РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ

Пантюхина Е.В. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, факультет педагогики и психологии, 3 курс, социальная работа
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Девиантное поведение на современном этапе развития общества представляет собой личностный феномен деятельностного плана. Его проявление приобретает различные формы и, следовательно, требует определенных шагов со стороны профессиональных специалистов, направленных на «сглаживание» последствий данного явления.

Проблема изучения девиантного поведения в современном обществе имеет особую важность, учитывая массовый характер подростковых девиаций, ведущих к увеличению противоправного и асоциального поведения подростков, детской агрессии, преступности и других отрицательных проявлений.

За последние годы в России и г. Ульяновске были приняты законодательные акты, направленные на профилактику правонарушений подростков. На территории России действует Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации"[1]. В Ульяновской области действует закон от 4 октября 2011 г. N 140-ЗО "Об организации деятельности Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ульяновской области и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положения законодательного акта) Ульяновской области" (с изменениями и дополнениями) [2].

Статистика правонарушений среди несовершеннолетних в РФ показывает, что по данным Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Ульяновской области за 2015, было выявлено 392 безнадзорных несовершеннолетних, из них только 232 подростка (60%) поставлены на профилактический учёт в органы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Ульяновской области [3].

С несовершеннолетними, склонными к бродяжничеству, их семьями специалистами органов и учреждений системы профилактики осуществляется комплексная работа, направленная на предотвращение повторных фактов самовольных уходов. В результате проводимых мероприятий за 2015 год количество детей, занимающихся бродяжничеством, сократилось на 25% (с 8 до 6 человек).

Социальную работу с семьями и детьми проводят 8 специализированных учреждений Ульяновской области для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, центр социальной помощи семье и детям в г. Ульяновске «Семья», на базе которого организована работа 26 отделений.

Особое внимание уделяется организации социального обслуживания (патронажа) семей с детьми, оказавшимися в социально опасном положении.

Приведённые данные свидетельствуют о том, что меры по профилактике и предупреждению девиантного поведения подростков являются действенными.

Девиантное поведение является предметом изучения многих наук. Проблема девиантного поведения раскрывается в трудах многих известных отечественных авторов книг и статей, таких как: П.Д. Павленок, О.В. и А.К. Лишины, Е.В. Змановская, О.В. Зотова, Б.С. Павлов, а также зарубежных исследователей Ю.А. Клейберга и Л.Б. Шнейдера.

Змановская Е.В. в своих работах раскрывает сущность девиантного поведения, а Тетерский С.В. предлагает классификацию девиаций. Холостова Е.И. , Терещенко Е. Е. рассматривают причины девиантного поведения. Менделевия В.Д. раскрывает психологические аспекты девиантного поведения подростков. Для социальной работы как науки изучение данного феномена, несомненно, имеет высокое значение. Именно теоретические знания являются основой практики при работе с подростками.

В рамках социальной работы следует обратить особое внимание на профилактику девиантного поведения подростков, которая приобретает актуальность в условиях современного российского общества.

Рекомендации по профилактике девиантного поведения можно разделить на следующие этапы:

1. Диагностика девиантного поведения подростков.

2. Профилактика девиантного поведения подростков.

3. Рекомендации по социально-педагогической работе с семьями подростков с девиантным поведением.

В международной практике выделяют следующие основные модели профилактики:

1. Образовательная модель направлена на полное информирование детей и молодежи о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности.

2. Психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостояние групповому давлению, в решении конфликтных ситуаций, в умении делать выбор в ситуации предложения наркотиков, ПАВ, алкоголя.

3. Медицинская модель ориентирована преимущественно на медикосоциальные последствия ПАВ, алкоголя и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях влияния на физическое и психическое здоровье [4].

Организация своевременной диагностики девиантного поведения подростков во многом зависит от специалиста по социально-педагогической работе с трудными детьми, а так же от учреждения, в которой наблюдаются трудные подростки. Рекомендации по диагностике девиантного поведения подростков:

1. Изначально проводя диагностику с подростками, нужно учитывать их психологические особенности.

2. Диагностику методом анкетирования со школьниками лучше проводить индивидуально или в группах одного возраста. Это поможет выявить возрастные особенности девиантного поведения и причины их возникновения.

3. Можно использовать метод фокус-группы (фокусированное интервью), которое представляет собой групповую дискуссию, в ходе которой выясняется мнение участников по какому-либо вопросу [5].

4. При использовании авторской анкеты для выявления девиантного поведения школьников лучше использовать маленькие анкеты, состоящие из 15-30 вопросов. Вопросы должны быть легкими в понимании и с выбором ответа. При большом количестве вопросов снижается уровень объективности анкетирования, т.к. школьники начинают отвечать случайно. Если анкета включает в себя много вопросов, необходимо разделить её на несколько и провести диагностику в несколько этапов. Можно использовать анкеты, где необходимо ответить либо «да», либо «нет». Такие анкеты просты в обращении и также помогают выявить проблемы.

5. Использование метода распространения классификаций. На его основе выявляются параметры, которые позволили бы отнести каждого учащегося к группе риска и к группе возрастной нормы. Использование методов регрессивного анализа и соотношения, распространения классификаций помогло определить логичность между личностными особенностями учащихся (такими, как гнев, тревога, принятие себя, эмоциональный контроль), и их социальными связями (школьные оценки, количество друзей, частота страданий и осуществлений травли).

6. Диагностику также проводят методом наблюдения. Воспитатели наблюдают за учениками в детском доме, выявляют, как они готовят домашнее задание, с каким настроением идут в школу. Учителя и педагоги наблюдают за детьми в школе, за их поведением, взаимоотношениями в классе.

Рекомендации по проведению профилактической работы девиантного поведения подростков предполагают:

1. Учет возрастных и психологических особенностей подростков с девиантным поведением. В случае если в дошкольном возрасте не принимать мер по коррекционно-воспитательному влиянию к преодолению отклонений в поведении, то дети, как правило, оказываются неподготовленными к школьному обучению. Они не хотят соблюдать школьные требования, не делают учебных заданий, вступают в инциденты с одноклассниками и педагогами, не соблюдают дисциплину, иногда убегают из школы и из дома.

2. Профилактическая беседа с подростками о вреде курения, употребления спиртных напитков и наркомании.

3. Пропаганда среди школьников здорового образа жизни путем различных бесед. Проведение различных конкурсов на тему «Здоровый образ жизни», например конкурса рисунков, спортивных игр.

4. Организация и проведение встреч с врачами, наркологом, работниками ПДН, инспекторами ГИБДД.

5. Коррекция девиантного поведения может осуществляться методом игры, т.е. игротерапии. Существует много различных игр, которые позволяют скорректировать поведение школьников. К ним можно отнести интеллектуальные, психологические и спортивные игры. Такие игры способствуют развитию интеллектуальных, психологических и физических способностей.

6. В коррекции также может помочь открытие клубов, кружков по интересам, ведь всем известно, что много правонарушителей появляется от того, что им нечем заняться. Примером может служить открытие клубов «Дискавери» (школа выживания), «Картинг» - для мальчиков, кружков «Вышивание», «Бисероплетение» - для девочек и другие. Вовлечение школьников в эти кружки различными способами.

Рекомендации по социально-педагогической работе с семьей по профилактике девиантного поведения подростка:

1. Обучение родителей проявлению чувств родительской любви, внимания, иначе у детей формируется отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: нарушение общения с окружающими; эмоциональная неустойчивость; повышенная чувствительность, отставание или задержка психического развития и т.д.

2. Специалисту следует обратить внимание на взаимоотношения в семье и провести с ней работу. В первую очередь нужно провести информационно-образовательную работу с родителями. Она должна быть сосредоточена на объяснении влияния отношений между родителями и типа семейного воспитания на развитие отрицательных отклонений в поведении детей и подростков. Формами данной работы могут быть: лекции, семинары, беседы, тематические родительские собрания с привлечением специалистов (психологов, медиков, юристов и др.).

3. Проведение диагностической работы с родителями подростка. Целью данной работы является диагностика семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям и к собственной семье. Диагностическая работа может осуществляться как групповым методом, так и индивидуальным, сообщение результатов диагностики в данном случае осуществляется индивидуально. В данном случае можно использовать: тест-опросник родительского отношения; опросник "Измерение родительских установок и реакций"; схему анализа особенностей и недостатков семейного воспитания.

4. Коррекционная работа с неполной семьей, которая имеет ребенка с девиантным поведением. Формы такой работы очень разнообразны: групповая семейная психотерапия (работа с группой родителей); индивидуальная психотерапевтическая работа с отдельной семьей; совместная групповая психотерапия детей и родителей.

5. Взаимодействие семьи и школы по вопросам профилактики девиантного поведения. Необходимо наладить взаимосвязь школы и родителей, которая может проявляться в проведение родительских собраний.

6. Внедрение инновационных форм, методов и приемов в профилактику девиантного поведения подростков.

Подводя итог можно сказать, что человек попадая в трудную жизненную ситуацию, в результате внутренних и внешних воздействий не всегда может «трезво» оценить ситуацию и принять правильное решение. Поэтому применяя данные рекомендации, учитывая возраст подростка, его личностные качества, семейных особенностей, а так же готовности подростка помогут специалисту в решении проблем, связанных с девиантным поведением. Вероятность успеха зависит от того, насколько активен, инициативен человек, как он оценивает ситуацию и видит себя в ней. Именно поэтому способность быть компетентным, соответствовать требованиям среды определяет умение адекватно реагировать на создавшуюся ситуацию и принимать правильное решение, чтобы не поддаваться среде девиантного поведения.

Библиографический список

  1. Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 182-ФЗ "Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации" [Электронный ресурс]// Консультант Плюс. – Режим доступа:. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_199976. (Дата обращения: 15.12.2016).
  2. Закон от 4 октября 2011 г. N 140-ЗО "Об организации деятельности Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Ульяновской области и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов Ульяновской области [Электронный ресурс]// Консультант Плюс. – Режим доступа:. http://docs.cntd.ru/document/918021516. (Дата обращения: 15.12.2016).
  3. Сайт территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ульяновской области [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://ulgov.ru/page/index/permlink/id/12758. (Дата обращения: 18.12.2016).
  4. Концепция профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, приложение 1 (часть 2) к приказу Минобразования России от 28.02.2000 №619 / Под общим руководством Г.Н. Тростанецкой. – М., 2000. – 8 с.
  5. Бибикова Н.В. Медиация как технология социальной работы с девиантными подростка / Н.В. Бибикова // Социально-педагогический контекст образования: проблемы и тенденции материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ульяновск: УлГПУ им. И.Н. Ульянова». 2015. С. 277-283.
Просмотров работы: 6407