Самым оптимальным методом хеджирования, является метод разложения рисков. При этом методе риск является сложным явлением, и раскладывается на множество составляющих. Метод разложения риска активно используется в инвестиционной деятельности. А также, сейчас в современном мире, сопутствующей составляющей является программа Standart project. Этой программе необходимы лишь конечные результаты. И предотвращает риски Standart project только в конечном итоге, а ведь риски могут возникнуть и при самом процессе производства. Для того, чтобы понять где именно товар, продукция или капитал подвергнется риску, необходимо выстроить его (ее) жизненный цикл. Жизненный цикл включает в себя 4 этапа:
Первый этап «подготовительный». На этом этапе нужно определиться с документами и заключить договора с поставщиками сырья.
Второй этап «реализация проекта». Этот этап схож с «подготовительным», но на этом этапе осуществляется закупка сопутствующих материалов производства.
На третьем этапе необходимо вывести новый товар на рынок. При этом, чтобы товар активно брали, необходимо его хорошая реклама.
Когда товаром заинтересуется большее количество покупателей, то начинается свое осуществление четвертый этап «завоевания определенной позиции на рынке».
Но с течением времени покупателям становится не интересен «новый» товар, и тогда происходит «спад спроса», а следовательно, наступает последний четвертый этап [1].
Если сравнить и проанализировать жизненные циклы различных товаров, то мы сможет заметить, что средний цикл это 7-8 лет. Далее товар становится бесполезным для потребителя. А чтобы производителю не потерпеть абсолютный крах его деятельности необходимо либо совсем уйти с рынка и заниматься другой деятельностью, либо провести усовершенствование и обновление товара, чтобы снова заинтересовать покупателя. Следует заметить, что на каждом из четырех этапов имеются свои риски. Какой-то этап является дорогостоящим, на каком-то этапе необходимо добиться согласования с другими участками производства товара. На этапе, когда товар выходит на рынок риски особы велики, так как поведение покупателя в данном случае непредсказуемо. А на самом последнем этапе рисков вообще нет, но здесь начинают активно выявляться убытки из-за неактивного спроса покупателя. На этом этапе еще возможно спасти товар, если предприниматель вовремя оценит ситуацию и начнет принимать меры в форме различных распродаж, акций и различных скидок [1].
Если разложит риск на отдельные части, то спасти производство от риска гораздо проще. Таким образом, разложение риска- это такое специальный прием, при котором отношения «продавец ↔ покупатель» протекают легче и проще, продавцу легче выявить риск на начальной стадии и устранить его. Метод хеджирования рисков является очень выгодным [1].
Допустим, что покупатель закупил оптом искусственные елки 500 штук по 3000 руб. за каждую. Оптовая наценка – 10%, а розничная – 15%. При подписании договора, продажи должны составить 90%, а убытки должны составить не более 10%. Производитель, розничный торговец и оптовик решили, что потери от продажи разделят на 3 человека, а следовательно 35% потерь потерпит производитель, 35% оптовик и 30% розничный торговец. Далее рассчитываем потери(включая НДС):
Оптовик: 3000*1,08=3240д.е.
Розничный торговец: 3240*1,14=3693,6д.е.
Если продавцу удалось бы продать все искусственные елки, то выручка от продаж составила бы 3693,6*500=1846800 д.е. Если бы продавец продал бы 90% от общего количества елок, то выручка 1848800*0,1=184880 д.е. А если бы оптовик, производитель и торговец на рынке разделили потери поровну на каждого, то выручка составила: 184880/30=61626,6 д.е. Тогда риск производителя равен (61626/3000000)*100=3,0813%, оптовика(61626,6/3240000)*100=1,9%, торговца на рынке (61626,6/3693000)*100=1,6%
Фактические потери составили 3693000*0,35=1292550 д.е.
Потери производителя 129250*0,35=45237,5 д.е.
Продавец на рынке 129250*0,3=38775 д.е.
Уровень рискованности для производителя составил (45237,5/3000)*100=1,5%
Уровень рискованности для оптового покупателя (452392/3240000)*100=13,9%
Уровень рискованности для торговца на рынке (45237,5/3693000)*100=1,04%
Если снизить цену елки на 10%, то возможна продажа всей продукции с минимальным риском.
Метод хеджирования применяется не только на рынке, но и в банковской сфере. Банк в основном занимается кредитованием. Кредитование – это финансовые взаимоотношения, в которых одна сторона – кредитодатель, предоставляет во временное пользование ссуду в денежной или натуральной форме, а вторая сторона – заемщик, пользуется предоставленной ссудой на условиях возвратности. Кредитование для банка является достаточно рискованной операцией. Поэтому сотрудники банка очень подробно проверяют каждого клиента. Так как уровень их дохода косвенно зависит от кредитополучателя, а точнее от выплачиваемых процентов. Но полностью отказываться от кредитных операций тоже нельзя, так как они являются самыми доходными [2].
Список используемых источников
Завьялов, Ф. Риски в экономике: методы оценки и расчета: учебное пособие / Ф. Н. Завьялов; Яросл. гос. ун-т. – Ярославль: ЯрГУ, 2007. – 150с.
Кредитование. [Электронный курс] – Режим доступа: http://www.e-xecutive.ru/wiki/index.php?title=Кредитование
Методы хеджирования рисков. [Электронный курс] - режим доступа: http://www.kvaygon.ru/metody-xedzhirovaniya-riskov/