ФИНАНСОВАЯ ИЗОЛЯЦИЯ РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ «ДЛИННЫХ» КРЕДИТНЫХ РЕСУРСОВ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЛИКВИДНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ФИНАНСОВАЯ ИЗОЛЯЦИЯ РОССИИ НА МЕЖДУНАРОДНОМ РЫНКЕ «ДЛИННЫХ» КРЕДИТНЫХ РЕСУРСОВ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЛИКВИДНОСТИ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ

Банникова Л.В. 1
1ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Управление ликвидностью является центральной проблемой деятельности любого банка, от нее зависит платежеспособность, надежность и доходность отдельного банка, и, как следствие, всей банковской системы страны в целом.

Целью данного исследования является теоретическое изучение проблем ликвидности российских коммерческих банков и методов ее поддержания.

Ликвидность коммерческого банка является одной из важнейших обобщенных качественных характеристик деятельности банка. Под ликвидностью понимается способность банка удовлетворять потребность клиентов и кредиторов банка в финансовых ресурсах в течение операционного дня с приемлемым уровнем издержек [3].

Существует ряд внешних и внутренних факторов, влияющих на ликвидность, такие как экономическая и политическая обстановка в стране, эффективность государственного регулирования и контроля, качество управления деятельностью банка, сбалансированность активов и пассивов по суммам и срокам и другие факторы.

В период вхождения России во Всемирную торговую организацию (ВТО) банки получили возможность интегрироваться в международный финансовый рынок. За счет международных заемных средств банки повысили уровень капитализации, и расширили спектр предлагаемых продуктов и услуг. В то же время иностранный капитал начал оказывать давление на внутренние рынки кредитных ресурсов отечественных банков. За счет уровня развития иностранного рынка коммерческие банки России попали в условия жесткой конкурентной борьбы, и получили риск потери своих клиентов за счет появления на рынке более выгодных условий, которые могли предлагаться иностранными банками-конкурентами. Граждане России получили возможность хранить собственные сбережения в иностранных банках, в то время как отечественные банки, помимо дополнительного обеспечения кредитными ресурсами, получили опыт ведения своей деятельности на международной арене.

Согласно данным Минфина РФ, дефицит бюджета в 2016 году составил 3,7% ВВП [5]. Помимо снижающихся цен на нефть и падения на этом фоне рубля, российские госкомпании и банки ощутили на себе кредитную блокаду со стороны международных валютных рынков. На данный момент предоставление российским госкорпорациям новых кредитов приостановлено западными финансовыми организациями, что положительно влияет на внутренний спрос на кредитные ресурсы. Стало невозможным перекредитование действующих финансовых обязательств. Согласно доклада академика С.В. Глазьева долг российских банков и государственных корпораций составил порядка 560 млрд. долларов перед иностранными заемщиками [5]. Данный фактор повлек за собой снижение инвестиционной активности российских банков и госкорпораций.

Замещение внешнего займа целевыми кредитами в таких условиях, подразумевает повышение ликвидности деятельности российских банков. Следует отметить, что экстренные меры Банка России, принятые в 2015 году повлияли не в лучшую сторону на повышение банковской ликвидности. Однако, ввиду принятых мер, банковский сектор получил возможность развиваться в новых условиях, увеличивая банковский резерв.

Одним из способов предотвращения дефолта российской банковской системы в случае одновременного затребования возвращения внешних кредитов является деоффшоризация экономики. Политика Банка России основывается на открытости российского финансового рынка, что приводит к оттоку денежного капитала на внешние рынки и не способствует созданию внутренних источников кредита. Падение производства и снижение инвестиций происходит за счет завышения процентных ставок и ограничения объема кредита. В результате принятия решения Банком России о повышении ключевой ставки сверх уровня средней рентабельности реального сектора экономики произошел фиктивный прирост ВВП, который впоследствии вводит экономику в стагфляционную ловушку и повышает инфляцию. Плавающий курс рубля так же увеличивает риск нестабильности внутренней экономики, из-за увеличения степени влияния негативных внешних факторов. По итогам первой четверти 2015 года было зафиксировано снижение объема выданных кредитов и рост задолженности на 60% [4]. В условиях изменения текущей ситуации изоляции на внешнем рынке кредитных ресурсов помимо роста внутренней задолженности и банкротства, зависимых от внешних источников предприятий, существует риск изоляции России от доступа к новым технологиям. Поэтому, помимо мероприятий по изменению денежно-кредитной политики необходимо, на наш взгляд, направить меры по смещению нагрузки со сферы производства на сферу потребления.

Санкции, направленные в отношение России, были введены зарубежными странами для ослабления действующей власти и раскрутки инфляционной спирали. Данные условия создают неблагоприятный фон для инвестиций в российскую экономику, а также сдерживают темпы модернизации и развития как в экономическом, так и в социальном плане. В данных условиях единственным выходом из сложившейся ситуации является введение мер по повышению ликвидности отечественной банковской системы и внутренней экономики страны в целом. По словам старшего аналитика ИК «Риком-Траст» В.Жуковского введенные санкции повлияли на промахи экономики, которые были известны еще в начале двухтысячных годов и меры по их устранению необходимо было принять именно на тот момент. Однако, следует учитывать, что на тот момент это было невозможно предпринять, так как деятельность была направлена на регулирование внутреннего рынка и прекращение утечки внутренних финансов страны. Поэтому, санкции, введенные зарубежными странами, можно считать толчком к образованию и зарождению нового финансового и экономического механизма страны. В условиях «кредитного эмбарго», на российском рынке устраняются компании, которые полностью зависели от западной экономики. На месте этих компаний происходит зарождение иных организаций с качественно новым подходом, который ориентируется на внутреннюю экономику страны. Возможно, в данных условиях постоянного противостояния и борьбы на фондовом рынке ведение нового бизнеса является проблематичным. В тоже время введение реформ и новых государственных программ дают возможность и поддержку новой форме предпринимательства, учитывая сложившиеся условия.

Посредством инструментария и полномочий Центрального Банка РФ, помимо сдерживания инфляционного темпа и таргетирования инфляции необходимо стимулирование общего роста экономики, создание долгосрочных инвестиционных ресурсов. Посредством ужесточения валютного контроля и регулирования снизиться отток спекулятивного капитала и произойдет стимулирование кредитования реального сектора экономики. На данном этапе происходит переориентация как налоговых взиманий с производителей на потребителей, так и в кредитной сфере происходит ужесточение условий кредитования населения. К сожалению, в данных условиях уровень жизни россиян неуклонно приближается к тенденциям 2007 года, то есть данный показатель падает на 10 лет назад. Но такая тенденция неотъемлемая часть условий для реализации новой финансовой системы.

Для повышения ликвидности отечественной банковской системы в условиях финансовой изоляции необходимо принять ряд мер, касательно внутренней и внешней экономики страны, а именно:

  1. Необходима переориентация на внутренний рынок, для этого создание выгодных условий для кредитования отечественных компаний.

  2. Необходимо принять возможные меры по устранению оффшорных зон или снижения степени их влияния на отечественный рынок. Как мера по реализации данного положения, по нашему мнению, возможно введение законопроекта касательно отражения акций российских компаний в российских регистрах. На данном этапе проводятся активные действия в данном направлении для вывода средств из оффшорной тени. Следует отметить, что существует ряд законопроектов на рассмотрении, которые подразумевают допустимый список оффшорных операций для их отражения в отчетности.

  3. Необходим учет и анализ зарубежных банков на возможность содействия в укрытии финансовых активов. Необходимо принять меры по проверке компаний и банков, которые имеют отношения с банком, попавшим под категорию черного списка.

  4. При рефинансировании коммерческих банков необходимо сделать акцент на рублевое кредитование, а также создать условия для формирования зарубежных рублевых резервов иностранных государств и банков.

  5. Необходимо сделать акцент и принять меры для замещения действующих займов с инвалютных на рублевые.

  6. Реализовать ряд мер для стабилизации банковского сектора и снизить зависимость их деятельности от иностранной валюты.

Для раскрытия потенциальных возможностей российской экономики и банковского сектора необходимо увеличить уровень инвестиционной и инновационной активности, что позволит качественно обновить основной капитал страны.

Главной проблемой банковского сектора до выхода являлась политика количественного ограничения денежного предложения со стороны Центробанка РФ. Вследствие данной политики на текущий момент экономика России имеет ряд особенностей:

  • неразвитость механизмов рефинансирования экономической активности;

  • недостаток «длинных денег» и внутренних источников кредитования инвестиций;

  • сырьевая ориентация экономики страны за счет подчинение экономики внешнему спросу.

Следует отметить, что по уровню доверия предпринимательского сообщества Россия находится на 124 месте согласно Докладу Уполномоченного по защите прав предпринимателей России за 2013-2014 году, подготовленного в соответствии с частью 6 статьи 10 Федерального закона от 07.05.2013г. № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» [6]. Отзыв лицензий у коммерческих банков повлиял на новый всплеск оттока капитала из российской экономики, так как многие участники рынка, юридические лица потеряли свои сбережения, хранившиеся в банке. Данный фактор серьезно подорвал устойчивость валютно-финансовой системы. Одной из основных причин является недомонетизация экономики, которая длительное время работала на износ.

Для качественного изменения банковской системы России считаем необходимым ввести ряд изменений, направленных на:

  1. увеличение инвестиций и занятости на законодательном уровне для создания условий экономического роста;

  2. регулирование денежного предложения посредством установления ставки рефинансирования с проведением денежной эмиссии;

  3. прекращение приема иностранных ценных бумаг, либо иностранных активов в качестве обеспечения кредитов;

  4. увеличение ресурсного потенциала под инвестиционные проекты за счет целевого кредитования;

  5. запрет пересмотра условий кредитования в одностороннем порядке;

  6. использование рублей в международных расчетах;

  7. изменение фиксации котировок обменного курса с доллара на рубли;

  8. расширение системы регулирования финансового рычага за счет небанковских компаний;

  9. снижение отчислений в Фонд обязательных резервов;

  10. увеличение возможностей кредитования банков под залог «нерыночных активов»;

  11. обеспечение прозрачности и автоматизма механизмов оказания финансовой помощи;

  12. разработку методики льготных условий кредитования в новых условиях.

Таким образом, для того, чтобы в современных условиях финансовой изоляции повысить ликвидность банковской системы России необходимо отталкиваться от системы стратегического планирования, которая направлена прежде всего на устранение импортозамещения и снижение зависимости курса рубля от внешних условий. Для этого необходимо создать механизм целевого кредитования существующих и новых производств, а также предоставление гарантий от государства с фиксированной ставкой. На данном этапе необходимо провести стресс-тестирование коммерческих банков для того, чтобы предотвратить их дефолт в текущих условиях.

Приток ликвидности в банковский сектор в начале текущего года, а также сохранение Банком России политики по предоставлению банковскому сектору необходимого объема ликвидности в рамках операций на аукционной основе привели к снижению задолженности кредитных организаций по инструментам постоянного действия, возросшей в декабре 2015 года. Снижение доли этих операций и увеличение доли средств, предоставленных Банком России на аукционной основе, будут способствовать формированию ставок денежного рынка вблизи ключевой ставки Банка России.

Дальнейшая динамика потребности банковского сектора в операциях рефинансирования в 2015 г. будет зависеть от объемов использования средств Резервного фонда для финансирования дефицита федерального бюджета, а также инвестирования средств Фонда национального благосостояния.

Таким образом, на текущий момент ликвидность банковской системы отягощают несколько факторов, а именно зависимость от внешнего финансового рынка, а также теневая экономика. Экстренные меры Центрального Банка РФ с одной стороны послужили серьезным ударом для некоторых банков, с другой стороны очистили рынок от конкуренции нечестных и слабых игроков. В текущих условиях банковская система страны выходит на новый уровень, принимая меры по укреплению внутреннего финансового рынка и повышению ликвидности банковской системы.

Список литературы

  1. Гизятова А.Ш. Кризис может и должен оздоровить компании // Экономический анализ: теория и практика. – М. - № 16 (145), июнь 2009, с. 38-41.

  2. Гизятова А.Ш. Перспективы развития хозяйствующих субъектов в условиях макроэкономического кризиса// Проблемы и перспективы социально-экономической политики и рынка труда России: сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. – Пенза: Приволжский дом знаний, декабрь 2008, с. 37-38.

  3. Епифанов А.О., Маслак Н. Г., Сало И.В. Операции коммерческих банков: Учеб пособие. – М.: Университетская книга, 2014.

  4. Доклад о денежно-кредитной политике. Банк России. Информационно-аналитический сборник. - №2 июнь, 2015. [Электронный ресурс]. URL: http://www.cbr.ru/publ/?PrtId=ddcp

  5. Официальный сайт Информационного агентства РИА. [Электронный ресурс]. URL: http://ria.ru/media/

  6. Официальный сайт Ассоциации российских банков. [Электронный ресурс]. URL: http://www.arb.ru

Просмотров работы: 493