Расходы периода представляют собой особый вид расходов предприятия. Их особенность заключается в постоянном размере данных расходов, не испытывающих на себе влияния. Они относятся к производству, а также приобретению товаров, работ или услуг [3]. В результате анализа видно, что к расходам периода относят коммерческие и управленческие расходы, которые не учитываются в процессе определения производственной себестоимости продукции, выполнения работ или оказания услуг.
На рисунке 1 отражены основные виды расходов периода [1].
Расходы периода
Расходы по реализации товарно-материальных запасов
Расходы по процентам
Общие и административные расходы
Рис. 1. Расходы периода
Расходы периода проанализированы на примере ОАО «Омск-пригород». Главные цели деятельности «Омск-пригород»:
- предоставление потребности населения в пригородных железнодорожных перевозках;
- получение прибыли. [4]
ОАО «Омск-пригород» осуществляет пригородные пассажирские перевозки на территории Омской области в четырех направлениях.
В таблице 1 отражены данные, характеризующие предъявленные ОАО «Омск-пригород» со стороны ОАО «РЖД» расходы, по пригородным перевозкам за период 2013-2015 гг.
Таблица 1. Расходы, предъявленные ОАО «Омск-пригород» ОАО «РЖД» по пригородным перевозкам, тыс. руб.
Показатель |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
Отклонение к 2014 г. |
|
+ / - |
% |
||||
Всего предъявленные расходы |
228073 |
241894 |
222194 |
-19 700 |
92% |
Инфраструктура |
2417 |
2399 |
2237 |
-162 |
93% |
Аренда подвижного состава |
15072 |
14664 |
13511 |
-1153 |
92% |
Ремонт подвижного состава, из них: |
63941 |
71569 |
78243 |
6674 |
109% |
КР |
7300 |
15984 |
21698 |
5714 |
136% |
Окончание таблицы 1.
ТР |
28052 |
27194 |
25169 |
-2025 |
93% |
ТО |
28589 |
28391 |
31376 |
2985 |
111% |
Услуги по эксплуатации и управлению транспортом |
146643 |
153262 |
128203 |
-25059 |
84% |
Таким образом, для ОАО «Омск-пригород» со стороны ОАО «РЖД» в состав затрат включены следующие расходы на оплату услуг по приведению в соответствии с требованиями инфраструктуры железнодорожного транспорта. На данные мероприятия было выделено 2237 тыс. руб. в 2015 г., что по сравнению с 2014 г. снизилось на 7 %.
Расчеты затрат на услуги ОАО «РЖД» в отношении технического обслуживания, а также проведения текущего и капитального ремонта подвижного состава, управления и эксплуатации имеющегося транспорта, проводятся в соответствии со ставками, которые рассчитываются по методике определения стоимости услуг (на основании Распоряжения старшего вице-президента ОАО «РЖД» В.В. Михайлова от 20.10.2010 г. № 2174р), оказываемых пригородным пассажирским компаниям, с учетом индексов 2015 года. При этом, в 2015 г. общие расходы на аренду подвижного состава ОАО «Омск-пригород» снизились на 1153 тыс. руб. по сравнению с 2014 г. за счет применения ставки НДС 0%.
Также в 2015 г. возросли на 6674 тыс. руб. (9% к 2014 г.) расходы на ремонт и техническое обслуживание подвижного состава вследствие произошедших изменений в расчетах за оказание услуг по техническому обслуживанию и текущему ремонту, которое принадлежит ОАО «Омск-пригород» на праве собственности. В 2014 году расчет производился по ставкам, а уже в 2015 году – по калькуляции.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что для ОАО «Омск-пригород» снижение расходов на 25059 тыс. руб., выделяемых в управления и эксплуатация было связано с изменение применяемой ставки НДС - 0%, а также снижением ставок по дорогам в соответствии с 2014 годом.
Дальнейшее развитие рыночных отношений во всех сферах и отраслях, а также потребности экономической практики, несомненно, будет и далее стимулировать различные исследования в направлении управленческого учета и путей повышения эффективность его организации и ведения на предприятиях.
В результате проведенного исследования в отношении поэлементного рассмотрения затрат ОАО «Омск-пригород» было выявлено, что преобладающим среди них элементом являются материальные затраты. Это позволяет характеризовать производство предприятия как материалоемкое.
Таким образом, возникает необходимость снижения расходов ОАО «Омск-пригород» возможно за счет непосредственного снижения материальных затрат. В этой связи выделим важный момент, касающийся того, что ОАО «Омск-пригород» приобретает продукцию для реализации, различные материалы. ОАО «Омск-пригород» следует рассмотреть вопросы о заключении договоров на поставку с другими поставщиками, по более выгодным для предприятия ценам.
Рекомендуется ОАО «Омск-пригород» уделять большее внимание анализу затрат на оказание услуги по эксплуатации и управлению транспортом, так как они по данным исследования, включают в себя значительное количество статей, которые следует снижать. Необходимо вследствие анализа оптимизировать данные затрат и найти возможные пути их сокращения. Указанное предполагает проведение дальнейшего детального анализа всех расходов внутри статьи.
Приобретение материальных активов является для ОАО «Омск-пригород» затратами, которые связаны с неизбежными потерями. Указанное объясняется тем, что для предприятия всегда будет актуальной необходимость в замене, модернизации и усовершенствовании. Здесь для ОАО «Омск-пригород» единственной рекомендацией является систематическое изучение рынка в отношении поиска поставщиков, которое могли бы предоставлять предприятию активы приемлемого качества, но по более низким ценам или же имеющих систему скидок для постоянных клиентов.
Несмотря на снижение, все еще высокими остаются расходы на осуществление пригородных перевозок на фоне общего снижения доходов ОАО «Омск-пригород» на 4,4%. Это требует проведение дальнейшего контроля над всеми статьями расходов для того, чтобы не только избежать неконтролируемого роста расходов предприятия, но также найти пути для повышения производительности ОАО «Омск-пригород».
Расшифровка затрат ОАО «Омск-пригород» по элементам (п.8 ПБУ 10/99 «Расходы организации»), приведенная в таблице показывает, что увеличились расходы на оплату труда работников предприятия. Здесь следует экономить на фонде оплаты труда за счет корректировки ежегодного процента повышения заработной платы.
Таблица 2. Расшифровка затрат по элементам (п.8 ПБУ 10/99 «Расходы организации») за период 2013-2015 гг.
№ п/п |
Наименование показателя |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
|||
1. |
Материальные затраты, в том числе: |
268 240 |
275 530 |
250 123 |
|||
1.1 |
электроэнергия |
2 177 |
1 487 |
1 027 |
|||
1.2 |
топливо |
1 151 |
723 |
565 |
|||
1.3 |
материалы |
10 562 |
6 856 |
5 339 |
|||
1.4 |
прочие материальные затраты |
254 350 |
266 464 |
243 192 |
|||
2. |
Расходы на оплату труда |
102 099 |
82 650 |
89 381 |
|||
3. |
Отчисления на социальные нужды |
29 383 |
23 388 |
25 462 |
|||
4. |
Амортизация |
24 216 |
27 640 |
24 826 |
|||
5. |
Прочие затраты |
24 175 |
25 340 |
24 493 |
|||
Итого по элементам |
448 113 |
434 548 |
414 285 |
Значительному изменению подверглись затраты на электроэнергию, которые снизились на 350 тыс. руб. по сравнению с 2014 годом за счет введения системы контроля за расходом электроэнергии. Также была модернизирована электрическая сеть, что привело к минимизации потерь.
Исходя из того, что в 2015 г. по сравнению с предыдущим периодом увеличились расходы на техническое обслуживание (далее – ТО) и текущий ремонт на 11% следует принять меры по их снижению за счет разработки сметно-финансового расчета предварительного объема работ по проведению ремонтов. Также важно разработать необходимые нормы ТО-1,ТО-2 и нормы на содержание автотранспорта.
Данные мероприятия можно сгруппировать в следующей таблице:
Таблица 3. Рекомендации по улучшению расходов периода на ОАО «Омск-пригород»
Проблема |
Рекомендации |
Общее снижение материальных затрат |
Пересмотр подвижного состава. Для решения данной проблемы необходимо сократить число вагонов, сохраняя при этом места для пассажиров. Итог – пассажиропоток останется неизменным, увеличится заполнение свободных мест (пример: пассажирская скамья рассчитана на 3-х человек. Вместо одного или двух сидящих на ней будет три) и снизятся расходы на отопление, электричество, обслуживание этого вагона. |
Снижение расходов на оплату труда |
Экономия расходов на оплату труда и страховых взносов путем недосодержания штата. |
Затратное приобретение материальных активов |
Пересмотр договоров с поставщиками. В результате – выгодные условия по приемлемой стоимости работ/услуг и экономия. |
Увеличение расходов на техническое обслуживание |
Снижение за счет разработки сметно-финансового расчета предварительного объема работ по проведению ремонтов, изменение программы ремонта. Пример – консервация частей подвижного состава. Это отсрочит появление коррозии составных частей железнодорожного подвижного состава, соответственно, техническое обслуживание обернется гораздо выгодней. |
В целом ОАО «Омск-пригород» необходимо пересмотреть статьи расходов, так как компенсирование большей части затрат из федерального бюджета на содержание инфраструктуры железнодорожного транспорта в Омске и Омской области. Хотя это и предусмотрено законодательно с 2015-го по 2030 годы, однако, осуществляется лишь при условии полной компенсации выпадающих доходов от государственного регулирования тарифов региональным бюджетом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Барсукова, И.В. Бухгалтерский учет. Отечественная система и международные стандарты: – М.: ФБК-Пресс, 2013 г. – 520 с.
2. Бережной В.И. Управление финансовой деятельностью предприятий (организаций): Учебное пособие / В. И. Бережной и др. - М.: Финансы и статистика: ИНФРА-М, 2012. - 334 с.
3. Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дьякова В.Г. Анализ финансово - экономической деятельности предприятия: Учебное пособие для вузов / Под ред. проф. Н.П. Любушина. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2012. – 471 с.
4. ОАО РЖД «Омск-пригород» о компании [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://new.omskprigorod.ru/about/