РЕАЛИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РЕАЛИЗАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Кутлуева Р.С. 1
1ФГБОУ ВО "БГПУ им. М.Акмуллы"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Юридические направления подготовки в системе среднего профессионального образования в условиях современности являются очень востребованными. Это обуславливается тем, что социальная значимость юридического образования заключается не только в том, что оно считается элитным и престижным, но и является элементом правовой культуры общества.

На сегодняшний день профессия юрист, безусловно, способна дать хороший импульс для построения успешной карьеры. Однако повышенный интерес к специалистам, которые «оказались в направлении главного удара, где выстоять, добиться успеха и пройти вперед труднее всего» [5], потребовал от них соответствия высокому предназначению, как в профессиональном, так и в личностном плане. От уровня профессиональной деятельности юристов в значительной мере зависит не только эффективное функционирование механизма правового регулирования, но и отношение рядовых граждан к праву и правовым институтам. Другими словами, авторитет права и государства, уровень правового сознания, правовой культуры населения во многом определяются профессионализмом юридических кадров. Однако именно качество подготовки юристов является наиболее острой проблемой современного юридического образования. За последние полтора десятилетия число учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов, увеличилось в несколько раз. Однако, предметом нашего исследования являются учреждения среднего профессионального образования. В России юридические направления подготовки реализуют десятки коллеждей практически в каждом субъекте. В частности в Республике Башкортостан таких образовательных организаций насчитывается более 50.

Согласно приказу Минобрнауки от 05.06.2014 №632 о соответствии специальностей среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Минобрнауки РФ от 29 октября 2013 г. N 1199 (с изменениями), специальностям среднего профессионального образования, перечень которых утвержден приказом Минобрнауки РФ от 28 сентября 2009 г. N 355 (с изменениями) реализуются следующие юридические направления подготовки: 40.02.01 - Право и организация социального обеспечения и 40.02.02 - Правоохранительная деятельность.

Рассмотрим первую специальность. Областью профессиональной деятельности выпускников является реализация правовых норм в социальной и предпринимательской сферах, выполнение государственных полномочий по пенсионному обеспечению, государственных и муниципальных полномочий по социальной защите населения

Выпускники готовятся к следующим видам деятельности:- обеспечение реализации прав граждан в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты;- организационное обеспечение деятельности учреждений социальной защиты населения и органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

Кроме того, выпускник по программе углубленной подготовки готовится к судебно-правовой и социально-правовой защите граждан в сфере социальной защиты и пенсионного обеспечения.

Нормативные сроки освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (ОПОП СПО) базовой подготовки при очной форме получения образования составляет 1 год 10 месяцев на базе среднего (полного) общего образования и 2 года 10 месяцев на базе основного общего образования. Срок освоения базовой по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается: на базе среднего (полного) общего образования – не более чем на 1 год; на базе основного общего образования – не более чем на 1,5 года. Выпускник ОПОП СПО базовой и углубленной подготовки получает квалификацию юриста [2].

Вторая специальность – «Правоохранительная деятельность». Область профессиональной деятельности выпускников связана с реализацией правовых норм; обеспечением законности и правопорядка, безопасности личности, общества и государства, охраной общественного порядка, предупреждением, пресечением, выявлением, раскрытием и расследованием преступлений и других правонарушений.

Выпускники готовятся к оперативно-служебной и организационно-управленческой видам деятельности.

Нормативные сроки освоения ОПОП СПО базовой подготовки при очной форме получения образования составляет 2 год 6 месяцев на базе среднего (полного) общего образования и 3 года 6 месяцев на базе основного общего образования. Срок освоения базовой подготовки по очно-заочной (вечерней) и заочной формам получения образования увеличивается: на базе среднего (полного) общего образования – не более чем на 1 год; на базе основного общего образования – не более чем на 1,5 года. Выпускник ОПОП СПО базовой подготовки также получает квалификацию юриста [2].

В Республике Башкортостан специальность 40.02.01 реализуют такие учреждения среднего профессионального образования как: Башкирский кооперативный техникум (г. Уфа), Башкирский экономико-юридический техникум (г. Уфа), Бирский кооперативный техникум (г. Бирск), Стерлитамакский техникум физической культуры (г. Стерлитамак), Туймазинский государственный педагогический коллежд (г. Туймазы), Уфимский государственный профессионально-педагогический колледж (г. Уфа), Уфимский филиал Московской государственной академии водного транспорта (г. Уфа) и др.

Специальность 40.02.02 в Республике Башкортостан реализуют Башкирский экономико-юридический коллежд (г. Уфа) и Туймазинский государственный юридический колледж (г. Туймазы).

Особенностью подготовки специалистов в учебных заведениях среднего профессионального образования в современный период является подготовка специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего образования.

Следует отметить, что при переходе из одной образовательной сферы в другую неизбежно встает вопрос преемственности образования между его ступенями. В педагогической науке преемственность определяется как ведущий методологический принцип прогнозирования и конструирования педагогического образования [3].

Сегодня все чаще говорят о сетевом взаимодействии профессионального образования, имея в виду взаимодействие среднего профессионального и высшего образования.

Опыт работы СПО и ВО показывает, что «несмотря на организационные трудности, непрерывность между ступенями среднего профессионального и высшего образования реализуется значительно легче, чем с общеобразовательными учреждениями, так как выпускники СПО более подготовлены к обучению в вузе. Но их обучение требуют особой организации образовательного процесса». [4]

Преемственность любого образования, в том числе и юридического, между средним профессиональным и высшим образованием должна реализовываться посредством коррекции учебных планов ВО и СПО, использования ресурсов профессорско-преподавательского состава высшего учебного заведения для работы со студентами СПО.

Коррекция юридической составляющей учебных планов по программе высшего образования включает введение предметов по выбору в учебные планы, изученные студентами по программам среднего профессионального образования; анализ освоения навыков концептуального мышления СПО; график аттестации учебных дисциплин; определение трудоемкости учебных дисциплин.

Таким образом, необходимо отметить, что юридические направления подготовки в системе среднего профессионального образования остаются престижными, а самое главное перспективными для дальнейшего обучения в высшем учебном заведении.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».- Глава 8.- Ст. 68,69.

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования / Утвержденный Министерством образования и науки Российской Федерации от 05.06.2014 №632

  3. Есаулова М.Б. Принцип преемственности в современном профессиональном педагогическом образовании//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Народное образование. Педагогика.-No12.-т.5.-2005.-223 с

  4. Руденко В. А., Н. П. Василенко. Волгодонский инженерно-технический институт Национального ядерного университета МИФИ, г. Волгодонск, Россия. режим доступа: sociosphera.com/publication/conference/2012/138/model_setevogo_vzaimodejstviya_obrazovatelnyh_uchrezhdenij_spo_i_vpo_po_realizacii_programm_sokrawennogo_obucheniya_i_podgotovki/

  5. Топорнин Б.Н. Высшее юридическое образование в России: проблемы развития. - М., 1996. С. 4.

Просмотров работы: 363