ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЗЕЛЕНЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЗЕЛЕНЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ

Щепец В.О. 1, Ткач Н.А. 1
1Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Статья посвящена изучению вопроса озеленения автотранспортных магистралей. В работе рассмотрены вопросы повышением эстетического и санитарно-гигиенического уровня при формировании ландшафта дороги, а так же повышению безопасности движения.

Актуальность. Зеленые насаждения вдоль автодорог, создаваемые для защиты дороги от снежных заносов, продуктов ветровой эрозии, а также для других защитных процессов, являются неотъемлемой частью транспортного комплекса. Кроме того, насаждения выполняют важную экологическую роль по охране окружающей среды от загрязнения различными веществами, вносимыми объектами автомобильного транспорта – грузовыми автомобилями, автобусами, легковыми автомобилями, являясь действенным средством регулирования распределения и перераспределения загрязняющих веществ в пространстве.

Изучение состояния защитных полос, их эффективности, является непременным условием для разработки мероприятий по поддержанию и повышению действенности их функций. Рассматривается возможность декоративного озеленения, а также велосипедная инфраструктура, создание велосипедных дорожек, как один из возможных вариантов снижения транспортного потока.

Постановка проблемы. Насаждения вдоль дорог в зеленой зоне города относятся к насаждениям общего пользования, хотя в некоторой мере могут считаться и служебными. Сочетание озеленения трассы с окружающим ландшафтом - основное требование ее декоративного оформления. Наряду с повышением эстетического и санитарно-гигиенического уровня при формировании ландшафта дороги надо обеспечить ее эффективное использование, высокую безопасность движения.

Зеленое строительство города в существующих условиях должно базироваться на системе приоритетов, в первую очередь, социально-экологических. Эффективное решение проблем озеленения сегодня невозможно без долгосрочной программы и без целенаправленного развития современной инфраструктуры зеленого хозяйства.

Также зеленые насаждения выполняют защитные функции, но только в тех случаях, когда их полосы, образующие аллеи и бульвары, достаточно широки, размещены вблизи фронта застройки и состоят из газоустойчивых пород деревьев и кустарников. Декоративное озеленение должно преследовать цель усиления связи автомобильной дороги с окружающей природной средой и включать не только посадку новых деревьев, но и сохранение в придорожной полосе существующей растительности.

Основная часть. Сейчас, к сожалению, уделяется малое внимание такой проблеме, как озеленение магистралей, а также придорожных зон. В статье рассмотрены особенности озеленения, концепция зеленого строительства, декоративного озеленения, а также актуальность и возможность внедрения и улучшения велосипедной инфраструктуры

Озеленение дорог.

Защитные полосы вдоль автомобильных дорог предназначены для защиты от снежных и песчаных заносов, селей, лавин, оползней, обвалов, ветровой и водной эрозии прилегающих к дорогам земель, снижения уровня шума, выполнения санитарно-гигиенических и эстетических функций, ограждения движущихся транспортных средств от неблагоприятных аэродинамических воздействий.

Асфальтобетонные покрытия дорог сильно нагреваются и медленно остывают, длительное время, поддерживая высокую температуру окружающего воздуха. Деревья нагреваются незначительно, так как часть солнечной радиации отражает поверхность крон. Ослабляя летнюю жару, зеленые насаждения одновременно увеличивают относительную влажность воздуха, примерно на 15-30 %. Такой воздух более пригоден для дыхания людей, а увеличение влажности воспринимается как понижение температуры воздуха.[1]

Зеленые насаждения дорог выполняют различные функции, и при выборе их типа учитывается несколько факторов. Специфика озеленения дорог заключается в противоречивости влияния насаждений на состояние дороги и безопасность движения. Поэтому при проектировании обязательно учитывают все особенности каждого типа посадок в данных конкретных условиях.

Концепция зеленого строительства города в существующих условиях должна базироваться на четкой системе приоритетов, в первую очередь, конечно, социально-экологических. Зеленые насаждения создаются на многие десятки лет, так же, как здания, но в отличие от зданий они претерпевают естественные изменения в течение своей жизни, тем более под воздействием агрессивной среды на магистралях. Эти изменения в значительной степени зависят от начальных условий — качества высаживаемого материала, ассортимента, планировочных решений, условий содержания и т. д. Уже на стадии планирования и проектирования зеленых насаждений необходимо предвидеть возможные варианты развития событий. Ориентация в этих вопросах лишь на нынешнюю ситуацию не перспективна. Поэтому эффективное решение проблем зеленого строительства сегодня невозможно без долгосрочной программы и без целенаправленного развития современной инфраструктуры зеленого хозяйства.[2]

Исходя из условий безопасности движения для «обеспечения видимости и зрительного ориентирования водителей посадки сгущаются с внешней стороны кривых и сильно разрежаются или вовсе не производятся — с внутренней. На залесенных участках устраивается срезка для обеспечения видимости. При обсадке дорог пирамидальными деревьями (тополями, кипарисами) возникает так называемый «зебра»-эффект —мелькание теней на дороге в вечерние и утренние часы. При солнечном освещении они создают теневые полосы, утомляющие водителя. По данным А. П. Усова неприятное ощущение создается при расстоянии между деревьями 2-3 м и скорости движения 80-100 км/ч, что обусловливает частоту мелькания 10-15 с-1. То же наблюдается и на дорогах, проложенных через высокоствольный лес. В таких случаях между деревьями подсаживают густой кустарник [3]

В условиях автомобильного движения средней интенсивности (500 авт/ч) полосы озеленения удовлетворительно очищали воздух у зданий на этой магистрали. Теперь же, при интенсивности движения в 1000 и более авт/ч, деревья на аллеях перестали служить надежной защитой зданиям, уровень загазованности на отдельных участках аллеи стал превышать допустимый санитарными нормами. [4]

Необходимо подчеркнуть, что эти защитные функции озеленение может выполнить только в тех случаях, когда полосы их, образующие аллеи и бульвары, достаточно широки, размещены вблизи фронта застройки и состоят из газоустойчивых пород деревьев и кустарников. Состав наиболее эффективных древесных пород можно установить с учетом природно-климатических районов строительства. Тот пли иной вид посадочного материала и характер озеленения выбирают также с учетом ширины проезжей части, тротуаров, размещения подземных инженерных коммуникация и этажность застройки магистрали.

Рассматривая территорию Днепропетровска тяжело найти такую часть проезжей части, где были бы соблюдены все нормы по отношению к зеленым насаждениям, так как преимущественно (только разве что за исключением проспекта Карла Маркса и частично набережной Ленина) можно наблюдать просто зацементированную проезжую часть и прилегающий к ней тротуар. Вследствие такого не соблюдения правил и норм «зеленого строительства» в придорожных участках улиц можно наблюдать сильную загазованность территории. Ярким примером не соответствия и явным нарушением нормативов есть проспект имени «Газеты Правда». Здесь на восьми полосной магистральной улице практически нет никаких зеленых насаждений, более того, перед реконструкций данной дороги были даже вырублены деревья.

Для архитектурно-художественного оформления транспортного сооружения используют декоративное озеленение, которое предназначено для усиления гармонизации объекта с окружающей природной средой. Декоративное озеленение включает в себя не только посадку новых деревьев и кустарников, но и сохранение в период строительства на придорожной полосе существующей растительности, дополнение ее новыми посадками, органически соответствующими окружающему ландшафту и маскирующими непривлекательные места. Кроме того, они могут выполнять регулирующую роль в движении транспортных средств.[5]

Примерами образования сильных и художественных контрастов может служить: сочетание посадок березы (светло-зеленая листва, ажурная крона, белоствольность) с елью (темно-зеленая плотная крона с резко выделяющейся конической формой); сочетание посадок с шарообразной или яйцевидной формой кроны с деревьями, обладающими пирамидальной формой кроны.

Для декоративного эффекта и свободного развития крон в зависимости от величины высаживаемых деревьев расстояния между деревьями и рядах принимаются от 5 до 20 м. При посадке молодых саженцев для получения скорейшего декоративного эффекта принимают наименьшее расстояние между деревьями в рядах (в 2-4 раза меньше максимального).

При подъездах к крупным населенным пунктам и в других местах проектируют цветочное оформление в виде рабаток (грядок или полосок), клумб и свободных цветочных пятен, а также участков цветущего газона. При этом отдается предпочтение многолетним и неприхотливым цветам, не требующим систематического ухода.

Недопустим один и тот же характер декоративного озеленения на большой протяженности автомобильной дороги. Декоративное озеленение сменяется обоснованно в архитектурном отношении и привязывается к элементам трассы. Частая смена декоративного озеленения также недопустима, так как это создает пестроту в оформлении дороги и при быстром передвижении не дает нужного впечатления. Характер озеленения должен меняться не чаще чем через 2-3 км и не реже чем через 10 км. [6]

Заключение. Таким образом, зеленые насаждения имеют огромное значение в жизни человека. Зеленые насаждения поглощают пыль и токсичные газы. Они участвуют в образовании гумуса почвы, обеспечивающего ее плодородие. Формирование газового состава атмосферного воздуха находится в прямой зависимости от растительного мира. Растения усваивают солнечную энергию и создают из минеральных веществ почвы и воды в процессе фотосинтеза углеводы и другие органические вещества. Без растительного мира жизнь человека и животного мира невозможна.

Растения не только выполняют свою биологическую и экологическую функцию, но их разнообразие и красочность всегда «радует глаз» человека.

Дороги, обсаженные деревьями, стали характерной особенностью национальных ландшафтов. При трассировке автомагистралей и районах размещения объектов массового отдыха предъявляются особые требования к окружающей среде, поэтому учитываются придорожная полоса распространения загазованности от автотранспорта и придорожная зона транспортного шумового фона.

Растения не только производят кислород - они играют важную роль в очистке воздуха от твердых частиц, которые осаждаются на листьях под действием силы тяжести, ветра и атмосферных осадков. В течение вегетационного периода содержание осевших на листьях частиц алюминия, железа, марганца и свинца у дорог весной и летом увеличивается, а затем под действием ветра и осадков снижается, переходя в почву.

Так же как и любой строительный материал, «зеленый материал» обладает собственными неповторимыми качествами. Форма кроны, высота ствола, окраска листвы и коры, плотность кроны - вес эти характеристики прямо связаны с декоративными свойствами зеленых насаждений и влияют на их подбор при архитектурно-ландшафтной организации. Эти особенности сказываются на композиционных построениях групп озеленения. Предпочтительны группы с контрастными визуальными свойствами деревьев и кустарников: по высоте, форме кроны, окраске и т. д. Наиболее простой способ - применение смешанных групп с хвойными и лиственными породами, которые сами по себе обладают контрастными внешними признаками. Включение в группы вечнозеленых растений обогащает их восприятие в зимнее время года.

Литература:

1. Сардаров А.С. Архитектура автомобильных дорог. / Сардаров А.С. –[2-е изд., перераб. И доп.] –М.: Транспорт, 1993. – 272 с.

2. Озеленение магистральных улиц в современных экологических условиях: [электронный ресурс]: http://www.poi-nsk.info/ozyelyenyeniye-magistralyey-i-ulic-v-sovryemyennih-ekologichyeskih-usloviyah-moskvi-monitoring-sostoyaniya-problyemi-i-ryeshyeniya/

3. Организация придорожнього озеленения: [электронный ресурс]: http://stroyfirm.ru/articles/autoroads34.html

4. Озеленение транспортных улиц: [электронный ресурс]: http://www.korona-moscow.ru/rastenia135.html

5. Трофименко Ю.В. Экология транспортное сооружение и окружающая среда./ Трофименко Ю.В.- М. : Академия, 2006. -.85с.

6. В.П.Подольский, В.Г. Артюхов, B.C. Турбин, А.Н. Канищев. Автотранспортное загрязнение придорожных территорий /В.П. Подольский, В.Г. Артюхов, B.C. Турбин, А.Н. Канищев. - Воронеж: Изд-во Воронеж:, гос. ун-та,1999. - 264 с.

Просмотров работы: 1290