ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ - Студенческий научный форум

IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2017

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ И ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ

Василькова В.Д. 1
1Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Тему «Двигательная активность и продолжительность жизни» можно назвать актуальной для нашего времени, так как здоровье – это важнейшее достояние человека, основа его жизни, работоспособности, творческих успехов, семейного благополучия, настроения и долголетия.  

Данная статья направлена на определение роли двигательной активности в жизни человека, выявление ее связи со здоровьем и продолжительностью жизни.

Для начала необходимо понять, что подразумевается под термином двигательная активность. Его можно определить, как естественную физическую и специально организованную двигательную деятельность человека, обеспечивающую его успешное физическое и психическое развитие. [1]

Регулярная двигательная активность в жизни человека необходима для полноценной жизни, один из аспектов которой заключается в предупреждении или отдалении развития нарушений здоровья с целью продления здоровой самостоятельной жизни.

Как физиологический процесс двигательная активность присуща любому человеку. Высокая двигательная активность способна обеспечить человеку гармоничные взаимоотношения с окружающей средой. Учение М.Р. Могендовича [2] о моторно-висцеральных рефлексах показало взаимосвязь деятельности двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов. В результате недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-рефлекторные связи, что приводит к расстройству регуляции деятельности сердечно-сосудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию дегенеративных заболеваний.

Важное значение двигательной активность объясняется тем, что она положительно влияет на все системы организма и необходима каждому человеку. Систематические тренировки делают организм более приспособленным к условиям внешней среды. Под влиянием мышечных нагрузок увеличивается частота сердцебиений, мышца сердца сокращается сильнее, повышается артериальное давление. Это ведет к функциональному совершенствованию системы кровообращения. А интенсивное полное расправление легких ликвидирует в них застойные явления и служит профилактикой возможных заболеваний.

В ответной реакции организма человека на физическую нагрузку первое место занимает влияние коры головного мозга на регуляцию функций основных систем: происходит изменение в кардиореспираторной системе, газообмене, метаболизме и др. Упражнения усиливают функциональную перестройку всех звеньев опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой и других систем, улучшают процессы тканевого обмена. Происходит увеличение работоспособности сердца, содержания гемоглобина и количества эритроцитов, повышается фагоцитарная функция крови. Совершенствуются функция и строение самих внутренних органов, улучшается химическая обработка и продвижение пищи по кишечнику.

Двигательная активность ускоряет выздоровление организма. Кроме того, восстанавливается приспособляемость выздоравливающего к климатическим факторам, повышается устойчивость к различным стрессам.

Низкая двигательная активность является четвертым по значимости фактором риска глобальной смертности (6% от общего числа смертей). Кроме того, она является основной причиной примерно 21-25% случаев рака молочной железы и толстой кишки, 27% случаев диабета и примерно 30% случаев ишемической болезни сердца.

Для продления жизни, в первую очередь, необходимы тренировки сердца, поскольку с возрастом существенно снижается его способность к максимальным напряжениям. Также происходят изменения в сосудистой системе: снижается эластичность крупных артерий, повышается общее периферическое сосудистое сопротивление. Двигательная активность способна приостановить такие изменения в организме и затормозить развитие возрастных инволюционных изменений физиологических функций, а также дегенеративных изменений различных органов и систем.

Профилактический и лечебный эффект при физической активности возможен при соблюдении ряда принципов: систематичности, регулярности, длительности, индивидуализации и ряда нагрузок.

Разработан ряд методик использования физических упражнений, предназначенных для широкого использования [3]:

  • Система Купера, совершенствующая сердечно-сосудистую и дыхательную систему;

  • Суставная гимнастика академика Амосова;

  • Различные методики мышечной силовой тренировки.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что двигательная активность имеет тесную взаимосвязь с физическим и психическим здоровьем человека, с его продолжительностью и качеством жизни. Отсюда вытекает необходимость популяризации физической культуры, информирования населения о здоровом образе жизни с целью положительного влияния на уровень благополучия страны, производительность труда, обороноспособность, экономику и общее благосостояние. Физическая культура и спорт должны стать неотъемлемым элементом образа жизни людей, культурной привычкой. Но это также означает, что приобщение к физической культуре и спорту необходимо начинать уже на самых начальных этапах роста, развития и воспитания детей, имея в виду формирование у них потребностей, мотивов, глубоких интересов к занятиям физическими упражнениями, спортом, играми. [4]

Список использованной литературы

1. Воротилкина И.М. Физкультурно-оздоровительная работа в дошкольном образовательном учреждении. – Москва, «Издательство НЦ ЭНАС», 2004. – 144 с.

2. Могендович М.Р. Современное состояние учения о моторновисцеральной регуляции (по данным зарубежной литературы): обзор работ М.Р. Могендовича и его учеников / М.Р. Могендович // ЛФК и массаж. Спорт. медицина. – 2008. – №10. – С. 48-54.

3. Сухоцкий И.В. Физическая культура: Конспект лекций для студентов заочной и дистанционной форм обучения. – М.: МГУПС (МИИТ), 2016. – 49 с.

4. Крысанкин И.В. Подвижные игры как средство формирования интереса студентов к занятиям физической культуры: Учебно-методическое пособие к практическим занятиям. – М.: МГУПС (МИИТ), 2016. – 24 с.

Просмотров работы: 4981