РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

РАЗВИТИЕ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Шмидт В.Е. 1, Доронина Е.Е. 1
1Омский Государственный Аграрный Университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Теоретические аспекты интеграции

Интеграция – это процесс объединения экономик разных стран в единый хозяйственный механизм на основе постоянных, устойчивых экономических взаимоотношений между субъектами хозяйствования этих стран. Она возникла как ответ на усложнение международных отношений, переход от модели двустороннего сотрудничества к многостороннему. Этот переход был обусловлен тем, что на мировой арене отстаивать свои национальные интересы несколькими государствами, объединенными общей идеей легче, чем поодиночке. Это объясняется тем, что на сегодняшний день большинство государств входят хотя бы в одну интеграционную группировку.

По данным Всемирной торговой организации, в настоящее время в мире насчитывается более 350 реально действующих группировок, в 1995 году их было зарегистрировано 123[2]. Наиболее распространенной формой интеграции на сегодняшний день является зона свободной торговли, стадии экономического союза достиг Европейский союз. Страны, вставшие на путь интеграции, всегда проходят этапы интеграции последовательно. Интеграции не бывает быстрой, с момента образования доны свободной торговли до момента создания экономического союза в Европе прошло более сорока лет, североамериканская зона свободной торговли функционирует уже более двадцати лет, и в планах участников нет перехода к более высокой степени интеграции – таможенному союзу. Каждое интеграционное объединение, таким образом, отражает экономические интересы стран – инициаторов интеграции.

Предпосылки развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве

Итак, что же заставило только что получившие независимость страны практически сразу встать на путь интеграции? Прежде всего тот факт, что Советский Союз представлял собой единый хозяйственный механизм с четким разделением труда между союзными республиками. Это разделение труда обусловило тесные кооперативные связи между новыми независимыми государствами. До сих пор более 8 тысяч российских и белорусских фирм зависят от взаимных поставок продукции, 80% выпускаемой продукции военно-промышленного комплекса Украины произведено с использованием российских комплектующих и т.д. Разрывать это кооперационные связи было можно, но в большинстве случаев это было не целесообразно, так как разделение труда в Советском Союзе было обусловлено в значительной степени природно-климатическими и историческими условиями развития. Единый промышленный, транспортный, энергетический комплекс стал движущей силой процесса возобновления конструктивного диалога между новыми независимыми странами, перехода от взаимных упреков и обвинений в русло вынужденного экономического сотрудничества.

Еще одним немаловажным фактором, который нельзя было не учитывать, это – желание широких масс поддерживать тесные связи с родственниками, оказавшимися гражданами разных государств. Отсутствие языкового барьера, общая история и элементы культуры – все это вопреки политическим установкам, существовавшим в отдельных странах, стало движущей силой интеграционных процессов на постсоветском пространстве.

Содружество Независимых Государств – зона свободной торговли

На прошло и полугода после распада СССР, когда руководители Российской Федерации, Украины и Республики Беларусь подписали Соглашение о создании Содружества Независимых Государств 8 декабря 1991 г. Это было продиктовано прежде всего тем, что необходимо было срочно налаживать межгосударственное сотрудничество. Все без исключения новые государства находились в глубоком экономическом кризисе. Уже 21 декабря 1991 г. к Соглашению присоединились оставшиеся бывшие союзные республики, исключение составили Латвия, Литва, Эстония и Грузия – самые нетерпимые государства антироссийской направленности.

Позиция стран Балтии объяснялась прежде всего тем, что в едином народнохозяйственном комплексе СССР им отводилась роль своеобразного центра инноваций. В составе СССР Литва, Латвия и Эстония имели существенные льготы при распределении ресурсов.

Прибалтийские республики оставляли у себя все 100% полученного дохода и получали субсидии из Центра, в то время как РСФСР оставляла в своем бюджете менее 50% и выделяла средства в бюджеты других республик[1]. При этом полученные средства использовались максимально эффективно, что делали товары, произведенные в Прибалтике, наиболее конкурентоспособными и пользующимися спросом. Более высокий уровень жизни позволили исследуемым странам сначала претендовать на вступление, а затем вступить в Евросоюз.

Позиция Грузии объяснялась начавшейся поддержкой американского правительства. Однако, несмотря на это в 1993 г. Грузия вошла в состав СНГ.

Первоначально СНГ не являлось интеграционной группировкой, скорее всего это было соглашение, подтвердившее приверженность бывших союзных республик к сотрудничеству. Интеграционной группировкой оно стало 15 апреля 1994 г. страны-участницы СНГ подписали Соглашение о создании зоны свободной торговли. Намерение развивать и дальше сотрудничество между странами-участницами зафиксировано в Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 г.

Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз, Единое экономическое пространство

10 октября 2000 г. главы государств пяти стран (России, Казахстана, Белоруссии, Таджикистана и Кыргызстана) подписали Договор об учреждении Евразийского сообщества ( ЕврАзЭс). Основной целью нового объединения в краткосрочном плане стало ускоренное формирование зоны свободной торговли и перехода к более высокому этапу экономической интеграции таможенному союзу. Долгосрочной целью Сообщества является обеспечение свободы движения капитала, формирование общего финансового рынка, согласование принципов и условий перехода на единую валюту в рамках ЕврАзЭс, т.е. формирование единого экономического пространства (ЕЭП).

Основным отличием ЕврАзЭс от СНГ является большая координация власти. Межгосударственное взаимодействие стран в рамках ЕврАзЭс осуществляется через Межгосударственный комитет, Интеграционный комитет, Межпарламентскую ассамблею, Суд сообщества, Комиссию Таможенного союза. Кроме того, в ЕврАзЭс утверждена более строгая система санкций за нарушений обязательств, вплоть до исключения из Сообщества по решению Межгосударственного совета.

Несмотря на столь жесткие правила, 25 января 2006 г. к ЕврАзЭс присоединился Узбекистан. С мая 2002 г. статус наблюдателей при ЕврАзЭс имеют Украина и Молдова, с января 2003 г. – Армения.

В соответствии с принципами разноскоростной интеграции и уставными целями ЕврАзЭс Беларусь, Казахстан и Россия в 2007 г. создали Таможенный союз, который начал функционировать с 1 июля 2010 г.

Важной вехой, которую нельзя не отметить отдельно, является создание в 2006 г. Евразийского банка развития (ЕАБР) и антикризисного фонда ЕврАзЭс.

Банк был учрежден по инициативе России и Казахстана для финансирования инвестиционных проектов, имеющих интеграционный эффект. Сейчас его членами являются Россия, Казахстан, Беларусь, Таджикистан, Армения, Кыргызстан, а сумма проектного портфеля составляет 2, 596 млрд долл.

Интеграционные группировки и проекты на постсоветском пространстве без участия РФ

Первой интеграционной группировкой, которая появилась на постсоветском пространстве без участия России – является Европейский союз. Латвия, Литва и Эстония первые новые независимые государства постсоветского пространства, которые на сегодняшний день потеряны для интеграции с Россией.

Молдова, Украина, Грузия вслед за прибалтийскими республиками объявили о желании идти по пути европейской интеграции. В свою очередь, Европейский союз разработал программу «Восточное партнерство», которая является составной частью официальной политики Европейского союза по отношению к соседним странам. Европейская политика соседства (ЕПС) охватывает 16 государств региона Восточной Европы, Южного Кавказа и бассейна Средиземного моря. Главной задачей ЕПС является выстраивание отношений с группами стран. С этой целью были разработаны три программы: «Средиземноморский союз», «Черноморская синергия», а также «Восточное партнерство».

10 октября 1997 г. в рамках Саммита Совета Европы в Страсбурге была создана организация за демократию и экономического развитие – ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова)[3]. Согласно уставу основными целями организации является «углубление европейской интеграции для создания общего пространства безопасности, а также расширение экономического и гуманитарного сотрудничества; развитие социально-экономического, транспортного, энергетического, научно-технического и гуманитарного потенциала; активизация политического взаимодействия и практического сотрудничества в сферах, представляющих взаимный интерес»[4]. В настоящее время ГУАМ является зоной свободной торговли.

Китай, как и ЕС, первоначально сделал ставку на развитие двусторонних отношений. Это позволило ему начать переход к формату многосторонних отношений и организовать Шанхайскую организацию содружества (ШОС). ШОС, конечно, пока не является интеграционной группировкой, да и Россия не является ее членом, но главное не в этом. Главное не участие России, а степень ее влияния на организации.

Перспективные направления развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве с участием России

Итак, мы рассмотрели эволюцию интеграционных процессов на постсоветском пространстве, инициатором которых является Россия, и основные опасности и угрозы этим интеграционным процессам. Какие же дальнейшие шаги следует принимать Россия? Прежде всего отметим, что путь и направление разноскоростной интеграции на постсоветском пространстве, на наш взгляд, были выбраны правильно. Основной работой в данном направлении прежде всего должно стать укрепление двусторонних экономических отношений. Без целенаправленной работы по усилению своих позиций в качестве торгового партнера, поставщика инвестиций и разработчика гуманитарных программ сотрудничества все усилия по объединению постсоветского пространства будут тщетны. Пока доля России в товарообороте практически всех стран постсоветского пространства имеет устойчивую тенденцию к снижению, такая же тенденция и у доли в прямых иностранных инвестициях. Ведущие позиции здесь принадлежать Европейскому союзу, но темпы роста Китая также заставляют задуматься. Соединенные штаты лидируют по количеству и объему гуманитарных программ и программ военное сотрудничества. Мировой опыт показывает, что интеграционные процессы развиваются прежде всего тогда, когда у стран есть взаимный экономический интерес друг к другу. Кооперационные связи, единая история, язык общения пока еще являются факторами сближения, но целенаправленная работа российских конкурентов ведет к их ослаблению. Поэтому основной задачей Российской Федерации является поддержание, а в отдельных случаях возврат ведущих позиций страны в качестве ведущего экономического партнера.

Литература

[1] Андронова И.В. Внешнеэкономические аспекты национальных интересов России на постсоветском пространстве. – М.: Квадрика, 2012.

[2] Сайт Всемирной торговой организации. – URL: www.wto.org

[3] Сайт Исполнительного Комитета стран СНГ. – URL: www.cis.minsk.org

[4] Сайт организации за демократию и экономическое развитие ГУАМ. – URL: http://quam-organization.org

Просмотров работы: 2597