«модуль» (лат. мodulus), одно из значений которого – «функциональный узел»;
«технология» (греч. Tehne – искусство, мастерство и logos – учение, наука) – наука о способах реализации сложного процесса путем разделения его на систему последовательных, взаимосвязанных действий, которые выполняются относительно однозначно и позволяют достичь запланированных результатов обучения.
Таким образом, под модульной технологией можно понимать реализацию процесса обучения путем разделения его на систему «функциональных узлов» - профессионально значимых действий и операций, которые выполняются обучаемыми более или менее однозначно, что позволяет достигать запланированных результатов обучения [2].
Модульное обучение — способ организации учебного процесса на основе блочно-модульного представления учебной информации. Сочетание модулей должно обеспечивать необходимую степень гибкости и свободы в отборе и комплектации требуемого конкретного учебного материала для обучения (и самостоятельного изучения) определенной категории обучающихся и реализации специальных дидактических и профессиональных целей. Сами модули формируются как структурная единица учебного плана по специальности; как организационно-методическая междисциплинарная структура, в виде набора разделов из разных дисциплин, объединяемых по тематическому признаку базой; или как организационно-методическая структурная единица в рамках учебной дисциплины [1].
Дисциплина «Основы пожаро- и взрывобезопасности на спортивных сооружениях» изучается в третьем семестре студентами прикладного бакалавриата направления 43.03.01 Сервис, профиль – «Спортивно-оздоровительный сервис». Согласно утвержденной рабочей программе она разбита на модули (разделы). При этом рассмотренный в настоящей публикации модуль «Законодательство РФ в области пожарной безопасности» изучается первым, поэтому при его освоении важно сформировать у студентов мотивацию изучать курс.
В лекционной части данного модуля были рассмотрены традиционные для такого курса вопросы, касающиеся основ обеспечения пожарной безопасности в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»; Административным регламентом МЧС РФ (Приказ МЧС РФ от 28.06.2012 № 375); Постановлением Правительства РФ от 12.04.2012 № 290 «О государственном пожарном надзоре»; юридической ответственности за нарушения требований пожарной безопасности.
После окончания лекционной части, студентам было предложено просмотреть фильмы:
«Огненные слезы», продолжительность шесть минут; фильм созданГлавным управлением России МЧС по г. Новосибирску (2012).
«Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре», продолжительность 17 минут 20 секунд, фильм создан Главным управлением России МЧС по г.Москве, ООО «Видеостудия «Кварт», (2007).
В заключение работы над материалом модуля для контроля знаний обучающихся использовался тест на основе соответствующей части пожарно-технического минимума, с которым большинство обучающихся успешно справились. В качестве домашнего задания было предложено написать эссе на тему «Моя встреча с пожаром».
По результатам проверки эссе мы можем сделать следующие выводы:
Из всех присутствующих на занятиях только одна студентка пострадала от пожара лично. Вот что она пишет: «… Когда мне было около пяти лет, я впервые столкнулась с пожаром. Я жгла бумагу в туалете и забыла потушить спичку и не успела проконтролировать траекторию падения горящей спички, пол был застелен линолеумом. Он мгновенно загорелся, и первые 20-30 секунд я была в ступоре. Мне пришлось быстрее бежать за водой.Тот случай дал мне важный урок, и я его никогда не забуду…»
Так же нельзя не сказать о тех студентах, которые не пострадали от пожара лично, но столкнулись с ним в реальной жизни. У большинства жертвами пожара стали соседи или жители соседних домов. В основном обитатели старых деревянных зданий. Причины бывали разные: неисправность проводки, поджог, неосторожное обращение с огнем, употребление алкоголя. Вот, что пишет одна из студенток «…За свою жизнь я видела не один пожар, но случай произошедший этим летом поразил меня больше всего. Разразилась сильная гроза, обычно мы сразу выключаем все электрические приборы, но в этот раз, почему то выключили не все, когда гроза усилилась, я выключила компьютер из розетки, через несколько минут раздался щелчок, и из розетки выскочила искра, а чуть позже зазвонил телефон у моего отца - загорелся дом на соседней улице. Дом был старый и деревянный, соседи пытались оборвать провода у дома, пожарная машина была одна и она не справилась, из шланга еле текла вода. Дом спасти не удалось, семья с тремя детьми осталась без крыши над головой. Это страшно и я не кому не пожелаю увидеть это вживую. Следует признать, что во всех случаях, что я видела, люди сами становились причиной своей беды...»
Кроме того необходимо упомянуть о резонансных случаях. Так одна из учащихся поведала о следующем случае: «…учащиеся младших классов пошли в конюшню со спичками и одна спичка упала в солому, из-за того, что конюшни располагались рядом с домами, то пожар начал перекидываться на соседние здания. Данный случай имел общественный резонанс в поселке. После того пожара с учениками школы были проведены лекции по пожарной безопасности…»
В свою очередь были студенты, которые в реальной жизни с пожарами не сталкивались. В своих работах они в основном описывали свои впечатления от просмотренных фильмов: «…сегодня на паре, при просмотре фильма, меня поразил сюжет о сгоревших детях. Не описать словами, насколько это ужасно. Сказать, что при виде этих деток у меня разрывалось сердце, это значит, ничего не сказать. И это был показан только один случай. А сколько таких трагедий происходит по всему миру…».
Таким образом, анализ результатов тестирования показал, что студенты успешно освоили теоретические знания по модулю «Законодательство РФ в области пожарной безопасности», а анализ написанных эссе дает основание утверждать, что у студентов существует положительная мотивация к изучению курса «Основы пожаро- и взрывобезопасности на спортивных сооружениях».
Список источников и литературы
Юцявичене П.А. Принципы модульного обучения / Советская педагогика. 1990. – № 1. – С. 55-60.
Использование модульной технологии обучения на уроках спецдисциплин [Электронный ресурс] URL: http://www.informio.ru/publications/id1676/Ispolzovanie-modulnoi-tehnologii-obuchenija-na-urokah-specdisciplin / (дата обращения 07.11.2016).