ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА РАЗВИТИЕ ГРУППЫ СТРАН БРИКС - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОЦЕНКА ПОСЛЕДСТВИЙ ПРЯМЫХ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА РАЗВИТИЕ ГРУППЫ СТРАН БРИКС

Забабурина Н.Ю. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной экономике мировые инвестиционные потоки приобретают все большую значимость в отношении вопроса уровня развития той или иной страны. Любое государство, независимо от степени ее экономического развития, заинтересовано в привлечении прямых иностранных инвестиций. Большинство экономистов оценивает прямые иностранные инвестиции для принимающих стран как положительный фактор. Бесспорно, они становятся дополнительным источником капиталовложений в экономику, способствующим росту производительности труда и занятости. ПИИ, как правило, сопровождаются новыми знаниями, технологиями, методами организации бизнес-процессов, способными качественно изменить промышленный капитал и влиться в мировое разделение труда. Но если обраться к мировой практике, прямые иностранные инвестиции способны оказывать не только позитивное, но и негативное влияние на экономическое развитие принимающей страны, являться источником рисков и негативных косвенных эффектов. Причем иногда это негативное влияние существенно превышает позитивное. Такие противоречия в отношении данного вопроса обуславливают важность и актуальность выбранной темы.

В статье мы рассмотрим возможные варианты последствий ПИИ на экономики стран БРИКС. Как известно, БРИКС является аббревиатурой ассоциации пяти основных развивающихся национальных экономик: Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР. Группа была первоначально известна как «БРИК» перед включением Южной Африке в 2010 году. Члены БРИКС – это, как правило, развивающиеся или новые индустриальные страны, отличающиеся своими большими, быстро растущими экономиками и значительным влиянием на региональных и глобальных рынках. Все пять участников БРИКС – члены G-20. Для начала обратимся к статистическим данным ЮНКТАД, для того, чтобы определить и обозначить уровень зарубежного инвестирования в страны БРИКС.

Таблица 1. Прямые иностранные инвестиции стран БРИКС, млн долл. США, 2008–2015 гг.

Страна

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

2015

Бразилия

45058,2

25948,6

83749,0

96152,4

76098,0

53059,7

73085,5

64647,9

Китай

108312,0

95000,0

114734,0

123985,0

121080,0

123911,0

128500,0

135610,0

Индия

47102,4

35633,9

27417,1

36190,5

24195,8

28199,4

34582,1

44208,0

Россия

75855,7

27752,3

31668,0

36867,8

30187,7

53397,1

29151,7

9824,9

ЮАР

9209,2

7502,1

3635,6

4242,9

4558,8

8300,1

5770,6

1772,4

Источник: составлена автором, данные ЮНКТАД// Электронный ресурс. Режим доступа: http://unctad.org/

Исходя из данных таблицы можно сделать вывод, что страны БРИКС пользуются популярностью среди иностранных инвесторов. Они привлекают инвесторов различными факторами и условиями. Прежде всего, эти страны – кладезь мировых трудовых и сырьевых ресурсов. Наряду с общими условиями, повышающими популярность стран БРИКС среди иностранных инвесторов, есть еще одно: международные инвесторы учитывают динамичное экономическое развитие, гарантирующее возврат вложенных средств и стабильную доходность. Безусловно, иностранный капитал оказывает влияние на состояние национальной экономики страны.

Широко распространено мнение о том, что ПИИ положительно сказываются на экономическом развитии страны и служат мощным рычагом на пути укрепления национальной экономики. ПИИ для принимающих стран являются не просто финансовыми потоками, а возможностью повысить качество жизни населения и в целом уровень благосостояния страны. Для стран БРИКС привлечение иностранных инвестиций является одной из наиболее важных и стратегически важных задач. Однако важно отметить, что последствия ПИИ могут носить как положительный, так и отрицательный характер для экономики страны-реципиента.

Существуют две альтернативные концепции, подхода к определению последствий ПИИ на экономику страны: первая делает упор на том, что иностранные инвесторы наращивают капиталовложения в производство, что в условиях конкуренции со стороны местных фирм приводит к увеличению производительности труда. Во второй концепции большое внимание уделяется тому, что ПИИ могут оказывать потенциально разрушительное воздействие, которое некоторые иностранные инвесторы могут оказать на национальные экономики в случае отсутствия конкуренции со стороны местных производителей. Безусловно, обе этих точки зрения имеют право на существование, т. к. обе располагают определенными аргументами в свою защиту (см. рис. 1).

Рис. 1 Два подхода к оценке последствий ПИИ на национальную экономику страны-реципиента

Источник: Сухарева О. И., Юсупова Н. Н. “Компрессор” для экономики — эффекты притока прямых иностранных инвестиций // Банковское дело. — 2013. — № 4. — C. 30–38.

Итак, самое распространенное и популярное мнение в отношении ПИИ заключается в том, что они выступают в роли дополнительного источника капитальных вложений в производственный потенциал страны. Иностранный капитал увеличивает и пополняет собственные источники принимающей страны, тем самым увеличивая ее производственную мощность и способность производить большее количество товаров и услуг. Иностранный инвестор, осуществляя свою деятельность, финансирует деятельность предприятия, что в свою очередь положительно влияет на кредитную сферу страны-реципиента. Это вызывает понижение процентной ставки банковских кредитов и служит еще одним стимулом к внутренним инвестициям. Однако здесь есть и ряд негативных факторов. В основном прямое инвестирование тесно связано с проникновением ТНК в экономику страны. Зачастую ТНК развивают в принимающей стране те отрасли, которые выгодны им, но не те, которые были бы выгоднее стране. Если речь идет о крупной и устойчиво развивающейся компании, то она, на правах монополии, полностью захватывает ту или иную отрасль, злоупотребляя своим положением. Если ТНК производят ПИИ в наиболее привлекательную для них отрасль, туда же будут направленные и многие другие инвестиционные потоки различных местных компаний и внутренних инвесторов. Последствия такой деятельности могут быть непредсказуемыми. Возможно, это может привести к эффекту так называемой «голландской болезни», когда реальный курс национальной валюты укрепляется из-за переизбытка инвестиций в отдельном секторе экономики1. Все это оказывает негативный эффект на экономическое развитие страны.

Поэтому очень важно со стороны принимающей страны грамотно и четко сформулировать соответствующее законодательство, чтобы избежать подобного развития сценария и защитить отечественных производителей. Еще одним следствием осуществления ПИИ является передача эффективных методов управления. В процессе прямого инвестирования управленческий персонал отечественных компаний перенимает опыт иностранных специалистов-управленцев. Прежде чем давать оценку последствиям передачи опыта, следует учесть многие факторы: это и законодательная и налоговая системы страны, ее национально-культурная среда, особенности ее развития, менталитет, образовательный уровень и соответствующее технологическое развитие. Если перенимаемые методы в корне не подходят под условия, сложившиеся в принимающей стране, то результат может быть непредсказуем. В лучшем случае они просто не сработают, а в худшем – нанесут мощнейший урон на существующее производство и разрушат сложившуюся систему. Страна-реципиент может быть просто напросто не готова к серьезным изменениям, что может полностью разрушить институциональную систему, особенно если в этом принимают активное участие ТНК. Так же, в процессе инвестирования происходит передача новых технологий из страны-донора в принимающую страну. Привлечение иностранного капитала, вовлечение дополнительных ресурсов в национальное производство способствует смене типа развития производства в стране-реципиенте. Страны группы БРИКС развиваются по экстенсивному типу развития. После того, как в страну прибывает иностранный капитал и вместе с ним новые передовые технологии и инновации, на смену экстенсивному типу развития приходит интенсивный, когда увеличение объемов производства и наращивание производственных мощностей происходит за счет внедрения технологий высокого уровня. Однако и здесь есть обратная, отрицательная сторона. Вследствие передачи технологий из одной страны в другую может развиться технологическая зависимость от иностранных инвесторов. В принимающей стране пропадает необходимость национального технологического развития и разработок в сфере НИОКР, т.к. у отечественных исследовательских центров пропадает стимул к разработкам и внедрению новых технологий в производство. Чаще всего ТНК, следуя своей стратегии и задачам, всячески способствуют созданию условий оттока умов в пользу страны-донора.

Одним из следствий осуществления ПИИ является создание новых рабочих мест, улучшение условий труда, качества социальной инфраструктуры в стране и влияет на общий уровень благосостояния населения. Со стороны как иностранных, так и местных предприятий наблюдается повышенный спрос на квалифицированную рабочую силу, что в свою очередь оказывает положительное влияние на уровень заработной платы. Конкуренция между работниками в данном случае положительно сказывается на общей картине и оказывает положительный совокупный эффект на качество труда. Однако и здесь есть один очень важный момент. В случае большой разницы между стоимостью квалифицированного труда в стране-реципиенте и стране-доноре, приток ПИИ может привести к увеличению социального неравенства из-за разных уровней заработной платы. Помимо этого, ПИИ оказывают значительное влияние на платежный баланс страны. Говоря о краткосрочной перспективе, можно с уверенностью отметить положительное влияние. Но в долгосрочном периоде возможна явная или скрытая репатриация капитала, а иногда и товарные потоки могут создать вокруг объекта ПИИ серьезные негативные последствия, путем оказания давления на него. Хотелось бы отметить, что если инвестиции осуществляются в отрасль машиностроения, то говорить о положительном влиянии ПИИ на платежный баланс нельзя. Причиной этому служит высокая доля импортных ресурсов и сырья, которые используются при производстве продуктов машиностроения.

Подводя итоги, обратимся к исследованиям воздействия ПИИ на экономику стран-реципиентов, проведенным ведущими учеными ЮНКТАД и ОЭСР, которые определяют положительное влияние ПИИ на экономику принимающей страны только при наличии грамотной политики по привлечению и использованию иностранных инвестиций.При отсутствии такой программы и продуманной инвестиционной политики взаимодействия с прямыми иностранными инвесторами, осуществляющими финансовые вложения в страну, приток ПИИ может крайне негативно повлиять как на международную конкурентоспособность страны, так и на перспективы ее дальнейшего экономического роста.

Список использованных источников

1. Матраева Л.В., Ерохин С.Г. Прямые иностранные инвестиции в современной мировой экономике, - М.: Дашков и К. – 196 с.

2. Матраева Л.В., Филатова Ю.М., Ерохин С.Г. Иностранные инвестиции: учебник - 2014 с. 44.

3. Сухарева О. И., Юсупова Н. Н. “Компрессор” для экономики — эффекты притока прямых иностранных инвестиций // Банковское дело. — 2013. — № 4 — C. 30–38.

4. БРИКС Совместная статистическая публикация. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2015/BRIKS_RUS.pdf

5. Сайт ЮНКТАД// Электронный ресурс. Режим доступа: http://unctad.org/

6. Сайт Международного Валютного Фонда// Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.imf.org/

1 Матраева Л.В., Филатова Ю.М., Ерохин С.Г. Иностранные инвестиции: учебник - 2014 с. 44.

Просмотров работы: 1129