ОСОБЕННОСТИ ДЕПРЕССИВНОГО СОСТОЯНИЯ И СУИЦИДАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ЛИЦ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ОСОБЕННОСТИ ДЕПРЕССИВНОГО СОСТОЯНИЯ И СУИЦИДАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ У ЛИЦ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА

Власова Е.А. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Подростковый возраст - особый период в жизни человека, во время которого происходит переход от детства к взрослости. Данный переход обычно подразделяют на несколько этапов в зависимости от изменений, происходящих в жизни ребенка (Выготский, 1984; Божович, 1979; Эльконин, 1989; Кле, 1991; Эриксон, 1996 и др.). Почти во всех исследованиях подросткового возраста появляется слово «кризис». Это понятие в своем обыденном значении должно отражать интенсивность психических процессов, волнения и многочисленные трудности, вызывающие беспокойство как у самих подростков, так и у людей, которые чаще всего с ними общаются [5].

Многие исследователи связывают некоторые типы нарушения поведения у подростков (побеги, школьные прогулы, бродяжничество, воровство, грабежи, убийства) с различными формами психогенных расстройств (Stutte, 1963, 1972), в частности с депрессивными состояниями (Agras, 1959; Toolan, 1962; Sandler, Joffe, 1965 и др.) [1; 5]. Наиболее часто в данном возрасте депрессия носит маскировочный характер. Результаты современных исследований позволяют предположить, что недостаточное внимание к проблеме депрессивности у подростков становится фактором риска во взрослом возрасте (Harrington, 1995) [5].

В последние годы отмечается значительный рост подросткового суицида. В результате многих исследований доказано, что в основе суицидального поведения подростков лежат устойчивые депрессивные состояния [2].

Для более глубокого понимания депрессивных состояний подростков и их последствий, нами было проведено исследование дифференциальной диагностики депрессивных состояний.

Эмпирическое исследование направленное на изучение депрессивных состояний и риск суицидальной мотивации подростков было проведено на базе ГБПОУ города Москвы "Колледж малого бизнеса № 4". В исследовании приняли участие 18 подростков (12 мальчиков и 6 девочек), в возрасте от 16 до 18 лет.

В эмпирическом исследовании были использованы следующие диагностические методики: «Дифференциальная диагностика депрессивных состояний В. Зунга (адаптированая Т. И. Балашовой), «Суицидальная мотивация» Ю.Р. Вагина [2] и «Патохарактерологический диагностический опросник для подростков» А.Е. Личко [4].

Результаты исследования выявили взаимосвязь депрессивных состояний с риском суицидальной мотивации.

Наиболее подробный анализ исследования показал, что 27,7% учащихся имеют субдепрессивное состояние или маскированную депрессию. Такие подростки имитируют соматические нарушения вследствие своеобразия внутренней картины болезни и проекции аффективной патологии в телесную сферу (депрессия скрывается под маской соматического заболевания). Тем самым маскированная депрессия подтверждает расширенные границы заболевания [3].

Склонность к депрессии, также была подтверждена дополнительной шкалой «Патохарактерологического диагностического опросника для подростков» А.Е. Личко, и имела значения +2 и выше, что свидетельствует о риске депрессивного состояния.

Кроме того, было выявлено, что из 27,7% учащихся с депрессивными состояниями, а в частности с маскированной депрессией, 16,62% учащихся имеют мотивационные аспекты суицидального поведения (такие как: альтруистические, анестетические, поствитальные).

Полученные результаты позволяют нам судить о выраженности суицидальных тенденций среди подростков, имеющих устойчивые депрессивные состояния.

Также интересно отметить тот факт, что среди испытуемых женского пола, депрессивных состояний обнаружено не было. Вся доля депрессивного состояния пришлась на мужской пол. Это ставит перед нами острый вопрос о более точной, диагностики депрессии, а также о её гендерных различиях, ведь анализ ранее изученных данных свидетельствует о том, что девочек-подростков с депрессивными состояниями больше в два раза, чем представителей мужского пола.

Особое внимание требует изучение субдепрессивных состояний (маскированная депрессия) [3], так как данный вид депрессии, также особо опасен и имеет значительный риск суицидальной мотивации, находясь зашифрованным под соматическим заболеванием.

Таким образом, полученные результаты эмпирического исследования, ставят перед нами новые острые вопросы в проблеме особенностей депрессивного состояния и суицидальной мотивации у лиц подросткового возраста и требуют дальнейшего наиболее углублённого изучения.

Список литературы:

1. Антропов Ю.Ф. Невротическая депрессия у детей и подростков.- М.: изд-во Медпрактика, 2000, 224 с.

2. Вагин Ю.Р. Профилактика суицидального и аддиктивного поведе­ния у подростков. Пермь, 1999. 103 с.

3. Десятников В.Ф. Скрытая депрессия в практике врачей / В.Ф. Десятников, Т.Т. Сорокина. Минск: Вышэйшая школа, 1981. 240 с.

4. Личко А. Е. Психопатии и акцентуация характера у подростков.— Л.: Медицина, 1977, 208 с. Изд. 2-е доп. и перераб., Л.: Медицина, 1983, 256 с.

5. Подольский А.И., Идобаева О.А., Хейманс П. Диагностика подростковой депрессивности. – СПб.: Питер, 2004, 202 с.

Просмотров работы: 673