Существует различная классификация валютных курсов. Например, в зависимости от того, совершается покупка или продажа валюты, формируется курс продавца или курс покупателя. Курс продавца - это цена, по которой банк продает иностранную валюту за национальную. Курс покупателя - это цена, по которой банк покупает иностранную валюту за национальную. Разница между названными курсами образует маржу, которая покрывает издержки на организацию продажи валюты и формирует банковскую прибыль.
В современных экономических условиях существует два вида регулирования величины валютного курса: рыночное и государственное. Рыночное регулирование осуществляется стихийно и основывается на конкуренции, действии законов стоимости, спроса и предложении. Государственное регулирование напротив, осуществляется последовательно и направлено на устранение негативных последствий рыночного регулирования величины валютного курса. Такой вид регулирования обеспечивает устойчивый экономический рост и равновесие платежного баланса, а также снижает рост безработицы и инфляции в стране. Государственное регулирование осуществляется с помощью валютной политики, т.е. комплекса мероприятий в сфере международных валютных отношений, которые реализуются в соответствии с текущими и стратегическими целями страны. Валютная политика, с юридической точки зрения, оформляется валютным законодательством и различными валютными соглашениями между странами.
К мерам государственного воздействия на велечину валютного курса относятся:
Валютные интервенции;
Дисконтная политика;
Протекционистские меры.
Остановимся на основном инструменте валютной политики – валютных интервенциях. Они представляют собой операции центральных банков на валютных рынках по купле-продаже национальной денежной единицы против ведущих иностранных валют.
Целью таких операций является изменение соответствующего валютного курса, баланса активов и пассивов по разным валютам или ожиданий участников валютного рынка. Для того чтобы повысить курс национальной валюты, центральный банк должен продавать иностранные валюты и при этом скупать национальную. Тем самым уменьшится спрос на иностранную валюту, и соответственно, увеличится курс национальной валюты. Для того чтобы понизить курс национальной валюты, центральный банк продает национальную валюту, скупая иностранную. Это приводит к повышению курса иностранной валюты и снижению курса национальной валюты.
Для интервенций, как правило, используются официальные валютные резервы, и изменение их уровня может служить показателем масштабов государственного вмешательства в процесс формирования валютных курсов.
Официальные интервенции могут проводиться разными методами – на биржах или на межбанковском рынке, через брокеров или непосредственно через операции с банками, на срок или с немедленным исполнением.
Кроме того, официальные валютные интервенции подразделяются на «стерилизованные» и «нестерилизованные». «Стерилизованными» называют интервенции, в ходе которых изменение официальных иностранных нетто-активов компенсируется соответствующими изменениями внутренних активов, т.е. практически отсутствует воздействие на величину официальной «денежной базы». Если же изменение официальных валютных резервов в ходе интервенции ведет к изменению денежной базы, то интервенция является «нестерилизованной».
Для того чтобы валютные интервенции привели к желаемым результатам по изменению национального валютного курса в долгосрочной перспективе, необходимо:
Наличие необходимого количества резервов в центральном банке для проведения валютных интервенций;
Доверие участников рынка к долгосрочной политике центрального рынка;
Изменение фундаментальных экономических показателей, таких как темп экономического роста, темп инфляции, темп изменения увеличения денежной массы и др.
Дисконтная политика – это изменение центральным банком учетной ставки, в том числе с целью регулирования величины валютного курса путем воздействия на стоимость кредита на внутреннем рынке и тем самым на международное движение капитала. В последние десятилетия ее значение для регулирования валютного курса постепенно уменьшается.
Протекционистские меры – это меры, направленные на защиту собственной экономики, в данном случае национальной валюты. К ним относятся, в первую очередь, валютные ограничения.
Валютные ограничения – законодательное или административное запрещение или регламентация операций резидентов и нерезидентов с валютой или другими валютными ценностями. Видами валютных ограничений являются следующие:
Валютная блокада;
Запрет на свободную куплю-продажу иностранной валюты;
Регулирование международных платежей, движения капиталов, репатриации прибыли, движения золота и ценных бумаг;
Концентрация в руках государства иностранной валюты и других валютных ценностей.
Государство активно манипулирует величиной валютного курса с целью изменения условий внешней торговли страны, используя такие методы валютного регулирования, как двойной валютный рынок, девальвация и ревальвация.
Осень 2014 г. стала серьезным испытанием для российской экономики. Данный период ознаменовал начало резкого снижения курса рубля по отношению к иностранным валютам,С 10 ноября 2014 г. ЦБ РФ перешел к политике плавающего валютного курса ликвидировав валютный коридор, существовавший в течение последних 10 лет. Только за 3 месяца с сентября по ноябрь 2014 г. курс рубля сократился на 27 % к доллару и на 18,9 % к евро. При этом цена на нефть марки URALS в этом периоде сократилась со 101 до 78 долларов за баррель.Несмотря на осторожные оценки экспертов в 2015 г. негативные тенденции усилились, и концу года средняя мировая цена на нефть упала до 36,4 долларов за баррель, курс доллара достиг отметки в 69 рублей за доллар, а курс евро 76 рублей за евро. Ситуация незначительно выровнялась в апреле 2016 г., однако ни курс рубля, ни цены на нефть не вернулись к отметкам аналогичного периода 2015 г.
Рис. 1. Курс рубля и средняя цена на нефть марки URALS, 2013–2016
В настоящее время выделяется несколько подходов к совершенствованию валютной системы РФ, которые можно условно разбить на несколько направлений. Одни экономисты предлагают «девалютизацию» российской экономики за счет установления фиксированного курса доллара 30–40 % выше паритетного значения, что по их мнению вполне достаточно для защиты внутреннего рынка. Другие авторы проблему падения курса рубля видят в низком уровне монетизации экономики РФ, который составляет порядка до 45 % и многократно отстает от ряда стран, где этот показатель часто превышает 100 % (в Японии — более 150 %, в Китае — более 200 %). Денежно-кредитная политика государства должна быть направлена на решение проблемы увеличения монетизации, что предполагает строгий контроль ее инфляционного эффекта, при этом не преувеличивая его значение [8]. Третий подход сформулировал академик С. Ю. Глазьев, согласно которому ЦБ РФ должен кардинально поменять направления и задачи денежно-кредитной политики. По мнению Глазьева действующая политика ЦБ РФ «стимулирует валютные спекуляции в ущерб реальному сектору экономики». Жесткая денежно-кредитная политика ЦБ, которая направленна на снижение инфляции, ведет экономику РФ в «стагфляционную ловушку».С начала 2016 г. все более очевидным становится, что необходимо изменение методов денежно-кредитного регулирования со стороны ЦБ РФ. Те меры которые были эффективны в 2014–2015 гг. становятся по большей части неэффективными. Денежно — кредитная политика должна стать менее жесткой, но быть ориентирована на снижение инфляции и стабилизацию курса национальной валюты.
Библиографический список
Николаева И. П., Учеб. пособие для вузов - Мировая экономика / Под ред. проф.. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.
Пикулькин А.В., Учеб. пособие для вузов - Система государственного управления — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000.
Лаврушин О.И., Деньги, кредит, банки: Учебник /кол. авт.; под ред. О.И.Лаврушина. - 5-е изд., стер. М.: КНОРУС. 2007.