Следующим шагом в развитии ОЭЗ стало создание ОАО «Особые экономические зоны» (с 2015 г. – АО «Особые экономические зоны»), 100% акций которого принадлежат государству. АО «Особые экономические зоны» является управляющей компанией, под контролем которой находятся все ОЭЗ России. Она определяет стратегии развития и совершенствования ОЭЗ посредством создания филиалов, дочерних обществ и участия в составе наблюдательных советов.
Основными целями ОЭЗ являются повышение эффективности функционирования экономики, социальное развитие территории зоны, а также инфраструктуры территорий, на которых находятся ОЭЗ. Также, в современных условиях глобализации, важнейшей миссией ОЭЗ является укрепление взаимосвязи и отношений между национальной и международной экономиками.
Задачи ОЭЗ – это, прежде всего, привлечение инвестиций, в том числе иностранных, увеличение экспорта и импорта, обеспечение населения новыми рабочими местами в результате создания новых производств, привлечение на предприятия всевозможных инновационных технологий, а также их развитие.
В соответствии с частью первой статьи 4 ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» выделяют четыре основные вида ОЭЗ:
Промышленно-производственные ОЭЗ расположены в наиболее экономически развитых регионах России. Для них характерно преобладание промышленных предприятий, а также наличие разветвленной транспортной инфраструктуры, богатых природных ресурсов и квалифицированной рабочей силы. Резидентами промышленно-производственных и портовых ОЭЗ могут стать коммерческие организации, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ.
Технико-внедренческие ОЭЗ расположены в крупных российских научных центрах с высоким научно-техническим потенциалом. Кроме объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры на территории технико-внедренческих ОЭЗ за счет бюджетных средств может создаваться инновационная инфраструктура, бизнес-инкубаторы для стартап-проектов и корпуса для размещения резидентов. Резидентами технико-внедренческих и туристско-рекреационных ОЭЗ могут стать индивидуальные предприниматели или коммерческие организации, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ.
Туристско-рекреационные ОЭЗ располагаются в регионах с возможностями для развития пляжного, оздоровительного, приключенческого отдыха, экстремальных видов спорта.
Портовые ОЭЗ расположены в непосредственной близости к глобальным морским торговым путям и воздушным коридорам.
Особые экономические зоны создаются для развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, создания новых видов продукции, также для развития портовой, транспортной, туристической и санаторно-курортной инфраструктур и импортозамещающих производств. Государство активно поддерживает и развивает институт ОЭЗ, для этого выделяются немалые средства из федерального бюджета. Так, по данным Минэкономразвития на 1 января 2016 года более 97 млрд рублей профинансировано в строительство инфраструктуры ОЭЗ, имеется более 555 млрд рублей запланированных инвестиций, при этом в ОЭЗ зарегистрировано 435 резидентов.
Создание ОЭЗ в России стало «пробным» проектом внедрения новой инновационной, инвестиционной, налоговой и таможенной политики страны. Усовершенствование ОЭЗ стимулирует интеграцию Российской Федерации в мировую экономику, а также позволит перераспределить мировые потоки товаров и капиталов в интересах нашей страны, а, следовательно, и положительно повлияет на экономическую ситуацию в государстве.
Необходимо отметить, что существует ряд трудностей для развития ОЭЗ в России. По мнению экспертов, правовые проблемы являются основными в рамках порядка регулирования ОЭЗ. Так, например, в правовом регулировании налогообложения существуют такие недостатки, как некоторая некорректность формулировок, разные подходы к установлению налоговых режимов, отсутствие единого подхода к созданию налоговых привилегий в рамках особых налоговых режимов. Также недостаточное бюджетное финансирование, бюрократические препятствия, недостаточность квалифицированных трудовых ресурсов. В связи с этим, успешное решение проблем создания и функционирования особых экономических зон во многом зависит от экономической политики государства . Таким образом, требуется совершенствование нормативно-правовой базы ОЭЗ, а также пересмотра других механизмов, влияющих на эффективность работы инвесторов.
В заключении отметим, что, несмотря на сложность правовых и иных проблем, а также других факторов, которые ограничивают развитие ОЭЗ, история и результаты создания ОЭЗ в России доказывают, что они имеют большой потенциал, и их нужно обязательно развивать. Следует полагать, что ОЭЗ окажут существенное влияние на экономику как отдельных регионов, так страны в целом.
Список использованной литературы.
Федеральный закон от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями)Режим доступа: http://base.garant.ru/
Россия: особые экономические зоны. Режим доступа: http://www.russez.ru/