ПРОБЛЕМА ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРОБЛЕМА ИННОВАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Кондратова К.С. 1, Олатало О.А. 1
1АСА ДГТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Глобализация мировой экономики, заставляет компании быстро реагировать и адаптироваться к меняющейся внешней среде, создавать собственную индивидуальную инновационную стратегию. В России на сегодняшний день прослеживается существенное отставание в развитии инновационной активности, как в целом в экономике, так и в отдельных отраслях и на отдельных предприятиях.  

Более резко стоит проблема увеличения инновационной активности и возобновления возможностей строительного комплекса. Инновационная деятельность в строительстве дает возможность создавать и применять новые, наиболее эффективные и результативные средства производства

(строительных машин и механизмов, строительных материалов, изделий, конструкций, новых технологий в проектировании строительстве и др.) и содействует благоприятному развитию и формированию государственной экономики в целом [1].

Для более глубокого анализа инновационной активности предприятий строительной отрасли рассмотрим проблему влияния факторов сдерживающих инновационную активность.

Главное воздействие проявляет недостаток серьезного опыта ведения инновационной деятельности в рыночных условиях. Истоки данной проблемы уходят в далекое прошлое и безусловно связаны с ориентацией научно-исследовательских учреждений на осуществление государственных, в главном, военно-промышленных, заказов и неимением прежде всего перспектив с целью независимого внедрения новых продуктов на рынок.

Правительство в явно недостаточной степени осуществляет контроль деятельности государственных заказчиков, уделяет крайне мало внимания практическому использованию результатов НИОКР, финансируемых из федерального бюджета, не гарантируют обеспечение широкого распространения и использования рыночных механизмов для поддержки и развития науки в стране. Доля бюджетных средств непосредственно в инновационных затратах организаций никак не может превысить 5%[4].

Обостряются трудности подготовки и закрепления квалифицированных, грамотных сотрудников в отечественной науке и индустрии. Из-за сравнительно невысокой заработной платы, незначительной, практически не ощутимой поддержки со стороны государства в приобретении научного оснащения и оборудования, молодое поколение ученных вынужденно уходить из науки, специалисты выезжают из страны в иностранные научные лаборатории, совершается таким образом "утечка мозгов" и старение научных, академических сотрудников.

На сегодняшний день главными ограничителями массового внедрения инноваций в жилищном строительстве являются непосредственно организационно-управленческие барьеры. Для их устранения, государство должно правильно расставить акценты в градостроительстве и тем самым задать жилищные стандарты на ближайшие десятилетия.

Существенно понижает динамику внедрения инноваций отнюдь не самое лучшее качество строительных материалов. Нередко они изготавливаются на технологических линиях 60-70х годов. Из-за невысокого качества и технологической неряшливости удельные показатели расхода материалов на квадратный метр площади в нашей стране, к сожалению, крайне высокие [7].

"На данный момент основной враг технологичности, как ни странно, проектировщики", - заявляют отраслевые эксперты. Тогда как именно проектировщики и архитекторы обязаны быть связующим звеном между крупными застройщиками и промышленностью строительных материалов, закладывая в проекты современные материалы и инновационные технологии.

Вследствие этого инновации, время от времени возникающие на строительном рынке, попросту никак не вписываются в уже существующую парадигму.

Выше были выделены основные факторы, сдерживающие внедрение нововведений. С целью активизации инновационной деятельности необходимы разработка и осуществление комплекса мероприятий для нейтрализации влияния сдерживающих факторов.

Государство обязано гарантировать положительный инвестиционный климат, с целью применения внутренних и зарубежных вложений для существенно качественных перемен в инновационной деятельности, содействовать осуществлению проектов реструктуризации компаний, научно-технической модернизации производства, обладать планом стимулирования инновационно-ориентированного предпринимательства, всячески поощрять формирование венчурных фирм, создавать правовую базу. Только лишь таким образом есть возможность достичь ускоренного продвижения инноваций в производство и заметно ощутимого увеличения его конкурентоспособности.

Для осуществления инновационной деятельности необходимо наличие инновационного потенциала предприятия, который характеризуется как комплекс различных ресурсов (интеллектуальных, материальных, финансовых, кадровых, инфраструктурных и др.). От состояния инновационного потенциала зависит выбор той или иной стратегии, который допускается определять, как "меру готовности" осуществить выполнение поставленных целей в области инновационного развития компании.

На предприятии должен быть лидер - новатор, рационализатор, готовый выделить средства и ресурсы на разработку новой продукции, и постоянно заинтересованный в инновациях мотивированный штат сотрудников [3].

Предприятиям следует осуществлять непрерывный мониторинг развития науки и технических новинок, с целью внедрения последних достижений в данных сферах в промышленный процесс и оперативного отказа от используемой устаревшей продукции и технологических этапов изготовления.

Для полной адаптации инновационных решений, как правило необходимы: осуществление маркетинговых исследований по выявлению потребительских предпочтений и изменений на рынке продукции, социологических выборочных опросов сотрудников, разработки индивидуальной политики предприятия на рынке, сегментирование, позиционирование, определение потенциала развития предприятия и выявление, так называемых "узких мест" [5].

Руководство компании должно проявлять повышенный интерес к формированию системы сбора и анализа данных, которая в свою очередь позволяет определить, либо предсказать итог от внедрения нововведений. Грамотно сформированная концепция внутренней и внешней коммуникации может быть своего рода компасом, определяющим и показывающим нужное направление. Формирование подобной системы является компонентом, оказывающим большое влияние на конкурентоспособность компании, так как установить, создать, внедрить и получить прогнозируемый результат можно только обладая четко отлаженными механизмами принятия решений.

При определенных условиях строителям и покупателям жилья придется настраиваться на совершенно новую, инновационную волну. Сильным толчком к такого рода переменам может послужить кризис продаж недвижимости, а кроме того неизбежный (в условиях увеличения объемов строительства) рост цен на основную группу строительных материалов, на сырье для их изготовления, энергоресурсы, а также существенное увеличение расходов на заработную плату и прочих издержек [2].

По мнению многих экспертов, через пять-семь лет в строительной отрасли сможет выжить тот, кто предложит потребителям недвижимости наилучшее качество за разумные деньги. В то же время достичь этой цели без внедрения глобальных инновационных решений и перевода отрасли на новые рельсы практически нереально из-за ее энерго - и капиталоемкости. Будущее за материалами, обладающими наименьшим потреблением при производстве и небольшим расходом в сопоставлении с дорогостоящими и дефицитными цементом, известью, гипсом.

Таким образом, необходимы прежде всего экономические стимулы, поощряющие внедрение энергоэффективных технологий (налоговые льготы, гранты, субсидии и проч.). Рациональное государственное вмешательство несомненно могло бы помочь сломать не только организационно-управленческие и нормативные барьеры, но и имеющиеся стандарты, стереотипы, и предубеждения против инновационных решений в жилищном строительстве, а следовательно - существенно повысить к ним лояльность потребителей [6].

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Кабалина В., Кларк С. Инновации на постсоветских промышленных предприятиях // Вопросы экономики. - 2015. - № 7.

2. Гохберг Л.М. Новая инновационная система для "новой экономики". - М.: ГУ ВШЭ, 2015. –С 236-238.

3. Инновации и экономический рост. - М.: Наука, 2016. - С.178.

4. Мельников О.Н., Шувалов В.Н. Инновационная активность как фактор повышения конкурентоспособности предприятия // Российское предпринимательство. - 2015. - №9.

5. Олатало О.А., Филиппова А.В. Тенденции и проблемы инновационного развития в России // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 10-11. С. 89-91

6. Дойль П. Менеджмент: стратегия и тактика. - СПб.: Питер, 2014 -С 149.

7. Косалс Л. Технологические инновации в России (данные мониторинга на предприятиях ВПК) // Инновации и экономический рост. - М.: Наука, 2016. - С.171-172.

Просмотров работы: 371