МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ НАУЧНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

МЕТОД ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ НАУЧНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Давлетбаев А.С. 1
1Уфимский государственный авиационный технический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современной системе высшего образования большая роль отводится самостоятельной работе студентов, которая предполагает самостоятельное развитие посредством работы над какими-либо проектами. Зачастую данный метод не приносит особой пользы в силу того, что, порой организовать самостоятельную работу и уж тем более самостоятельно выбрать необходимый для изучения материал без помощи более опытного человека очень сложно. Есть ситуации, в которых самостоятельное решение большинства поставленных задач, не гарантируют решения правильные, своевременные и наиболее эффективно решенные. К тому же, при отсутствии объективной оценки деятельности теряется интерес и важность такой работы. Студент, оказавшись сам с собой в вопросах образования и развития, может попросту перестать заниматься развитием.

В подобной ситуации необходима поддержка и контроль со стороны более опытных людей, будь то друг, преподаватель или сокурсник. В свою очередь, представляется возможным привлечение студентов в научную работу аспирантов, тем самым вовлекая их в научную деятельность университетов.

Примером такого вида работы может послужить примененная на практике следующая форма взаимодействия студентов выпускного курса и аспиранта:

- проведение однократного ознакомительного собрания;

- проведение еженедельного совещательного собрания;

- проведение консультационных собраний 2 раза в неделю;

- проведение собрания промежуточного подведения итогов 1 раз в месяц;

- проведение онлайн консультаций и переговоров.

Аспирант обращается к научному руководителю или другим преподавателям с предложением создать группу для проведения научно-исследовательской и производственной работы с целью:

  1. Аспиранту получить опыт руководства группой при научно-исследовательской работе, опыт организации и проведения собраний, мозговых штурмов, консультаций, получить научно-исследовательский данные для дальнейшей аспирантской работы.

  2. Студентам получить опыт научно-исследовательской работы над проектом, научиться работать в команде, научиться взаимодействовать с сокомандниками и руководителем проекта, получить навыки работы с новыми технологиями организации работы, получить материалы для дальнейшей учебы, а возможно и выпускной квалификационной работы.

На первом ознакомительном собрании аспирант собирает группу, представляется, знакомится с остальными членами команды, организует взаимное ознакомление всех членов команды друг с другом. Рассказывает о разрабатываемом проекте, технологиях, которые есть на данный момент, которые могут быть применены для решения проблем в проекте. Выносит на рассмотрения вопросы анализа и выбора технологий разработки проекта. На первом собрании дается задание проанализировать технологии, которые могут быть применены для решения поставленной задачи. Дается задание изучить методологии проектирования, методологии ведения проектной документации и методологии поведения проектных групп. В группе определяется лидер, который отвечает за организацию встреч со стороны студентов. Лидер определяет дату и время встреч, согласует время внутри группы и с аспирантом. Это делается для того, чтобы аспиранту не пришлось терять время на урегулирование организационных вопросов со всеми членами группы, а только с представителем. В дальнейшем лидер является связующим звеном для самоорганизации группы. В конце ознакомительного собрания дается задание выбрать лидера и выбрать методологии и технологии, которые будут применяться для дальнейшего ведения проекта.

На последующих промежуточных собраниях аспирант отвечает на возникшие в группах вопросы, помогает решить возникшие проблемы, проверяет проведенную работу, организует план работы на следующий промежуток времени работы, помогает подобрать материал для изучения новых или проблемных вопросов, помогает проанализировать получившиеся результаты и собрать некоторые исходные данные и/или предоставить данные для дальнейшей работы.

На итоговых собраниях студенты отчитываются о проделанной работе, предоставляют отчеты, выступают с презентациями внутри группы, демонстрируют проделанную работы, объясняют результаты, аспирант подводит итоги, указывает все недостатки и достоинства работ, проводит сравнительный анализ эффективности каждого члена команды. Проект переходит на следующую стадию, все этапы повторяются заново.

В таком виде взаимодействие очень похоже на организацию работы в крупных фирмах, где аспирант выступает в роли директора, ментора, советника и заказчика проекта, а студенты группой разработчиков, в которой есть тим-лидер, отвечающий за организацию работы.

Такой формат работы является очень перспективным видом работы в рамках учебного процесса. Студенты получат навыки работы в команде, получат черты самостоятельности, взаимопомощи, само организованности, а самое главное, получат навыки работы, которые пригодятся для дальнейшей послевузовской работы в фирмах, работающих по данному принципу. При наличии системы сертификации в университете или иных способов удостоверения проведения таких мероприятий может стать и дополнительной возможностью для работодателя найти подготовленные кадры для предприятий, что будет дополнительным положительным стимулом для студентов по устройству на престижную работу.

Данный метод позволит подтолкнуть развитие студентов и аспирантов в лучшую сторону и ускорить проведение научно-исследовательских работ для дальнейшего развития технологий.

Литература:

  1. Зимняя И.А. Научно-исследовательская работа: методология, теория, практика организации и проведения. – М., 2000. – 28с.

  2. Организация системы НИРС в университете: опыт и научно-методическое обеспечение. – М., 2002. – 72с.

  3. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. – М., 1996.

Просмотров работы: 294