РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА" - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ "СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА"

Ахметова Е.И. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социально-экономические преобразования, происходящие во всех сферах человеческой жизни, оказали существенное влияние на всю систему Российского образования, создав реальные предпосылки для ее обновления. В качестве основного фактора обновления профессионального образования выступают запросы развития экономики и социальной сферы, науки, техники, федерального и территориального рынков труда, а также перспективные потребности их развития. Развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые специалисты, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются креативностью, мобильностью, динамизмом и конструктивностью.

В создавшихся условиях основной целью современного высшего профессионального образования должно стать формирование творческих возможностей каждого человека как ресурса, обеспечивающего развитие общества, культуры, науки и производства. Актуальность данной цели высшего образования обусловливается, с одной стороны, возрастанием неопределенности, динамичности и неустойчивости существования и развития человека в современном мире, а с другой - потребностью человека в устойчивости своего личного развития, стремлением к самореализации и самоутверждению.

Фундаментальными исследованиями по проблемам творчества, творческого процесса и способностей занимались учёные как в нашей стране (С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов, Б.Г. Ананьев, Я.А. Пономарёв, В.Н. Дружинин, A.M. Матюшкин, B.C. Юркевич, Д.Б. Богоявленская, М.А. Холодная и др.), так и за рубежом (Д. МакКиннон, Дж. Гилфорд, Э.П. Торренс, К. Тейлор, А. Олах, Дж. Рензулли, Р. Стернберг, Н. Роджерс и др.).

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования показывает, что творчество, креативность, творческий потенциал - сложные, неоднозначные понятия. Будучи важными для человека и человечества, они подвергались углубленному теоретическому анализу на протяжении многих столетий и в силу этого меняли свое содержание, ценностное значение, наполнялись новыми смысловыми оттенками, обогащались и развивались.

В настоящее время спорным остаётся вопрос о том, что можно считать способностью к творчеству или креативностью. Исследователи отмечают, что творческая деятельность предполагает не просто некие общие способности к ней, а разное сочетание специфических способностей.

В самом общем виде понятие креативности включает в себя прошлые, сопутствующие и последующие характеристики процесса, в результате которого человек или группа людей создает что-либо, не существовавшее прежде.

Креативность – (от лат. creatio – созидание) – творческие возможности (способности) человека, которые могут проявиться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом и/или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их созидания. Креативность определяется не столько критическим отношением к новому с точки зрения имеющегося опыта, сколько восприимчивостью к новым идеям. [5, 27-28].

Согласно Е.П. Торренсу, креативность обозначает способность к творчеству в широком смысле слова; способность продуцировать новые идеи и находить нетрадиционные способы решения задач [6].

В.Д. Шадриков [7, 204] рассматривает креативность как совокупность свойств творческого мышления: продуктивность психических процессов (беглость, гибкость мышления, чувствительность к проблемам, оригинальность мышления), интегральные свойства мышления (самостоятельность, глубина, широта мышления) и функциональные свойства мышления (дисциплинированность, технологичность мышления).

Ф.Баррон и Д.Харрингтон, подводя итоги исследований в области креативности за последнее время, сделали следующие обобщения [4]:

• креативность – это способность адаптивно реагировать на необходимость в новых подходах и новых продуктах. Данная способность позволяет также осознать новое в бытии, хотя сам процесс может носить как сознательный, так и бессознательный характер;

• создание нового творческого продукта во многом зависит от личности творца и силы его внутренней мотивации;

• специфическими свойствами креативного процесса, продукта и личности являются их оригинальность, самостоятельность, валидность, адекватность задаче и ещё одно свойство, которое может быть названо пригодностью – эстетической, экологической, оптимальной формой, правильной и оригинальной на данный момент;

Таким образом, в определении креативности (как способность порождать новые идеи, новые комбинации, отказываться от стереотипных способов мышления, выдвигать гипотезы и т.д.) в ее суммарной характеристике подчеркивается способность создавать нечто новое, оригинальное.

В контексте нашей статьи мы рассматриваем креативность как совокупность следующих свойств творческого мышления, которые подлежат развитию: чувствительность к проблемам, оригинальность (наличие собственных путей решения проблемы, обладание юмором, воображением и фантазией), самостоятельность (свойство мышления, которое позволяет ориентироваться в исследуемой области, оценивать имеющийся опыт по проблеме исследования, отстаивать собственное мнение), технологичность (оптимальный выбор приёмов мыслительной деятельности, наличие автоматизированных действий).

Осуществление творческого процесса мышления связано с применением эвристических и творческих приёмов мышления, которые приводят к нахождению решения, к получению какого-либо результата учебной деятельности.

К эвристическим и творческим приёмам мышления относятся следующие: аналогия, ассоциация, дивергенция, мысленное прогнозирование, интуиция, импровизация, моделирование, использование аналогии, эмпатия, выбор альтернатив и другие.

Рассмотрение разнообразных вариантов решения задач и проблем путём выбора альтернатив, комбинирования помогает выйти за пределы известного информационного поля в новые зоны и отыскать оригинальные, многовариантные решения, получить множество сочетаний, характеристик, расширить область поиска решений.

Использование приёмов моделирования и проектирования облегчает процесс получения результатов деятельности и распространение их на другие объекты познания, подобные изученному.

Для развития креативности студентам необходимо владеть определённой группой умений: проективными, эвристическими, исследовательскими и интеллектуальными.

К проективным относятся умения осознавать цель деятельности; планировать этапы предстоящей деятельности и действий; расширять область поиска за счёт обобщения, интеграции знаний; изобретение максимального числа вариантов облика объектов, идей, видов, конструкций; осуществление технологических процедур разработки макетов, моделей, проектов и т.п.

Интеллектуальные умения есть осмысленное, осознанное выполнение специальных умственных и практических действий в творческой учебно-познавательной деятельности и включают в себя следующие: установление логических закономерностей; организацию информации и памяти; способности к наглядным представлениям; вариативные способы решения задач; умение задавать вопросы самому себе; открытость ума новому и другие.

Учебные исследовательские умения рассматривали многие учёные (В.И.Андреев, И.А. Игошев, В.В.Успенский и др.) и пришли к выводу, что – это умения, которые позволяют ученику выполнять действия, соответствующие научно-исследовательской деятельности и приближение к логике научного исследования, на основе знаний и умений, приобретаемых в процессе изучения основ науки. К таким умениям относятся: выдвижение гипотезы, самостоятельное наблюдение, самостоятельный поисковый эксперимент, проверка гипотезы и другие.

Эвристические умения относят к сфере высших интеллектуальных процессов – это такие мысленные и практические умелые действия, которые способствуют управлению производимой деятельностью, организации поиска решения и научному принятию решений.

Для формирования и развития креативности как личностного качества будущего специалиста по социальной работе необходимо использовать активные и интерактивные методы обучения:

1. Тренинг (англ. training от train — обучать, воспитывать) – метод активного обучения, направленный на развитие знаний, умений и навыков и социальных установок. Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении. Достоинство тренинга заключается в том, что он обеспечивает активное вовлечение всех участников в процесс обучения.

2. Групповая дискуссия (обсуждение вполголоса). Для проведения такой дискуссии все студенты, присутствующие на практическом занятии, разбиваются на небольшие подгруппы, которые обсуждают те или иные вопросы, входящие в тему занятия. Обсуждение может организовываться двояко: либо все подгруппы анализируют один и тот же вопрос, либо какая-то крупная тема разбивается на отдельные задания. Традиционные материальные результаты обсуждения таковы: составление списка интересных мыслей, выступление одного или двух членов подгрупп с докладами, составление методических разработок или инструкций, составление плана действий. Очень важно в конце дискуссии сделать обобщения, сформулировать выводы, показать, к чему ведут ошибки и заблуждения, отметить все идеи и находки группы.

3. Кейс-метод – усовершенствованный метод анализа конкретных ситуаций, метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы делятся на практические (отражающие реальные жизненные ситуации), обучающие (искусственно созданные, содержащие значительные элемент условности при отражении в нём жизни) и исследовательские (ориентированные на проведение исследовательской деятельности посредством применения метода моделирования). Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения. При анализе конкретных ситуаций у обучающихся развиваются навыки групповой, командной работы, что расширяет возможности для решения типичных проблем в рамках изучаемой тематики. При изучении конкретных ситуаций студент должен понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чём её суть, определить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения.

4. Метод проектов - способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом; это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта. Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути.

5. Метод «мозговой штурм» - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания. На первом этапе проведения «мозгового штурма» группе задаётся определенная проблема для обсуждения, участники по очереди высказывают предложения. На втором этапе обсуждают высказанные предложения, возможна дискуссия. На третьем этапе группа представляет презентацию результатов по заранее определённому принципу.

6. Проблемная лекция. На этой лекции новое знание вводится через проблемность вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания студентов в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путём организации поиска её решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения.

Таким образом, творческая активность учащихся повышается, когда преподаватель проявляет собственную креативность. Педагог должен быть способен создавать условия и осуществлять воздействия с тем, чтобы вызвать у учащихся нужные, запланированные изменения в сознании, мышлении, поведении и отношениях. Процесс формирования у студентов опыта креативного мышления заключается в целенаправленном взаимодействии, сотворчестве педагога и учащихся в адекватных специально организованных условиях с применением необходимых механизмов, форм и методов организации занятий.

Литература

1. Бибикова Н.В. Технологии развития креативности личности. – Москва: издательство «Прометей», 2012 – 127 с.

2. Ермолаева-Томина Л.Б. Исследование факторов, детерминирующих индивидуальные различия в проявлении творческой активности: Психология творчества. М., 1990. – с. 117-130.

3. Кохановская Д. Р. Теоретический анализ проблемы развития креативности у студентов [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Уфа, июль 2012 г.). — Уфа: Лето, 2012. – 9 с.

4. Маклаков А. Г. Общая психология. СПб: Питер, 2001. – 592 с.

5. Платонова Н.М. Инновации в социальной работе: учеб. Пособие для студ.учреждений высш. проф. образования / Н.М. Платонова, М.Б. Платонов. – М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 256 с.

6. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика – Пресс, 1999. – 440 с.

7. Torrance E. P. The nature of creativity as manifest in the testing // R. Sternberg, T. Tardif (eds.). The nature of creativity. Cambridge: Cambr. Press, 1988. – P. 43–75.

8. Шадриков В.Д. Деятельность и способности. – М.: Изд. Корпорации «Логос», 1994. – 320 с.

9. Щукина Г.И. Роль деятельности в учебном процессе. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.

Просмотров работы: 408