ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАДЕЖНОСТИ СПОРТСМЕНА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПОВЫШЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ НАДЕЖНОСТИ СПОРТСМЕНА

Малкин В.Р. 1, Койбагарова Д.К. 1
1Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Разработка личностного проекта вызвана возрастающей конкуренцией в спорте, высокими психологическими нагрузками, возникающими в процессе спортивных соревнований. В силу этого возникает необходимость в обучении спортсменов навыками психологической саморегуляции, развитию у их ментальных способностей, которые являются одним из факторов развития уверенности, самообладанию, мотивации на достижение поставленных целей.

Спортивная психология занимается исследованием психологических факторов, которые влияют на результат спортивных состязаний. Они сосредотачиваются на практических результатах, стремясь увеличивать эффективность спортивной деятельности, минимизируя психологические факторы понижающие ее.

Такие психологические приемы и принципы, как позитивное мышление, визуализация и постановка цели могут быть применены на спортивных состязаниях, чтобы помочь спортсменам хорошо выступать и готовиться к соревнованиям. Спортсмены высокого уровня понимают, что имея одинаковую физическую подготовку, решающим на соревнованиях будет психологическая подготовка. Такие спортсмены также отличаются умением идти дальше, не смотря на ошибки, поддерживать свою уверенность и самообладание в ответственные моменты жизни, сосредотачиваясь на потребности выполнить каждую задачу успешно.

Наиболее эффективный способ повысить психологическую подготовку - это использование ментального тренинга. Ментальный тренинг - сегмент спортивной психологии, который концентрируется на помощи спортсменам прорваться через умственные барьеры, мешающие им выступать и достигать высоких результатов. Многие спортсмены и тренера сопротивляются использованию ментального тренинга, потому что они не понимают, как он может помочь им. Для спортсменов, чтобы получить все возможное от спорта, важно понять ценность улучшения их умственной игры. Они быстрее изучат ментальный тренинг, если поймут его смысл и испытают его на себе.

Умственные навыки, точно так же, как и двигательные, необходимо постоянно тренировать. К умственным барьерам относятся большие ожидания, перфекционизм, страх перед неудачей и отсутствие эмоционального контроля. Спортсмены могут преодолеть эти барьеры посредством метального тренинга, повышающего уверенность, самообладание и умственную подготовку.

Теоретическая база проекта: В основе проекта лежат идеи и разработки Ларса Эрика Унесталя, Малкина В.Р., Брайана Алмана и Питера Ламбру о психологической подготовке спортсменов и работы по использованию ментального тренинга в спорте.

Новизна проекта: Формирование оптимальной программы ментального тренинга, учитывающего физиологические, психологические и личностные особенности студента - спортсмена.

Цель: Разработать и апробировать программу ментального тренинга по повышению психологической надежности студента - скалолаза.

Гипотеза: Для повышения психологической подготовленности и надежности спортсменки – скалолаза для участия в соревнованиях международного уровня будет целесообразным проведение с ней занятий по ментальному тренингу по руководством специалиста под спортивной психологии.

Методическая работа организуется как последовательное движение от одного этапа к другому.

I этап – диагностико-мотивационный

Цель этапа: изучение личностных особенностей спортсмена и уровня психологической надежности.

Содержание. Сбор общей информации о спортсмене.

Оценка личностных особенностей по методам самооценки, уровню субъективного контроля, а психическая надежность по методике ”Психическая надежность” разработанной В.Э. Мильманом, которая используется для диагностики надежности спортсменов практически во всех видах спорта.

Психическую надежность спортсменов в значительной степени определяют соотношение характеристик чувствительности к стресс-факторам (внутренней неопределенности и значимости, внешней неопределенности и значимости) и специальные свойства личности (соревновательная эмоциональная устойчивость, спортивная саморегуляция, соревновательная мотивация, стабильность – помехоустойчивость).

Психическая надежность рассматривается как устойчивость функционирования основных психических механизмов в сложных соревновательных условиях, состоящая из ряда компонентов.

Специальные свойства личности (ССЛ) отчетливо проявляются в соревновательном поведении спортсмена. Они формируются и развиваются в ходе его тренировочной и соревновательной деятельности. Можно выделить четыре основных качества этого типа.

1. Соревновательная эмоциональная устойчивость является одним из важных специальных свойств личности спортсмена, поскольку стрессоры действуют через эмоциональную сферу личности. Эмоциональная устойчивость часто трактуется широко, как психическая устойчивость в целом. Основным параметром этого свойства можно считать адекватность эмоциональной оценки ситуации и соразмерность эмоциональных реакций в условиях соревновательного выступления.

2. Спортивная саморегуляция проявляется в способности спортсмена произвольно регулировать сдвиги в эмоциональной, двигательной и внутренней функциональных сферах, в характере самоконтроля соревновательного поведения. Конкретные проявления саморегуляции всегда специфичны, так как связаны с особенностями деятельности и непосредственного окружения. Поэтому при постоянном использовании специфических приемов развивается самостоятельное специальное свойство. В спортивной деятельности это проявляется особенно отчетливо.

3. В соревновательной мотивации отражается состояние внутренних побудительных сил, способствующих полной отдаче спортсмена на соревновании. Специфика спортивной деятельности предъявляет к мотивационной сфере спортсмена особые требования. Успех в соревновании может зависеть от таких мотивационных проявлений, как общая интенсивность мотивов, соотношение мотиваций достижения успеха и из бегания неудач, устойчивость основных потребностей и интересов, - всего, что составляет “оптимум” мотивации.

4. Стабильность – помехоустойчивость характеризуется устойчивостью функционального состояния и двигательных компонентов в обычных, не экстремальных ситуациях, а также степень воздействия на спортсмена различных помех, как во внутренней сфере, так и во внешних условиях. Основной составляющей этого свойства является степень сформированности той системы действия, которую необходимо реализовать в экстремальной ситуации.

На основании проведенной психодиагностики можно говорить, о психологической надежности спортсмена

II этап – внедренческий

2.1. технологический

Цель: овладение передовыми психологическими техниками.

Содержание: приобретение психолого-педагогических знаний по основам современных психологических технологий и внедрение их в образовательно воспитательный процесс тренировок спортсмена (техника релаксации, техника визуализации, техника формирования идеомоторных представлений требуемых движений);

2.2. творческий

Цель: развитие у студента творческой активности, самодеятельности как необходимых качеств их профессионального мастерства в русле подготовки к соревнованиям.

Содержание: приобретение знаний по техникам рефлексии и самоанализа.

III этап: коррекционно-оценочный

Цель: диагностика и самодиагностика динамики психофизиологического состояния спортсмена, уточнение областей успешности и необходимости дальнейшего развития своих ментальных способностей, оценка уровня психологической надежности спортсмена.

Содержание:

Проведение повторного тестирования, анкетирования и беседы со спортсменом, осмысление спортсменом своей деятельности в контексте предъявляемых требований. Определяется содержание дальнейшей индивидуальной работы спортсмена над самостоятельным совершенствованием своих навыков саморегуляции и самоуправления.

Спортсмен сам инициирует программы развития, стремится к саморазвитию, ищет пути повышения своей деятельности.

Личностный проект включает 3 основных этапа: диагностический, практический и коррекционный. На первом этапе мы изучили и проанализировали слабые и сильные стороны личности спортсмена, его физиологические и психологические показатели. Затем на 2-м этапе на основе полученных данных мы подобрали индивидуальную программу, которая должна улучшить исходные показатели. На 3-м этапе по истечении срока запланированной программы будет проанализирована проделанная работа, повторно проведутся тесты, анкетирование и беседа со спортсменом, что поможет выявить, на сколько личностный проект был эффективным.

Список литературы

1. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. – 384 с.

2. Толстых А.В. Неизвестный классик: Предисловие//Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М., 1996. С. 5-19.

3. Баландин В.И., Бурэ Н.П. Влияние ментального тренинга на функциональное состояние организма и соревновательную надежность спортсменов // Современные достижения спортивной науки: Тез. докл. междунар. конф. СПб., 1994, с. 17.

4. Горская Г.Б. Основы индивидуализации психологической подготовки спортсменов. - Краснодар, 1983.

5. Баландин В.И., Бундзен П.В. Соревновательная надежность спортсменов и ее повышение методом ментальной тренировки //Новые подходы к психорегуляции в спорте: Тез. докл. межд. симп. - М., 1994, с. 6.

6. Unestahl L.-E. Integrated Mental Training / Veje Int. Оrebro, 1996. - 240 p.

Просмотров работы: 371