СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА К УЧЕБНЫМ ЗАНЯТИЯМ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПЕДАГОГА К УЧЕБНЫМ ЗАНЯТИЯМ

Жигалова А.А. 1
1Институт исторического и правового образования, ФГБОУ ВПО "Башкирский государственный педагогический университет им.М. Акмуллы
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Структурно-функциональным анализом урока, как считал П.В.Гора, является целенаправленный основательный анализ учебного материала при подготовке педагога к уроку.

При проведении структурно-функционального анализа, проводится анализ стандарта, программы, учебного пособия, а также выбирается материал из учебно-методической литературы и научных публикаций, необходимый для конкретного урока. Такой отбор материала, и его тщательный анализ помогает разработать содержание урока, сделать акцент на его основных составляющих, спланировать цели и результаты урока, выделить самые эффективные методические средства и приёмы, а также организовать познавательную деятельность обучающихся.

Структурный анализ позволяет: выделить главные составляющие от второстепенных; разложить на структурные компоненты содержание учебного материала; отделить теоретический материал от неглавных и главных фактов; сделать теоретические выводы; обобщить ценностные ориентиры.

Нужно отметить, что особенности содержания курса «Обществознание» в 11 классе, а также его интегративный характер, «диктуют» учителю использовать иллюстрации для наиболее глубокого понимания явлений и процессов прошлого и современности, овладения теоретическим содержанием курса, а не только для иллюстраций.

Для формирования у обучающихся ценностных ориентиров, знаний, способов деятельности, учителю необходимо оптимально совмещать теоретический и фактический материал.

Функциональный анализ помогает определить образовательные, развивающие, воспитательные задачи и спрогнозировать результаты урока; а также остановить выбор учителя на необходимых средствах и приёмах учебной работы (с учётом структурного анализа).

Цель — это, результат деятельности по преобразованию какого- либо объекта, который предполагается заранее, и планируется вербально или мысленно.

В деятельности учителя, объектом такого преобразования (т.е. целью) является деятельность учащегося, а результатом выступает уровень обученности, воспитанности и развитости обучающихся.

Цель урока должна быть конкретной, необходимо указывать средства её достижения через призму чётких дидактических задач.

Для достижения цели урока, нужно в первую очередь решить три основные дидактические задачи:

1) актуализация знаний, умений и навыков, которые прямо связаны с заданной темой урока;

2) формирование у учеников новых понятий, а также способов действий;

3) организация применения обучающимися этих полученных новых знаний и опыта деятельности, преследуя цель формирования у них новых познавательных и учебных навыков и умений.

При формулировке образовательных, развивающих и воспитательных задач урока, необходимо чётко определить, будет ли достигнуты предполагаемые результаты, и каким образом они будут достигнуты. Учитель может делать определенный алгоритм действий, который помог бы ему получить планируемый результат через предопределенные шаги.

Конечно, можно пойти по простому пути – найти готовые конспекты уроков, поурочных разработок, методические пособия. Но не всегда это может привести к положительному результату в обучении.

Какими же ещё способами можно определить поурочные цели? Можно пойти по второму пути, и проанализировать учебный материал.

Итак, как же учитель это может сделать?

Во-первых: нужно начинать с классификации фактов.

Например: факты-явления, факты-события и т.д.; разбить сложные обществоведческие факты на более простые и элементарные; также если есть возможность, определить, где в тексте параграфа автор учебника представляет теорию в «открытом», а где в скрытом виде.

Во-вторых: сравнить содержания аналогичных параграфов в других линиях учебников. Выделить, есть ли между ними существенные различия в отборе главных понятий и фактов. Изменена ли вообще подача материала? С чем это может быть связано?

При окончании проведения структурного анализа выделяются главные и неглавные понятия и факты, составляются таблицы или схемы, и основные теоретические положения.

После этого, нужно определить: достаточны ли эти приведённые факты и определения понятий, для того, чтобы сформировать у учеников целостное представление об изучаемой теме. Подумать, необходимо ли что-то включить дополнительно, привести какие-либо примеры?

Далее проводим функциональный анализ текста параграфа:

  1. Какие картины, образы, представления формируются у учащихся при изучении главных теоретических понятий и фактов?

  2. Что в тексте параграфа является скрытой теорией( может быть определена только под руководством учителя), и какие теоретические факты могут быть выделены учениками самостоятельно?

  3. Какие обществоведческие понятия, теоретические выводы, причинно-следственные связи, формируются в результате изучения главных теоретических фактов ?

  4. Происходит ли овладение какими-либо познавательными фактами при работе учащихся над данной темой?

  5. Какие черты личности, убеждения, взгляды, воспитываются при помощи содержания изучаемой темы?

Выводы: целевая установка - необходимый компонент для подготовки учителя к уроку; цель урока составляет основу педагогического замысла урока, поэтому ей должны быть подчинены методика и содержание проведения урока обществознания; результаты структурно-функционального анализа, можно использовать для определения образовательной цели, обучающей, развивающей и воспитательной задач урока.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бахмутова Л.С., Калуцкая Е.К. Методика преподавания обществознания/ Л.С.Бахмутова, Е.К.Калуцкая. –М.Юрайт,2016. –С.55-57.

  2. Боголюбов Л.Н. Общая методика преподавания обществознания в школе/ Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. – М.:Дрофа,2008. –С.124-143.

  3. Боголюбов Л.Н. О перспективах развития обществоведческого образования //Преподавание истории и обществознания в школе.2012. –№5.–С.12-18.

  4. Поляков Л.В. Обществознание, Глобальный мир в XXI веке, 11 класс, Методическое пособие/ Поляков Л.В., Иоффе А.Н. – М.: Просвещение 2008. —С.14.

  5. Рудакова Е.И. Историко-обществоведческое образование в современной школе//Новая наука: стратегии и векторы развития.2016.№9.

© Жигалова А.А.,2016

Просмотров работы: 2934