ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОМОВ – ИНТЕРНАТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ДОМОВ – ИНТЕРНАТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ УКРАИНЫ

Близнюк А.Н. 1, Подолинный С.И. 1, Саньков П.Н. 1
1Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность. По данным ведущих мировых организаций, занимающихся вопросами аутизма, в последние годы количество людей с таким расстройством неуклонно растет и на сегодняшний момент составляет 1% от всего населения планеты, то есть больше, чем все население Украины. По данным американского Центра по контролю и профилактике заболеваний, 1 из 88 американских детей страдает аутизмом. Между тем, количество людей с аутизмом в Украине все еще остается неизвестным из-за отсутствия статистики, сложностей с диагностикой и всеми другими проблемами, закономерно свойственными для государства, которое только недавно осознало и признало наличие данной проблемы. В СССР, как известно, аутизма не было: дети с аутизмом, которые достигли совершеннолетия, просто получали диагноз «шизофрения». Статистических данных в Украине до 2014 года по данному вопросу практически нет, а существующие цифры не только не отражают реальное положение дел, но и противоречат друг другу. Так, например, по данным Минздрава, в Украине официально проживает 3200 человек с аутизмом. На самом деле реальные цифры в разы выше, приблизительно 1 случай на 55 детей и каждый год количество увеличивается на 30%.

Проблема. Специальных учреждений для детей - аутистов в Украине не существует, поэтому сегодня у людей с аутизмом, которые достигли совершеннолетия, жизненный выбор невелик. Жить на содержании у родных или отправляться в закрытые специализированные государственные учреждения. Известно много случаев успешной социальной адаптации, когда люди с аутизмом добивались высокого социального и профессионального статуса. Однако если ничего не делать, то с возрастом милые причуды малыша станут уже неадекватными и их будущее несложно спрогнозировать. Поэтому проблема возникновения домов - интернатов для детей аутистов очень острая и требует быстрого решения.

Цель. Создать приемы организации интернатных учреждений для детей - аутистов, где дети будут получать необходимое лечение, и развиваться по специальным методикам под наблюдением педагогов и волонтеров.

Объект исследования. Дома – интернаты для детей с аутизмом.

Задания работы. Проанализировать исследования врачей по детям с аутизмом, изучить рекомендации по воспитанию аутистов и методики развития, проанализировать отечественный и зарубежный опыт, создать список рекомендаций для домов – интернатов для аутистов.

Основная часть.

  1. Аутизм

Расстройства аутистического спектра (РАС) включают две группы симптомов - нарушение социальной коммуникации и повторяющейся / ограниченное поведение. Аутизм - это не одна отдельно взятая болезнь. Это комплекс симптомов и признаков. В науке такое понятие называется фенотип.

Диагноз «аутизм» ставится на основании клинической картины. В настоящее время нет единого биологического маркера. Все формы аутизма получили одну общую название, и это состояние теперь называется Расстройства аутистического спектра (РАС). Диагноз «синдром Аспергера» в 2013 году был отменен.

Рисунок 1 Главные симптомы аутизма - DSM 5 плюс проблемы

Диагностика детского аутизма осуществляется в соответствии с диагностическим критериям аутизма Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10). К ним относятся:

1) проявления аномального развития в возрасте до 3-х лет;

2) качественные нарушения социального взаимодействия:

3) качественные нарушения коммуникации (речевого общения):

4) ограниченные, повторяющиеся и стереотипные модели поведения, интересов и действий:

5) клиническая и психологическая картина не соответствует другим нарушением психического развития: ухудшение слуха, речи (сенсорная алалия), реактивное нарушение привязанности или расторможенность нарушения привязанности, которые сопровождаются вторичными социоемоциональними проблемами, умственной отсталостью с эмоциональным / поведенческим нарушениями, шизофренией с необычно ранним началом и синдромом Ретта.

Вышеперечисленные симптомы детского аутизма могут проявляться в разной степени выраженности. Дети с аутизмом - это, разнородная по особенностям, уровню и возможностям психического развития, категория детей с ограниченными возможностями, в классификации К.С.Лебединской и О.С.Никольской выделяются четыре группы детей с аутизмом.

2. Определение детей с аутизмом в общеобразовательные и специальные (коррекционные) образовательные учреждения.

В зависимости от уровня интеллектуального и речевого развития дети с аутизмом могут получать образовательные услуги в различных видах учреждений специального образования:

1) дети с разной степенью выраженности аутизма (1-4 групп), имеющих общую и специфическую задержку психического развития, получают образовательные услуги в дошкольных и школьных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с задержкой психического развития;

2) дети с разной степенью выраженности аутизма (1- 4 групп), имеющих нарушения речи, получают образовательные услуги в дошкольных и школьных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушениями речи. Эти дети имеют выраженные трудности в понимании и гибком использовании языка в общении и социальном взаимодействии;

3) дети с разной степенью выраженности аутизма (1-4 групп), интеллектуальная недостаточность при котором может быть приравнена к легкой или умеренной умственной отсталости, получают образовательные услуги в дошкольных и школьных специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для детей с нарушением интеллекта (умственной отсталостью)

4) дети с разной степенью выраженности аутизма, интеллектуальная недостаточность при котором может быть приравнена к тяжелой или глубокой умственной отсталости получают образовательные услуги в кабинетах психолого-педагогической коррекции, реабилитационных центрах, организациях социальной защиты.

Противопоказаниями к определению детей с аутизмом в общие и специальные (коррекционные) организации образования являются:

1) аутизм в рамках текущего (процессуального) психического заболевания (шизофрении), при котором наблюдаются другие тяжелые нервно-психические нарушения, психопатоподобные расстройства, препятствующие пребыванию ребенка в детском коллективе;

2) частые судорожные припадки;

3) устойчивый энурез и энкопрез (для интернатных организаций).

Существующие методики лечения и воспитания детей с аутизмом.

1). Психотерапия при аутизме

Базовые задачи психотерапии при аутизме:

- Организация совместного положительного фона в процессе коррекции

- Развитие эмоциональной сферы ребенка

- Активация коммуникативной сферы

- Коррекция негативизма

- Трансформация страхов, агрессии и самоагрессии.

Основная задача психотерапевта состоит, таким образом, не в устранении симптома, а в поиске контакта со здоровыми элементами личности, их активации и за счет этого - развитие общего потенциала личности в целом. В детской психотерапии эффективным является моделирование среды, включая сверстников пациента, играющих роль фасилитаторов коррекционного процесса. Сам же психотерапевт выступает в качестве агента изменения (катализатора), что запускает этот процесс и впоследствии осуществляет контроль и надзор за ним.

Сложившаяся психотерапевтом среда по своим параметрам должна быть максимально приближена к естественной. Соответственно строится методологическая схема поэтапной коррекции и активизации социального функционирования детей с ранним детским аутизмом и некоторыми другими психическими заболеваниями.

Участники психокоррекционного процесса подбираются с учетом их принадлежности к четырем основным группам:

1) дети с тяжелыми хроническими психическими заболеваниями (преимущественно РГА) представляют основную группу для направленных терапевтических усилий;

2) дети с пограничными расстройствами и незначительными поведенческими нарушениями составляют группу, которая в ходе психокоррекционного процесса не просто является "игровой средой" для детей с тяжелыми психическими заболеваниями, но и в первую очередь решает собственные проблемы в рамках традиционной игровой терапии,

3) дети с расстройствами социального поведения принимают участие в психокоррекционной работе как с целью нормализации собственных поведенческих проявлений, так и на более поздних этапах, в качестве помощников;

4) здоровые дети-котерапевта является ядром психотерапевтической группы. Они участвуют в работе на добровольных началах, осознанно, в качестве помощников, получают опыт общения и такие необходимые качества, как эмпатия, наблюдательность, активность и креативность.

2). Фармакотерапия

Аутизм - это не заболевание, которое можно вылечить с помощью медицинских препаратов, а искаженный, нарушенный тип развития. Любая фармакотерапия является комплиментарной и дополняет базовую программу психокоррекции и специального обучения. Лекарства влияют на отдельные симптомы, например поведенческие расстройства, тревогу и т.д. В современной мировой практике детям с аутизмом препараты назначают только при ярко выраженной тревоге, страхе, при агрессии или самоагрессии.

3). Специальная педагогика

Специальная (коррекционная) педагогика решает задачи обучения и воспитания детей с особыми потребностями, в частности с РГА и аутистическим спектром. Все методики коррекции аутизма должны безусловно включать личностный подход в обучении.

Прикладной анализ поведения (АВА)

ABA (applied behavior analysis) или "Модификация поведения" существует около тридцати лет. Эта методика одна из самых эффективных.

АВА базируется на идее, что любое поведение влечет за собой последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет. При этом подходе все сложные навыки, включая язык, творческую игру, умение смотреть в глаза, и др. Конечная цель АВА - дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.

Развитие межличностных отношений (RDI)

Relationship Development Intervention (RDI). Включает диагностические критерии для определения, на каком уровне находится ребенок, с упражнениями для каждого уровня. Во всех упражнениях акцент делается на добровольности действия.

4). Альтернативные методы

Основная нагрузка в коррекции и лечении аутизма лежит на психологии. Существует большое количество альтернативных методов коррекции аутизма. Их доступность и популярность варьируется в разных странах. По сути они являются не альтернативными, а скорее дополнительными и несут положительный эффект при профессиональном применении.

5). Дельфинотерапия

Нахождение ребенка в воде с дельфином не является автоматически целебным фактором, положительный эффект достигается только при комплексном подходе к организации всего процесса дельфинотерапии.

Их влияние на психику ребенка настолько уникально, что не хватит книги все это описать. Тот импульс и толчок к развитию, который они дают, следует принимать как урок любви и высший дар. Дельфинотерапия может стать пусковым механизмом, если дальнейшая коррекция будет проводиться по составленной лечащим психологом индивидуальной программе. Мозг растущего ребенка в высокой степени адаптивный.

6). Иппотерапия

Иппотерапия - лечение с помощью лошадей (от греческого «hippos» - лошадь). Иппотерапия представляет собой комплексный многофункциональный метод реабилитации. Иппотерапия - есть не что иное, как форма лечебной физкультуры (ЛФК), где в качестве инструмента реабилитации выступают лошадь, процесс верховой езды и физические

7). Канистерапия

Вид анималотерапии с использованием собак получил название канистерапии. Главной причиной, почему собака делает такое благотворное действие, является ее отличительная черта - преданность. Часто именно собака должна заполнить существующий в жизни человека вакуум общения. Использование в качестве одного из компонентов психотерапии, они могут оказывать значительное влияние на поведение детей-аутистов.

8). Игровая, песочная и арттерапия

Игровая терапия при аутизме - самая естественная и эффективная форма работы с детьми, терапия в процессе игры. Этот психотерапевтический подход применяется для того, чтобы помочь детям обработать их психологические проблемы и эмоционально травмирующие переживания или преодолеть поведенческие проблемы и сложности развития. В процессе терапии ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.

Песочная терапия представляет собой одну из необычных техник аналитического процесса, во время которого ребенок (а иногда и взрослый) строит собственный мир в миниатюре из песка и небольших фигурок.

Арттерапия - это такая форма психотерапии, которая доступна всем: и детям с 5 - 6 лет (так как к этому возрасту символическая деятельность еще только формируется), и совсем взрослым. В ее основе лежит творческая деятельность, в первую очередь, рисование. Творческий процесс является главным терапевтическим механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения.

Рекомендации по генеральному плану

Проанализировав более 20 статей психологов, психиатров, учителей, можно вывести следующие основные рекомендации по генплану дома - интерната для детей с аутизмом:

1. Расположение в экологически чистой зоне

2. Расположение на расстоянии пешей доступности от водоема

3. Наличие зоны для общения с животными, вольеры для птиц, возможное расположение ипподрома недалеко от дома - интерната

4. Наличие теплиц и зоны выращивания овощей, фруктовый сад

5. Расположение или в пределах города, или за городом на расстоянии не более 50 км с удобной транспортной развязкой

6. Наличие паркинга на n- количество мест из расчета количества детей в доме.

Основные функциональные зоны дома – интерната

1. Жилые дома. Не более 2 этажей, для 10-15 воспитанников каждый, с учетом психологической совместимости, личных симпатий и интересов, поведенческих особенностей. Неоднородный состав группы позволит облегчить уход за самыми сложными воспитанниками и даст возможность людям с более сохранным интеллектом почувствовать себя полезными членами коллектива. Обязательно предусматривается комната для дежурного.

2. Коррекционная школа с учетом нужд и потребностей детей с ограниченными возможностями. В основе жизни ляжет четкий устоявшийся режим дня, суток, недели, года. Постепенно в каждом ребенке должны пытаться найти что-то, с помощью чего он может высказаться. И это и есть социальная терапия. Надо обязательно предусматривать классы для факультативов.

3. Ремесленно-производственные мастерские, творческие студии. Это может быть гончарное ремесло, то есть керамическая мастерская с печью, и ткацкая мастерская, где дети будут учиться ткать полотна своими руками, и техника «батик», мыловарня, где можно проявить фантазию и развить свой нюх, так же шевейная мастерская, полиграфическая студия, поскольку дети, которые отлично работают с компьютером, хорошо рисуют. Правильный подход к индивидуальным возможностям каждого человека, поиск для него того вида профессиональной деятельности, в котором он будет успешным, позволят со временем подыскать вид профессиональной деятельности для подавляющего большинства из них.

4. Лечебный комплекс, изолятор для больных детей.

5. Хозяйственно - бытовая зона, гараж.

6. Спортивная зона, стадион, бассейн, гимнастический зал

7. Административный блок

8. Помещения для курсов для педагогов, как будут работать с аутистами.

Рекомендации по интерьеру помещений

1. По - домашнему уютный интерьер жилых домов

2. Исключение большого количества слишком ярких цветов

3. Наличие сенсорной комнаты

4. Экологичность материалов

5. Максимально безопасное оборудование

6. Проживание в комнате по 1 ребенку

7. Мягкое освещение

8. Много солнечного света

9. Здание должно быть построено с мобильных материалов, так как, возможно, потребует расширения и изменений в будущем, потому что методики и рекомендации меняются.

Зарубежный опыт проектирования, строительства, содержания интернатов, школ для детей с аутизмом

1.Faison School for Autism by Baskervill

Награды:

2010 Выдающийся дизайн - Special Needs Interiors

2009 Лучший институциональный или общественный проект

Местоположение: Richmond, VA, США

Рисунок 2

2. Northern School for Autism by Paul Hede - Director Hede Architects Pty Ltd

Награды:

Новое строительство школы, 1 место

Местонахождение: 8 Shapiro Court Reservoir, Victoria 3073 Australia

Стоимость $ 11765000 Общая сумма контракта

Рисунок 3

3. River Street School by Robert Benson Местонахождение: Windsor, CT Рисунок 4 Вывод Как мы видим, домов - интернатов в Украине нет, поэтому нормативной базы тоже нет, можно пользоваться только нормативами для обычных и специальных школ. Исходя из рекомендаций врачей, такие учреждения необходимы в каждом крупном городе Украины, потому что аутистов становится больше и больше, а внимания к ним со стороны страны и власти недостаточно, а родителям не всегда реально правильно воспитывать ребенка с искаженным развитием, в то время как таких детей в обычные школы не берут или одноклассники над ними издеваются. Поэтому становится необходимым построение специальных комплексов для детей с аутизмом. Изучив научные работы психологов, педагогов, врачей, рекомендации родителей по развитию детей с аутизмом, был наработан список рекомендаций для архитекторов и дизайнеров, благодаря которым будет создано несколько различных функциональных схем дома - интерната для детей с аутизмом, после чего будет спроектирован пример такого дома в Днепропетровской области.

ЛИТЕРАТУРА

1. СНиП 2.08.01-89. Жилые здания.

2. Акчурина-Муфтиева Н.М. Формирование типов зданий домов ребенка и детских домов. Автореф. ... канд. арх. - М., ЦНИИЭП учебных зданий, 1986, с. 21.

3. Башина В.М. О синдроме раннего детского аутизма Каннера // Журнал невропатологии и психиатрии. 1974. № 10

4. К. Гилберт и Т. Питерс "Аутизм. Медицинское и педагогическое воздействие".

5. Грэндин Т., Скариано М.М. Отворяя двери надежды (мой опыт преодоления аутизма).М. 1999. С.182).

6. Железняк Л.С., Карвасарская И.Б. Опыт включения детей с проблемами развития в состав психотерапевтических групп. - Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева, 1993, № 1, с.102-104.

7. Каган.В.Е. Аутизм у детей. - Л.: Медицина, 1981. С.187-188).

8. Карвасарская И.Б. "В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми"

9. Карвасарский Б.Д. Психотерапевтическая энциклопедия.С. ПБ. 1998

10. В.Е. Каган Аутизм у детей. - Л.: Медицина, 1981. С.187-188.

Просмотров работы: 430