ВИЗУАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ВИЗУАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ГОРОДСКИХ ПРОСТРАНСТВ

Журбенко В.Н. 1, Саньков П.Н. 1, Товстик Т.Н. 1
1Приднепровская государственная академия строительства и архитектуры
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность. Всемирный форум в Рио-де-Жанейро 1992 г., в котором приняло участие 179 государств, стал точкой, подверждающей осмысление человечеством Земли глобальных экологических проблем, угрожающих всем ее жителям. По его итогам были приняты следующие документы:
  1. Декларация по окружающей среде и развитию;

  2. Повестка дня на XXI век;

  3. Заявление о принципах сохранения лесов;

  4. Конвенция ООН об изменениях климата и о биологическом разнообразии.

Несмотря на то, что главной темой форма стало влияние на наше окружение человеческого фактора, проблема визуальной среды затронута в ней не была. В итоге на данный момент отсутствуют какие-либо нормативные документы, регламентирующие формирование визуальной среды и допустимые отклонения, в частности, по размеру гомогенных и агрессивных визуальных полей. Это вступает в противореие с тем фактом, что доказано их негативное влияние на психическое здоровье человека.

Проблема. За последние 60 лет всеобщая урбанизация, отторгшая человека от естественной визуальной среды, поставила проблему видеоэкологии на первый план. Отрыв от здоровой визуальной среды произошел во многом благодаря массовому применению индустриальных конструкций и изделий для градостроительства. Городская среда была радикальным образом искажена: в строениях преобладает статика, прямые линии и углы, преобладают однородные плоскости, лишенные декора, темно-серого цвета.

Изменение образа жизни и характера труда горожан также оказало влияние на визуальные качества и окружения. Большая часть процессов происходит в замкнутых помещениях: школах, инститах, офисах, цехах фабрик. Интерьеры их оформляются материалами, текстурой, блеском и цветовой гаммой резко отличающимися от природных: линолеумом, кафелем, глянцевыми пленками, пластиком, стеклом, сетками, решетками, гофрированными алюминиевыми стендами и др. Частные жилые квартиры оформляются теми же материалами. Как итог, человек оказывается в неблагоприятной визуальной среде. Телевизор и компьютеры еще более обострили видеоэкологическую проблему: зрительный ряд на экранах обычно не соответствуют нормам зрения. Кроме частоты развертки строк, кдров, цветовой гаммы – с экрана на человека воздействуют те же, что и в реальной среде, вставки в виде решеток, прямые углы, однородные поля.

К числу факторов постоянно изменяющейся вокруг человека визуальной среды относится и работа современной осветительной техники: ламп дневного всета, лазерных источников, светодиодов. Для киноконцертных залов и театров осветительная техника стала не менее важна, нежели звуковая. Также осветительная техника стала неотъемлемой частью городского интерьера с рекламными табло с бегущей строкой и быстро сменяющимися кадрами. В конечном итоге все эти факторы повышают нагрузку на нервную систему.

Существенно влияют на визуальное окружение современного человека и большое количество разнообразных транспортных средств. Зрение водителя подвергается дополнительной зрительной нагрузке при попытке охватить взглядом перемещающиеся объекты, мелькающие деревья, дома, дорожные знаки, сигнальные огни. Аналогичную картину наблюдает пассажир автобуса, троллейбуса, поезда, самолета или корабля. В силу большей подвижности современных людей, и их поле зрения вторгается все больше перемещающихся объектов. С перемещающимися объектами человеку приходится иметь дело на производстве. Также на протяжении не менее 8-ми часов рабочего дня его окружение характеризуется однообразностью. Все эти примеры доуказывают, что повсеместное изменение визуальной срезы оказывает прямое влияние на качество нашей жизни.

Цель. Изучение основ видеоэкологии и выработка рекомендаций по устранению негативных визуальных полей в городском интерьере средствами архитектурного проектирования.

Объект исследования. Негативные визуальные поля в гороской среде, их виды, причины возникновения и способы нейтрализации.

Задания работы. Предоставить дизайнерам архитектурной среды, архитекторам, градостроителям, экологам материалы, на основе которых они смогут грамотно решить проблемы современной видеоэкологии при строительстве и реконструкции.

Основная часть.

Важная роль видимой среды в жизни и повереднии людей известна с глубокой древности. Оптимизм и энергичность жителей Средиземноморья и других благоприятных климатических зон Земли в значительной степени связаны с комфортным визуальным полем. Однако визуальное поле большинства современных городов чаще всего не соответствует природным ожиданиям человека, вызывает утомление зрительных органов. Объясняется это специфической цветовой гаммой и характерным для арихектуры эпохи модернизма набором формообразующих элементов – и, особенно, отказом от «излишеств в аритектуре», мотивируя это рационалистическими и экономическими факторами. Год от года атропогенная городская среда все более нарушает естественные экологические формообразования, отторгая человека из среды, где был сформирован его биологический вид. Применяемые в строительстве и отделке материалы все более чужды природным. Штучная визуальная среда негативно влияет как на здоровье горожан, так и на их социальные взаимодействия. За 250 лет, прошедших со времен начала Промышленной революции, мегаполисы достигли пределов «некрасивости», что потребовало изучение новой для человека области – видеоэкологии.

Видеоэкология («видео» - все, что мы видим с помощью органа зрения, «экология» - как наука об аспектах взаимоотношений человека с окружающей средой) – область знаний о взаимоотношениях человека с окружающей его видимой средой. Темин введен в 1989 г. доктором биологических наук Филиным В.А.

Видеоэкология рассматривает и анализирует как экологический фактор окружающую визуальную среду, которая все больше отличается от природной и противоречит законам нормального зрительного восприятия человека. Современный горожанин смотрит на объекты, требующие пристального внимания. Это ведѐт к серьѐзному ухудшению зрения, так как постоянная возрастающая нагрузка опасна для физиологических возможностей человека.

Теоретическую основу видеоэкологии представляет концепция об автоматии саккад. Глаз является самым активным из органов чувств, который никогда не стоит на одном месте. Посмотрев в глаза собеседнику, в этом можно легко убедиться. Движение глазного яблока бывает медленное и быстрое. Последнее в литературе получило название саккады (от французского слова «хлопок паруса»). Это непроизвольное и частое перемещение взгляда — приблизительно два и более в секунду. Таким образом, происходит сканирование окружающего пространства. Термин «автоматия саккад» следует рассматривать как ритмичность чередования саккад, которая определяется тремя факторами: интервалом, их ориентацией и амплитудой. Изменение этих ритмов ведет к нарушению работы глаза и мировосприятия в целом.

Неблагоприятную визуальную среду разделяют на гомогенную и агрессивную.

Гомогенной считается видимая среда, где зримые элементы либо отсутствуют совсем, либо их количество очень мало. К характерным особенностям такой среды относятся глухие заборы и ограждения, голые стены из стекла и бетона, безликие торцы зданий, где глазу не за что «зацепиться», переходы и монотонные асфальтированные покрытия. Сейчас большинство архитекторов, строителей, инженеров создает здания и сооружения с гомогенными полями. Одним из ведущих направлений в формировании облика наших городов во второй половине XX века становится крупнопанельное строительство. Благодаря этому решалась проблема жилья, но все больше усугублялась проблема по созданию благоприятной визуальной среды.

Примером гомогенной среды может послужить стекло, так широко и часто используемое сегодня в строительстве. Гигантское здание, полностью выполненное из этого материала, отрицательно влияет на зрение. Человек, по мере приближения к нему, оказывается в окружении гомогенных полей, фиксации взгляда на каком-либо элементе не происходит. Само по себе стекло, безусловно, может применяться в качестве строительного материала, но увлечение большими стеклянными поверхностями наносит вред облику города. Утверждение по поводу получения интересного эффекта в городской среде от отражения объектов (деревьев, облаков и т.д.) на фасадах зданий, облицованных стеклом, не совсем верно ввиду местных климатических особенностей, т.к. при пасмурной погоде большая часть поверхности остается гладкой, зеленоватой, однородной.

В современной градостроительной практике при многоэтажной застройке увеличиваются разрывы между зданиями, что приводит к созданию незамкнутых внутриквартальных пространств, оторванных друг от друга. В подобной среде отсутствуют камерные интимные пространства, где человек чувствует себя защищенным. С позиций видеоэкологии такую среду также можно отнести к гомогенным полям, т.к. в ней отсутствует достаточное количество элементов для фиксации взгляда. В подобной среде у человека увеличивается нагрузка на зрение, т.к. после очередной саккады нет детали для осуществления фиксации, что ведет к увеличению амплитуды саккадических движений глаз. Длительное пребывание в подобной среде ведет к ощущению дискомфорта. Гомогенная среда вынуждает рассматривать предметы с большей тщательностью, т.к. при попадании в поле зрения гомогенной поверхности в мозг поступает недостаточно информации, что вызывает определенный психологический дискомфорт.

Даже такой прием, как внесение цветовых деталей на плоские торцы зданий, должен сопровождаться организацией их в предметные формы и линии, т.к. цвет без контуров и ориентиров приближает среду к гомогенной.

Таким образом, можно утверждать, что важнейшее значение имеет декор, то есть наличие зрительных элементов, способствующих улучшению вида зданий и делающих его «более красивым». Но пострадала не только эстетическая сторона — подверглись атаке фундаментальные процессы зрения. А это значит, что нельзя использовать большие панели, ДСП, одинаковую окраску и однотонные пленки, нельзя остеклять огромные поверхности зданий во всех климатических зонах, так как это ведет к гомогенизации видимой среды. Люди становятся жертвой собственного творчества.

Вторым типом негативной визуальной среды является агрессивная среда — это видимое поле, которое состоит из большого количества одинаково расположенных визуальных элементов. Термин «агрессивное поле» повторяет название картины художника Т. Юккера, где несколько тысяч гвоздей вбиты на половину свой длины в плоскость полотна размером 1,5 х 2 м на расстоянии 15 мм друг от друга. На этой картине, согласно законам физиологии, человек в результате неосознанных движений глаз видит только шляпки гвоздей. Подобная плотность расположения абсолютно идентичных объектов превращается для глаз в негативный фактор.

Гомогенные поля воспринимаются глазом легче, чем агрессивные. Из экспериментальных тестов было выяснено, что т.н. тест «прожектор», состоящий из концентрических окружностей, агрессивней чем «ткань в горошек» при положительном контрасте (черный на белом). При частом расположении однородных элементов условия для фиксации взгляда усложняются, при редком расположении фиксация осуществляется проще. Испытуемые, с тем чтобы снизить напряжение глаз, нередко образуют мнимые квадраты, например из 8-ми горошин вокруг одной центральной

Рисунок 1. Образцы агрессивных видимых полей и их сочетания: а – «тельняшка» б – «ткань в горошек» в – «прожектор»

Автоматия саккад не может нормально работать, если человек встречается с агрессивным полем, а ведь объекты современного строительства, чаще всего, создают в городах агрессивную видимую среду. Ярким примером служит любое многоэтажное здание, на большой поверхности стены которого рассредоточено множество окон. При взгляде на такие плоскости начинает рябить в глазах. Из-за этого человек не может понять, на какое окно он смотрел до саккады, и на какое окно он смотрит после завершения саккады. Происходит нарушение главной функции зрения — предоставлять данные о том, куда смотрят глаза, и что они видят. В естественной среде человек не сталкивается с такой проблемой, он точно знает, на какой объект смотрит, знает примерный размер и расстояние до него. То есть человек адекватно воспринимает окружающую природную среду. При рассматривании богато украшенных зданий (часто это архитектура довоенного времени) после каждой саккады в мозг идет новое изображение. Следовательно, «архитектурные излишества» — важные, необходимые и уместные функциональные элементы, без которых глаз не может полноценно работать .

При мобилизации внимания для поиска детали подавляется автоматия саккад. При высокой плотности одних и тех же элементов глаз физически не может справиться с задачей фиксации одного элемента. В архитектуре агрессивная среда угадывается в организации многооконных фасадов панельных жилых домов. Человек не может точно определить, какое окно он зафиксировал до саккады, а какое после нее. Нарушается основная функция зрения — определение направления, куда смотрят глаза, и того, что они видят. Благодаря автоматии саккад взгляд переносится с одного окна на другое через 0,5—1,0 с. При этом после каждой саккады в мозг идет одна и та же информация: назойливый повтор — «окно», «окно», «окно». Какие-либо акценты отсутствуют, а фиксировать одно окно среди большого их количества глаз физически не может. Аналогична реакция на здания с вертикальным рустом (трудно определить, на какой руст человек смотрит). При большом количестве одинаковых объектов в поле зрения (горошины на ткани, полоски на «тельняшке», концентрические кольца в «прожекторе») человек не может установить, на каком объекте он фиксировал свой взгляд до саккады, а на каком — после. Глаз легко теряет тот объект, который только что фиксировал. При высокой плотности визуальных элементов попытка фиксировать один из них ведет к автоматии саккад. Одновременно наступает стабилизация медленных движений глаз — они стоят, как «вкопанные».

«При формировании ритмических рядов в визуальной среде надо иметь в виду, что область ясного видения сетчатки глаза составляет 2°. Так, черная точка размером 7 мм в диаметре хорошо фиксируется на белом листе бумаги с расстояния 0,8 м. В этом случае она вписывается в область ясного видения. Труднее фиксировать 2 точки такого же размера. Они тоже вписываются в область ясного видения, но в этом случае человек уже не знает, какую точку он фиксирует в конкретный момент. Еще труднее рассмотреть 3 одинаковых объекта, т.к. оба крайних попадают на границы области ясного видения и т.д. Для успешной фиксации два одинаковых элемента должны быть разнесены не менее, чем на 2°, а общее число одинаковых элементов не должно превышать 5. Для того, чтобы не наблюдалось явление монотонности, число однотипных объектов в пейзаже не должно превышать 13. Вероятно, в городских условиях эта цифра должна быть еще меньше — 5-9 одинаковых элементов. Монотонность в пейзаже наблюдается, если однотипные объекты разнесены на 1°—2°. В агрессивном поле число одинаковых элементов доходит до 100 и более.

Оптимальным видимым полем можно считать поле, удовлетворяющее следующим требованиям:

• размер объекта 1°;

• расстояние между объектами 2,5°;

• число однотипных объектов не более 5.

При этом фиксировать по одному объекту из любого ряда легко последовательно, но легче рассматривать ряд разных объектов» [5, с.242].

В агрессивных видеополях мозг страдает от избытка одной и той же повторяющейся информации, вызывающей невольное раздражение и уныние, но проблемы видеоэкологии не исчерпываются изучением гомогенных и агрессивных визуальных полей в городской среде.

В агрессивной и гомогенной среде не могут полноценно работать фундаментальные механизмы зрения: бинокулярный аппарат, конвергенция и дивергенция, автоматия саккад. Это приводит к физиологическим и биологическим расстройствам функционирования зрения и в целом мозга. Более того, агрессивная среда провоцирует агрессивность людей (вернее — это один из компонентов целой системы негативных провоцирующих явлений).

Комфортная визуальная среда — это среда с большим разнообразием элементов в окружающем пространстве. Для нее характерно: наличие разнообразных силуэтов, кривых линий разной толщины и контрастности, острых углов (особенно в верхней части видимой картины) в виде вершин, заострений и т.п., разнообразие цветовой гаммы, сгущение и разрежение видимых элементов и разная их удаленность.

В комфортной визуальной среде все механизмы зрения работают в предпочтительном режиме. Полноценный отдых человека заключается в том, что все автоматийные процессы организма, обеспечивающие основные физиологические функции, работают без насилия, без чрезмерного воздействия со стороны внешних и внутренних факторов. Взаимодействие человека с внешней средой определяется принципом наименьшего принуждения.

Проблемы восприятия среды, поставленные видеоэкологией, решаются в области архитектуры и дизайна с использованием различных приемов колористики, озеленения и благоустройства, созданием камерных городских пространств и т.п. При этом видеоэкологами приветствуется использование широкой цветовой гаммы с яркими цветовыми акцентами деталей в композиционных узлах, деление больших поверхностей на отдельные цветовые участки, исключение больших монотонных поверхностей, насыщение города скульптурой и т.п. средствами. В интерьерных пространствах предлагается использовать красивоцветущие растения — бегонию, примулу, азалию, фуксию и т.п. При формировании изделий промышленного дизайна видеоэкологи рекомендуют обращаться к образцам природного и растительного мира, тем самым удовлетворяя человеческую потребность в метафоризации. Большая освещенность создает хорошие условия для фиксации взгляда после саккады, поэтому видеоэкологи заостряют внимание на хорошей освещенности интерьеров.

Отсутствие в области видеоэкологии регламентов и нормативов частично восполняется работой экологического Совета, который осуществляет независимые экспертизы проектов рекламных щитов и вывесок. В суммарной оценке качества жизни в различных районах города рассматривается показатель комфортности визуальной среды, который назван как «эстетическая привлекательность и визуальный комфорт». Этот показатель фигурирует при экспертной оценке наравне с транспортными, торговыми, экологическими факторами, а также социальным составом и криминальной обстановкой в районе, которые в совокупности определяют качество и стоимость жилья. Кроме того, специалисты по видеоэкологии настаивают на необходимости проведения анализа и составления карты «загрязнения» видимой среды городов.

Считается, что архитектура является отражением времени, которое её породило. Тоталитаризм, отсутствие изыска, прямолинейность и гигантизм выразилось в советской архитектуре, в частности, в сталинском неоклассицизме. В конце XX века произошли кардинальные изменения в жизни людей, поменялась и архитектура, но далеко не все новостройки привлекательны для взора.

Инженеры, проектировщики, архитекторы постоянно ищут нестандартные решения, создают новые стилевые направления. Но в результате поиска «нового слова» в архитектуре агрессивные поля проступают то в однообразных силуэтах, то в больших прямоугольных плоскостях. К сожалению, невыразительность стала одной из основных черт современной архитектуры.

Завершение зданий прямой горизонтальной линией не очень благоприятно для глаз, поскольку взгляду на такой линии не за что «зацепиться». Резкая граница, отделяющая плоскую крышу от неба, ухудшает облик города, нарушает зрительное восприятие. Не зря в старину строили дворцы и терема с нерегулярными очертаниями, состоящими из множества башенок и шпилей, которые создавали поразительный эффект: здание будто растворяется в воздухе. Несомненно, есть объяснения появлению в градостроительстве агрессивной визуальной среды. Одним из них является простая технология ее создания — легко строить из одинаковых элементов, типовых плит или кирпича.

Также существенную роль в создании благоприятной визуальной среды играет колористика. Наиболее удручающими психиатры считают всевозможные оттенки серого, бледно-голубой и тёмно-коричневый цвета. В большом количестве они угнетают, вызывают отвращение и депрессию, негативно воздействуют на психику. В настоящее время в безликие фасады многоэтажных домов, заводских корпусов вносят разнообразие рисунки на стенах, граффити, мозаичные панно, которые обращают на себя внимание, заставляя присматриваться и вглядываться в них.

По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), процессы урбанизации неотвратимо ведут к постоянному росту количества психических заболеваний. По оценке некоторых психиатров, 80 % их пациентов страдают «синдромом большого города», основными признаками которого являются подавленное состояние, агрессивность и психическая неуравновешенность. Социологические исследования показали, что, судя по опросам жителей новых микрорайонов, 72 % из них хотели бы жить в другом месте. Главная причина — противоестественность окружающей среды с изобилием гомогенных и агрессивных полей. Визуальная среда горожан с высоты седьмого этажа отличается от визуальной среды жителей нижних этажей. То есть чем выше этаж, тем меньше видимый из окна пейзаж напоминает природный. Например, с шестнадцатого этажа в поле зрения больше крыш и однотипных «агрессивных» многоэтажных «коробок».

В процессе эволюции человек приспособился к спокойному течению сельской жизни. Бесконечные визуальные раздражители городской среды приводят к «городскому стрессу», представляющему собой «переживание отрицательных, дискомфортных ощущений физиологического и психического характера». Из-за противоестественной визуальной среды число агрессивных раздражающих элементов увеличивается, начиная превосходить индивидуальные возможности человека, что ведёт к возникновению патологических состояний. Гомогенные и агрессивные поля в условиях мегаполиса создают не только психический, но и физический дискомфорт, могут являться одной из причин повсеместного распространения близорукости.

К элементам мощных зрительных раздражителей, помимо архитектурных объектов, также следует отнести транспорт на улицах города, поскольку он, как динамическая нагрузка, оказывает огромное влияние на сенсорные системы. В данном случае агрессивные поля, например, окна вагонов электрички, будут буквально «резать» по глазам горожан. Подобно действуют на зрение движущиеся автомобили, автобусы и троллейбусы. Еще одним элементом агрессивной визуальной среды является многолюдье в городах (оценивается как большое число одинаковых объектов). Толчея на станциях метро, в транспорте, особенно в час пик, это вторжение в личное пространство, в некоторых случаях и угроза безопасности.

Таким образом, у нас достаточно данных о том, что одним из важнейших компонентов жизнедеятельности человека является визуальная среда. В результате её неправильного формирования обязательно возникнут отрицательные последствия, которые могут принять глобальный характер. Современные архитекторы при строительстве новомодных высоток без каких либо украшающих элементов, школ и детских садов в виде коробок должны учитывать не только экономическую сторону проекта, но и воздействие здания на окружающую среду с точки зрения видеоэкологии. Она призвана обеспечить эстетическую привлекательность, комфортное восприятие человеком различных архитектурных сооружений. Видеоэкология как наука имеет перспективы дальнейшего развития и впоследствии станет определяющим критерием при строительстве современных городов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балакина Л.А., Валеева Е.А. Архитектурна среда в контексте видеоэкологии – Казанский медицинский журнал, 2005 . том 86, №4. – С. 343-344.

2. Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды. – М.: Архитектура-с, 2005. – C. 226-245.

3. Филин В.А. Автоматия саккад. – М.:Московский Университет, 2001. – 263 с.

4. Филин В.А. Видеоэкология. Что для глаза хорошо, а что – плохо. – М: Видеоэкология, 2006. – 512 с.

5. Янушкина Ю.В. Визуально-кинестетическая экология публичных пространств современного города. - Вестн. Волгогр. гос. ун-та. Сер. 7, Филос. 2014. № 3 (23) - С. 71–76.

Просмотров работы: 1156