ХАРАКТЕРИСТТИКА ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ХАРАКТЕРИСТТИКА ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА

Мустафина Д.Р. 1
1Башкирский Государственный Аграрный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Одной из составной части любой налоговой системы является обложение налогами транспортных средств. Существование налогов на транспортные средства необходимо для формирования устойчивых доходов в бюджете каждого государства и регулирования спроса и предложения на рынке на транспортные средства. В то же время эти налоги обладает и некоторыми недостатками, связанными с определением состава объектов налогообложения, порядок его исчисления и уплаты, а также администрированием. Потому государство уделяет особое внимание формированию системы налогообложения транспортных средств.

Кроме того, эффективное функционирование системы налогообложения транспортных средств зависит от основополагающих принципов налогообложения, которые необходимо учитывать при формировании, дальнейшего развития и функционирования системы налогообложения этих средств.

Объединение в одну группу объектов налогообложения нескольких видов транспортных средств, таких как автомобили, мотосани и моторные лодки (катера, яхты), не учитывает особенности их использования: сезонный характер; влияние на состояние экологии и покрытие автомобильных дорог; срок эксплуатации и т.д. Отсутствие четкой градации особенности использования объектов налогообложения показывает несостоятельность, неразвитость системы налогообложения движимого имущества. Кроме того, налогообложение транспорта не зависит от результатов финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и доходов физических граждан.

По этим и другим причинам необходимо дальнейшее развитие системы налогообложения транспортных средств. Вышесказанное обуславливает актуальность темы, посвященного приоритетам развития налогообложения транспортных средств в России.

В настоящее время некоторые объекты налогообложения подлежат налогообложению не одним, а несколькими поимущественными налогами. Так, транспортные средства - автомобили, мотоциклы, катера, самолеты и т.д., зарегистрированные в установленном порядке - признаются объектом налогообложения не только транспортного налога, но и налога на имущество организаций, что противоречит принципу недопустимости двойного налогообложения в рамках налоговой системы.

Наличие двойного обложение налогами транспортных средств связано с тем, что относительно налога на имущество организаций налогооблагаемым объектом признаются основные средства, перечень которых не конкретизируется налоговым законодательством, а только делается пояснение, что они должны учитываться на балансе налогоплательщика. В результате чего, транспортные средства, признаваемые основными средствами в соответствии с установленными требованиями, являются в настоящее время объектом обложения налогом на имущество организаций.

Для устранения действующего противоречия в отношении налогообложения транспортных средств предлагается дополнить п. 4 ст. 374 Налогового кодекса РФ пп. 3 следующей информацией: "не признаются объектами налогообложения транспортные средства, которые зарегистрированы в установленном порядке в соответствии с российским законодательством". В результате чего, транспортные средства станут объектом обложения только транспортного налога в составе поимущественных налогов.

Определение транспортных средств в России объектом налогообложения возникла только в период Великой отечественной войны, когда страна остро нуждалась в дополнительных налоговых поступлениях. Введение в действие сбора с владельцев транспортных средств не было обременительным для физических лиц, которые являлись плательщиками при условии наличия у них транспортных средств, так как размеры ставок были для них незначительными.

В дальнейшем формирование системы налогообложения транспортных средств было нацелено только на реализацию ее фискальной функции. Достигалось это в основном за счет увеличения количества налогов. По состоянию на 1992 год их количество достигло шести. К ним, в частности, относились: налог на приобретение автотранспортных средств, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на реализацию горюче-смазочных материалов, налог на владельцев транспортных средств, налог на имущество предприятий, акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан. При этом в отношении большей части налогов были определены высокие ставки, размеры которых значительно способствовали росту налогового бремени как у юридических, так и у физических лиц. Наиболее обременительным для налогоплательщиков являлся налог на приобретение автотранспортных средств, размер налоговой ставки которого колебался в пределах от 10 до 40 процентов в зависимости от продажной стоимости определенного вида автотранспортного средства. Важным являлось то, что обязанность по их уплате возникала вне зависимости от результатов финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и наличия доходов граждан, что, несомненно, способствовало росту недоимки по этим налогам.

Общим недостатком системы налогообложения транспортных средств, функционирующей до принятия Налогового кодекса РФ, являлось ее нестабильность, высокие ставки, неспособность налоговых льгот реализовать свою регулирующую роль. Наличие выявленных недостатков, присущих системе налогообложения транспорта, которая действовала до принятия второй части Налогового кодекса РФ, доказывают, что она должна быть коренным образом реформирована. При этом совершенствование системы налогообложения транспортных средств необходимо осуществлять взвешенно, учитывая интересы государства и налогоплательщиков. Именно такой подход позволит создать систему, которая способна реализовать не только фискальную функцию налоговой системы, но и обеспечить благоприятное развитие бизнеса.

Вторая группа проблем, рассматриваемых в научной работе, связана с анализом доходов бюджета Российской Федерации от обложения транспортных средств поимущественными налогами и оценкой эффективности системы поимущественного налогообложения транспортных средств.

Комплексная оценка современной системы налогообложения транспортных средств доказала, что эффективное функционирование налоговой системы зависит от экономически обоснованного определения не только налогоплательщиков, но и всех элементов налогообложения по налогу на имущество организаций и транспортному налогу. Плательщиками транспортного налога законодательством о налогах и сборах определены как физические, так и юридические лица. В рамках налога на имущество организаций плательщиками в отношении транспортных средств являются только юридические лица. Такой подход в определении субъектов налогообложения позволяет экономически обоснованно определить бремя уплаты налогов между двумя категориями налогоплательщиков.

В настоящее время государство обязано создать стимулы для юридических и физических лиц, которые должны их заинтересовать в модернизации имеющихся производств, поиске и разработке новаций в области техники, технологии, организации труда и менеджмента, основанных на использовании достижений теории и практики. Решение данной задачи неизменно предполагает осуществление рациональной налоговой политики в отношении обложения налогами транспортных средств, в арсенале которой должны быть не отдельные ее инструменты, а все их многообразие. Кроме того, был всесторонне изучен опыт зарубежных стран в налогообложении транспортных средств, который показал, что в настоящее время применяются различные подходы к налогообложению этих объектов.

Для пресечения уклонений плательщиков от уплаты налогов имеются два способа - это предупреждение и наказание. И, как показывает практика налогового администрирования, наибольшее развитие получили методы наказания. Однако, к сожалению, применение методов наказания не позволяет активно пресекать налоговые правонарушения.

В работе для сокращения налоговых правонарушений в рамках системы налогообложения транспортных средств предложено ужесточить налоговую ответственность за неуплату либо неполную уплату сумм налога в результате занижения налогооблагаемой базы. При этом, если налоговое правонарушение совершенно налогоплательщиком умышлено, то предложено увеличить ее размер относительно действующего законодательства в пять раз. В случае, если данное налоговое правонарушение совершенно плательщиком в результате иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий или бездействий, то размер штрафа должен составлять 50% от неуплаченной суммы налога.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть первая : от 31 июля 1998 г. № 146–ФЗ [Электронный ресурс] : принят Гос. Думой 16.07.1998 : одобр. Советом Федерации 17 июля 1998 г. (ред. от 28.12.2016 г.) // СПС «Консультант Плюс».

2. Саарян В.В. Формирование в России справедливой модели налогообложения транспортных средств // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета 2010. №3. - 0,5 п.л.

3. Саарян В.В. Транспортные средства как самостоятельный объект налогообложения // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2011. №2 - 0,5 п.л.

4. Саарян В.В. Анализ современной системы налогообложения транспортных средств / Управление современным инновационным обществом в посткризисный период: Мат-лы Международной научно-практическая конференция. 27 декабря 2010. 4.4. - Саратов: Издательство "КУБиК", 2011. - 0,4 п.л.

Просмотров работы: 325