КОРРУПЦИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКАЗАХ И ЗАКУПКАХ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КОРРУПЦИЯ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЗАКАЗАХ И ЗАКУПКАХ

Подситкова К.И. 1
1Среднерусский институт управления-филиал РАНХиГС
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Коррупция в России появилась еще во времена Древней Руси и в настоящее время до сих пор является актуальной. Коррупции может быть подвержен любой человек, наделенный определенной государственной властью. Главной причиной, побуждающей совершать коррупционные действия, является возможность получения материальных благ, даже несмотря на сдерживающие факторы, которыми являются разоблачение и неизбежность наказания.

В сфере последних освещенных коррупционных скандалов можно сказать, что коррупционер мало чем отличается от обычного мошенника. Коррупционер-чиновник, имея определенную государственную власть, пытается «выжать» из своего должностного положения максимально возможную нелегальную прибыль, тем самым нанося вред государству.

В 2015 году международная неправительственная организация Transparency International опубликовала свой очередной рейтинг индекса восприятия коррупции (ИВК). Он измеряет уровни восприятия коррупции в государственном секторе той или иной страны и является составным индексом, основанным на данных опросов, проведенных среди экспертов и в деловых кругах. ИВК за 2015 г. ранжирует 167 стран мира по шкале от 0 до 100 баллов, причем ноль обозначает самый высокий уровень восприятия коррупции, а сто – наименьший. Самый высокий рейтинг, согласно докладу, у таких стран, как Дания, Швейцария (91 и 86 баллов соответственно), в них коррупция находится на самом низком уровне. Самый высокий уровень коррупции в таких странах, как Северная Корея (8 баллов), Узбекистан (19 баллов). Россия получила 29 баллов и заняла 119 место в общем рейтинге (рисунок 1).

Рисунок 1 – Индекс восприятия коррупции 2015

В настоящее время больше всего коррупция процветает в сферах государственных закупок, недропользования, земельных отношениях и строительстве, таможенной и налоговой сферах. Именно в них за последние годы отмечен значительный рост причиненного ущерба. Однако России с начала 2000-х годов по настоящее время произошло значительное снижение преступлений экономической направленности (в том числе, коррупционной), что положительно влияет на общее состояние экономики государства (рисунок 2) .

Рисунок 2 – Динамика преступлений экономической направленности

Огромные потери возникают в сфере государственных закупок. Согласно исследованиям, потери составляют около 30%. По оценкам экспертов, коррупция в данной сфере стоит на втором месте после получения различного рода разрешений, справок и лицензий. Эксперты ВШЭ (Высшей школы экономики) в своем докладе «о системе закупок» на основании данных Росстата, Минэкономразвития – Федерального казначейства, Счетной палаты – Портала закупок, отметили, что новый закон о контрактной системе, который сменил прежнюю систему госзаказа, пока не сделал ее достаточно эффективной.

Государственные закупки являются крупнейшим сегментом экономики Российской Федерации. Он составляет приблизительно 12-13% Валового Внутреннего продукта страны. Поэтому неудивительно, что именно в этом секторе процветает взяточничество, вымогательства, манипулирование ценами. Объемы госзаказа составляют ежегодно около 20 тлн.руб., и 40% от этой суммы остается в тени. На сегодняшний день создание прозрачной и конкурентной среды в области государственных и муниципальных закупок является одной из главнейших задач. Важным инструментом, который позволяет повышать эффективность государственных закупок, а также снизить коррупцию, можно считать организацию открытой системы конкурентного отбора предложений поставщиков товаров, работ и услуг, а также оперативной системы мониторинга выполнения контрактов.

Несмотря на все сложности в системе госзакупок, этот рынок остается достаточно интересным, перспективным и привлекательным.

Рисунок 3 - Информация по закупкам, размещенные извещения

Анализируя информацию по закупкам на официальном сайте Минэкономразвития России, можно сделать вывод, что закупки в данном сегменте достаточно существенны. В 2014 году из-за введенных санкций в отношении Российской Федерации произошло незначительное снижение размера закупок по сравнению с предыдущим 2013 годом.

На исполнения мер борьбы с коррупцией направлен закон №44-ФЗ, который призван создать единую информационную систему в сфере госзакупок и обеспечить наличие строгого механизма отбора поставщиков, и стимулировать введение ответственности чиновников за результативность обеспечения госзаказов. Этот закон также позволяет создать равные конкурентные условия для поставщиков, участвующих в конкурсе.

Также весьма эффективным средством борьбы с коррупцией можно считать народную борьбу. Выступая на различных экономических форумах и других подобных мероприятиях, президент Российской Федерации Владимир Путин неоднократно говорил о роли общественности в решении данной проблемы. В настоящее время успешно работает портал по борьбе с коррупцией, который открыло движение Общероссийский Народный Фронт (ОНФ). Любой заинтересованный гражданин может разместить на этом портале информацию о нарушениях процедуры проведения госзакупок. Этот портал в своей работе активно использует не только члены ОНФ, но и общественность, пресса. Некоторые политики и общественные деятели заявляют, что принятий закон №44-ФЗ и работа Народного фронта внесли положительный вклад в экономику Российской Федерации.

Нужно отметить, что в России борьба с коррупцией ведется менее жесткими методами, чем в других странах. Например, в Китае деятельность чиновников очень строго контролируется, а за коррупцию предусмотрена такая суровая система наказания, что во многом исключает коррупцию в госзакупках и госзаказах.

Одной из самых острых социальных проблем, которая стоит перед правительством – это коррупция в сфере государственных закупок. Из-за нее подрывается экономика, появляются нелегальные схемы, происходит расслоение общества. Решить данную проблему можно только системно; необходимо регламентировать все процедуры, связанные с госзакупками и госконтрактами, ужесточить контроль за должностными лицами, принимающих решения, развивать конкуренцию не только среди поставщиков, но и среди заказчиков, усилить ответственность за коррупцию, усовершенствовать законодательство, вовлечь еще большее количество граждан в антикоррупционную деятельность.

Анализируя опыт других стран, можно сказать о том, что полностью избавиться от коррупции в госзакупках не получилось ни у одной страны в мире, однако это не значит, что меры по снижению ее уровня неэффективны.

Для борьбы с коррупцией необходимо не только полноценное гражданское общество, но и независимые общественные институты, грамотная работа средств массовой информации, а также необходимо повышать уровень прозрачности в работе всех ветвей и уровнях власти.

Литература

  1. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О противодействии коррупции"// "Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, № 52 (ч. 1), ст. 6228
  2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" "Собрание законодательства РФ", 08.04.2013, № 14, ст. 1652

  3. Официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок URL: http://zakupki.gov.ru/epz/main/public/home.html

  4. Газета Ведомости «ВШЭ: коррупция при госзаказе не снижается» URL:http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/05/29/594247-vshe-korruptsiya-pri-goszakaze-ne-snizhaetsya

6

Просмотров работы: 844