ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКИ ХОЗЯЙСТВУЮЩЕГО СУБЪЕКТА

Качанова Т.В. 1
1ФГБОУ ВО «Орловский государственный университет экономики и торговли»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Учетная политика является одним из главных составляющих управленческих элементов любой организации. При правильном составлении учетной политики можно достичь более высокого уровня эффективности производственной или торговой деятельности организации. На основе учетной политики принимаются обоснованные решения в сфере организации и ведения бухгалтерского учета.

Их основной целью является более высокий уровень прибыльности и эффективности производственной или торговой деятельности. Для разработки этих решений нужны данные бухгалтерского учета, которые сформированы на базе положений учетной политики [5].

При управлении предприятием внимание всегда обращается на способы отражения операций в бухгалтерском учете. Поэтому учетная политика также важна для качественного и обоснованного ведения бизнеса согласно нормам законодательства. Следовательно, необходим правильный подход к формированию и утверждению учетной политики.

Учетная политика является важным и основным документом, определяет дальнейшую работу всего предприятия и бухгалтерии.

Эффективность ведения бухгалтерского учета характеризуется вероятностью получения полной, достоверной и своевременной информации о состоянии организации и происходящих изменениях в ее деятельности [4].

В бухгалтерском учете различных стран термин «учетная политика» используется долгое время.

Существует два определения учётной политики:

Национальная (межнациональная) учётная политика – это установление единых общих принципов (правил) ведения бухгалтерского учёта для всех экономических субъектов в рамках отдельного государства (или группы государств).

Внутрифирменная учётная политика (учётная политика организации) – это избранная конкретной организацией методика ведения бухгалтерского учёта в рамках общих принципов, установленных системой нормативного регулирования в каждой стране (или группе стран) [10].

Положение по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации» 1/2008 (далее – ПБУ 1/2008) характеризует учетную политику другим определением.

Согласно ПБУ 1/2008 учётная политика – это совокупность способов ведения бухгалтерского учёта: первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения факторов хозяйственной жизни.

Для бухгалтера очень важным является правильно и точно предусмотреть все моменты учетной работы, ведь от этого зависит то, насколько верно он сможет выбрать наиболее практичную схему ведения бухгалтерского учета для своего предприятия. Именно от этого в конечном итоге зависит финансовое состояние предприятия.

Тема учетной политики в настоящий момент является достаточно актуальной, ведь содержание учетной политики оказывает огромное влияние на величину себестоимости и прибыли. Соответственно, именно на это и обращают внимание партнеры и конкуренты организации, аудиторы, представители налоговых органов.

Таким образом, учетная политика может определить и характер взаимоотношений организации с внешними потребителями отчетной информации и ее внутренними пользователями [1].

Учетная политика составляется для решения четырех основных задач:

  • выбор одного из нескольких вариантов учета, имеющихся в законодательстве. Организация должна вносить нужные элементы в учетную политику. Если этого не сделать, то налоговый учет будет вообще невозможен;

  • отказ от метода учета, предусмотренного «по умолчанию». В случае применения налогоплательщиком другого метода, который предусмотрен в Налоговом кодексе, необходимо указать это в своей учетной политике;

  • сближение бухгалтерского и налогового учета приводит к уменьшению объема работы бухгалтерии;

  • сведение к минимуму прогнозируемых налогов. Верно составленная учетная политика приведет к уменьшению налоговых выплат [8].

При формировании учетной политики организации для начала составляется генеральным директором приказ об учетной политике для бухгалтерского учета и налогообложения, в котором в соответствии с Законом «О бухгалтерском учете», ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» и Налоговым кодексом РФ, указывается дата утверждения учетной политики предприятия для бухгалтерского учета и налогообложения. Учетную политику необходимо ввести в действие с момента образования предприятия. Контроль над исполнением настоящего приказа оставляется за директором.

При формировании учетной политики, предприятие выбирает способ ведения бухгалтерского учета, который предусмотрен в законодательстве [9].

Учетную политику формирует главный бухгалтер и утверждает руководитель предприятия. Учетная политика оформляется не позднее 90 дней со дня регистрации компании. И после этого процесс формирования закончен. Дальше можно ее только изменять или дополнять.

С помощью распоряжения руководителя предприятия в учетную политику можно внести изменения и дополнения.

Главная задача главного бухгалтера заключается в том, чтобы учетная политика поддерживалась в надлежащем состоянии.

Изменения в учетную политику вносятся в некоторых случаях, таких как:

  • изменения законодательства или нормативно-правовых актов;

  • предприятие собирается изменить способ ведения бухгалтерского учета;

  • предприятие изменило условия своей деятельности. Это также может быть связано с реорганизацией.

Изменения вносятся приказом руководителя компании, и измененная учетная политика начинает действовать со следующего календарного года.

В учетную политику могут вноситься дополнения, которых раньше там не было, а теперь возникли. Дополнения можно вносить в любое время.

Если изменения в учетной политике могут оказать влияние на финансовое положение компании, то их необходимо оценить в денежном выражении. И эта оценка производится на ту дату, когда поменялся способ ведения бухгалтерского учета [3].

Учетная политика может изменяться из-за поправок в законодательстве, тогда необходимо изучить текст закона. В нем должна быть написана дата внесения изменений. Если ее нет, то изменения в учетную политику вносятся в том порядке, который установлен в пункте 15 ПБУ 1/2008.

Предприятие имеет право в своей учетной политике установить собственный критерий существенности и методику его расчета [2]. Ведь он может определяться не только количественными, но и качественными характеристиками [6,7].

Учетная политика должна соответствовать следующим требованиям:

  • Требование полноты. Это требование означает, что обязательно нужно обеспечить отражение всех моментов деятельности предприятия в бухгалтерском учете;

  • Своевременность. Это требование означает необходимость вовремя отражать факты деятельности предприятия;

  • Осмотрительность. Предприятие должно не допускать создания скрытых резервов и признавать свои расходы и обязательства.

  • Требование приоритета содержания перед формой. Факты, которые учитываются в учетном процессе, должны исходить из условий деятельности предприятия.

  • Непротиворечивость. Оно обеспечивает тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца, а также показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета.

  • Требование рациональности. Задача учетной политики состоит в рациональном и экономном ведении бухгалтерского учета исходя из условий деятельности предприятия.

На выбор и обоснование учетной политики организации влияют следующие факторы:

  • организационно-правовая форма предприятия (общество с ограниченной ответственностью, акционерное общество, государственное предприятие и т.д.);

  • вид деятельности предприятия (промышленность, строительство, торговля, посредническая деятельность);

  • объемы деятельности, структура организации, среднесписочная численность;

  • налоговое поле деятельности организации (освобождение от различного вида налогов, ставки налогов);

  • степень свободы действия в условиях перехода к рынку (подразумевается самостоятельное принятия решений в вопросах ценообразования, выбора партнера);

  • стратегия финансово-хозяйственного развития (экономическое развитие предприятия на длительный срок, ожидаемые направления инвестиций, незамедлительные подходы к решению многообещающих задач);

  • наличие материальной базы (обеспеченность компьютерной техникой и иными средствами оргтехники, программно-методическое обеспечение и т.п.);

  • система информационного обеспечения предприятия (по всем необходимым для эффективной деятельности организации направлениям);

  • уровень квалификации бухгалтерских кадров, экономической смелости, инициативности и предприимчивости руководителей фирмы;

  • материальная заинтересованность в продуктивной работе предприятия и материальная ответственность за выполняемые обязанности.

Если будут приниматься во внимание все перечисленные факторы, то учетная политика будет составлена верно, а это соответственно приведет к процветанию предприятия.

При разработке учетной политики на новый календарный год, нужно обращать особое внимание на поправки в ПБУ 1/2008, так как Министерство Финансов Российской Федерации внесло изменения и дополнения в положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» утвержденное приказом от 6 октября 2008г №106н.

От правильного ведения и применения учетной политики зависит качество бухгалтерской отчетности и дальнейшее будущее развитие предприятия в соответствии с нормами и правилами ведения учета и внутреннего контроля.

Список литературы:

  1. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008). Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.10.2008 N 106н.

  2. Парушина Н.В. Аудит: основы аудит, технология и методика проведения аудиторских проверок: учебное пособие для студентов, обучающихся по специальностям "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Финансы и кредит", "Налоги и налогообложение" / Н. В. Парушина, Е. А. Кыштымова. Москва, 2012. Сер. Высшее образование (2-е изд., перераб. и доп.) 558с.

  3. Кондраков Н.П. Учетная политика организации 2013: Учеб. пособие — М.: Изд-во "Проспект", 2013. – 288 с.

  4. Парушина Н.В., Лытнева Н.А., Аффилированные лица: учет и отражение в бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. -2001. -№ 15.- С. 3.

  5. Парушина Н.В. Концепция формирования бухгалтерской отчетности, ее анализа и аудита: монография. – Орёл Изд-во «Картуш», 2006. – 651 с.

  6. Парушина Н.В. Основные направления анализа и прогнозирования финансового состояния по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций // Международный бухгалтерский учет. - 2012. - №2. – С. 55-63

  7. Парушина Н.В. Анализ дебиторской и кредиторской задолженности //Бухгалтерский учет.- 2002. - № 4. - С. 46.

  8. Парушина Н.В., Сучкова Н.А., Деминова С.В. Мониторинг системы показателей эффективности как инструмент принятия управленческих решений //Вопросы экономики и права. - 2012. - № 46. - С. 90-94.

  9. Парушина Н.В. Анализ финансовых результатов по данным бухгалтерской отчетности // Бухгалтерский учет. - 2002. - № 5.

  10. Парушина Н.В. Налоговый анализ и его роль в управлении финансово-хозяйственной деятельностью организации // Налоговая политика и практика. - 2009. -№ 12. - С. 29-35.

Просмотров работы: 821