ФИЛОСОФИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ СИНАГОГ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФИЛОСОФИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АРХИТЕКТУРЫ СИНАГОГ

Бродский В.Л. 1, Саньков П.Н. 1
1Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность. Постоянные перемены в мире вызывают неизбежные изменения в архитектуре сакральных зданий. Так в 20 в. католическая церковь отказалась от канонов в строительстве храмов, что привело к различным нестандартным решениям и новаторским трактовкам архитектуры этих зданий. Иудаизм, как и любое другое социальное явление, развивался на протяжении столетий, формируя и переосмысливая мировосприятия. Архитектуру можно считать зеркалом, которое обнаруживает важнейшие принципы религии. Появление новых течений может привести к изменениям и в архитектуре.

Сегодня в Украине нет работ, посвященных описанию религиозных течений иудаизма и их связи с архитектурой, проблематике трактовки иудаизма, как явления, объединяющего национальные и религиозные вопросы. Именно поэтому данная работа является актуальной. Среди большинства людей существует множество мифов относительно иудаизма, формирующие некорректное восприятие как религии, так и народа в целом.

Проблема. Появление новых течений и направлений иудаизма вызывает изменения в архитектуре синагог. Однако даже раввины не занимаются вопросом какие различия существуют в сакральном строительстве. Это заставляет архитекторов каждый раз проводить исследования и использовать традиционные решения, которые могут не соответствовать требованиям новых направлений иудаизма.

Цель работы. Проследить развитие синагог, выяснить, какое влияние оказывают на формирование архитектуры различные религиозные направления.

Объект исследования. Синагоги: причины их возникновения и формирования.

Предмет исследования. Влияние иудаизма на понимание и разнообразие функций синагог.

Задания роботы. Разобраться в феномене иудаизма как религии и определить главные направления в иудаизме; проследить развитие синагог на фоне исторических событий; выявить главные элементы в синагогах; исследовать существуют ли различия в синагогах различных религиозных течений.

Основная часть. История иудейского народа создавалась в течение 5778 и продолжает формироваться и по сей день. Все это время иудаизм отождествлялся с двумя вещами: с народностью и с религией. Но какая трактовка верна? Безусловно, иудаизм лежит в основе большинства современных авраамических религий. Однако, как говорил директор международной организации Гиллель Авраам Инфельд: «Иудаизм – это не религия!»

Его выражение противоречит большинству стереотипов и мнений, которые веками существовали и развивались вокруг данного социального явления. Для того, чтобы понять можно ли так говорить, необходимо разобраться в сути такого явления как иудаизм и решить, что это такое.

Проблематика данного вопроса заключается определении, где проходит грань между религией и национальностью. В СССР проводилась политика отделения религии от народа, в результате чего возник феномен, который мы можем проследить и по сей день: только в странах бывшего СССР существуют понятия еврей – как национальность, и иудей – последователь иудейской веры. И теперь мы наблюдаем явление, что раньше было невозможно: еврей-христианин, еврей-мусульманин и т. д. Тогда как во всем остальном мире это понятие едино. В английском языке существует слово «Jewish», которое консолидирует эти два понятия.

Какой смысл вложил Авраам Инфельд в свои слова? Дело в том, что религиозная традиция в иудаизме имеет двойственное значение. У евреев большинство праздников имеет не только религиозное происхождение, но и историческое: памятные дни об исторических событиях для всего народа. И все, что описывается в Торе, это не только религиозные тексты, но и книга истории еврейского народа.

Если спросить еврейского ребенка об истории его народа, рассказ начнется с событий, которые произошли более 5000 лет назад. Много памятных дат, которые почитаются в Израиле, имеют современное происхождение: Йом Ха-Зикарон – день памяти солдат, погибших в войнах Израиля, Йом Ха-Шоа – День памяти жертв Холокоста. Возможно, что со временем они станут такой же традицией, как 9-е Ава (день разрушения Храма) или Песах – праздник связан с Исходом из египетского рабства. В связи с этим можно привести еще одно высказывание Авраама Инфельда: «У евреев нет истории, у них есть память». Традиции хранят память обо всех переломных моментах в жизни иудейского народа (рис. 1).

Рисунок 1. Солдаты армии обороны Израиля рядом с могилами своих сослуживцев в день Йом Ха-Зикарон (слева). Зал Имен в мемориальном комплексе Яд Вашем (справа).

Выше сказанное позволяет утверждать, что иудаизм это не религия. Но, безусловно, провести грань, отделяющую религию от традиции и народности невозможно. Поэтому данную фразу можно трансформировать – «Иудаизм – это больше чем религия!»

Одна из самых популярных трактовок иудаизма – это семья. В данном случае иудаизм является семьей, а принятие гиюра это то же, что и изменение фамилии. Таким образом, тот, кто принял гиюр становится евреем. То есть, человек перестает быть украинцем, китайцем, русским.

Яркий пример – африканский генерал, который принял гиюр, стал евреем, а затем раввином. Это очень важный, ключевой момент для понимания иудаизма.

Таким образом, можно утверждать – иудаизм это больше чем религия, больше национальность. Как и любое социальное явление, иудаизм развивался и изменялся с течением времени. Эти изменения имели большое значение для формирования идеологии и философии религиозной архитектуры.

Тысячелетиями иудейский народ был развеян по всему миру. Для того, чтобы сохранить индивидуальность и не полностью ассимилироваться с другими народами, семьи объединялись в общины, центром которых были синагоги. Более подробно о причинах этого явления будет сказано позже.

В связи с тем, что общины были расположены в разных частях мира, и соседствовали с различными культурами и религиями, а также не имели единого религиозного лидера (как Папа Римский для католиков всего мира), трактовка религиозной составляющей везде отличалась. Каждая община развивалась независимо друг от друга, выбирая собственного лидера-раввина.

Территориально евреи были разбросаны по всему миру. Это привело к условному разделению народа на ашкенази (жители Центральной Европы) и сефардов (сначала испанские, а затем евреи – жители восточных регионов). Сефарды проживали в регионах, где был наиболее распространен ислам, поэтому архитектура синагог в этом регионе имеет ярко выраженные восточные мотивы (рис. 2). А синагоги ашкенази, наоборот, более близкие к христианской архитектуре.

Рисунок 2. Синагога в Тунисе. В интерьере использована мозаика, характерная для восточной архитектуры (слева). Синагога сефардов в Толедо, Испания с использованием отделки, характерного для мусульманства (1226 - 1357 ГГ.) (Справа).

Рисунок 3. Большая синагога в Нью-Йорке.

Большая синагога в Нью-Йорке (рис. 3) построенная в 1887 г. выходцами из Европы (купола придают синагоге сходство с христианскими храмами) (слева). Синагога во Флоренции (1882 г.) Архитекторы Мариано Фаличчи, Винсент Микаэль и Марко Тревл черпали вдохновение в Соборе Святой Софии (Стамбул), построенной императором Юстианом в 6 ст. н. е. (В 1453 стала мечетью). (Справа)

Рисунок 4. Новая синагога в Берлине, запроектирована в 1859 Эдуардом Кноблаучем.

Иудаизм развивался в течение столетий, и сейчас можно обнаружить его наиболее влиятельные направления:

  • ортодоксия – это классическая форма иудаизма, которая строго придерживается галахи – еврейского закона и считает, что Тора имеет божественное происхождение.

Ортодоксальный иудаизм имеет наиболее давнюю историю и различные направления, некоторые из которых очень отличаются друг от друга. На территории Украины наиболее распространенным является Хабад, одно из течений в хасидизме. Многие хасидские течения придерживаются достаточно древних традиций, это ответ на слишком стремительное развитие мира и глобальную ассимиляцию, начавшуюся в 18-19 вв. Чтобы не потерять в мире самих себя, некоторые общины четко определили жизненные границы. Вероятно, что традиции ортодоксального иудаизма имеют наиболее давние корни.

  • реформистский иудаизм появился в 18-19 вв., за основу религии берутся нравственные нормы, описанные в Торе, а то, какие заповеди выполнять – личное дело каждого.

Реформисты наиболее активно идут на межрелигиозный и научный диалог, что способствует устранению предрассудков и недоразумений. Открытость и интеллектуальность – один из главных принципов реформизма. Реформизм активно взаимодействует с миром, открыт инновациям и современным достижениям науки.

Реформизм возник среди состоятельных и богатых евреев Европы. Как и во времена античности, наличие средств позволило богатым людям развиваться самим и переосмысливать свое отношение к миру и место в нем, по новому взглянуть на религиозные догмы. Такое свободомыслие слишком испугало людей и иудаизм разделился. Раввинат принял строгие правила, которых придерживаются в хасидизме и по сей день, а реформизм продолжил свое развитие;

  • консервативный иудаизм – направление, появился в 18-19 вв.

Консерваторы считают, что религиозный закон постоянно обновляется, меняется в соответствии с переменами в современных социальных, экономических и этических нормах. Это направление является определенным компромиссом между ортодоксальными и реформисткими взглядами. Консерваторы более склонны к изменениям в мире и динамично развиваются в отличие от ортодоксов, но, в то же время, они не столь свободно относятся к заповедям, как реформисты;

  • реконструктивный иудаизм – впитывает в себя духовные практики различных народов и вероисповеданий, однако на территории Украины это направление остается малоизвестным.

Фактически, это направление переродилось в самостоятельную религию или даже комплекс религий. Реконструктивизм наиболее сильно зависит как от конкретного раввина, так и от того, какие духовные практики и обычаи он наиболее сильно впитал в себя.

Мы провели классификацию главных течений иудаизма для понимания, как идеологические различия влияют на развитие строительства синагог.

Как было сказано ранее, центрами еврейских общин были синагоги. Они были ядром, вокруг которого формировалась жизни, местом, где передавались традиции и память многих поколений. Поэтому история развития и философия архитектуры синагог заслуживает отдельного упоминания.

Родоначальник синагоги это скиния – походный храм (рис. 5). Это место, где проводились жертвоприношения и хранился Ковчег Завета до постройки Иерусалимского Храма, созданного строго по образу скинии.

Согласно книге Исход (вторая книга Пятикнижия, в Торе), приказ о строительстве скинии Моисей получил на горе Синай, еще до получения Скрижалей Завета. Это веление приводится в Торе целиком, с большим количеством деталей и занимает около 7 глав.

Рисунок 5. Схематическое изображение скинии.

После основания государства Израиль, царь Соломон построил Первый Иерусалимский Храм.

Иерусалимский Храм (Бейт а-Микдаш, то есть «Дом Святости») – культовое сооружение, которое было центром религиозной жизни еврейского народа между 10 ст. до н. е. и 1 ст. н. е. Храм располагался на Храмовой горе в Иерусалиме, на месте, где сегодня находится мусульманская святыня Куббат ас-Сахра ( «Купол над Скалой»), и служил единственным разрешенным местом жертвоприношений Едином Б-гу, которые приносились коэнами и левитами (одно из Израильских колен, которое не имело собственной территории, а вместо этого проводило религиозные службы для других колен). Храм также был объектом паломничества всех евреев трижды в год: на Песах, Шавуот и Суккот.

Храм Соломона был разрушен 9-го Ава вавилонянами в 586 г. до н. э. Через 70 лет, во времена правления Кира Великого, был построен Второй Иерусалимский Храм. Этот Храм также был разрушен после штурма Иерусалима в ходе Первой Иудейской войны римской армией во главе с Титом, так же 9-го Ава (в 70 г. н.э.).

Стена Плача, которая является местом паломничества для евреев всего мира – это западная подпорная стена Второго Храма и она символизирует боль утраты, которую перенес еврейский народ после уничтожения важнейшего центра религиозной жизни. И по сей день в каждом еврейском доме, будь то синагога или жилье, оставляют маленький недостроенный участок (недостающий кусочек кафеля, штукатурки или кирпича), что является символом разрушенного Храма (рис. 6).

Рисунок 6. Реконструкция изображения Первого Иерусалимского Храма (слева) и Второго Иерусалимского Храма (справа).

Храм был центром паломничества и религиозной жизни иудеев множество столетий, там решалось много вопросов, часть которых имела не только религиозное значение. Примерно за 200 лет до разрушения Второго Храма коэны и левиты, проводившие службы и жертвоприношения в храмах решили, что необходимо построить сооружения – Бейт-Кнессеты (дома сборов), в которых общины могут собираться и решать свои насущные вопросы и проблемы. В иудаизме считается, что молитва имеет большую силу, если ее читает много людей. Поэтому, во время собрания общины, появилась возможность проводить часть религиозных обрядов, для которых не нужны жертвоприношения (их можно приносить только в Храме). Таким образом, первые синагоги зародились еще до нашей эры, и сначала они имели функции не столько религиозные, сколько общественные, которые в чем-то близки к римскому форуму.

После разрушения Храма римский император Тит издал указ, выселивший евреев из Израиля. Позже императором Юлианом были предприняты попытки вернуть их на историческую родину и даже восстановить Храм, однако они не увенчались успехом.

Именно в этот период синагоги начали приобретать все более важное значение в жизни общин, они стали не только Домом Собрания, но и Домом молитвы (Бейт Тфила). Вероятно, причина этого в том, что молитва имеет силу когда ее читает миньян – кворум из 10 взрослых евреев. И так как они уже собирались в одном месте, то начали проводить молитвы. Чтобы знания многих поколений не были потеряны, и новые поколение не ассимилировали с жителями Римской Империи, при синагогах стали организовывать занятия, где изучалась история, язык и религия всего еврейского народа. Так синагога получила третью функцию – Бейт Мидраш (Дом Учения). И на сегодняшний день в синагоге можно выделить три важнейших части: Дом Собрания, Дом Обучение и Дом Молитвы.

Синагоги строились в каждом уголке планеты и были разработаны для нужд конкретных общин, которые десятилетиями состояли из одних и тех же семей. Поэтому, каждая синагога индивидуальная, внутри она часто отдает дань традиции, повторяя устройство Храма, но строгих канонов устройства синагог практически не существует. Синагога – это зеркало, которое показывает как община трактует религию и традиции, и по тому какая из трех частей доминирует, можно понять, что является наиболее важным для данной общины. Синагоги, в определенном смысле, является местом сбора семьи том, можно сказать, что кроме сакральности в этом здании важнейшую роль играет тепло семейного очага. И Свиток Торы является центром, очагом для синагоги, для общины. В то же время, за много лет гонений, синагоги часто должны были сливаться с окружающим миром, чтобы не провоцировать конфликты на религиозной и расовой почве.

Проектирование и понимание синагоги и процессов проходящих внутри возможно только с тогда, когда известна роль главных элементов. К базовым элементам синагоги можно отнести: Свитки Торы, Аарон Акодеш и биму. Этот триумвират является фундаментом, основой без которой ни одна синагога не может существовать.

Формально, любое помещение, в котором находится Свиток Торы, можно считать синагогой (рис. 7). Это решение позволяет выделить духовную функцию, не выделяя и не подчеркивая внешние различия. Поэтому, внешнее и внутреннее обустройство синагоги зависит от окружающей застройки и времени сооружения.

Рисунок 7. Свитки Торы.

Как уже было сказано, синагоги восточных регионов имеют ярко выраженное влияние мусульманской архитектуры, а европейские синагоги – христианской. На самом деле, внешний вид синагоги вторичен. В г. Зихрон Яааков находится синагога Яаакова, которая была построена во времена турецкого владычества (рис. 8). В то время получить разрешение на строительство синагоги было невозможно. Но, так же действовал закон, построенный дом сносить нельзя (если дом имеет кровлю – то он считается завершенным). Поэтому здание строилось как конюшня. В последнюю ночь, когда его накрыли крышей, были внесены изменения и здание стало синагогой. Турецкие власти ничего не могли сделать, а синагога функционирует и по сей день. Как видно из примера, власть не смогла по внешним признакам догадаться, что именно за здание строилось в тот момент.

Рисунок 8. Синагога Яаакова у м. Зихрон Яааков.

Один из важнейших элементов синагоги это Аарон Акодеш, Ковчег Завета – место, где хранятся Свитки Торы. Аарон Акодеш располагают в направлении на Иерусалим. А в самом Иерусалиме его ориентируют на Стену Плача. Внешний вид этого элемента может быть различным и зависит от пожеланий и потребностей общества.

Один из основных элементов помещения – бима, располагается также по разному. В традиционных синагогах она располагается в центре зала, и когда зачитывают отрывки из Торы или проходит служба, раввин и хазар находятся в центре собрания. В более современных синагогах бимы находятся у стены, как сцена. Интересно, что в синагоге Яаакова две бимы. Дело в том, что сначала бима была построена у стены, но когда там проводили собрание раввины, они отказались молиться таким синагоге и за ночь была построена вторая бима, традиционно расположена в центре зала. Хотя есть множество примеров традиционных синагог в которых бима расположена ближе к Аарон Акодешу, ближе к стене. Несмотря на то, что такое расположение считается типичным для реформистских и консервативных синагог.

Рисунок 9. Бима и Аарон Акодеш в Великой синагоге в Нью-Йорке (слева). Аарон Акодеш в синагоге в Асти (по центру). Бима и Аарон Акодеш в синагоге в Сиенеке (справа).

Рисунок 10. Бима и Аарон Акодеш в синагоге в Ливорно (слева) и в Риме (по центру). Аарон Акодеш в синагоге в Венеции (1635 г.) (справа).

Рис. 11. Классическое расположение бимы в синагоге.

Несмотря на то, что все религиозные течения в иудаизме существенно отличаются друг от друга, это не сказалось на архитектуре данных сооружений. Это связано с тем, что все синагоги формировались на базе ортодоксальных синагог. Если община становилась, например, –консервативной, новая синагога не строилась. Ключевое отличие заключалось лишь в том, что во всех синагогах, кроме ортодоксальных, отсутствует деление на женскую и мужскую половины. Логичное предположение, что философия и мировоззрение должно повлиять на структуру и планирования сакрального здания в данном случае является ошибочным. Отсутствие большого количества строгих канонов позволяет принести в архитектуру свободу самовыражения.

Выводы. Понимание иудаизма как плюралистического явления, консолидирующего в себе признаки религии и народности является основополагающим при проектировании синагог. Синагога прошла эволюцию от Дома Собрания к Дому Молитвы и Дому Обучения. Но сейчас происходит возвращение к истокам.

История циклична, так же как и любое социальное явление. Иудаизм, как и любое социальное явление, находится в постоянном развитии, эта динамика влияет на формирование культовых сооружений, их духовного и материального воплощения. И архитектор обязан своевременно реагировать и ощущать такие изменения. Понимание важности всех трех компонентов для формирования синагоги является важнейшим аспектом.

Так же, необходимо учитывать, что синагога – это ядро общины и центр ее жизни и на сегодняшний день. Роль общественного центра на данный момент стала очень важной в жизни общины. Теперь там собираются не только евреи, но и друзья, гости, посетители и т. д.

Например, в г. Днепр "Менора" являясь еврейским общинным центром, проводит не только религиозные, но и светские мероприятия (Губернаторский бал, лекции, форумы и ярмарки). Так же, кроме еврейских организаций, там размещаются офисы IT-компаний, музеи, коворкинги и др. И центром формирования всего этого стала синагога.

Таким образом, сакральный смысл сохранился, но первичная роль (Бейт Кнессет) стала играть очень важную роль в формировании структуры синагоги и окружающего пространства. Синагога стала важным градообразующим элементом.

Из-за отсутствия канонов и строгих требований к структуре синагоги, нет возможности выявить явные различия между синагогами различных направлений иудаизма, кроме базовых. А именно: наличие или отсутствие женской части зала для молитвы, расположение бимы в центре или в глубине зала (но расположение этого элемента скорее пожелание, чем строгое требование, как можно увидеть из приведенных ранее примеров). Беседы с раввинами различных направлений подтвердили эту теорию. Сами раввины не выявили какие различия существуют между их синагогами (кроме выше сказанных) и не придают этому значения.

Множество различных направлений и течений в иудаизме могут создать трудности в его понимании, однако, в основе лежат семейные ценности, которые, в свою очередь, повлияли на формирование внешних атрибутов иудаизма, одним из которых является синагога. Но важнейшими формообразующими факторами, являются местные архитектурные и градостроительные условия, а также мировоззрение членов общины и архитектора.

Экстерьер и форма синагог наиболее сильно связаны с контекстом и окружающей средой, поэтому их архитектура так разнообразна, что в свою очередь подчеркивает независимость религиозных мировоззрений общин.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Архитектура европейских синагог / А. И. Локоток — Мн.:Ураджай, 2002. — 156 с., ил.


  2. Архитектура православного храма: от замысла к воплощению / Спецов. О. С. — К. А+С, 2012. — 552 с., ил.


  3. Енциклопедія сучасної України, Т. 1, А. — К.:2001.

  4. Історія української архітектури / Ю.С. Асєєв [та ін.]; за ред. В. Тимофієнка — К. Техніка, 2003. — 472 с., іл.

  5. Культові будинки і споруди різних конфесій. Посібник з проектування / За ред. Куцевича В. В. — К. КиївЗНІДЕП, 2002.

  6. Философия архитектуры : учебное пособие / Г.Л. Терехова. – Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун- та, 2007. – 104 с.

  7. Jewish Museums of the World / Editor: Ellin Yassky. – Hugh Lauter Assotiates, Inc., 2003. – 416 p.

Просмотров работы: 477