Согласно этой Концепции к 2020 году РФ должна:
войти в первую шестерку ведущих стран мира по экономической мощи – производству валового внутреннего продукта[3];
обеспечить уровень благосостояния населения до соответствующего развитым странам мира;
достичь научного, технологического и финансового лидерства, обеспечивающего специализацию страны в мировой экономике.
Системное решение поставленных задач заключается в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого типа развития к инновационному типу. Данный переход позволит резко расширить ее конкурентный потенциал за счет наращивания сравнительных преимуществ в образовании, науке и высоких технологиях. На этой основе и будут задействованы новые источники экономического роста. В современных условиях глобальной конкуренции предлагается обеспечить опережающее «прорывное» развитие в тех секторах российской экономики, которые определяют ее специализацию в мировом хозяйстве. Это, в свою очередь, обусловливает необходимость реализации четырех стратегий экономического развития:
1) использование глобальных конкурентных преимуществ России в сферах энергетики, транспорта и аграрного сектора;
2) формирование мощного научно-технологического комплекса, обеспечивающего глобальную специализацию России на высокотехнологичных рынках;
3) структурная диверсификация национального хозяйства,
4) развитие рыночных отношений, демократии и обеспечение защиты прав и свобод предпринимательства.
Однако реализация стратегий будет происходить в условиях сохранения в долгосрочной перспективе высоких темпов роста мировой экономики, поступательного развития глобализации и усиления ее региональной составляющей.
Мировой экономический рост будет достигнут главным образом за счет развивающихся стран, прежде всего Китая и Индии, которые будут определять 45–50% роста мирового хозяйства. Опережающие темпы роста затрат на НИОКР в Китае и Индии приведут к 2020 году к превращению их в одних из лидеров научно-технического развития в мире.
Таким образом, тенденции развития мировой экономики в долгосрочной перспективе создают и новые возможности, но и новые риски для Российской Федерации в плане обеспечения ее экономической безопасности.
Новые возможности для повышения уровня экономической безопасности России будут заключаться, в использовании имеющихся стратегических ресурсов, прежде всего – в реализации энергетического, транзитного, экологического и высокотехнологичного потенциала нашей страны и ее экономики. Одновременно, новая волна высокотехнологичных разработок на основе нано- и биотехнологий открывают перед Россией возможности для «порыва» на мировые рынки .В то же время нестабильность мировых рынков энергоносителей, диверсификация каналов поставки газа и нефти на европейский и китайский рынки в обход России неизбежно окажет влияние на изменение ее позиций как одного из ведущих поставщиков этих видов энергоносителей9. Одновременно глобализация финансовых рынков может повысить риски утраты российской финансовой системой своей самостоятельности и превращения ее в периферийный сегмент европейского и американского финансовых рынков.
Таким образом, перспективы экономического развития и повышения уровня экономической безопасности России будут определяться как объективными условиями и факторами развития мирового хозяйства, так и субъективными экономическими, социальными, но, главное – политическими процессами, происходящими в различных мировых регионах и в нашей стране.
В этой связи в современных условиях как никогда становится актуальной задача обеспечения экономической безопасности нашего государства.
Литература
1. Закон Российской Федерации «О безопасности» (в редакции Указа Президента РФ от 24 декабря 1993 года № 2288 и Федерального закона от 25 июля 2002 года № 116-ФЗ) // Закон Российской Федерации «О безопасности». Федеральный закон «О Федеральной службе безопасности». М.: Ось-89, 2004. — 48 с.
2. Концепция экономической безопасности Российской Федерации. Основные положения. М.: Научный совет при Совете безопасности РФ, 1994.
3. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
4. Гордиенко Д.В. Проблемы интегральной оценки экономической безопасности государства // Труды международной научно-практической конференции «Математика, информатика, естествознание в экономике и в обществе». М.: МФЮА, 2006. С. 136–142.
5. Олейникова Е.А. Экономическая и национальная безопасность: Учебник М.: Издательство «Экзамен», 2004. — 768 с.