ИССЛЕДОВАНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОТ ПЕРВЫХ СОРЕВНОВАНИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИССЛЕДОВАНИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОТ ПЕРВЫХ СОРЕВНОВАНИЙ

Тягунова Ю.В. 1
1УрФУ им. Первого Президента России им. Б.Н. Ельцина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время прогрессирующие требования к физическому воспитанию школьников предписывают необходимость модернизации учебно-воспитательного процесса с помощью использования новых приёмов и организационно-методических решений, которые будут гарантировать рост качества двигательной деятельности школьников [3].

Спорт, формирующий ценности спортивной культуры, изначально был сильным социальным феноменом и средством успешной социализации, считают В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева [1].

Здесь наиболее красочно чувствуются такие важные для современного общества ценности, как равенство шансов на успех и его достижение, желание быть первым, одержать победу не только над соперником, но и над самим собой [2].

Вместе с тем, существуют и отрицательные стороны рассматриваемого процесса, а именно, трудности включения школьников в соревновательную деятельность – они не хотят принимать участие в соревнованиях, ссылаясь на сильных соперников, боязнь подвести команду, боязнь проигрыша и т.д. Данная проблема изучена недостаточно хорошо, поэтому поиск её решения актуален на сегодняшний день.

Проанализировав литературу по проблеме, мы выявили, что наиболее разработанными являются вопросы, рассматривающие трудности включения спортсменов младшего школьного возраста в соревновательную деятельность, вместе с тем вопросы трудностей включения в соревновательную деятельность вообще всех младших школьников практически не разработаны.

Цель исследования: изучить отношение учащихся начальной школы к соревнованиям.

Исследование проводилось на базе МАОУ СШ №1 г. Михайловск, Свердловская обл. В исследовании приняли участие учащиеся 1 «в» класса 6-7 лет, в количестве 19 человек.

Методы исследования: педагогическое наблюдение, анкетирование, проективные методы: рисуночный тест и метод незаконченных предложений, беседа.

Результаты и их обсуждение: выявлено, что 74% опрошенных принимали участие в соревнованиях. Дети отметили следующие трудности участия в соревновании: не хочется проигрывать – 58%, нужно работать из-за всех сил – 53%, много соперников – 47% и не хотелось подвести родителей – 47%. Это свидетельствует о том, что младшие школьники видят значимость прилагаемых усилий для хорошего выступления на соревнованиях, а так же мотив избегания неудач у них достаточно высокий. «Соревнования сильно отличаются от урока физкультуры» – считает большинство исследуемых (58%). Большинство опрошенных хотели бы научиться чему-то новому и получить опыт (68%). Данные результаты можно связать с преобладанием учебно-познавательных мотивов в данном возрасте: детям интересно учиться, узнавать что-то новое, но в то же время эти мотивы должны подкрепляться интересом младших школьников к данному виду спортивной деятельности, что должен учитывать спортивный педагог в своей работе. Почти все опрошенные не хотят участвовать в соревнованиях (84%), большинство из них обосновывает свой ответ, тем, что опасаются негативной оценки учителя, родителей или товарищей по команде (68%), что говорит о том, что социальная оценка очень важна для младшего школьного возраста (особенно оценка родителей). Второй причиной отказа от участия в соревнованиях является боязнь проигрыша (32%) – преобладание мотивации избегания неудач. Дети считают соревнования праздником, это говорит, о том, что они столкнулись с трудностями обмана ожиданий и лишь 16% обозначают трудность соревнования с другими. Результаты рисуночного теста говорят о том, что большинство детей отнеслось к соревнованиям положительно, но в то же время 40% опрошенных испытали негативные эмоции (гнев, огорчение и др.), что связано с теми трудностями, с которыми они столкнулись: необходимость работать из-за всех сил, не хотелось проигрывать, большое количество соперников, боязнь подвести родителей, учителя или товарищей по команде.

Выводы: Исследование отношения учащихся начальной школы к соревнованиям, показало, что они не хотят участвовать в соревнованиях, в силу возникающих трудностей, таких как боязнь негативной социальной оценки, боязни проигрыша и недостаточной подготовленности к соревнованиям. Они так же отмечают важную роль поддержки родителей на соревнованиях.

Нами подготовлены рекомендации спортивным педагогам по привлечению младших школьников к соревновательной деятельности:

  1. Спортивный педагог должен учитывать желания младших школьников успешно выступить, и в тоже время понимать, что они недостаточно готовы быть в призерах. Поэтому он должен в большей степени настраивать их просто на участие.

  2. Младшие школьники отмечают важность приложения усилий в соревновании, поэтому для них важно чувствовать поддержку со стороны спортивного педагога, похвале за старания на соревнованиях.

  3. Младшие школьники не хотят выступать на соревнованиях, значит, у них присутствует страх выступления, поэтому нужно превратить соревнование в интересное для них событие, где они могут проверить, чему научились.

  4. Спортивный педагог должен настраивать детей на конкретные задачи, а не на победу.

  5. Спортивный педагог должен учитывать важность присутствия родителей на соревнованиях.

Список литературы

  1. Бальсевич В. К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В. К. Бальсевич, Л. И. Лубышева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 4. - С. 54-57.

  2. Лубышева Л. И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности / Л. И. Лубышева // Теория и практика физической культуры. - 2001. № 4. - С. 16-23.

  3. Романов Е. А. Спортивно ориентированное физическое воспитание учащихся начальных классов в Магаданской области на основе использования средств волейбола / Е. А. Романов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2007. - № 1. - С. 15-19.

Просмотров работы: 305