В подобной ситуации необходима поддержка и контроль со стороны более опытных людей, будь то друг, преподаватель или сокурсник. В свою очередь, представляется возможным привлечение студентов в научную работу аспирантов, тем самым вовлекая их в научную деятельность университетов.
Примером такого вида работы может послужить примененная на практике следующая форма взаимодействия студентов выпускного курса и аспиранта:
- проведение однократного ознакомительного собрания;
- проведение еженедельного совещательного собрания;
- проведение консультационных собраний 2 раза в неделю;
- проведение собрания промежуточного подведения итогов 1 раз в месяц;
- проведение онлайн консультаций и переговоров.
Аспирант обращается к научному руководителю или другим преподавателям с предложением создать группу для проведения научно-исследовательской и производственной работы с целью:
Аспиранту получить опыт руководства группой при научно-исследовательской работе, опыт организации и проведения собраний, мозговых штурмов, консультаций, получить научно-исследовательский данные для дальнейшей аспирантской работы.
Студентам получить опыт научно-исследовательской работы над проектом, научиться работать в команде, научиться взаимодействовать с сокомандниками и руководителем проекта, получить навыки работы с новыми технологиями организации работы, получить материалы для дальнейшей учебы, а возможно и выпускной квалификационной работы.
На первом ознакомительном собрании аспирант собирает группу, представляется, знакомится с остальными членами команды, организует взаимное ознакомление всех членов команды друг с другом. Рассказывает о разрабатываемом проекте, технологиях, которые есть на данный момент, которые могут быть применены для решения проблем в проекте. Выносит на рассмотрения вопросы анализа и выбора технологий разработки проекта. На первом собрании дается задание проанализировать технологии, которые могут быть применены для решения поставленной задачи. Дается задание изучить методологии проектирования, методологии ведения проектной документации и методологии поведения проектных групп. В группе определяется лидер, который отвечает за организацию встреч со стороны студентов. Лидер определяет дату и время встреч, согласует время внутри группы и с аспирантом. Это делается для того, чтобы аспиранту не пришлось терять время на урегулирование организационных вопросов со всеми членами группы, а только с представителем. В дальнейшем лидер является связующим звеном для самоорганизации группы. В конце ознакомительного собрания дается задание выбрать лидера и выбрать методологии и технологии, которые будут применяться для дальнейшего ведения проекта.
На последующих промежуточных собраниях аспирант отвечает на возникшие в группах вопросы, помогает решить возникшие проблемы, проверяет проведенную работу, организует план работы на следующий промежуток времени работы, помогает подобрать материал для изучения новых или проблемных вопросов, помогает проанализировать получившиеся результаты и собрать некоторые исходные данные и/или предоставить данные для дальнейшей работы.
На итоговых собраниях студенты отчитываются о проделанной работе, предоставляют отчеты, выступают с презентациями внутри группы, демонстрируют проделанную работы, объясняют результаты, аспирант подводит итоги, указывает все недостатки и достоинства работ, проводит сравнительный анализ эффективности каждого члена команды. Проект переходит на следующую стадию, все этапы повторяются заново.
В таком виде взаимодействие очень похоже на организацию работы в крупных фирмах, где аспирант выступает в роли директора, ментора, советника и заказчика проекта, а студенты группой разработчиков, в которой есть тим-лидер, отвечающий за организацию работы.
Такой формат работы является очень перспективным видом работы в рамках учебного процесса. Студенты получат навыки работы в команде, получат черты самостоятельности, взаимопомощи, само организованности, а самое главное, получат навыки работы, которые пригодятся для дальнейшей послевузовской работы в фирмах, работающих по данному принципу. При наличии системы сертификации в университете или иных способов удостоверения проведения таких мероприятий может стать и дополнительной возможностью для работодателя найти подготовленные кадры для предприятий, что будет дополнительным положительным стимулом для студентов по устройству на престижную работу.
Данный метод позволит подтолкнуть развитие студентов и аспирантов в лучшую сторону и ускорить проведение научно-исследовательских работ для дальнейшего развития технологий.
Литература:
Зимняя И.А. Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика организации и проведения. – М., 2000. – 28с.
Организация системы НИРС в университете: опыт и научно-методическое обеспечение. – М., 2002. – 72с.
Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. – М., 1996.