ИМИТАЦИЯ ПРИРОДЫ: АРТ-ПРИРОДНЫЙ ДИЗАЙН В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ИМИТАЦИЯ ПРИРОДЫ: АРТ-ПРИРОДНЫЙ ДИЗАЙН В ГОРОДСКОЙ СРЕДЕ

Журбенко В.Н. 1, Саньков П.Н. 1, Товстик Т.Н. 1
1Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность. К настоящему времени в ландшафтную архитектуру и городской ландшафтный дизайн все активнее внедряются новые виды образного существования природных форм. В них преобладают черты эфемерности и символьной абстракции, искусственные материалы и современные технологии. Крупный город наполняется различными симулякрами – условными знаками, стилизациями, ложными подобиями, заменителями. В первую очередь, назначение таких объектов – мемориализация природы, информирование, предостережение и напоминание о биологическом начале человека.

Проблема. Очевидна необходимость грамотного применения определенных приемов соорганизации природных и искусственных составляющих города для того, чтобы упростить взаимодействие между ними в системе предметно-пространственно-функциональных и ментальных координат. Введенные в ткань городской застройки природные имитации способны разгружать техногенное визуальное поле, удерживая человека от утомления и способствуя визуально-психологической лояльности к сложившейся антропогенной среде.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – выявить современные тенденции формирования элементов искусственной природы в городе и определить формы существования искусственной природы в городской среде.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – элементы искусственной природы в городской среде.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – формы существования элементов искусственной природы в городе.

ГРАНИЦЫ ИССЛЕДОВАНИЯ связаны с особенностями формирования и применения объектов искусственной природы в городской среде в области ландшафтной реконструкции и природного обустройства городских пространств.

ПРЕДПОСЫЛКИ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ ИСКУССТВЕННОЙ ПРИРОДЫ В ГОРОДЕ

Можно выделить три метафорические модели взаимодействия человека и природы:

Космологическая модель – природа как проводник к божественному, космологический характер природных элементов напрямую зависит от их естественности.

Природная модель – из естественного окружения путем подобия и интерпретации формируется «вторая природа», требующая постоянного поддержания со стороны человека.

Артефактная модель – толкование любого природного объекта по аналогии функции с природной формой. Искусственные и естественные составляющие равноправны и взамодополняют друг друга.

Природные формы в городской среде используют приёмы: выделения, заимствования, преобразования, природной морфоадаптации, замещения, эфемеризации.

Любая искусственная среда города подчиняется базовым принципам: природной референтности, экологичной замены, принципу природоподобия, функциональной наполненности, принцип трансформации и интенсификации городского пространства, принцип необычности и социальной привлекательности.

Природно-интерпретирующие объекты классифицируются в четыре категории по функционально-морфологическим параметрам:

1) объекты, фиксирующие природные параметры;

2) природно-экспериментальные;

3) подражательные;

4) абстрактно-метафорические объекты

Предпосылки эффективности природоимитирующих объектов в городской среде: локальный характер и минимальная нагрузка на участок, открытость и легкость восприятия, трактовки и пользования, «легенда», «символ», «язык», «вызов», «динамика», интерактивность, мультисимуляция органов чувств человека, полифункциональность.

Среди основных функций природо-интерпретирующих объектов можно выделить следующие:

– экологическая – регулирование водотока, очищение и увлажнение воздуха и почвы, укрепление рельефа и т.д., создание благоприятных микроклиматических условий в архитектурном пространстве,

– простраиственно-коммуникационная – композиционное и тематическое зонирование городских пространств, формирование коммуникационных направляющих и ориентиров;

– рекреационная – обеспечение пространствами и устройствами для кратковременного отдыха, ожидания и досуга в местах применения природо-интерпретируюищих объектов;

– инженерная – использование природо-интерпретирующих объектов в качестве декоративных источников освещения, устройств фитомелиорации, шумо– и ветрозащитных экранов, а также в целях маскировки инженерных коммуникаций и т.п.,

– торговая – использование природо-интерпретирующих объектов в формировании торговых зон, а также в качестве устройств павильонной и электронной торговли;

– рекламно-информационная – использование в виде инфopмaциoнныx указателей, витрин и т.п.;

– природо-референтная – трактовка искусственных объектов в качестве образных ссылок не природные формы;

– эстетическая – участие в формировании эстетически привлекательных городских пространств;

– воспитательно-просветительская функция – создание показательных объектов, наглядно раскрывающих проблемы подавления природы урбанизацией (город в целом) и субъективной отвлеченной культурой (отдельный человек)

ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОЙ ПРИРОДЫ В ГОРОДЕ

Три формы искусственной интерпретации природы:

«СВИДЕТЕЛЬСТВО» – связано непосредственно с природными объектами, с их жизнью в городской среде. Констатируется природная ценность конкретного объекта, акцентируется эстетика любых его состояний – от расцвета до разрушения, фиксируются «поэмы» и «трагедии» его взаимодействий с искусственным антагонистичным окружением.

«ПОДРАЖАНИЕ» (ИМИТАЦИЯ). Характерной особенностью является переход к формированию искусственных аналогов (копий) живой природы. Использование естественного материала подразумевает целенаправленное формирование природного артефакта, имитации (сад стеклянных камней в частном владении в Пало Алто; купол здания Сецессиона в Вене, изображающий крону лаврового дерева; проект-инсталляция «Двойники» в проекте реконструкции парка им Милютина в Москве – установленная рядом с живым деревом его зеркальная копия-скульптура из бронзы).

«СОПОСТАВЛЕНИЕ» (АССОЦИАТИВНЫЕ СВЯЗИ) – подразумевает абстрагирование и создание сферы ассоциаций природы с формами искусственной среды. Сами искусственные формы провоцируют переложение их внешних свойств и функций (например, технологичность, безопасность, комфорт и т.п) на природные элементы. Сопоставление предполагает невольное оправдание существования искусственного в природном в виде метафор. Реализация объектов благоустройства в виде образных абстракций дает возможность установить те или иные смысловые связи с природой в городской среде «Сопоставление» подразумевает архетип «Природно-артефактный символ». Так ассоциация природного элемента с артефактом присутствует в инсталляции «Плавающий мост» из цветов на одном из водоемов крепостного рва имения Ханнефельд в Германии, в динамических тенях «Живущей стены» около купола Тысячелетия в Лондоне угадываются очертания рощи деревьев.

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ

1) В настоящее время, параллельно с традиционными подходами в сфере ландшафтного обустройства городской среды, складывается новое направление в современном ландшафтном зодчестве – арт-природный дизайн, в основу которого положена абстактно-символическая компенсация природы в городском ландшафте.

2) Прослежен метафорический характер отношений между природой и человеком и выделены основные уровни антропогенного воздействия на образность природных элементов: выделение ► заимствование ► преобразование ► замещение ► эфемеризация.

3) Определены основные функции природо-интерпретирующих объектов:

а) экологическая;

б) пространственно-коммуникационная;

в) рекреационная;

г) инженерная;

д) торговая;

е) рекламно-информационная;

ж) природо-референтная;

з) эстетическая;

и) воспитательно-просветительская.

4) Предложена функционально-морфологическая классификация природо-интерпретирующих объектов (фиксирующие природные параметры, природно-экспериментальные, подражательные, абстрактно-метафорические) и связанная с их применением типология городских пространств.

5) Представлена концепция искусственной природы (СВИДЕТЕЛЬСТВО ► ПОДРАЖАНИЕ ► СОПОСТАВЛЕНИЕ), в которой выделены наиболее актуальные приемы архитектурно-ландшафтного обустройства городской среды.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Ефимов А.В. Дизайн архитектурной среды: Учеб. для вузов / А.В. Ефимов, Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов, Н.И. Щепетков, А.А. Гаврилина, Н.К. Кудряшев – М.: Архитектура-С, 2005 – 504 с.

  2. Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды: Учеб. пособие – М.: «Архитектура-С», 2009. – 328 с.

  3. Шимко В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Учебник. СПЦ-ПРИНТ, М., 2006. – 384 с.

  4. Шимко В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории. Учебное пособие. СПЦ-ПРИНТ, М., 2003. – 408 с.

  5. Яковлев А. И. Формы существования искусственной природы в городской среде – М.: 2006. – 164 с.

Просмотров работы: 560