ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ С ПОМОЩЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ "ДИРЕКТ-КОСТИНГ" - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ С ПОМОЩЬЮ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗАТРАТАМИ "ДИРЕКТ-КОСТИНГ"

Шкрыль Ю.А. 1, Дьякова О.В. 1
1Донской Государственный Технический Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Каждое предприятие в процессе своей производственной деятельности ориентируется на такие показатели, как объем производства, объем реализации, сумма затрат, номенклатура и ассортимент, производственная мощность. Без наличия достоверной и объективной информации о величине перечисленных показателей деятельность предприятия не будет эффективной, в некоторых случаях может быть убыточной. Информация о перечисленных показателях содержится и может быть получена из производственной программы предприятия.

В современных условиях, когда внешняя среда постоянно изменяется, присутствует большое количество конкурентов, особенно важна роль производственной программы, учитывающей возможности предприятия и условия внешней среды.

Данные производственной программы могут также использоваться для ее оптимизации в будущем или для разработки новой производственной программы. Одним из инструментов оценки эффективности производственной программы является система «Директ-костинг», позволяющая оценить выручку, прибыль, затраты, критический объем, запас финансовой прочности, операционный леверидж при определенном объеме производства.

Зная величину постоянных затрат, включаемых в производство продукции, можно рассчитать также и затраты на содержание управленческого аппарата и оценить эффективность осуществляемого управления [2].

Под производственной программой предприятия понимается план объема производства и реализации продукции по номенклатуре, ассортименту и качеству в натуральном и стоимостном выражении [3]. Производственная программа включает в себя: план производства продукции в натуральном выражении (устанавливает объем выпуска продукции соответствующего качества по номенклатуре и ассортименту в физических единицах измерения); план производства продукции в стоимостном выражении (устанавливает объем выпуска продукции соответствующего качества по номенклатуре и ассортименту в денежных единицах измерения); план реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении (он составляется исходя из заключенных договоров на поставку продукции, включает в себя количество продукции к реализации в натуральном и стоимостном выражении) [3]. Кроме того, на основе данных производственной программы можно рассчитать величину затрат, производственную мощность предприятия.

При разработке производственной программы должны учитываться внутренние особенности и потенциал предприятия, а также факторы внешней среды, влияющие на деятельность предприятия [1]. Кроме того для своей эффективности производственная программа должна обладать следующими признаками: ориентация во времени, количественная определенность, эффективность, научность, взаимодействие с рынком.

Процесс разработки производственной программы состоит из нескольких этапов:

1. Анализ результатов деятельности предприятия в текущем году.

2. Прогноз спроса и предложения.

3. Определение номенклатуры и ассортимента в натуральном выражении.

4. Разработка годовой производственной программы.

5. Технико-экономическое обоснование производственной программы.

Полученная в результате разработки производственной программы информация может корректироваться и оптимизироваться, в этом случае данные производственной программы используются для ее же оптимизации, чаще всего оптимизации подлежат такие показатели, как объем производства, сумма затрат, производственная мощность. Оптимизация и корректировка производственной программы осуществляется в целях повышения эффективности деятельности предприятия.

Для оценки и оптимизации производственной программы может применяться система «Директ-костинг». Сущность системы заключается в разделении затрат на постоянные и переменные, в себестоимость включаются только переменные затраты. Оценка производственной программы на основе «Директ-костинга» включает в себя расчет и сравнение следующих показателей: выручка, затраты, маржинальная прибыль, прибыль, критический объем производства, запас финансовой прочности, операционный леверидж. Все перечисленные показатели позволяют оценить эффективность производственной деятельности предприятия, а, следовательно, и эффективность производственной программы. Кроме того, применение данной системы целесообразно для сравнения текущей производственной программы с используемой ранее или только прогнозируемой путем сравнения значений вышеуказанных показателей.

Полученные результаты сравнения служат основой для принятия таких решений в области формирования производственной программы, как:

1. Какую продукцию стоит производить, а какую следует снять с производства.

2. Объемы производства какой продукции стоит сократить, а какой – увеличить.

3. В каких пропорциях лучше производить текущую продукцию предприятия.

4. Следует ли вносить изменения в текущую производственную программу.

5. Какие номенклатура и ассортимент производимой продукции более целесообразны для производства.

Рассмотрим повышение эффективности производственной программы предприятия с помощью использования элементов системы управления затратами «Директ-костинг» на примере предприятия строительной индустрии Ростовской области по производству тротуарной плитки ООО «Ландшафт». Производственная программа предприятия включает производство трех видов тротуарной плитки. Себестоимость, объемы производства, выручка, цена представлены в таблице 1, при этом накладные постоянные затраты за год составляют 2880 тыс. руб.

Таблица 1 – Текущая производственная программа ООО «Ландшафт»

Продукция

Кол-во, м2

Цена, руб./ м2

Выручка, тыс. руб.

Переменные затраты,

Прямые постоян-ные затраты, тыс. руб.

Общие затраты, тыс. руб.

руб./м2

тыс. руб.

Керамичес-кая плитка

3954

1530

6049,62

1370

5416,98

427,47

5844,45

Виниловая плитка

818

2270

1856,86

1224

1001,23

783,336

1784,566

Гранитная плитка

1453

2820

4097,46

10,65

15,47

312

327,47

Итого

6225

-

12003,94

-

6433,68

1522,806

7956,486

Оценка текущей производственной программы включает в себя оценку финансового состояния предприятия и обоснование целесообразности выпуска производимой продукции.

Оценка финансового состояния предприятия предполагает расчет таких вышеупомянутых показателей, как выручка, прибыль, критический объем производства, запас финансовой прочности, операционный леверидж. Произведем расчет перечисленных показателей.

1. Сумма выручки (В) составляет 12003,94 тыс. руб.

2. Величина прибыли (П) равна 1747,454 тыс.руб.

3. Критический объем производства (Qкр) равен 8238,806 тыс. руб.

4. Запас финансовой прочности (St) составляет 31,37%.

5. Операционный леверидж (OL) равен 3,19%.

Далее необходимо обосновать целесообразность выпуска каждого вида продукции и определить, с точки зрения управления затратами, какой вид продукции наименее прибылен для предприятия, то есть затраты на производство какого вида плитки самые высокие. Для этого необходимо определить суммарные затраты на производство каждого вида тремя способами:

1) одинаково между всеми изделиями;

2) пропорционально выручке каждого изделия к общей выручке;

3) пропорционально переменным затратам.

Результаты распределения затрат представлены в таблице 2.

Таблица 2 – Распределение суммарных затрат по видам продукции

Продукция

Издержки, руб/м2

Цена, руб/м2

Прибыль, руб/м2

переменные

постоянные

общие

1

2

3

4

5

6

1-й способ

Керамическая плитка

1370

614

1984

1530

-454

Виниловая плитка

1224

614

1838

2270

432

Гранитная плитка

10,65

614

624,65

2820

2195,35

2-й способ

Керамическая плитка

1370

487

1857

1530

-327

Виниловая плитка

1224

723

1947

2270

323

Гранитная плитка

10,65

89,79

100,44

2820

2719,56

Окончание таблицы 2

1

2

3

4

5

6

3-й способ

Керамическая плитка

1370

1370*0,59 = 808,3

2178,3

1530

-648,3

Виниловая плитка

1224

1224*0,59 = 722,16

1946,16

2270

323,84

Гранитная плитка

10,65

10,65*0,59 = 6,28

16,93

2820

2803,07

Полученные в результате расчетов данные показывают, что наименее прибыльно, и, даже, убыточно для предприятия производство керамической тротуарной плитки. Данная производственная программа применяется на предприятии в течение длительного времени без корректировки ассортимента продукции, поэтому необходимо рассмотреть возможность включения в производственную программу нового вида тротуарной плитки, который пользуется высоким платежеспособным спросом.

Таким образом, для предприятия целесообразно прекратить производство данного вида плитки, но его снятие с производства не повысить эффективность производственной программы рассматриваемого предприятия, поэтому керамическую плитку необходимо заменить производством другого вида тротуарной плитки.

Принято решение о производстве нового вида продукции – мраморной плитки в объеме, равном 1340 м2, при цене 6200 руб./м2 и переменных затратах 1630 руб./м2. Данная плитка широко применяется для многих отделочных наружных работ, обладает высокой стоимостью, при низком уровне затрат, кроме того, наблюдается высокий платежеспособный спрос на данную продукцию.

Рассмотрим новую производственную программу предприятия (таблица 3.)

Таблица 3 – Откорректированная производственная программа предприятия ООО «Ландшафт»

Наименование

Кол-во, м2

Цена, руб/м2

Переменные затраты, руб/м2

Сумма покрытия, руб/м2

Всего сумма покрытия, тыс.руб.

Виниловая плитка

818

2270

1224

1046

855,6

Гранитная плитка

1453

2820

10,65

2809,35

4081,99

Мраморная плитка

1340

6200

1630

4570

6123,8

Итого маржинальная прибыль за год

11091,39

Постоянные затраты

3822,806

Прибыль нетто, тыс.руб.

7238,58

Величина Основных показателей, рассматриваемых при использовании системы «Директ-костинг» составит:

1. Сумма выручки (В) составляет 14262,32 тыс. руб.

2. Величина прибыли (П) равна 11061,42 тыс.руб.

3. Критический объем производства (Qкр) равен 4901 тыс. руб.

4. Запас финансовой прочности (St) составляет 65,64%.

5. Операционный леверидж (OL) равен 1,52%.

Перейдем к оценке эффективности новой производственной программы путем сравнения основных расчетных показателей существующей и откорректированной производственной программы.

По существующей производственной программе выручка составляла 12003,94 тыс.руб. Оптимизированная производственная программа обеспечивает увеличение выручки на 2258,38 тыс.руб.

По существующей производственной программе прибыль составляла 1747,454 тыс.руб. Оптимизированная производственная программа обеспечивает увеличение прибыли на 9313,97 тыс.руб.

По сравнению с текущей производственной программой критический объем производства снизился с 8238,806 тыс.руб. до 4901 тыс.руб., что является положительным моментом.

По текущей производственной программе запас финансовой прочности составлял 31,37%. Оптимизированная производственная программа обеспечивает запас финансовой прочности 65,64%. Это означает, что организация может снижать объемы производства на 65,64% и оставаться с положительным финансовым результатом (по сравнению с 31,37% в текущем варианте производственной программы).

По существующей производственной программе показатель операционного левериджа составлял 3,19%. Оптимизированная производственная программа обеспечивает уровень операционного левериджа, равный 1,52%. Это означает, что при снижении объема производства на 1% прибыль организации снизится лишь на 1,52%, а не на 1,52%, как при текущем варианте производственной программы.

Очевидно, что откорректированная производственная программа для предприятия более прибыльна, о чем свидетельствует изменение основных показателей, используемых в системе управления затратами «Директ-костинг» в лучшую сторону.

Таким образом, очевидно, что применение системы «Директ-костинг» для оценки производственной программы на этапе ее разработки способствует повышению эффективности производственной программы, так как на основе оценки уровня затрат можно определить эффективность и целесообразность выпуска определенных видов продукции.

Подводя итог, можно сделать вывод, что система «Директ-костинг» играет важную роль в разработке производственной программы предприятия, так как позволяет оценить ее эффективность на основе ключевых показателей деятельности предприятия в процессе ее разработки и внести необходимые коррективы. Применение данных, полученных при использовании системы «Директ-костинг» позволяет принимать целесообразные и обоснованные производственные и управленческие решения.

Список использованных источников:

1. Дьякова О.В. / Анализ факторов, влияющих на эффективность управления строительным предприятием / О.В. Дьякова // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: экономика . – 2012. – №3. – 462 с.

2. Дьякова О.В. / Разработка методики оценки управления строительной организацией / О.В. Дьякова // Транспортное дело России. – 2011. - №3. – 15-17 с.

3. Кушнер А.А. / Производственная программа и ее роль в системе внутрифирменного планирования промышленного предприятия / А.А. Кушнер // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. – 2011. – №2. – 320 с.

9

Просмотров работы: 708