Проблема. Очевидна необходимость грамотного применения определенных приемов соорганизации природных и искусственных составляющих города для того, чтобы упростить взаимодействие между ними в системе предметно-пространственно-функциональных и ментальных координат. Введенные в ткань городской застройки природные имитации способны разгружать техногенное визуальное поле, удерживая человека от утомления и способствуя визуально-психологической лояльности к сложившейся антропогенной среде.
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ – выявить современные тенденции формирования элементов искусственной природы в городе и определить формы существования искусственной природы в городской среде.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ – элементы искусственной природы в городской среде.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ – формы существования элементов искусственной природы в городе.
ГРАНИЦЫ ИССЛЕДОВАНИЯ связаны с особенностями формирования и применения объектов искусственной природы в городской среде в области ландшафтной реконструкции и природного обустройства городских пространств.
ПРЕДПОСЫЛКИ К ВОЗНИКНОВЕНИЮ ИСКУССТВЕННОЙ ПРИРОДЫ В ГОРОДЕ
Можно выделить три метафорические модели взаимодействия человека и природы:
Космологическая модель – природа как проводник к божественному, космологический характер природных элементов напрямую зависит от их естественности.
Природная модель – из естественного окружения путем подобия и интерпретации формируется «вторая природа», требующая постоянного поддержания со стороны человека.
Артефактная модель – толкование любого природного объекта по аналогии функции с природной формой. Искусственные и естественные составляющие равноправны и взамодополняют друг друга.
Природные формы в городской среде используют приёмы: выделения, заимствования, преобразования, природной морфоадаптации, замещения, эфемеризации.
Любая искусственная среда города подчиняется базовым принципам: природной референтности, экологичной замены, принципу природоподобия, функциональной наполненности, принцип трансформации и интенсификации городского пространства, принцип необычности и социальной привлекательности.
Природно-интерпретирующие объекты классифицируются в четыре категории по функционально-морфологическим параметрам:
1) объекты, фиксирующие природные параметры;
2) природно-экспериментальные;
3) подражательные;
4) абстрактно-метафорические объекты
Предпосылки эффективности природоимитирующих объектов в городской среде: локальный характер и минимальная нагрузка на участок, открытость и легкость восприятия, трактовки и пользования, «легенда», «символ», «язык», «вызов», «динамика», интерактивность, мультисимуляция органов чувств человека, полифункциональность.
Среди основных функций природо-интерпретирующих объектов можно выделить следующие:
– экологическая – регулирование водотока, очищение и увлажнение воздуха и почвы, укрепление рельефа и т.д., создание благоприятных микроклиматических условий в архитектурном пространстве,
– простраиственно-коммуникационная – композиционное и тематическое зонирование городских пространств, формирование коммуникационных направляющих и ориентиров;
– рекреационная – обеспечение пространствами и устройствами для кратковременного отдыха, ожидания и досуга в местах применения природо-интерпретируюищих объектов;
– инженерная – использование природо-интерпретирующих объектов в качестве декоративных источников освещения, устройств фитомелиорации, шумо– и ветрозащитных экранов, а также в целях маскировки инженерных коммуникаций и т.п.,
– торговая – использование природо-интерпретирующих объектов в формировании торговых зон, а также в качестве устройств павильонной и электронной торговли;
– рекламно-информационная – использование в виде инфopмaциoнныx указателей, витрин и т.п.;
– природо-референтная – трактовка искусственных объектов в качестве образных ссылок не природные формы;
– эстетическая – участие в формировании эстетически привлекательных городских пространств;
– воспитательно-просветительская функция – создание показательных объектов, наглядно раскрывающих проблемы подавления природы урбанизацией (город в целом) и субъективной отвлеченной культурой (отдельный человек)
ФОРМЫ СУЩЕСТВОВАНИЯ ИСКУССТВЕННОЙ ПРИРОДЫ В ГОРОДЕ
Три формы искусственной интерпретации природы:
«СВИДЕТЕЛЬСТВО» – связано непосредственно с природными объектами, с их жизнью в городской среде. Констатируется природная ценность конкретного объекта, акцентируется эстетика любых его состояний – от расцвета до разрушения, фиксируются «поэмы» и «трагедии» его взаимодействий с искусственным антагонистичным окружением.
«ПОДРАЖАНИЕ» (ИМИТАЦИЯ). Характерной особенностью является переход к формированию искусственных аналогов (копий) живой природы. Использование естественного материала подразумевает целенаправленное формирование природного артефакта, имитации (сад стеклянных камней в частном владении в Пало Алто; купол здания Сецессиона в Вене, изображающий крону лаврового дерева; проект-инсталляция «Двойники» в проекте реконструкции парка им Милютина в Москве – установленная рядом с живым деревом его зеркальная копия-скульптура из бронзы).
«СОПОСТАВЛЕНИЕ» (АССОЦИАТИВНЫЕ СВЯЗИ) – подразумевает абстрагирование и создание сферы ассоциаций природы с формами искусственной среды. Сами искусственные формы провоцируют переложение их внешних свойств и функций (например, технологичность, безопасность, комфорт и т.п) на природные элементы. Сопоставление предполагает невольное оправдание существования искусственного в природном в виде метафор. Реализация объектов благоустройства в виде образных абстракций дает возможность установить те или иные смысловые связи с природой в городской среде «Сопоставление» подразумевает архетип «Природно-артефактный символ». Так ассоциация природного элемента с артефактом присутствует в инсталляции «Плавающий мост» из цветов на одном из водоемов крепостного рва имения Ханнефельд в Германии, в динамических тенях «Живущей стены» около купола Тысячелетия в Лондоне угадываются очертания рощи деревьев.
ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ
1) В настоящее время, параллельно с традиционными подходами в сфере ландшафтного обустройства городской среды, складывается новое направление в современном ландшафтном зодчестве – арт-природный дизайн, в основу которого положена абстактно-символическая компенсация природы в городском ландшафте.
2) Прослежен метафорический характер отношений между природой и человеком и выделены основные уровни антропогенного воздействия на образность природных элементов: выделение ► заимствование ► преобразование ► замещение ► эфемеризация.
3) Определены основные функции природо-интерпретирующих объектов:
а) экологическая;
б) пространственно-коммуникационная;
в) рекреационная;
г) инженерная;
д) торговая;
е) рекламно-информационная;
ж) природо-референтная;
з) эстетическая;
и) воспитательно-просветительская.
4) Предложена функционально-морфологическая классификация природо-интерпретирующих объектов (фиксирующие природные параметры, природно-экспериментальные, подражательные, абстрактно-метафорические) и связанная с их применением типология городских пространств.
5) Представлена концепция искусственной природы (СВИДЕТЕЛЬСТВО ► ПОДРАЖАНИЕ ► СОПОСТАВЛЕНИЕ), в которой выделены наиболее актуальные приемы архитектурно-ландшафтного обустройства городской среды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Ефимов А.В. Дизайн архитектурной среды: Учеб. для вузов / А.В. Ефимов, Г.Б. Минервин, А.П. Ермолаев, В.Т. Шимко, А.В. Ефимов, Н.И. Щепетков, А.А. Гаврилина, Н.К. Кудряшев – М.: Архитектура-С, 2005 – 504 с.
Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды: Учеб. пособие – М.: «Архитектура-С», 2009. – 328 с.
Шимко В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование городской среды. Учебник. СПЦ-ПРИНТ, М., 2006. – 384 с.
Шимко В. Т. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Основы теории. Учебное пособие. СПЦ-ПРИНТ, М., 2003. – 408 с.
Яковлев А. И. Формы существования искусственной природы в городской среде – М.: 2006. – 164 с.