МОНИТОРИНГ И ДИАГНОСТИКА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МОНИТОРИНГ И ДИАГНОСТИКА ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВЫХ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПОДРОСТКОВ

Постникова А.В. 1
1Башкирский Государственный Педагогический университет им. М.Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сегодня в наше время трудно жить, не зная юридических правил и норм, которые регулируют поведение людей. Школьникам просто необходимо изучать и внедрять в их правосознание, гражданско-правовые ценностные ориентации. И чем раньше это делать, тем более подготовленными они войдут во взрослую жизнь.

Реализация гражданско-правовой грамотности населения очень актуальна. Особое внимание важно уделить несовершеннолетнему слою населения, так как в последующем они становятся опорой, будущим России. С несовершеннолетними должна проводиться воспитательная работа, так как большое число правонарушений совершаются ими. В связи с этим мониторинг и диагностика гражданско-правовых ценностных ориентаций подростков просто необходима в наше время. Дети наше будущие – и поэтому эта тема будет актуально всегда.

Характерными особенностями несовершеннолетних становится правовой нигилизм, недостаточный уровень правовой культуры, культуры в целом, их активность в общественной жизни, незаинтересованность [1].

Гражданско-правовая грамотность – это уровень сформированности правосознания, активной правовой культуры, правопонимания, а также практикоориентированности, внедрение своих знаний, умений и навыков в практическую сферу.

Ценности - это наиболее важные для человека предметы и явления.

Ценности - значимые универсальные цели и идеалы (нормы, стандарты) как человеческой деятельности в целом (Истина, Добро, Красота, Справедливость, Польза и др.), так и различных видов (ценности науки, экономики, морали, политики [2].

М. Рокич также выделяет два вида ценностей по функциональному признаку, ценности – цели и ценности – средства:

1) терминальные ценности (убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования с личной или общественной точки зрения стоит того, чтобы к ней стремиться);

2) инструментальные ценности (убеждения в том, что какой-то образ действий является с личной или общественной точки зрения предпочтительным в любой ситуации) [4].

Ценностные ориентации - отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров[3].

Ценностные ориентации являются характеристикой личности человека, определяют его отношение и взаимодействие с окружающим миром, регулируют его поведение, поступки и действия, совершенные им.

Есть ценности, которые мы называем «вечными» - это Истина, Добро, Красота, Справедливость. Одни из важных ценностей – семейные ценности, которые играют неотъемлемую роль в формировании личности, воспитании и развитии человека.

А какие же ценностные ориентации у подростков? Как всем нам известно, подростки подвержены влиянию различный факторов: окружающие их компании, группы, интернет, телевиденье и СМИ и т.д.

Для выявления уровня ценностных ориентаций у подростка, можно использовать различные методики.

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик.

М. Рокич различает два класса ценностей:

терминальные – убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;

инструментальные – убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентации. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.[5]

Тест смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д. А. Леонтьев.

Тест "Смысложизненные ориентации" (методика СЖО) Д. А. Леонтьева позволяет оценить "источник" смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни. Тест СЖО является адаптированной версией теста “Цель в жизни” (Purpose-in-Life Test , PIL) Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории. На основе факторного анализа адаптированной Д.А.Леонтьевым версии этой методики отечественными исследователями (Леонтьев, Калашников, Калашникова) был создан тест СЖО, включающий, наряду с общим показателем осмысленности жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля (локус контроля-Я и локус контроля-жизнь). Тест СЖО содержит 20 пар противоположных утверждений, отражающих представление о факторах осмысленности жизни личности. В тесте СЖО жизнь считается осмысленной при наличии целей, удовлетворении, получаемом при их достижении и уверенности в собственной способности ставить перед собой цели, выбирать задачи из наличных, и добиваться результатов. Важным является ясное соотнесение целей – с будущим, эмоциональной насыщенности – с настоящим, удовлетворения – с достигнутым результатом, прошлым. Ситуация предоставляет каждому человеку возможность сделать в настоящем определенный выбор в виде поступка, действия или бездействия. Основой такого выбора является сформированное представление о смысле жизни или его отсутствии. Совокупность осуществленных, актуализированных выборов формирует "прошлое", которое неизменно, вариациям подвержены лишь его интерпретации. "Будущее" есть совокупность потенциальных, ожидаемых результатов усилий, предпринимаемых в настоящем, в этой связи будущее принципиально открыто, а различные варианты ожидаемого будущего имеют разную мотивирующую притягательность. [6]

Список литературы:

  1. Мониторинг и диагностика результатов в области гражданско-правового образования несовершеннолетних. Постникова А.В. [Электронный Ресурс]

  2. Философия науки: Словарь основных терминов.

  3. Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

  4. Логинова Е. И. Изучение ценностных ориентаций современной российской молодежи: кросскулътурный аспект // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. №39. С. 130-133.

  5. Психологические тесты для профессионалов/ авт. Сост Н.Ф. Гребень. – Минск: Соврем. Шк., 2007. – 496с.

  6. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. — М.: Смысл, 2000. — 18 с.

Просмотров работы: 855