О МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В РЕАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ ОРЕНБУРЖЬЯ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

О МАТЕМАТИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В РЕАЛЬНОМ УЧИЛИЩЕ ОРЕНБУРЖЬЯ

Мосина К.Ю. 1, Ягудена Д.И. 1
1Университетский колледж ОГУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В истории народного образования в Оренбургском крае важным рубежом является 1865 год. А прежняя Оренбургская губерния с центром в Уфе была разделена на Уфимскую и собственно Оренбургскую, центр которой Оренбург из уездного города превратился в губернский. Теперь у него появилось право иметь свою гимназию, тогда как раньше так называемая Оренбургская гимназия, основанная в 1804г., находилась в Уфе, была создана особая комиссия для обсуждения постановки учебного дела в крае. Она показывала о нехватке учебных мест, так как на весь огромный край имеется только четыре таких заведения: в Уфе – губернская мужская гимназия и женская гимназия, в Оренбурге – Неплюевский кадетский корпус и Николаевский институт благородных девиц.

Начало математического образования в Оренбурге связано с открытием в 1868г. мужской гимназии. Этому предшествовали настойчивые хлопоты Н. А. Крыжановского. Летом 1868 г. попечителем Казанского учебного округа, в ведении которого находился Оренбургский край, были назначены директор (С.А. Колесников) и преподаватели. Жители Оренбургского края оповестили о предстоящем открытии гимназии, обнародовав программу испытаний для поступления в первые три класса. От поступающих в первый класс требовалось, прежде всего «умение читать внятно и плавно. Поступающие же во второй класс должны были знать четыре действия с простыми и именованными целыми числами и уметь решать задачи на эти действия «как устно, так и письменно». 17 сентября 1868 г. начались приемные испытания, а к занятиям приступили 23 сентября.

Важную роль в развитии образования в крае сыграло открытие в 1875 г. Оренбургского учебного округа с центром в Оренбурге. Он был выделен из обширного Казанского учебного округа. Вопрос об этом поднимался еще в 1865 г., но решился только через десять лет. В обязанности попечителя округа входило осуществление надзора над ходом учебно-воспитательной работы в учебных заведениях Оренбургской, Уфимской, Пермской и Вятской губерний, а также Уральской и Тургайской областей.

Михаил Васильевич Голубков, и Михаил Александрович Зернов, Василий Васильевич Толузаков все они внесли большой вклад в развитие математического образования в Оренбурге. В 1878 г. произошло важное для города событие: 3 августа было открыто новое среднее учебное заведение – учительский институт, который должен был готовить квалифицированных учителей для открывавшихся в то время четырехклассных городских начальных школ, фактически дававших неполное среднее образование . В институт принимались молодые люди не моложе 16 лет. Обучение длилось три года, так что первый выпуск состоялся в 1881 г. Чтобы воспитанники могли по ходу обучения проходить педагогическую практику, в 1880 г. при институте было открыто двухклассное городское училище.

Преподавателем математики в 1880 г. был определен Владимир Петрович Якимов, окончивший Казанский университет со степенью кандидата. Его отчет за 1881 г. позволяет составить представление об уровне математического образования, которое давал в это время учительский институт. В 1-м классе учащиеся проходили полный курс арифметики целых и дробных чисел и получали начальные сведения по алгебре и геометрии. Во 2-м классе по алгебре осваивались правила извлечения квадратных и кубических корней из чисел. В 3-м классе учащиеся занимались методикой преподавания арифметики и геометрии. В 1884 г. на должность окружного инспектора назначили Константина Андреевича Чеховича, преподававшего физику и математику в Белостокском реальном училище. В ГАОО сохранились его обстоятельные отзывы о письменных работах выпускников учебных заведений округа и указания о методах преподавания.

30 мая 1894 г. вышло правительственное постановление, согласно которому с начала нового учебного года Оренбургский учительский институт преобразовывался в реальное училище. Прекращался прием в первый класс института, и объявлялся набор в открывшиеся приготовительный, первый и второй классы училища. В последующие годы предполагалось закрывать по одному классу института до полного его упразднения и одновременно прибавлять по одному следующему классу училища. Из более чем 140 мальчиков, желавших поступить в училище, было принято 112 в приготовительный класс – 52 ученика, в первый – 46 и во второй – 14 . Открытие реального училища, состоявшееся 21 августа 1894 г, прошло в торжественной обстановке в присутствии представителей губернской и городской администрации.

Рисунок 1 - Мужская гимназия Оренбурга (1902– 1911гг.).

Изучая историю математического образования в Оренбурге в конце XIX – начала XX в, мы исследовали большое количество документов Государственного архива Оренбургской области (ГАОО) из фондов Оренбургской мужской гимназии (фонд 79) и Оренбургского реального училища (фонд 82), где преподаванию математики уделялось серьезное внимание. Особенно интересными представляются обнаруженные в архивных делах конкретные задачи и теоретические вопросы, предлагавшиеся ученикам на выпускных испытаниях. По ним мы понимаем об уровне знаний выпускников средних учебных заведений того времени. Об этом же свидетельствуют задачи, решавшиеся членами математического кружка при Оренбургском реальном училище и публиковавшиеся в «Записках» кружка. Представляют также интерес критерии, из которых исходили преподаватели при оценке знаний учащихся. О них можно судить, например, по отзывам об экзаменационных письменных работах (рисунок 2, 3, 4), которые давал инспектор Оренбургского учебного округа по окончании экзаменов. Некоторые из этих материалов приведены ниже.

Рисунок 2 - Первый вариант билетов (Преподаватель В. Толузаков)

Рисунок 3- Второй вариант билетов (Преподаватель Н.М. Морозов)

Рисунок 4 - Пример решения экзаменационной задачи

Список использованных источников

1. Матвиевская, Г.П. О математическом образовании в Оренбурге в конце XIX – начале XX века /Г.П. Матвиевская // Математическое образование в оренбургском крае. История и современность: сб. науч. тр. / отв. ред. Г. П. Матвиевская; Мин-во образования и науки РФ, Оренб. гос. пед. ун-т. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011 – 232 с.

2. Матвиевская Г. П., Обучение математике в реальном училище и мужской гимназии Оренбурга (1902–1911гг.) / Г.П.Матвиевская, И.К.Зубова, И.В.Игнатушина // Математическое образование в оренбургском крае. История и современность: сб. науч. тр. / отв. ред. Г. П. Матвиевская; Мин-во образования и науки РФ, Оренб. гос. пед. ун-т. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011 – 232 с.

Просмотров работы: 497