МИРОВОЙ РЫНОК И ЕГО КОНЪЮКТУРА - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МИРОВОЙ РЫНОК И ЕГО КОНЪЮКТУРА

Лессер Д.Д. 1
1Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный аграрный университет имени П.А. Столыпина» Омск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям, теневая экономика является неучтенным (или не полностью учтенным) сегментом глобализирующейся мировой экономики (и сама по себе фактически стала глобальным явлением и соответственно глобальной проблемой современного мира). Очевидно, что это обстоятельство необходимо в максимальной степени учитывать при исследовании конъюнктуры современного мирового рынка.

Мировой рынок – это сфера устойчивых товарно-денежных отношений в общем комплексе государств мира, основанных на развитии и углублении международного разделения труда и движении факторов производства между странами.

Современный мировой рынок сформировался в ходе длительного исторического развития на основе внутренних рынков отдельных, прежде всего ведущих государств, рыночные взаимосвязи которых постепенно выходили за национальные государственные границы. На практике и в экономической теории используются различающиеся между собой такие понятия, как внутренний, национальный, международный и мировой рынок.

Внутренний рынок представляет собой форму хозяйственного общения, при которой всё произведённое в стране и предназначенное для продажи сбывается самими производителями внутри страны.

Развивающиеся внутренние рынки со временем стали специализироваться, создавая базу для развития национальных рынков товаров.

Национальный рынок – это весь рынок данной страны, часть которого при этом ориентирована на иностранных покупателей (и, соответственно, на эту часть он оказывается больше внутреннего рынка).

С углублением разделения труда национальные рынки расширялись до региональных, государственных, межгосударственных и, наконец, мировых масштабов, превращаясь в международные рынки. Следовательно, международный рынок – это часть национальных рынков, которая непосредственно связана с зарубежными рынками.

Таким образом, переход от внутреннего рынка к мировому отражает историческую эволюцию в развитии рынка – от его первичных, относительно простых форм, связанных исключительно с внутренним рынком, к сложным комплексным взаимодействиям современного мирового рынка, на котором реализуются рыночные стратегии глобального масштаба.

Мировой рынок, так же как и внутренний, состоит из товарного рынка, рынка рабочей силы и рынка капитала, но его хозяйственное поле приняло масштабы всего мира, и он в своей структуре (в отличие от внутреннего) имеет два дополнительных блока:

  1. валютный рынок, соизмеряющий ценности денежных единиц;

  2. специальную инфраструктуру.

Такая инфраструктура обслуживает потребности мирового рынка: формирование единого мирового информационного хозяйственного поля, институтов по разработке единых стандартов международных расчётов, институтов по координации усилий по развитию мирохозяйственных связей.

Товарообмен на мировом рынке существенно отличается от движения товаров на внутреннем рынке. Его специфика может проявляться по многим направлениям, классифицируемым в зависимости от следующих критериев:

– по объекту торговли, где обменивается не вся национальная продукция, а наиболее конкурентоспособная;

– по характеру конкуренции – более ужесточённый её уровень, удержаться на котором сложнее, чем на внутреннем рынке;

– по степени динамизма – более высокая степень динамизма, как по объёмам его потоков, так и по изменениям их структуры;

– по условиям формирования продажных цен – особая система мировых цен на основе мировой, а не национальной конъюнктуры.

Таким образом, мировой рынок отличается столь важными показателями по сравнению с национальными, что предопределяет необходимость выделить его в особую сферу товарно-денежных отношений.

Динамизм, свойственный ему, привёл к тому, что внешняя сфера экономики развивается быстрее внутреннего производства. Всё больше возрастает та часть национального производства, которая направляется на продажу за пределы страны (экспорт).

Основными чертами и функциями мирового рынка являются:

– перемещение товаров и услуг между странами (т.е. мировая торговля) как главный внешний признак;

– первичность по отношению к производителю и функционирование в качестве центральной категории мировой экономики;

– международное разделение труда и другие факторы производства как основа действия основных экономических законов, с одной стороны, и различных коммерческих и торгово-политических факторов – с другой;

– множественность применяемых цен;

– структурированность.

К функциям мирового рынка относятся:

– регулирующая, так как мировой рынок оказывает обратное влияние на производство;

– информационная, так как мировой рынок сообщает усреднённые параметры совокупного спроса и совокупного предложения, через которые каждый из частников может оценить и адаптировать параметры своего производства;

– балансирующая – балансирует спрос и предложение через мировую цену;

– санирующая – мировой рынок «выбраковывает» из международного обмена товары, которые не соответствуют международным стандартам качества при конкурентных ценах.

Одним из важнейших понятий при оценке развития международной торговли является конъюнктура мирового рынка.

В широком смысле слова конъюнктураозначает конкретное состояние (ситуацию) на данном рынке в определённых временных, географических и иных рамках, складывающееся под воздействием совокупности конъюнктурообразующих факторов.

При исследовании конъюнктуры на различных уровнях экономики различают:

– общеэкономическую конъюнктуру, т.е. конъюнктуру в мировом хозяйстве в целом, регионе или в экономике отдельных стран;

– отраслевую конъюнктуру;

– конъюнктуру рынков отдельных конкретных товаров.

Очевидно, что для анализа конъюнктуры отдельного товара нужно знать отраслевую конъюнктуру, а для исследования отраслевой конъюнктуры – общеэкономическую конъюнктуру. Иными словами, разные уровни конъюнктуры тесно взаимосвязаны между собой. Если исходить из временных критериев, то можно говорить о текущей конъюнктуре, кратко- и среднесрочной, а также долгосрочной конъюнктуре.

Конъюнктура рынка постоянно изменяется под воздействием широкой совокупности факторов: экономических, научно-технических, политических, социальных и др. Конъюнктурообразующие факторы распадаются:

– на постоянные и переменные;

– циклические и нециклические;

– стимулирующие развитие рынка или сдерживающие его.

Конъюнктурообразующие факторы можно также классифицировать по срокам их действия:

– факторы краткосрочного действия (1–2 года);

– факторы среднесрочного действия;

– факторы долгосрочного действия.

При составлении прогнозов конъюнктуры рынка выделяют и анализируют прежде всего те конъюнктурообразующие факторы, от действия которых в максимальной степени зависит его будущее развитие.

В основе конъюнктурных колебаний в значительной степени лежит циклический характер развития экономики8. Эта цикличность конъюнктуры хорошо видна на примере конъюнктуры рынка машин и оборудования. Здесь в основе фундаментальных конъюнктурных изменений лежат как процессы обновления используемого в производстве основного капитала на базе внедрения новых технологий (что вносит существенные изменения в основные параметры производственного процесса), так и кардинальные изменения в самой выпускаемой продукции. При этом цикличность оказывается связанной с основными стадиями «жизненного цикла продукта».

В данном случае речь идёт о фундаментальных, долговременных факторах изменения конъюнктуры. Однако в реальной практике конъюнктура оказывается существенно более динамичной, изменчивой, чем движение конъюнктуры, связанное с собственно фазами больших циклов. В отдельных случаях изменения конъюнктуры могут не отражать буквально прохождение тех или иных фаз цикла, когда конкретные дополнительные конъюнктурообразующие факторы оказывают на конъюнктуру нередко противоположное фундаментальным факторам воздействие. Эти отклонения («вверх» и «вниз» от динамики «больших волн» конъюнктуры) связаны с действием нециклических, постоянных и переменных факторов. Кроме этого, в ряде случаев воздействие на конъюнктуру конкретных товаров оказывают и просто случайные, не программируемые заранее явления.

К числу постоянно действующих нециклических факторов можно отнести:

– регулирование конъюнктуры крупнейшими монополистическими объединениями;

– государственное регулирование экономики (хотя степень воздействия государства на экономическое развитие в различных странах неодинакова);

– симбиоз первых двух факторов – государственно-монополистическое регулирование (когда регулирующее воздействие является результатом срастания мощи монополий с государственными институтами);

– политические факторы, оказывающие как позитивное, так и негативное воздействие на конъюнктуру рынка.

Вместе с тем в ряде случаев можно говорить о том, что есть постоянно действующие факторы, которые традиционно определяют как нециклические, однако на самом деле они по существу имеют свою собственную цикличность. Постоянно действующим нециклическим фактором является и научно-технический прогресс, который в текущем столетии оказывает огромное влияние на конъюнктуру мирового рынка.

Конъюнктурные исследования опираются на ряд методологических предпосылок:

  1. Между всеми явлениями, определяющими развитие конъюнктуры, имеется взаимосвязь. Изменение положения на одном товарном рынке оказывает влияние на ряд других товарных рынков.

  2. Развитие различных товарных рынков характеризуется исключительной неравномерностью и даже противоречивостью движения конъюнктурных показателей. Ярким примером является разнонаправленная динамика промышленного производства в различных отраслях (топливная, цветная металлургия и т.д.).

  3. Изучение конъюнктуры включает большой круг вопросов товароведческого характера. То есть необходимо знать, какие отрасли экономики и в каком объёме являются потребителями данного товара, каковы особенности спроса и предложения отдельных видов и сортов товаров.

Изучение конъюнктуры осуществляется с помощью показателей, позволяющих количественно оценить происходящие на рынке изменения и определить тенденции в развитии, т.е. составить прогноз прежде всего кратко- и среднесрочный. Эти показатели должны дать количественную характеристику качественным изменениям в экономике в целом и в отдельных отраслях в частности.

Таким образом, ряд показателей прямо отражают изменения, а некоторые являются косвенными. Целесообразным представляется классифицировать показатели по следующим группам: производство, внутренний товарооборот, показатели внешней торговли и кредитно-денежной сферы.

Список литературы

  1. Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник. – М.: Мзд-во БЕК, 2015. – 464 с.

  2. Спиридонов И.А. Мировая экономика. Учеб.пособ. – М.: ИНФА. – М, 2014 – 256 С.

  3. Ширай В.И. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учеб. пособ. – М.: Изд-во «Дашков и К», 2015 – 528 с.

  4. Экономика России – [Электронный ресурс] – режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/

Просмотров работы: 1130