РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ВАЛЮТНОГО КУРСА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РЕГУЛИРОВАНИЕ ВЕЛИЧИНЫ ВАЛЮТНОГО КУРСА

Коровина Д.А. 1, Гребень К.В. 1
1ОмГАУ им. П.А.Столыпина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Основополагающим элементом валютной системы страны является ее национальная валюта. Абсолютное большинство всех международных экономических операций предполагают обмен национальных валют, происходящий по определенной цене. Цена денежной единицы одной страны, выраженная в денежной единицы другой страны принято называть валютным курсом. Таким образом, валютный курс выражает взаимную котировку валют, т.е. процесс определения валютного курса каким либо из методов. Существуют два базовых метода валютной котировки: прямой и косвенный. При первом методе котировки валютный курс одной национальной валютной единицы выражается через определенное количество иностранной валюты. Например, 1руб. = 0,02 долл. = 2 цента. Для рубля данная котировка – прямая, а для доллара – косвенная. При втором же методе определенное количество единиц национальной валюты выражается через валютный курс одной единицы иностранной валюты. Например, 1 долл. = 64 руб. Для доллара это прямая котировка, а для рубля – косевнная.

Существует различная классификация валютных курсов. Например, в зависимости от того, совершается покупка или продажа валюты, формируется курс продавца или курс покупателя. Курс продавца - это цена, по которой банк продает иностранную валюту за национальную. Курс покупателя - это цена, по которой банк покупает иностранную валюту за национальную. Разница между названными курсами образует маржу, которая покрывает издержки на организацию продажи валюты и формирует банковскую прибыль.

В современных экономических условиях существует два вида регулирования величины валютного курса: рыночное и государственное. Рыночное регулирование осуществляется стихийно и основывается на конкуренции, действии законов стоимости, спроса и предложении. Государственное регулирование напротив, осуществляется последовательно и направлено на устранение негативных последствий рыночного регулирования величины валютного курса. Такой вид регулирования обеспечивает устойчивый экономический рост и равновесие платежного баланса, а также снижает рост безработицы и инфляции в стране. Государственное регулирование осуществляется с помощью валютной политики, т.е. комплекса мероприятий в сфере международных валютных отношений, которые реализуются в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Валютная политика, с юридической точки зрения, оформляется валютным законодательством и различными валютными соглашениями между странами.

К мерам государственного воздействия на велечину валютного курса относятся:

  1. Валютные интервенции;

  2. Дисконтная политика;

  3. Протекционистские меры.

Остановимся на основном инструменте валютной политики – валютных интервенциях. Они представляют собой операции центральных банков на валютных рынках по купле-продаже национальной денежной единицы против ведущих иностранных валют.

Целью таких операций является изменение соответствующего валютного курса, баланса активов и пассивов по разным валютам или ожиданий участников валютного рынка. Для того чтобы повысить курс национальной валюты, центральный банк должен продавать иностранные валюты и при этом скупать национальную. Тем самым уменьшится спрос на иностранную валюту, и соответственно, увеличится курс национальной валюты. Для того чтобы понизить курс национальной валюты, центральный банк продает национальную валюту, скупая иностранную. Это приводит к повышению курса иностранной валюты и снижению курса национальной валюты.

Для интервенций, как правило, используются официальные валютные резервы, и изменение их уровня может служить показателем масштабов государственного вмешательства в процесс формирования валютных курсов.

Официальные интервенции могут проводиться разными методами – на биржах или на межбанковском рынке, через брокеров или непосредственно через операции с банками, на срок или с немедленным исполнением.

Кроме того, официальные валютные интервенции подразделяются на «стерилизованные» и «нестерилизованные». «Стерилизованными» называют интервенции, в ходе которых изменение официальных иностранных нетто-активов компенсируется соответствующими изменениями внутренних активов, т.е. практически отсутствует воздействие на величину официальной «денежной базы». Если же изменение официальных валютных резервов в ходе интервенции ведет к изменению денежной базы, то интервенция является «нестерилизованной».

Для того чтобы валютные интервенции привели к желаемым результатам по изменению национального валютного курса в долгосрочной перспективе, необходимо:

  1. Наличие необходимого количества резервов в центральном банке для проведения валютных интервенций;

  2. Доверие участников рынка к долгосрочной политике центрального рынка;

  3. Изменение фундаментальных экономических показателей, таких как темп экономического роста, темп инфляции, темп изменения увеличения денежной массы и др.

Дисконтная политика – это изменение центральным банком учетной ставки, в том числе с целью регулирования величины валютного курса путем воздействия на стоимость кредита на внутреннем рынке и тем самым на международное движение капитала. В последние десятилетия ее значение для регулирования валютного курса постепенно уменьшается.

Протекционистские меры – это меры, направленные на защиту собственной экономики, в данном случае национальной валюты. К ним относятся, в первую очередь, валютные ограничения.

Валютные ограничения – законодательное или административное запрещение или регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой или другими валютными ценностями. Видами валютных ограничений являются следующие:

  1. Валютная блокада;

  2. Запрет на свободную куплю-продажу иностранной валюты;

  3. Регулирование международных платежей, движения капиталов, репатриации прибыли, движения золота и ценных бумаг;

  4. Концентрация в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей.

Государство активно манипулирует величиной валютного курса с целью изменения условий внешней торговли страны, используя такие методы валютного регулирования, как двойной валютный рынок, девальвация и ревальвация.

Осень 2014 г. стала серьезным испытанием для российской экономики. Данный период ознаменовал начало резкого снижения курса рубля по отношению к иностранным валютам,С 10 ноября 2014 г. ЦБ РФ перешел к политике плавающего валютного курса ликвидировав валютный коридор, существовавший в течение последних 10 лет. Только за 3 месяца с сентября по ноябрь 2014 г. курс рубля сократился на 27 % к доллару и на 18,9 % к евро. При этом цена на нефть марки URALS в этом периоде сократилась со 101 до 78 долларов за баррель.Несмотря на осторожные оценки экспертов в 2015 г. негативные тенденции усилились, и концу года средняя мировая цена на нефть упала до 36,4 долларов за баррель, курс доллара достиг отметки в 69 рублей за доллар, а курс евро 76 рублей за евро. Ситуация незначительно выровнялась в апреле 2016 г., однако ни курс рубля, ни цены на нефть не вернулись к отметкам аналогичного периода 2015 г.

Рис. 1. Курс рубля и средняя цена на нефть марки URALS, 2013–2016

В настоящее время выделяется несколько подходов к совершенствованию валютной системы РФ, которые можно условно разбить на несколько направлений. Одни экономисты предлагают «девалютизацию» российской экономики за счет установления фиксированного курса доллара 30–40 % выше паритетного значения, что по их мнению вполне достаточно для защиты внутреннего рынка. Другие авторы проблему падения курса рубля видят в низком уровне монетизации экономики РФ, который составляет порядка до 45 % и многократно отстает от ряда стран, где этот показатель часто превышает 100 % (в Японии — более 150 %, в Китае — более 200 %). Денежно-кредитная политика государства должна быть направлена на решение проблемы увеличения монетизации, что предполагает строгий контроль ее инфляционного эффекта, при этом не преувеличивая его значение [8]. Третий подход сформулировал академик С. Ю. Глазьев, согласно которому ЦБ РФ должен кардинально поменять направления и задачи денежно-кредитной политики. По мнению Глазьева действующая политика ЦБ РФ «стимулирует валютные спекуляции в ущерб реальному сектору экономики». Жесткая денежно-кредитная политика ЦБ, которая направленна на снижение инфляции, ведет экономику РФ в «стагфляционную ловушку».С начала 2016 г. все более очевидным становится, что необходимо изменение методов денежно-кредитного регулирования со стороны ЦБ РФ. Те меры которые были эффективны в 2014–2015 гг. становятся по большей части неэффективными. Денежно — кредитная политика должна стать менее жесткой, но быть ориентирована на снижение инфляции и стабилизацию курса национальной валюты.

Библиографический список

  1. Николаева И. П., Учеб. пособие для вузов - Мировая экономика / Под ред. проф.. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.

  2. Пикулькин А.В., Учеб. пособие для вузов - Система государственного управления — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.

  3. Лаврушин О.И., Деньги, кредит, банки: Учебник /кол. авт.; под ред. О.И.Лаврушина. - 5-е изд., стер. М.: КНОРУС. 2007.

Просмотров работы: 800