ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВОСПРИЯТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ПОЗИЦИИ ТРЕНЕРА И СПОРТСМЕНОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ВОСПРИЯТИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ С ПОЗИЦИИ ТРЕНЕРА И СПОРТСМЕНОВ

Жапай М.К. 1, Рогалева Л.Н. 2
1Казахский национальный университет им. аль-Фараби
2Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Совместная деятельность спортсмена и тренера рассматривается как организованная подсистема активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное взаимодействие для достижения высоких спортивных результатов.

Совместная деятельность создает возможность формулировки единой цели, непосредственного личного контакта между субъектами, обмена действиями, обмена информацией, взаимного восприятия, а также наличие организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями.

По мнению Г.И. Козырева, психическое напряжение спортсменов, возникающее во время проведения тренировочного и соревновательного процессов, может спровоцировать появлению социальной напряженности, которая, «представляет собой социально - психологическое состояние людей, обусловленное их социальным положением и степенью неудовлетворенности состоянием дел или ходом развития событий» [ , c.48].

Автор считает, что определенный уровень социальной напряженности в оптимально функционирующем обществе - состояние естественное и является защитной и адаптивной реакцией социального организма. Однако превышение "определенного" уровня социальной напряженности может привести к возникновению конфликтной ситуации [ , с.48].

В спортивной деятельности социальная напряженность может быть связано с реальным ущемлением интересов, потребностей и ценностей спортсменов; неадекватным восприятием спортсменами и тренерами процессов и изменений, происходящих в команде и организации; искаженной информацией о тех или иных (реальных или мнимых) фактах и событиях .

В связи с вышесказанным, конфликтогенность неизбежно приводит к снижению продуктивности спортивной деятельности, особенно если конфликтные взаимоотношения возникают в системе «тренер-спортсмен».

Поэтому вопросы взаимоотношений тренера и спортсмена остаются в центре современных исследований.

В то же время на современном этапе развития спортивной психологии главный акцент данных исследований смещается на объяснение причин возникновения конфликтов и их профилактику конфликтности.

Как наиболее новое направление исследований по данной проблеме можно назвать проблему изучения различий в восприятии и осознании спортивной деятельности с позиции тренера и спортсменов.

Это и определило выбор темы исследования в изучении восприятия межличностных взаимоотношений с позиции тренеров и спортсменов.

Объект исследования: межличностная коммуникация в процессе спортивной деятельности

Предмет исследования: восприятие межличностного взаимодействия с позиции тренеров и спортсменов.

Цель исследования: изучить особенности восприятия межличностного взаимодействия с позиции тренеров и спортсменов и разработать стратегию консультирования спортивного психолога в ситуациях их конфликтного взаимодействия.

Анализ литературы по восприятию спортивной деятельности с позиции тренера и спортсмена позволяет выделить несколько аспектов изучения данной проблемы.

В тоже время в работах зарубежных исследований (Lorimer, R., Jowett, (2009-2010), Macquet, A.-C, Eccles, D.W., Barraux, E., (2007-2013) по проблеме восприятия спортивной деятельности с позиции тренера и спортсмена можно заключить, что они базируются прежде всего на когнитивной теории (Hollnagel, E., Ericsson, KA).

По мнению авторов когнитивного подхода, поведение определяется влиянием внешних и когнитивных (мыслительных) факторов, а также тем, как человек интерпретирует внешние факторы. Главное внимание уделяется познавательным способностям спортсмена или человека, занимающегося физической культурой, поскольку считается, что именно мышление - главный фактор, обусловливающий поведение.

В рамках данного подхода наибольшей популярностью пользуется концепция осознания ситуации (Stanton и др. (2009)).

Ключевым теоретическим положением их исследований является закючение, согласно которому необходимо признать, что опыт у всех людей разный, поэтому история воприятия действительности у каждого человека уникальна, а значит мы все должны иметь уникальные когнитивные структуры. (Нейсер, 1976).

Концепции осознания ситуации (Stanton и др. (2009)) позволяет объяснить, как люди взаимодействуют с окружающей их средой.

Лориметр, Маке, Джовет считают, что в спорте , особенно на уровне спорта высшего мастерства важно знать, как оознается информация спортсменом и тренером, для того, чтобы помочь спортсменам улучшить свои показатели. Тренер и спортсмен могут интерпретировать различные ситуации спортивной деятельности по-разному. Они оба обладают знаниями о том, как лучше достичь положительных результатов в технике, подготовке к соревнованиям с учетом спортивных правил, физической или тактической подготовке, а так же в развитии профессионально важных качеств и их влиянии на производительность.

В то же время, согласно данным авторам, есть вероятность различия в базовых структурах знаний, которыми владеет тренер и спортсмены, что будет сильно влиять на осознание различных сторон и ситуаций тренером и спортсменом, а соответсвенно влиять на межличностные отношения, которые в свою очередь так же воспринимаются различно.

В связи с вышесказанным, изучение осознание ситуации спортсменом и тренером актуально, так как позволит определить, могут ли спортсмен и тренер получать более полную "картину" ситуации при обмене информации друг с другом, в отличие от той «картины», которой они обладают в одиночку.

Понимание данных аспектов взаимодействия может способствовать разработке более адекватной стратегии психологического консультирования тренеров и спортсмеов в конфликтных ситуациях взаимодействия.

Список литературы

  1. Козырев, Г. И. Основа конфликтологии: учебник/ Г. И. Козырев. - М.: ИД "ФОРУМ"; ИНФРАМ, 2007. - 320 с.

  2. Ericsson, KA, Delaney, P., Weaver, G., Mahadevan, R., 2004. Uncovering the struc¬ture of a memorises superior "basic" memory capacity. Cognit. Psychol. 49, 191-237.

  3. Hanton, S., Cropley, В., Lee, S., 2009. Reflective practice, experience, and the interpretation of anxiety symptoms. J. Sports Sci. 27, 517—533.

  4. Hollnagel, E., 1998. Cognitive Reliability and Error Analysis Method. Elsevier Sci¬ence, Oxford.

  5. Hollnagel, E., 1993. Human Reliability and Error Analysis Method. Academic Press, London.

  6. Lorimer, R., Jowett, S., 2010. Feedback of information in the empathic accuracy of sport coaches. Psychol. Sport Exer. 11,12—17.

  7. Lorimer, R., Jowett, S., 2009a. Empathic accuracy meta-perspective, and satisfaction in the coach-athlete relationship. J. Appl. Sport Psychol. 21, 201—212.

  8. Lorimer, R., Jowett, S., 2009b. Empathic accuracy in coach-athlete dyads who participate in team and individual sports. Psychol. Sport Exer. 10, 152—158.

  9. Macquet, A.-C, 2013. Getting on the same page: a method to study the consistency of coaches' and athletes' situation understanding during training sessions and competitions. The Sport Psychol. 27, 292—295.

Просмотров работы: 180