КВАЛИМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПШЕНИЧНЫХ ЗАРОДЫШЕЙ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

КВАЛИМЕТРИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ПШЕНИЧНЫХ ЗАРОДЫШЕЙ

Ярцева А.А. 1, Орловцева О.А. 1
1ФГБОУ ВО "ВГУИТ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Под понятием качества понимают способность продукции удовлетворять потребностям потребителей. В связи с этим, оценка качества является очень важным и процессом. Наиболее сложной в проверке является продукция, которая не относится к основному направлению предприятия. Например, на мукомольном комбинате побочным продуктом являются пшеничные зародыши ‑ полезный, с биохимической точки зрения, продукт, реализация которого может принести предприятию дополнительный доход.

Для того чтобы определить уровень качества продукта провели квалиметрическую оценку, включающую следующие этапы:

  1. определение номенклатура показателей качества пшеничных зародышей, путем построения «дерева свойств»;

  2. установление требований потребителей;

  3. экспертная оценка пшеничных зародышей;

  4. дифференциальный анализ продукции, выпускаемой различными предприятиями.

Первый этап — построение «дерева свойств». Объект оценивания можно охарактеризовать неопределенно большим числом показателей. Но для оценки качества необходимо учитывать лишь некоторые, которые называют потребительскими свойствами – это свойства, которые интересуют потребителя. Потребительские показатели свойств бывают простыми (единичными) и сложными (комплексными). Простые непосредственно могут быть подвергнуты измерению. Их объединяют в однородные группы, каждая из которых служит для расчета комплексного показателя. Последнее объединяют в группы, пока не будет получен единственный комплексный показатель. Полученная структура называется «деревом свойств» объекта. Для пшеничных зародышей были выбраны следующие группы показателей:

  • показатели назначения, включающие органолептические (внешний вид, вкус, цвет), физико-химические (влажность, чистота, загрязненность и зараженность вредителями, кислотное число, перекисное число), функциональные (энергетическая ценность);

  • надежности, включающие сохраняемость (срок хранения, условия хранения);

  • безопасности, включающие токсичность (медь), микробиологические вещества (плесень, бактерии, патогенные микроорганизмы, мезофильные аэробные и факультвтивно-анаэробные);

  • эргономичности, включающие транспортабельность (масса нетто, вид упаковки).

Второй этап заключался в установлении требований потребителя. Для этого были созданы специальные анкеты, в которые входили вопросы с перечнем всех включенных в «дерево свойств» показателей качества пшеничных зародышей. Анкета помогла установить, какие из них являются для потребителя наиболее важными. Так как пшеничные зародыши являются специфическим продуктом, в качестве потребителей были выбраны главные технологи или инженеры по закупкам. В результате было установлено, что наиболее важными для потребителей свойствами стали чистота, загрязненность и зараженность вредителями, наличие микробиологических организмов, внешний вид, перекисное число, кислотное число (рисунок 1).

1-Энергетическая ценность, 2-белки, 3-жиры, 4- токсичность, 5-цвет, 6-вкус, 7-влажность, 8-чистота,

9-загрязненность и зараженность вредителями, 10-срок хранения,

11-условия хранения, 12-наличие микробиологических организмов, 13-масса нетто,

14-вид упаковки, 15-внешний вид, 16-перекисное число, 17-кислотное число.

Рисунок 1 – Гистограмма показателей качества пшеничных зародышей

Наиболее важным в оценке качества является третий этап — экспертная оценка. Он проходит в две стадии:

  1. определение значений показателей свойств качества;

  2. выбор базового образца.

Экспертная оценка необходима для выявлений предприятия, которое производит наиболее качественные пшеничные зародыши, по показателям наиболее важным для потребителей (рисунок 1). Наиболее широкое распространение на практике получил метод попарного сопоставления, который по сравнению с другими экспертными методами оценки весомости свойств объектов, характеризуется наиболее высоким уровнем достоверности получаемых результатов.

Для проведения экспертной оценки качества продукции была сформирована экспертная комиссия. Из пяти человек, каждый из которых заполнил неполную матрицу по следующим производителям: 1-ЗАО «КХПС», 2-ОАО «КОЛОС», 3-ОАО «КМЗ», 4-ОАО МК «Воронежский», 5-ПАО «Лимак». По полученным данным, построили гистограмму экспертной оценки наиболее важных показателей качества пшеничных зародышей (рисунок2).

Рисунок 2 – Гистограмма экспертной оценки наиболее важных показателей качества пшеничных зародышей

В результате проведения исследований установлено, что пшеничные зародыши, вырабатываемые на ЗАО «КМЗ», обладают наилучшим качеством по четырем из шести показателей.

В основе оценки уровня качества продукции лежит сравнение совокупности показателей качества этой продукции с соответствующей совокупностью показателей качества базового образца. Базовый – это показатель качества продукции, принятый за основу при её сравнительной оценке. Эксперты оценили каждый показатель по шкале от 1 до 5. Проанализировав полученные результаты, выявили, что и в этом случае наиболее качественным образцом, является продукт, отобранный на ЗАО «КМЗ».

Заключительным этапом квалиметраческой оценки является дифференциальный метод. Дифференциальный метод оценки качества – квалификационный метод, который позволяет оценивать показатели качества по таким категориям как «превосходит», «соответствует» или не «не соответствует» определённому уровню оценки качества аналогичных изделий. В то же время при дифференциальном методе оценки качества продукции (рисунок 3) количественно оцениваются отдельные свойства изделия, что позволяет принять конкретные решения по управлению качеством заданной продукции.

1-чистота, 2-внешний вид, 3-перекисное число, 4-кислотное число

Рисунок 3 – График результатов сравнительной оценки уровня качества дифференциальным методом

При оценке уровня качества пшеничных зародышей можно сделать вывод, что наиболее близкими к показателям базового образца являются значения показателей качества производителя ЗАО «КХПС». Остальные образцы, вырабатываемые на ЗАО «КХПС», ОАО «КОЛОС», ОАО МК «Воронежский», ПАО «Лимак» были ниже базового. Таким образом, данная методика позволяет оценить качественные показатели и выбрать и выбрать наилучший вариант. С другой стороны, метод может помочь оценить конкурентоспособность собственной продукции с целью повышения качества.

Список литературы

  1. Соловьева, О. И. Методология квалиметрического оценивания социальной полезности товаров, работ, услуг [Текст] / О. И. Соловьева // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2013. – Т. 4. – С. 156–160.

Просмотров работы: 232