ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Хусаинова Р.М. 1, Хусаинова А.М. 1
1Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.Ульянова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В многодетной семье очень часто возникают многочисленные трудности как психологического, так и материального характера, которые в значительной мере мешают выполнять все необходимые функции в полном объеме. В результате многодетная семья является потенциально проблемной, кризисной, неблагополучной и нуждается в социально – педагогической, психологической и материальной поддержке.

Всего в России насчитывается около 52 млн. семей. Типичная российская семья – однодетная. Только 28 проц. семей имеют двух и более детей, из них лишь 6 проц. – троих, сообщает ИТАР-ТАСС [1, c. 23].

Организация помощи многодетной семье происходит на основе существующих правовых основ и норм законодательства. Изучение особенностей законодательства и правовой защиты, реализации существующих правовых установок на практике представляется важной частью выявления действенности и приоритетов дальнейшего развития организации помощи многодетным семьям в России.

Социальную защиту многодетных семей населения в России регулируют следующие правовые документы:

  1. «Конституция Российской Федерации» от 25 декабря 1993 года;

  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации» от 30.11.1994 N 51-ФЗ;

  3. «Семейный кодекс Российской Федерации» от 29 декабря 1995 года N 223-ФЗ;

  4. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 N 197-ФЗ;

  5. «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» от 22 июля 1993 г. N 5487-1;

  6. Закон «Об основах федеральной жилищной политики» от 24 декабря 1992 г. N 4218-1;

  7. Закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10.12.1995 N 195-ФЗ (ред. от 23.07.2008);

  8. Закон «О государственной социальной помощи» от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ;

  9. Закон «О благотворительной деятельности благотворительных организациях» от 11.08.1995 N 135-ФЗ (в ред. от 30.12.2006);

  10. Закон «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ и др.

В последние годы в данном направлении отмечается весьма активный рост законодательных инициатив, что ведет к повышению качества социальной и материальной помощи многодетной семьи. Отмечается заметный прогресс в развитии новых видов услуг, созданию новых учреждений, надомных форм обслуживания и т.д.

В значительной степени этому способствует активизация работы по реализации Федеральных и Региональных законов:

  1. «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. N 195-ФЗ;

  2. «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ (в ред. от 24.07.2009);

  3. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», от 29 декабря 2006 года N 256-ФЗ (в ред. от 25.12.2008);

  4. «О реализации мер социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области»,от 17 января 2007 г. N 9-ПП (в ред. от 11 ноября 2015)

  5. «О мерах социальной поддержки многодетных семей на территории Ульяновской области»,от 29 декабря 2005г. N 154-ЗО (в ред. от 5 ноября 2015)

Значительная активность проявляется в направлении деятельности относительно медицинского обслуживания детей из многодетных семей. Как правило, родители не всегда могут полноценно уделять внимание детскому здоровью, которое снижается в условиях экономии в затратах на питание, качественную одежду и санитарно - бытовое состояние жилища. В связи с этим к детям из многодетных семей дополнительное внимание уделяется медицинскими работниками со стороны школы, а также в детских поликлиниках и оздоровительных учреждениях.

Наиболее интенсивно развивается сеть центров экстренной психологической помощи семье и детям. Приоритет отдается созданию территориальных центров социальной помощи семье и детям. Эти центры характеризуются многопрофильностью деятельности и комплексных услуг.

В настоящее время в Российской Федерации сложилось и действует несколько моделей социального обслуживания семьи. Используя критерий государственной поддержки и финансирования, их можно классифицировать следующим образом: государственные социальные службы; смешанные службы; коммерческие службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях [2, c.197].

Ежегодно перечень государственных услуг утверждает Правительство Российской Федерации; он является обязательным для региональных органов власти и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти. Этот перечень включает в себя основные социальные услуги, оказываемые семье и детям:

А) Социально-бытовые услуги, материальная и натуральная помощь: срочное социальное обслуживание и оказание срочной материальной помощи; содействие семьям, имеющим детей, - тяжелобольных, детей-инвалидов; семьям и отдельным гражданам, испытывающим затруднения в передвижении, нуждающимся в постоянном уходе, доставке и приобретении продуктов, приобретении медикаментов, удовлетворении других насущных нужд; принятие от населения и реализация вещей (одежды, обуви и др.) на безвозмездной основе или за умеренную плату; распределение благотворительной и гуманитарной помощи (товаров, продуктов и др.); опекунским семьям; создание при учреждениях вещевых фондов, фондов детской одежды; содействие в трудоустройстве (в том числе временном) и получении профессии (специальности); содействие в посещении детьми театров, выставок и других культурных мероприятий; содействие в организации благотворительных обедов, летнего отдыха, санаторно-курортного лечения детей;

Б) Социально-правовые услуги: помощь в написании и оформлении документов, связанных с защитой прав и интересов клиентов, в том числе детей; содействие в предоставлении социальных выплат; участие в правовом просвещении населения (выступления в местных средствах информации, лекции и т.д.), повышении его юридической компетентности (разработка памяток, информационных листовок и т.д.); участие в правовой защите личностных интересов детей.

В) Социально-реабилитационные услуги: организация «социального консилиума»; социальный патронаж несовершеннолетних, допускающих асоциальное поведение и антиобщественные поступки; составление индивидуальных коррекционных программ.

Г) Психологические услуги: психопрофилактика и психогигиена; психодиагностика и обследование личности клиента; психотерапевтическая помощь (индивидуальная, семейная); семейное психологическое консультирование (индивидуальное, групповое); психологическое консультирование (индивидуальное, групповое);социально-психологический консилиум; работа с людьми в тяжелых эмоциональных состояниях; посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки; психологическое вмешательство в кризисных ситуациях; коррекция отношений и поведения; проведение тренингов по коммуникативному общению;

Д) Педагогические услуги: педагогическая помощь детям в защите их интересов; консультативная помощь родителям и детям; групповая работа по развитию навыков общения и эмоциональной сферы детей; коррекционная помощь детям с нарушениями речевого развития, аутизмом, неврозами; практическая помощь в организации домашнего обучения детей-инвалидов; обучение родителей приемам организации игровой и учебной деятельности детей-инвалидов.

Е) Социально-медицинские услуги: содействие в направлении в стационарные медицинские наркологические учреждения лиц, нуждающихся в этом, в том числе детей; организация консультирования по проблемам планирования семьи; содействие в обеспечении детей-инвалидов необходимыми вспомогательными средствами; патронаж семей, имеющих детей с ограниченными физическими или умственными возможностями; обучение родителей навыкам ухода за ребенком-инвалидом; патронаж беременных женщин и кормящих матерей [3, c.56].

Данные направления социально – правовой помощи в полной мере действуют и для многодетных семей. При этом, наряду с государственными территориальными центрами, службами, входящими непосредственно в систему Министерства труда и социального развития Российской Федерации, имеются различные социальные службы семьи ведомственной, межведомственной подчиненности, смешанные — государственные и коммерческие, действующие на основе и согласно принципам существующего законодательства.

Список использованной литературы:

  1. Антонов А.И. Многодетная семья в эру депопуляции (результаты всероссийского исследования многодетных матерей) / А.И. Антонов // Демографические исследования. - 2009. - №№ 8-9.

  2. Ардашкин И.Б. Технология социальной работы: учеб. пособие. – Томск, 2007. с. 224.

  3. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними / Т. Гончарова // Народное образование. 2012.- № 6. с. 99 – 100.

6

Просмотров работы: 1382