ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС: АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ГОСУДАРСТВ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ) - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ГЛОБАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС: АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ГОСУДАРСТВ (СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ)

Асрян А.А. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Экономике характерно периодическое развитие и экономисты начали исследовать периодичность в развитии экономики с начала XIX века. Несмотря на это, общего мнения относительно периодичности до сих пор нет. Со временем экономисты находят все новые факторы, служащие доказательством колебаний в экономике. В данной работе рассматриваются причины возникновения экономического кризиса и стандартные антикризисные программы. Экономический кризис (от греч. krisis – поворотный пункт): резкое ухудшение экономического состояния страны, проявляющееся в значительном спаде производства, нарушении сложившихся производственных связей, банкротстве предприятий, росте безработицы и в итоге в снижении жизненного уровня, благосостояния населения. Великие мировыми экономическими депрессиями за всю историю были: Экономический кризис 1900-1901гг.,1929-1933гг., 1974-1975гг., 1980-1982гг. и кризис 2008-2009гг., анализ которого рассматривается в данной статье.

Мировой экономический кризис 2008-2009гг.- один из больших финансовых кризисов в мире, который проявился в конце 2008г. и сильно ухудшал основные экономические показатели большинство развитых стран (Америка, страны Западной Европы, Япония).

Кризис объединил домовладельцев и инвесторов. Если при старой системе домовладелец выплачивал кредит каждый месяц и деньги шли местному кредитору, поскольку ипотека выплачивалась десятилетиями, кредиторы были очень осторожны. По новой системе кредиторы продавали ипотечные кредиты инвестиционным банкам, банки объединяли тысячи ипотечных кредитов и прочих кредитов (в том числе автокредиты, студенческие кредиты и долги по кредитным картам), создавая сложные деривативы -так называемые обеспеченные долговые обязательства(ОДО) или CDO. Затем инвестиционные банки продавали ОДО инвестором. Теперь, деньги, выплачиваемые заёмщиками по ипотеке, попали инвесторам по всему миру. А инвестиционные банки платили деньги рейтинговым агентствам за оценку ОДО и многие из них получали рейтинг AAA- наивысшую из существующих инвестиционных оценок. Теперь инвестиционные фонды, которые могли приобретать только ценные бумаги с высоким рейтингом, охотно раскупали ОДО. Это система была бомбой замедленного действия. Кредиторам больше не волновало кредитоспособность заемщика, кредиты становились все более рискованными, инвестиционные банки тоже не волновались-чем больше обязательств продано, тем выше их прибыль. Рейтинговые агентства, которым плотили инвестиционные банки, не несли ответственности за неверную оценку рейтинга обязательств. За время формирования пирамиды комиссия по ценным бумагам и биржам не провела ни одной проверки по деятельности крупных банков. То, что происходило в финансовом секторе, было выгодно всем и поэтому никто не хотел останавливаться. C 2000г по 2003г число ипотечных кредитов возрастала почти в четверо. В начале 2005г резко взросло число наиболее рискованных кредитов- субстандартных кредитов. Когда тысячи субстандартных кредитов составляли отложенные долговые обязательства, они все равно получали рейтинг ААА. А заемщикам продолжали навязывать дорогие субстандартные кредиты, кредиты выдавали даже людям, неспособным их выплатить. Так что продажа домов и цены на недвижимость резко взросли, в результате образовался крупнейший за всю историю. За 10 лет только объём субстандартного кредитования вырос в 30млрд до 600млрд в год, и в этом учувствовали все американские крупные банки и компании. Внутри финансовой системы существовала и другая бомба замедленного действия-AIG-крупнейшая в мире страховая компания продавала огромные объёмы деривативов, иными словами- кредитные дефолтные свопы. Для инвесторов, владеющих ОДО, кредитные дефолтные свопы являлись своего рода страховкой. Все думали, что рынок недвижимости никогда не упадет. Но к 2008г подскочили объёмы отчуждении ипотечного жиля и пищевая цепь секьюритизации рухнула. Кредиторы больше не могли продавать кредиты инвестиционным банкам и поскольку кредиты были невозвратными, десятки кредиторов обанкротились. Рынок ОДО рухнул, инвестиционные банки остались кредитами, облигациями и неликвидной надвижимостью на миллионы долларов. Американский ипотечный пузырь сдулся – пострадала вся мировая экономика. По сути, американские ипотечные компании набрали недобросовестных, малообеспеченных спекулятивных клиентов, а когда долги перестали отдавать, перепродали закладные другим компаниям по всему миру, которые понесли на себе гигантские убытки. К осенью 2008года вся отрасль банковских инвестиции быстро шла ко дню и стабильность мировой системы оказалось под угрозой, министр финансов США Генри Полсон и президент ФРС банка Нью Йорка созвали срочное совещание с руководителями крупнейших банков, пытаясь спасти банк Lehman Brothers. Но Lehman был не одинок, Merrill Lynch, другой крупный инвестиционный банк, также находился на грани банкротства, через день его купил банк Америки. Единственным банком, пожелавшим купить Lehman была британская фирма Barclays, но британское правительство потребовало от США финансовых гарантии, но Полсон не согласился. Ни Lehman, ни федеральное правительство не разработали планы на случаи банкротства. Полсон и его команда не посоветовались с правительствами других стран и не знали последствия применения иностранных законов о банкротстве. Сотрудники Lehman в Лондоне освобождали кабинеты (согласно британскому закону офис-банку следовало немедленно закрыться), хедж-фонды обнаружили, что не имеют доступа к своим активам. И цепочка пошла. В ту же неделю AIG должна была выплатить 13 млрд. держателем кредитных дефолтных swopов. Но денег не было. 17 сентября AIG перешла под контроль правительства и спустя день Полсон попросил у конгресса 700 млрд долларов на поддержку банков. Компания AIG получила деньги из бюджета и на следующий день выплатил 61 млрд. долларов владельцам swopов. В итоге, поддержка AIG обошлась налогоплательщикам более чем 150 млрд. долларов. 4 октября 2008года президент Буш подписал указ о выделении 700 млрд долларов на поддержку банков. Но мировые рынки ценных бумаг продолжали подать. Меры, которые применялись в тот момент, регуляторами были не адекватными и использовались не в интересах стабилизации ситуации, а в отчаянии удержать систему, которая была уже не жизнеспособна. Уровень безработицы в США и Европе быстро вырос на 10 %. Рецессия усиливалась и набирала обороты. Неравенство в американском обществе взросло, а финансовое господство страны ослабло. Такие компании как General Motors, Kreisler и USS, составлявшие ядро американской экономики, неграмотно управлялись, и проигрывали иностранным конкурентам. Кризис быстрыми темпами распространялся по всему миру и ухудшал экономические показали большинство стран мира. Например, Ирландия стала первым членом европейской зоны, которая вошла в рецессию. Как в США, так и в Ирландии наиболее серьезных проблем являлся ситуация на рынке недвижимости и в банковском секторе. Это привело к увеличению безработицы до 12% и снижению ВВП на 13%.

Таким образом, можно обобщить причины возникновения мирового экономического кризиса 2008-2009гг., который начался сначала в США, а потом очень быстро распространяясь, превратился мировой:

  1. Выдача ипотечных кредитов недобросовестным заемщикам.

  2. Облигации, обеспеченные долговыми обязательствами.

  3. Заморозка финансовых отношений.

  4. Соглашение на неисполнение обязательств по кредиту.

  5. Не регулирование правительством деривативов.

  6. Отсутствия контроля в финансовой системе.

  7. Дисбаланс международной торговли и движения капиталов.

  8. Единая цикличность экономического развития.

Анализируя причины кризиса можно сказать что, основа кризиса лежит в финансовых пузырях, образованных операциями с ценными бумагами и ипотечными кредитами в период с 2002г по 2005г.

Формирование антикризисной программы предполагает совмещение мер по минимизации рисков с подготовкой инновационной базы после кризисного раз­вития. Их реализация предполагает глубокое понимание и учет закономерностей циклического развития экономики.

Эффективность антикризисного управления зависит от реализации комплексного системного научного подхода. К наиболее важным направлениям антикризисной политики государства относятся следующие-разработка правовой базы антикризисного управления, разработка механизмов финансовой стабилизации, бюджетно-налоговое регулирование, поддержка реального сектора экономики, совершенствование организационных структур государственного управления, снижение напряженности на рынке труда, социальная защита населения, поддержка внутреннего спроса.

Уникальность кризиса заключалась в том, что в силу высокого уровня глобализации он затронул не одну или две страны, а десятки. В период набирающего масштабы ипотечного кризиса в США уже возникла признаки того, что и другие страны также подвергаются данному процессу. В последствие правительства были вынуждены принимать незамедлительные меры для поддержания национальной экономики. Решающим фактором явилось то, что в условиях глобализации достаточно сложно представить ситуацию, когда возможно применить одинаковый набор мер государственной экономической политики в странах с разным уровнем экономического развития.

Рассмотреть все меры государственного регулирования экономики во время мирового финансового кризиса очень трудно, но можно показать все те меры, которые использовали различные страны, чтобы выйти из этой депрессии.

Во-первых, это спасение банковской системы, кредитно-денежная политика, поддержка реального сектора и поддержка населения.

Реальный сектор включал в себя:

  •  
    • автомобилестроение, «новая» энергетика, энергосбережение и транспорт -например, в Соединенных Штатах Америки, во Франции: в КНР: экспорт, автомобилестроение, транспортная инфраструктура, жилищное строительство, ИТ, АПК;

    • изменение размера налогов (сокращение– в Соединенных Штатах Америки, Германии, КНР, Франции и др.; увеличение- Литва);

    • поддержание малого и среднего бизнеса (Германия, Япония, КНР и др.);

    • создание специальных бюджетных фондов (Франция, Бразилия и др.);

А также в некоторых государствах были осуществлены проекты по содействию рынка труда: программы переобучения и адаптация граждан, потерявших работу (Соединённые Штаты Америки, Канада, Греция, Италия); в Германии государство достигло договоренности с частным сектором о несокращении работников.

Несмотря на это, существуют предпосылки формирования нового мирового финансового кризиса.Как уже говорилось выше, в США за время формирования пирамиды комиссия по ценным бумагам и биржам не провела ни одной проверки по деятельности крупных банков. Рейтинговые агентства, которым плотили инвестиционные банки, не несли ответственности за неверную оценку рейтинга обязательств. Федеральное правительство не контролировало процесс формирования и не разработало планы на случаи банкротства финансовых институтов. То, что происходило в финансовом секторе, было выгодно всем и поэтому никто не хотел останавливаться, тем более они не несли никакой ответственности за свои действия. Люди, разрушавшие собственные компании и загнавшие весь мир в кризис избежали краха и сохранили свои состояния. Уровень их зарплат, компенсации и бонусов не контролировалась государственными органами. Например, пять ведущих руководителей Lehman Brothers получили больше миллиарда долларов в период с 2000 по 2007 г., когда фирма обанкротилась, все деньги остались у них. Сейчас в США банкиры сильны, влиятельны и сосредоточены как никогда прежде. Конкурентов меньше стало, многие мелкие банки поглощены крупными. После кризиса в финансовой индустрии, включая круглый стол по вопросам финансовых услуг как никогда усердно боролись против реформ. В финансовом секторе работает 3000 лоббистов, больше чем 5 человек на каждого члена конгресса. Индустрия финансовых услуг США имеет избыточное политическое влияние. В период с 1998 по 2008г финансовая индустрия потратила более 5 млрд. долларов на лоббирование и взносы на избирательную компанию. А после кризиса они тратят еще больше. Финансовая индустрия применяет свое влияние и более незаметным способом, о котором большинство людей не известно. Она коррумпировала саму экономическую дисциплину. C 80-х учены-экономисты являлись основным защитниками дерегулирования и сыграли значительную роль в формировании политики правительства США. Не многие из экспертов-экономистов предупреждали о кризисе и даже после кризиса многие из них противились реформе.

Существуют конечно и другие причины, более глобальные, которые тоже могут привести к глобальной рецессии: большие государственные долги, военные конфликты, миграционные процессы и валютные войны.

Проблемы, рассматриваемые в данной статье, довольно широкие. К тому же ежедневно в мировой экономике появляется что-то новое, дающее новую информацию для анализа. Следовательно, все темы, затронутые в статье, достойны особенного исследования. Последний экономический кризис показал, что в экономике есть разные нерешённые вопросы, и для государства, и для компаний. Во-первых, нужно современить экономику и создать условия для начала смены модели экономического развития, т.е. уйти от сырьевой экономики и перейти к инновационной экономике, основанные на высоких технологиях и знаниях.

Список литературы

  1.  
    1. Миклашевская Н.А., Холопов А.В. Международная экономика. // Учебник / Под общей ред. А.В. Сидоровича; МГУ им. М. В. Ломоносова. — 2-е изд. — М.: Дело и Сервис, 2000. — 303 с. — («Учебники МГУ им. М.В. Ломоносова»).

    2. «Программа антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год» утв. Правительством РФ 19 июня 2009 г.

    3. Андрюшин С., Кузнецова В. Денежно-кредитная политика центральных банков в условиях глобального финансового кризиса // Вопросы экономики. Июнь 2010. №6. С.69-87.

    4. Деньги, банковский кредит и экономичские циклы / Хесус Уэрта де Сото; пер. с англ. под ред. А. В. Куряева. — Челябинск: Социум, 2008. — с. 663+xiv.

    5. Кудрин А.Л. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Вопросы экономики. 2009. №1. С. 9-27.

    6. Научная электронная библиотека-http://elibrary.ru/defaultx.asp

    7. Островский А. Мировой кризис разбился о китайскую модель [Электронный ресурс] // "Российская газета" - Спецвыпуск "Китай" №5016 (192). http://www.rg.ru/2009/10/13/kriz.html

The global economic crisis, anti-recessionary actions of the states, (comparative analysis)

Asryan Ani Arayikovna

Abstract:It determines the nature of the economic crisis and made a comparative analysis of anti-recessionary programs.

Keywords:economic relations, financial crisis, crisis management, the economic crisis of 2008-2009.

Просмотров работы: 401