературы. — Белгород: Белгор. гос. унив. науч. б-ка , Отдел производств. лит., 2011. — 84 с.

  8. Котельников В. С. «Пруды, фонтаны, бассейны» Издание: феникс.2015-272с.

  9. Крижановская Н.Я. Основы ландшафтного дизайна — Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. — 204 с.

  10. Кузьменок Н.М., Стрельцов Е.А., Кумачев А.И. Экология на уроках химии. – Мн.: Изд.ООО «Красико-принт», 1996. – 208 с.

  11. Леонтович В.В. «Вертикальная планировка городских территорий» Учеб. пособие для студентов. М.: Высш. шк. , 1985. -119 с.

  12. Лунц Л.Б. Городское зеленое строительствоМ.: Стройиздат, 1974. - 275 с.
  13. Любина Г. Монтессори - материалы // Ребенок в детском саду. – 2002. - №3. - С. 30 – 40

  14. Марцинкевич, Г.И. Основы ландшафтоведения / Г.И. Марцинкевич, Н.К. Клицунова, А.Н. Мотузко. – Минск, 1986. – 206 с.

  15. Мелодинский Д.Л. Школа архитектурно-дизайнерского формообразования: Учеб. пособие.- М., 2004.- 312 с.

  16. Михайлов С., Кулеева Л. Основы дизайна: Учебник по специальности «Дизайн архитектурной среды» – 2-е изд. исправл. и доп. – М, 2002 – 260 с.

  17. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. - М.,1998.-315 с.

  18. Нефедов В.А. «Городской ландшафтный дизайн» Учебное пособие. - Спб.: "Любавич" 2012. 320 с.
  19. Нефедов В.А. «Ландшафтный дизайн и устойчивость среды» СПб.: Полиграфист, 2002. — 295 с.
  20. Нефедов В.А. Городской ландшафтный дизайн (часть 2)Учебное пособие. - Спб.: "Любавич" 2012- 320 с.
  21. Нефедов В.А. Городской ландшафтный дизайн Учебное пособие. - Спб.: "Любавич" 2012. -320 с.
  22. Николаев В. А. Ландшафтоведение: Эстетика и дизайн: Учеб. Пособие/ В. А. Николаев. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 176 с.

  23. Павленко Л. Г. Ландшафтное проектирование. Дизайн Сада / Серия «Строительство и дизайн». – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 192 с.

  24. Папорков, М. А. Учебно-опытная работа на пришкольном участке. Пособие для учителей. [Текст] / М.А. Папорков, Н.И. Клинковская, Е. С. Милованова. – М.: Просвещение, 1974. – 272 с.

  25. Приходько П.И. Ландшафтная композиция малого сада Киев: Будівельник, 1976. — 84 с
  26. Романова К.Е. «Ландшафтный дизайн» Шуйский государственный педагогический университет, 2008. — 160 с.
  27. Сапелин А. Ю. Садовые композиции. Уроки садового дизайна А. Ю. Сапелин. – М.: ЗАО «Фитон+», 2008. – 80 с.

  28. Сидоров И. Н. «Вода на садовом участке». Издательство: Виктория плюс, 2002 г -384 c.

  29. Скакова А.Г. Ландшафтное проектирование сада М.: Фитон+, 2010.-145 с.
  30. Сокольская О. Б. «Ландшафтная архитектура: специализированные объекты».Год-2007-224с.

  31. Сычева А.В. «Ландшафтная архитектура» 2-е изд., испр. - М.: ОНИКС 21 век, 2004. - 113 с.
  32. Теодоронский В.С. Садово-парковое и ландшафтное троительство Учебно-методическое пособие. — 2-е изд. — М. : ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2012. — 42 с.
  33. Теодоронский В. С. «Строительство и эксплуатация объектов ландшафтной архитектуры». Издательство: Академия Год: 2008 -352с.

  34. Титова Н. П. Советы ландшафтного архитектора. – М.: Моск. Рабочий, 1991. – 191 с.

  35. Устелимова С.В. «Ландшафтный дизайн» Учеб. изд. Вече,2003 — 86 с.
  36. Хорват Л.«Кислотный дождь», М.: Стройиздат, 1990г. 81 с.

  37. Хотунцев Ю.Л. Экология и экологическая безопасность: Учеб. пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.

  38. Шимко В.Т. Основы дизайна и средовое проектирование Учеб. пособие.- М., 2005.- 160 с.

Просмотров работы: 750