ПИЛОТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАСПОЗНАВАНИЯ ЭМОЦИЙ И ИХ СВЯЗИ С ЛАТЕРАЛЬНЫМИ ПРЕДПОЧТЕНИЯМИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ПИЛОТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАСПОЗНАВАНИЯ ЭМОЦИЙ И ИХ СВЯЗИ С ЛАТЕРАЛЬНЫМИ ПРЕДПОЧТЕНИЯМИ

Билык Е.В. 1
1Российский государственный социальный университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема функциональной асимметрии головного мозга и её взаимосвязь с особенностями протекания психических процессов во всей многогранности её проявлений изучалась психологами и психофизиологами на протяжении последних нескольких десятилетий. Индивидуальные различия, являющиеся следствием выраженности определенного типа латеральных предпочтений, занимают важное место в психологической науке [2]. Нами было проведено пилотное исследование особенностей определения эмоционального переживания по лицевой экспрессии во взаимосвязи с профилем латеральной организации.

Эмпирическое исследование было проведено на базе Российского Государственного Социального Университета, в нём приняли участие 11 студентов Факультета психологии в возрасте 21—23 года.

В эксперименте использовались пробы для определения профиля латеральной организации, включающего три типа асимметрии: мануальной, слухоречевой и зрительной. Для выявления функциональной асимметрии рук использовались следующие пробы: скрещивание рук - «поза Наполеона», переплетение пальцев рук, проба с рисованием на руке, проба с часами, бимануальный теппинг-тест, проба Чернашека [3]. Для выявления функциональной слухоречевой асимметрии использовались пробы: проба с часами, проба «Шёпот», проба «Телефонная трубка» [3]. Для выявления функциональной зрительной асимметрии использовались следующие пробы: проба с прищуриванием, проба "Калейдоскоп", проба с загораживанием света, проба Литинского [4], проба Розенбаха [1].

Для оценки распознавания эмоций использовался набор из 54 черно-белых фотографий лиц разных людей, выражающих ту или иную эмоцию или сочетание эмоций, который предъявлялся в определённом порядке, каждая фотография демонстрировалась в течение 1 секунды. В наборе содержатся фотографии, изолированно или в сочетании отображающие следующие эмоции: радость – 10 шт., печаль – 9, страх – 10, гнев – 8, отвращение – 7, презрение – 5, удивление – 12, а также 3 фотографии нейтральных выражений лиц [6].

В результате исследования были определены профили латеральной организации каждого из 11 испытуемых, которые распределились по пяти группам типов: ППП, ППЛ, ПЛП, ПЛЛ, ЛЛЛ, где П – правый, Л – левый; на первом месте обозначена ведущая рука, на втором – ведущее ухо, на третьем – ведущий глаз [5].

При распознавании эмоциональных переживаний по лицевой экспрессии количество ошибок варьировалось от 9 до 19 и составило в среднем 13 ошибок. Причём испытуемые с разными профилями латеральной организации (ПЛО) в среднем допускали разное количество ошибок: ППП – 14, ППЛ – 12, ПЛП – 14, ПЛЛ – 10, ЛЛЛ – 10, – из чего на первый взгляд можно сделать вывод о том, что для профилей с ведущим левым глазом характерно лучшее распознавание эмоций, чем для профилей с ведущим правым глазом.

Анализ ошибок по распознаванию каждой отдельной эмоции показал следующие результаты. При предъявлении фотографий с изображённым на них радостным выражением лица испытуемые с профилями латеральной организации ПЛП и ЛЛЛ допускали ошибки в 30% случаев, испытуемые с профилем ППП – в 28% случаев, ПЛЛ – в 20% случаев, ППЛ – в 15% случаев. В выявлении печали испытуемые с профилями ППП и ПЛП ошибались в 22% случаев, ППЛ – в 17% случаев, а испытуемые с типами ПЛЛ и ЛЛЛ не допустили ни одной ошибки. Определяя выражение страха, испытуемые с типом профиля ПЛП дали неправильную оценку в 50% случаев, ПЛЛ и ЛЛЛ – в 40% случаев, ППЛ – в 35%, ППП – в 33%. При распознавании изображённых на фотографиях гневных выражений лиц испытуемые с разными профилями ПЛО совершали следующее количество ошибок: ЛЛЛ – 50%, ППЛ – 44%, ППП – 40%, ПЛП – 38%, испытуемые с типом ПЛЛ не допустили ошибок в определении гнева. Выявляя отвращение, отображённое людьми на фотографиях, наибольшее количество ошибок допустили испытуемые с профилем ППП – 46%, испытуемые с профилями ПЛП и ПЛЛ – 43%, ПЛЛ – 36%, ЛЛЛ – 14%. В определении проявлений презрения испытуемые с типами профилей ППП, ПЛЛ и ЛЛЛ ошибались в 20% случаев, тогда как испытуемые с профилями ППЛ и ПЛП не ошиблись ни разу. Количество ошибок при распознавании такой эмоции, как удивление распределилось следующим образом: у испытуемых с профилем ПЛЛ – 33%, ППЛ – 25%, ППП – 17%, ПЛП – 8%, у испытуемых с профилем ЛЛЛ ошибок не было.

С другой стороны, в отношении особенностей определения эмоциональных переживаний испытуемыми с разными типами ПЛО наблюдаются следующие тенденции. Для испытуемых с типом профиля ППП характерно наилучшее распознавание эмоционального выражения удивления (правильное в 83% случаев) и наихудшее – отвращения (ошибочное в 46% случаев). Испытуемые с профилем ППЛ безошибочно определяли переживание презрения, но совершали ошибки в 44% случаев при определении гнева. Так же хорошо распознавали презрение и испытуемые с типом ПЛП, однако в случае со страхом ошибались в 50% случаев. Испытуемые с профилем ПЛЛ без ошибок распознавали сразу две эмоции: печаль и гнев, а хуже всего – проявление отвращения (ошибки в 43% случаев). Для испытуемых с профилем ЛЛЛ также характерно безошибочное определение двух эмоций: печали и удивления, а наихудший их результат – 50% ошибок в выявлении гнева.

Также следует отметить, что при предъявлении фотографий нейтральных выражений только один испытуемый определил их правильно. Остальные же приписали им какую-либо эмоцию из предложенного набора. Для испытуемых с типом профиля ППП и ПЛЛ чаще всего это было презрение, для ППЛ – печаль, для ЛЛЛ – гнев, для профиля ПЛП такой закономерности (наиболее часто приписываемой эмоции) не было выявлено.

Таким образом, проведенное исследование позволяет предположить о существовании различных тенденций в способностях определения эмоционального переживания по лицевой экспрессии в целом, а также о наличии особенностей в распознавании конкретных эмоций для разных профилей латеральной организации, однако для подтверждения полученных результатов требуется дальнейшее расширенное изучение вопроса.

Список литературы:

  1. Вассерман Л.И., Дорофеева С.А., Меерсон Я.А. Методы нейропсихологической диагностики. СПб.: Изд-во «Стройлеспечать», 1997. 303 с.

  2. Савченко Д.В. Вклад межполушарной асимметрии мозга в протекание психических процессов человека // Современное общество, образование и наука. сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 16 частях. 2015. С.116-117.

  3. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. М.: Академия, 2002. 232 с.

  4. Сиротюк А.Л. Обучение детей с учетом психофизиологии. М.: ТЦ Сфера, 2000. 128 с.

  5. Хомская Е.Д., Ефимова И.В., Будыка Е.В. и др. Нейропсихология индивидуальных различий: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. Образования. М.: Издательский центр «Академия», 2011. 160 с.

  6. Экман П., Фризен У. Узнай лжеца по выражению лица / Пер. с англ. СПб.: Питер, 2010. 272 с.: ил.

Просмотров работы: 563